Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

Лишь во время господства китайцев над Задней Индией (Камбоджа, Аннам), где собственно страной серебра является Бирма, приток серебра резко вырос (на длительное время);

кроме того, серебро поступало в обмен на шелк в ходе торговли

с Западом через Бухару, особенно в XIII веке, а с XVI века — благодаря внешней торговле с европейцами. Из хроник следует, что

наряду с неразвитостью техники важной причиной низкой рентабельности серебряных рудников были большие риски.

76ношению к золоту (1368 — 4-h 1574 — 8:1, 1635 — 10:1,

1737 — 20:1, 1840 — 18:1,1850 — 14:1, 1882 — 18:1), растущий спрос усилил значимость серебра для денежного хозяйства, что привело к падению цены меди. Как

рудники, так и производство монет было прерогативой

политической власти: уже среди девяти полулегендарных ведомств в «Чжоу ли» присутствует монетных

дел мастер. Власть разрабатывала рудники отчасти

самостоятельно посредством принудительных работ,1

отчастичерез частных лиц, но с сохранением монополии правительства на выкуп всего добытого;2 значительно удорожали производство монет высокие затраты на транспортировку меди на пекинский монетный

двор, который продавал то, что превышало потребности государства в монете. Эти затраты были сами по

себе огромными. В VIII веке (в 752 году, согласно Ma

Дуаньлиню) каждый из 99 существовавших тогда монетных дворов якобы ежегодно производил 3300 мин

(по 1000 штук) медных монет. Для этого в каждом

из них было задействовано зо рабочих и израсходовано 21 200 цзиней (по 550 г) меди, 3700 — свинца и

500 — олова. Затраты на производство юоо монет составляли 750 монет, т. е. 75 %· К этому добавлялась

непомерная доля монет — номинально 25 96, на которую претендовал (являвшийся монополией) монетный

двор,3 непрестанно на протяжении столетий в одиноч-

1 О гигантском масштабе принудительных работ на золотых

рудниках сообщает написанная императором Цяньлуном история династии Мин (Yu tsiuan tung kian kang mu / Tr. par M. l’abbe

Delamarre. Paris, 1861. P. 362): в 1474 году на них было отправлено 550 тысяч человек (?).

2

Несоответствие между закупочной ценой и затратами полностью объясняет совершенно недостаточные объемы добычи.

3 Объемы чеканки, производившейся в рамках более ранней

монетной политики Китая, якобы неизвестны. См.: Weil. а. а. О.

S. 17. Но это маловероятно, иначе не окупилась бы последующая

чеканка, явно осуществлявшаяся в огромных размерах. Хроники также прямо сообщают об обратном (см. ниже).

77ку безнадежно боровшийся с чрезвычайно выгодными

подделками. Округам, в которых находились рудники,

угрожали вражеские вторжения. Нередко правительство покупало медь для производства монет за границей (в Японии) или конфисковывало частные запасы меди, чтобы удовлетворить огромную потребность

в монете. Иногда власть распространяла свою прерогативу и собственное управление вообще на все рудники, добывавшие металл. Серебряные рудники выплачивали очень значительные отчисления мандаринам

(в Гуандуне в середине XIX века — 20—33 7з %> вместе

со свинцом — 55 %)> ч т о составляло главный источник

их дохода; за это те платили правительству фиксированную сумму. Золотые рудники (особенно в провинции Юньнань), как и все остальные, были разделены

на небольшие участки и розданы горным мастерам

(ремесленникам) за отчисления, доходившие в зависимости от доходности до 40 %· О том, что все рудники

плохо эксплуатируются технически, сообщалось еще

в XVII веке: причиной этого — помимо проблем с геомантикой1 — был лежавший в основе экономической и

духовной структуры Китая традиционализм, который

затруднял серьезную реформу монетного дела. Уже

в хрониках древних времен (царство Чу при Чжуан-ване) говорится о порче монет и о провале попыток принудительно пустить испорченную монету в обращение.

Первое сообщение о порче золотой монеты встречается

у Цзин-ди — после этого они повторяются неоднократно, — а также о вызванных ею сильных помехах торговле. Однако главной бедой, видимо, были колебания

запаса монетного металла,2 от которых несравненно

1 О влиянии фэн-шуя см.: Varietes Sinolog. ? 2 (Havret H. La

prov. de Ngan Hei, 1893). P. 39.

2 Э. Био приводит запись из «Вэньсянь тун као» Ma Дуаньлиня, согласно которой при Юань-ди (48—зо годы до н. э.) запасы монет во всей стране оценивались в 730 ооо юаней по

?? ооо цяней (медных монет), из них ЗЗО ооо — во владении

78сильнее страдал именно Север, где нужно было защищаться от степных варваров, нежели испокон веков гораздо более обеспеченный металлическими оборотными средствами Юг, где была сосредоточена торговля.

Необходимость финансировать войну всякий раз приводила к принудительной монетной реформе и к использованию медных монет для производства оружия

(как у нас во время войны — никелевых монет). Установление мира означало наводнение страны медью

в результате самовольной переплавки военного имущества «демобилизованными» солдатами. Любые политические волнения могли привести к закрытию рудников; имеются сообщения об удивительных и — даже

если отбросить явные преувеличения — очень значительных колебаниях цен вследствие недостатка или

переизбытка монет. Все время возникало множество

частных монетных дворов, на которые чиновники явно закрывали глаза; отдельные сатрапии также постоянно издевались над монополией. Отчаявшись после

всех неудач утвердить государственную монополию

на производство монет, власти опять разрешили производить монету частным лицам по заданному образцу (впервые при Вэнь-ди в 175 году). Это естественным

образом привело к полному беспорядку в монетном

деле. Правда, после первого подобного эксперимента

У-ди удалось относительно быстро восстановить монополию и искоренить частные монетные дворы, а также

посредством улучшения техники производства (появление монет с прочными краями) вновь поднять престиж государственных монет. Однако вынужденный

выпуск кредитных денег (из шкуры белого оленя) для

финансирования войны с сюнну (гуннами) — которая

во все времена являлась одной из причин денежных

неурядиц — и легкость подделки серебряной монефиска, что Ma Дуаньлинь считал небольшим запасом. Biot E.

Memoire sur le systeme monetaire des Chinois // Journal Asiatique.

Serie 3. T. 6.1838. P. 278.

79ты в конечном счете привели к краху и этой попытки.

Нехватка металлических монет при Юань-ди (около

40 года до н. э.) была велика как никогда1 — видимо,

вследствие политической смуты; это вынудило узурпатора Ван Мана проводить свои бесполезные эксперименты с денежной шкалой (из 28 видов монет!). После этого производство золотых и серебряных монет

правительством — и так осуществлявшееся лишь от

случая к случаю — видимо, уже не фиксируется. Предпринятая впервые в 807 году эмиссия государственных2 оборотных средств в подражание банковским

оборотным средствам3 достигла расцвета особенно

при монголах; лишь вначале она имела металлическое

обеспечение наподобие банковского, которое затем постоянно уменьшалось. Обесценивание ассигнаций вместе с памятью о порче монеты привело к появлению

непоколебимой банковской валюты (депонированные

серебряные слитки как основа платежного оборота

в оптовой торговле в «таэлях»). А медные деньги, несмотря на очень низкую цену, не только означали чудовищное удорожание производства монет, но и являлись очень неудобной формой денег для оборота и

развития денежного хозяйства из-за высокой стоимости транспортировки. Веревка с юоо нанизанных на

1

Хроника (Ma Дуаньлинь) сообщает, что медь стоила тогда в 1840 раз дороже, чем зерно такого же веса (по другим источникам — в 507 раз), а при династии Хань она должна была

стоить в 1—8 раз дороже риса. (В последний век существования

Римской республики также установилось удивительное соотношение с пшеницей.)

2

«Бяньцянь», бумажные деньги X века, были выкуплены государственными кассами.

3

Тяжелые железные деньги в Сычуани уже в I веке привели

к появлению в купеческой среде сертификатов (цзяоцзы) гильдии

1б-ти торговых домов, т. е. банковских денег, которые позже перестали гаситься в результате неплатежеспособности. — Вероятно,

здесь у Вебера опечатка: речь должна идти о XI веке. См., например: Ивочкина Н. В. Возникновение бумажно-денежного обращения в Китае. Эпохи Тан и Сун. М.: Наука, 1990. — Примеч. ред.

80нее медных монет (цяней) сначала оценивалась в одну унцию серебра, а позже — в половину унции. При

этом колебания имеющихся объемов меди даже в мирное время были очень значительными вследствие промышленного и художественного применения (статуи

Будды), что проявлялось как в ценах, так в налоговой

нагрузке. Очень сильные колебания стоимости монеты

с их влиянием на цены постоянно приводили к краху

столь же постоянных попыток составить единый бюджет на основе чисто или почти чисто денежных налогов: приходилось вновь возвращаться к (как минимум,

частичному) натуральному налогообложению, что оказывало очевидное воздействие на тип экономики.1

1 Согласно хронике Ma Дуаньлиня, роспись государственных

доходов Китая древнейшего времени выглядела так:

зерно

медные монеты

плотная шелковая

ткань

тонкая шелковая

ткань

шелковая пряжа

газ (тончайший

шелк)

чай

сено (свежее и сушенное)

дрова

уголь («земляной

уголь»)

железо

997 год до н. э.

21 707 ооо ши

4 656 ооо гуаней

(по юоо цяней)

? 625 ооо пи (кусков)

273 ооо пи

410 ооо унций

5 170 ооо унций

490 ооо фунтов

30 ооо ооо ши

28о ооо шу

530 ооо чен

300 ооо фунтов

1 0 2 1 ГОД Н. Э.

2 2 7 8 2 ООО ШИ

7 364 ооо гуаней

? 615 ооо пи

182 ооо пи

905 ооо унций

3 995 ооо унций

? 668 ооо фунтов

28 995 ооо ши

?

2 6 ООО ЧЭН

В 997 ГОДУ ДО н. э. в ней также присутствуют: дерево для

стрел, гусиные перья (для стрел), продукты растительного происхождения.

А в 1021 году: кожа (8?6 000 чэн), пенька (370 ооо фунтов),

соль (577 ооо ши), бумага (123 ооо чэн).

81В 1077 году (после реформы денежного хозяйства и торговой

монополии Ван Ань-ши, о которой будет сказано ниже):

серебро 6о 137 унций

медь 5 586 819 гуаней

зерно 18 202 287 ши

плотная шелковая ткань 2 672 323 пи

шелковая пряжа и мягкая ткань 5 847 358 унций

сено 16 714 844 шу

К этому добавляются запутанные данные по чаю, соли, сыру, отрубям, воску, растительному маслу, бумаге, железу, углю,

шафрану, коже, пеньке и др., относительно которых хронист бессмысленным образом сообщает общий вес (з 2?? 253 фунтов).

Что касается количества зерна, то считалось, что месячное потребление одного человека составляет 1.5 ши (однако величина

ши очень сильно менялась). Доход серебром в последнем перечне, отсутствующий в первых двух, можно объяснить либо торговой монополией, либо введением сборщиками налогов до сих

пор существующего пересчета оборотной медной монеты в серебро, либо тем, что последняя роспись фиксировала реальное наличие, а две первых — планируемый бюджет (?).

Первая роспись династии Мин 1360 года, напротив, содержит лишь три позиции:

зерно 29 433 350 ши

деньги (медью и бумажными деньгами) 450 ооо унций (серебра)

шелковая ткань 288 546 штук

Таким образом, налицо значительный прогресс в приросте

серебра и исчезновение многочисленных специфических натуральных налогов, которые, видимо, фиксировались тогда лишь

в бюджетах округов, в которых и использовались. Именно поэтому цифры дают нам не очень много, поскольку неизвестно,

сколько было вычтено предварительно.

В 1795-???? годы центральное правительство получило

4.21 млн. ши зерна (по 120 китайских фунтов), зато очень сильно выросли — относительно и абсолютно — доходы серебром

благодаря активному платежному балансу Китая во внешней

торговле с европейцами после начала американской серебряной

благодати. (Последующее развитие нас не интересует.)

Согласно хроникам, с древних времен сложилась практика, когда ближайшие к столице округа поставляли малоценные натуральные продукты, а дальние округа — по мере удаления — все более ценные товары. О налогах и их влиянии см.

ниже.

82В своей денежной политике центральное правительство, помимо непосредственных военных потребностей и других чисто фискальных мотивов, должно

было учитывать и цены. Инфляционные тенденции —

в виде разрешения чеканить монету с целью стимулирования производства медных денег — сменялись

антиинфляционными мерами в виде закрытия части

монетных дворов.1 Соображениями валютной политики определялись также запрет и контроль

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн