Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

над внешней торговлей: с одной стороны, из-за страха перед оттоком денег при свободном импорте, с другойиз-за

обеспокоенности наплывом иностранных денег при

свободном экспорте.2 И хотя преследование буддистов

и даосов в основном было обусловлено религиозно-политическими мотивами, в нем присутствовал и чисто

монетно-фискальный элемент: статуи Будды, вазы,

религиозные облачения, художественное применение

денежных материалов под влиянием монастырского

искусства — все это представляло постоянную угрозу

для финансовой системы. Массовая переплавка [монет] приводила к острой нехватке денег, накоплению

меди, снижению цен и в конечном итоге — к натуральному хозяйству.3 Систематические разграбления

монастырей фиском, введение тарифов на медные товары4 и, наконец,5 попытка установить государственную монополию на изготовление бронзовых и медных

товаров, за которой позже последовала монополия на

изготовление всех металлических товаров (чтобы прекратить частную подделку монеты) — эти меры было

1 Согласно Ma Дуаньлиню, это произошло в 68?, году н. э.

2

Так, в 68з году была запрещена продажа зерна, в Японию

(где тогда преобладала чеканка медной монеты).

3 Согласно хроникам, так произошло в 702 году.

4

Впервые в 780 году н. э.

5

В VIII веке мастера монетных дел аргументировали тем,

что 1000 единиц меди, облагороженных до произведений искусства (ваз), стоили как збоо единиц, т. е. промышленное применение меди было более прибыльным, нежели монетное.

83невозможно осуществлять параллельно длительное

время. Ужесточение запрета чиновникам накапливать

земельную собственность постоянно приводило к накоплению в их руках значительных запасов меди, поэтому во времена дефицита денег наряду с очень высокими налогами часто устанавливались максимальные

пределы для денежных состояний,1 что было обусловлено ценовой политикой и интересами фиска. Неоднократные попытки перейти к железным деньгам,

длительное время ходившим наряду с медью, никак

не улучшили положение. Упоминаемое при Ши-цзуне

(X век) предложение одного из ведомств отказаться

от выпуска монет и разрешить применение металлов

(чтобы избежать монопольных цен на металлические

продукты и тем самым лишить стимула к промышленному применению металла), так и осталось нереализованным.

Политика выпуска бумажных денег была связана с этими же моментами. Стимулом для их выпуска

стали эмитированные банками деньги, которые сначала явно носили характер сертификатов, этой обычной

защиты в оптовой торговли от монетной путаницы,

а позже превратились в средства обращения, особенно

для обеспечения платежей между областями. Техническими предпосылками выступили заимствовавшаяся

с II века н. э. бумажная промышленность и удобный

метод ксилографии,2 особенно рельефная резьба вместо первоначальной техники интальо. Лишь в начале

IX века фиск стал забирать из рук купцов возможность

заработать на векселях. Сначала продолжал действовать принцип выкупного фонда (У4—7з)· Позже эмис-

1

В 8i7 году и часто позднее: не более 5000 гуаней (по юоо цяней). В зависимости от количества медных денег в собственности устанавливались различные сроки для их отчуждения.

2 Сначала она применялась для производства служебных

печатей чиновников и, начиная с Шихуан-ди, внешне маркировала переход от феодализма к патримониальному государству.

84сия банкнот также была связана с монополией фиска

на банковские депозиты. Однако на этом развитие,

конечно, не остановилось. Банкноты, изготовленные

методом ксилографии, а затем — методом гравировки на меди, быстро изнашивались из-за плохого качества бумаги. Война и дефицит монетного металла

делали их нечитаемыми. Сокращение нарицательной

стоимости до мельчайших единиц, отказ от приема

истертых до нечитаемости листков бумаги, введение

оплаты печатных расходов при замене на новые,1 но

прежде всего — ликвидация металлического фонда,2

усложнение погашения посредством переноса мест

погашения вглубь страны3 либо сначала относительно краткосрочное, а затем много раз продлевамое (на

22—25 лет) изъятие из оборота,4 осуществлявшееся

в основном в обмен на новые листки и часто с понижением номинала,5 неоднократный хотя бы частичный

отказ от приема листков в качестве средства выплаты

налогов — все это постоянно дискредитировало бумажные деньги. И здесь, конечно, ничего не мог изменить ни неоднократный приказ при каждом крупном

платеже в определенных пропорциях использовать

бумажные деньги,6 ни вводившийся иногда полный

запрет на платежи металлическими деньгами. С другой стороны, неоднократное полное погашение бу-

1

В 1155 году ? Va % были введены татарскими завоевателями

Северного Китая.

2

Еще в 1107 году. Листки обесценивались подобно ассигнациям (до Уюо стоимости).

3

Так произошло в l i n году, когда бумажные деньги были

выпущены для финансирования пограничной войны.

4 Это было регулярной формой, которая вначале рекомендовалась даже торговыми интересантами. Таким образом, банкноты носили характер казначейского векселя.

5 Старые или изношенные выпуски погашались лишь за

1/ю—7з номинала.

6

Еще в 1107 году, вследствие войны с татарами, половина

каждого платежа свыше ю ооо цяней должна была осуществляться бумажными деньгами. Подобное происходило часто.

85мажных платежных средств приводило к дефициту

денег и сокращению цен, а неоднократно планировавшееся увеличение оборотных средств срывалось из-за

сразу возникавшего искушения неограниченной инфляции в фискальных целях. В нормальной ситуации

соотношение бумажных денег к металлическим держалось в тех же границах, что и в Англии в XVIII веке (?:?? или еще меньше). Войны, захват горнорудных

районов варварами и — в гораздо меньшей мере — использование металла во времена накопления крупной

собственности и основания буддийских монастырей

приводили к инфляции, а последствия войн — к неоднократному банкротству ассигнаций. Монголы (Хубилай) пытались провести шкалированную эмиссию

металлических сертификатов (?), вызвавшую, как известно, восхищение у Марко Поло.1 Однако за этим

последовала чудовищная инфляция бумажных денег.

Уже в 1288 году произошла девальвация на 8о %. Но

значительный приток серебра вновь вернул его в обращение. Тогда попытались установить тарифные соотношения между золотом, серебром и медью (золото к серебру — ??:?, фактически — 10.25:1, унция

серебра — 2005 цяней, т. е. произошло обесценивание

меди наполовину). Частное владение золотыми и серебряными слитками было запрещено: благородные

металлы должны были стать исключительно фондом

обеспечения сертификатов. Ювелирная и медная промышленность были огосударствлены, а металлические деньги вообще перестали чеканить. Однако фак-

1

Его описание неправдоподобно. Вычет з % при погашении

изношенных билетов новыми (билетами*) и, напротив, выдача

в обмен на билеты «золота» и «серебра» по требованию каждого, кто в этом нуждался, были невозможны. Это невозможно,

даже если понимать Марко Поло так, что для этого было необходимо указать определенную промышленную цель (что возможно, по крайней мере при дословном прочтении). Ведь он

также сообщает о принуждении продавать благородные металлы за билеты.

86тически это привело к чисто бумажным деньгам, а со

свержением династии — к отказу государства от обязательств по ним.

Хотя при династии Мин вновь вернулись к упорядоченной чеканке (при этом характерно непостоянство

ценового соотношения благородных металлов: золото к серебру оценивалось как 4·?), уже очень скоро запретили использовать в качестве денег сначала золото

и серебро (i375)> а затем и медь (1450), поскольку ходившие наряду с ними бумажные деньги обесценивались. Казалось, что окончательно сложилась денежная система исключительно с бумажными деньгами.

Между тем бумажные деньги были в последний раз

упомянуты в хрониках в 1489 году, и в XVI веке наблюдались попытки усиленной чеканки медной монеты, которые также провалились. Приемлемое состояние наступило лишь с притоком европейского серебра

после установления в XVI веке прямых сношений.

В конце этого века в оптовой торговле утвердилась весовая серебряная валюта (в слитках, а по сути — банковская валюта), опять начали чеканить медную монету, и курс меди к серебру вновь стал существенно

расти. А запрещенные при династии Мин в 1б20 год у — и позже при маньчжурах — бумажные деньги

(любого рода) были полностью вытеснены. После этого объем монетного металла в денежно-хозяйственной

структуре государственных расчетов медленно, но верно увеличивался. Выпуск государственных билетов во

время второго восстания тайпинов закончился обесцениванием ассигнаций и отказом государства от обязательств по ним.

Но и обращение серебра в слитках означало большие неудобства. Его каждый раз нужно было взвешивать, и считалось легитимным, что провинциальные

банкиры покрывали свои большие издержки с помощью весов, отличных от тех, что использовались

в портовых городах. Пробу должны были проверять

87кузнецы. При сильно возросших платежах серебром

центральное правительство требовало для каждого

слитка данных о месте производства и проверки. Отлитое в форме башмака серебро в каждой местности

имело разный лом.

Ясно, что такое положение должно было привести

к банковской валюте. Гильдии банкиров в пунктах оптовой торговли, векселя которых признавались повсюду, взяли ее учреждение в свои руки и добились права

оплачивать все торговые долги банковской валютой.

Но и в XIX веке не было недостатка в рекомендациях

вернуться к государственным бумажным деньгам (например, в меморандуме 1831 года).1 И аргументы были

совершенно те же, что в начале XVII века и в Средневековье: промышленное применение меди угрожает

монетному обороту и тем самым ценовой политике, и,

кроме того, посредством банковской валюты денежная система оказывается в руках торговцев. Но тогда

до этого не дошло. Содержание чиновников — могущественных интересантов — в значительной мере выплачивалось серебром. Их широкие слои были солидарны

с заинтересованностью торговли в невмешательстве

пекинского правительства в денежную систему, поскольку шансы чиновников на получение дохода зависели от торговли. В любом случае все провинциальные чиновники были единодушно против любого

усиления финансовых властей и прежде всего против

финансового контроля со стороны центрального правительства.

А масса мелкобуржуазного населения и мелких

крестьян, несмотря на сильное, но в последние века

в целом последовательное и медленное падение покупательной способности меди, не была или лишь в незначительной мере была заинтересована в изменении

существующего положения.

1 Edkins J. Chinese Currency. 1890. P. 4.

88Банковско-технические подробности китайской

платежной и кредитной системы здесь можно оставить без внимания. Заметим лишь то, что таэль, весовая единица расчета, встречалась в трех основных

и нескольких дополнительных формах, а помеченные

клеймом банкира слитки в форме башмака имели

очень ненадежный лом. Никакой установленной тарификации медных монет не существовало уже очень

давно. Внутри страны единственными наличными

деньгами были медные. А вот запасы серебра и особенно темпы его роста с 1516 года были очень значительными.

Итак, перед нами два уникальных факта: ?) очень

резкое увеличение наличия благородных металлов

хотя и привело к некоторому росту денежного хозяйства, особенно в финансах, тем не менее сопровождалось не сломом, а явным усилением традиционализма

и не вызвало каких-либо заметных капиталистических

проявлений. Далее: 2) произошел колоссальный рост

населения (о его масштабах мы еще скажем) — без

всяких стимулов со стороны капиталистических форм

хозяйства, которые, в свою очередь, никак не стимулировались им. Скорее этот рост происходил в привязке

к (в лучшем случае!) статичной форме хозяйства. Это

требует объяснения.

На Западе в античности и Средневековье носителями финансовой рационализации, денежного хозяйства и политически ориентированного капитализма

являлись города, а в Средневековьетакже курия и

возникавшее государство. Что касается монастырей

Китая, то мы видели, что их считали чуть ли не угрозой металлическим деньгам. Городов, которые — подобно Флоренции — создали стандартные монеты и

проложили путь государственной монетной политике, в Китае не было. Здесь провалилась не только государственная валютная политика, но и попытка утвердить денежное хозяйство.

8 9Вплоть до последнего времени типичными были

оценки монастырских и многих иных приходов1 в качестве источника (преимущественно) натуральных

выплат. Несмотря на все аналогии, китайский город

в решающих пунктах также отличался от города на

Западе. Китайский иероглиф «город» означает «крепость». Это было характерно и для западной античности и Средневековья. В Китае в древности город

являлся резиденцией правителя2 и вплоть до Нового времени оставался в первую очередь резиденцией

наместника и иных крупных должностных лиц; т. е.

был местом, где — как в городах античности или, например, в Москве времен крепостного права — прежде

всего расходовалась рента: отчасти земельная рента,

отчасти должностное содержание и другие доходы,

прямо или косвенно обусловленные политически. Помимо

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн