по крайней мѣрѣ, 1,606 милліонамъ, на весь этотъ необходимый расходъ государство, земство и частная благотворительность не даютъ сообща даже 75 милліоновъ или 5% потому что изъ 75 милліоновъ слѣдовало бы вычесть еще тѣ издержки, которыя оплачиваются родителями учениковъ. Развѣ изъ этого разсчета не ясно видно, что государство, земство и частная благотворительность не могутъ сдѣлать ничего или почти ничего для образованія молодежи! И намъ еще смѣютъ толковать, послѣ этого, о какомъ‑то даровомъ и обязательномъ просвѣщеніи народа!
И такъ, родные учащихся и сами учащіеся – вотъ кто оплачиваетъ въ дѣйствительности образованіе, вотъ что несетъ на себѣ все его бремя. Родные учащейся молодежи поддерживаютъ ее своими средствами, а сами учащіеся успѣваютъ отчасти оплачивать свое образованіе тою работою, которою занимаются, находясь въ обученіи.
Но до чего доводитъ отчаянная нищета, которую мы желаемъ изгнать образованіемъ и которая сама не допускаетъ распространять желанное образованіе! Эта нищета доводитъ до того, что семейство очень часто не въ состояніи обезпечить дѣтямъ пищу, одежду и другія крайне–необходимыя средства, безъ которыхъ нельзя посѣщать школу и мастерскую. Въ этомъ случаѣ сами родители не могутъ не только содержать въ школѣ своихъ дѣтей, но сами нуждаются въ ихъ услугѣ, сами первые примѣняютъ къ нимъ ту гнусную систему эксплоатаціи и живодерства, которую придется бѣднымъ дѣтямъ испытывать потомъ, въ теченіе всей своей жизни. Вотъ почему нѣтъ ничего удивительнаго, если дѣти бѣдныхъ родителей или вовсе не ходятъ въ школу или очень рано перестаютъ посѣщать ее, не вынося почти никакихъ знаній. Вотъ почему также нельзя удивляться, если имъ приходится выбирать самыя грубыя занятія и ремесла, которыя не требуютъ почти никакого предварительнаго обученія. И такъ, за нищетой невѣжество, а за невѣжествомъ нищета и всяческая нищета.
Слѣдуя принципу безплатнаго и обязательнаго образованія, государство должно взять на себя семейныя обязанности и замѣнить родителей для бѣдныхъ дѣтей, которыхъ они не въ состояніи воспитывать. Мало того: въ тѣхъ нерѣдкихъ случаяхъ, когда родители пользуются трудомъ своихъ дѣтей, государство обязано давать имъ извѣстное вознагражденіе. Предположимъ, что число бѣдныхъ дѣтей, которымъ родные не могутъ дать на свой счетъ никакого образованія, не превышаетъ милліона; предположимъ затѣмъ, что для образованія потребуется по 0,55 франка въ день на мальчика или дѣвочку, – и выйдетъ, что государству необходимо будетъ израсходовать въ годъ болѣе 200 милліоновъ. Все ли это? Нѣтъ, подобный расходъ долженъ быть гораздо значительнѣе, потому что изъ числа восьми милліоновъ дѣтей, отъ 7 до 18 лѣтъ, мы предполагаемъ только одинъ милліонъ лишенныхъ всякихъ средствъ для образованія; на самомъ же дѣлѣ оказывается, что и остальные семь милліоновъ дѣтей не могутъ получить на счетъ своихъ родныхъ того образованія, какого требуетъ и въ правѣ требовать рабочая Демократія. И такъ, на повѣрку выходитъ, что едва ли даже одинъ милліонъ, т. е. восьмая часть молодежи, можетъ получитъ образованіе на средства своихъ родителей. И такъ, опять на повѣрку выходитъ, что для устройства начальныхъ высшихъ и техническихъ школъ, въ которыхъ должны учиться восемь милліоновъ дѣтей, большею частью бѣдныхъ, государству приходится расходовать 400, 800, даже 1,200 милліоновъ франковъ ежегодно! Но откуда, позвольте узнать, можетъ достать государство подобныя суммы?
Самый простой, разсчетъ очевидно доказываетъ намъ ту горькую истину, что при современномъ устройствѣ нашего общества, образованіе молодежи, за исключеніемъ дѣтей богатыхъ, просто мечта филантропіи. Въ дѣйствительности, какъ нищета, такъ и невѣжество – неизбѣжные спутники жизни рабочаго сословія; умственное ничтожество многочисленнаго и бѣднаго класса трудящихся безвыходно; мало того: въ политическомъ порядкѣ, основанномъ на подчиненіи и чинопочитаніи, и въ экономическомъ порядкѣ, основанномъ на лихоимствѣ, денежной анархіи и феодальномъ правѣ капитала, всякое образованіе, желательное для народа, не только безполезно, но и опасно. Вотъ почему государственные люди, занимаясь народнымъ просвѣщеніемъ, не безъ основанія старались низвести его на самую низшую степень и ограничить его необходимое развитіе. Они видѣли ясно, что при высшей степени общаго образованія нарушится старый порядокъ вещей и въ самомъ обществѣ появится масса развитыхъ людей, которые станутъ искать выхода изъ своего ненормальнаго положенія, избѣгая при этомъ полезнаго труда.
И такъ, прочь маску лицемѣрія, прочь съ пути лживыхъ заявленій и поползновеній на популярность! Господа либералы Оппозиціи такъ часто уже выражали свое отвращеніе къ Соціализму, что имъ не приходится измѣнять прежнимъ убѣжденіямъ. Вымогая нѣсколько милліоновъ франковъ для раздачи учителямъ и учительницамъ, они идутъ рука объ руку съ правительствомъ, и хотя, повидимому, тормошатъ его, но въ сущности потворствуютъ его цѣлямъ. Нѣтъ, не настоящаго образованія требуютъ они для народа, а только простого посвященія его въ азбучныя знанія, только того таинства умственнаго крещенія, которое заключается лишь въ томъ, чтобы умѣть кое какъ читать, писать, считать и помнить наизустъ нѣсколько молитвъ и пошлыхъ нравоученій. Этимъ господамъ просвѣтителямъ хочется только того, чтобы, при видѣ бѣдныхъ, ограбленныхъ и заморенныхъ работниковъ съ исхудалымъ, обезображеннымъ лицомъ, всѣ сытые и прилично одѣтые господа не стыдились бы за себя и за человѣчество и могли смотрѣть на трудящихся братій, измученныхъ работою, какъ на ручныхъ, безопасныхъ животныхъ.
Да, говорю я, настоящее народное образованіе безусловно и радикально невозможно при нынѣшнемъ порядкѣ вещей: оно мыслимо и удобоисполнимо только въ системѣ взаимности, въ которой сознается народное право и дается массѣ людей истинное развитіе; не вымышленное, а согласное съ дѣйствительными ихъ потребностями.
Вотъ въ нѣсколькихъ словахъ вся эта система. –
1. По принципу, каждый глава семейства долженъ быть въ состояніи, посредствомъ обмѣна своихъ услугъ или произведеній своего труда, воспитывать дѣтей на свой счетъ со дня ихъ рожденія до 7 или 8–лѣтняго возраста. Исполнить эту обязанность будетъ очень легко всякому семьянину, благодаря экономической реформѣ, о которой я уже говорилъ раньше.
2. Начиная съ 7 и до 18 лѣтъ, воспитаніемъ и образованіемъ юношества могутъ заниматься или сами родители у себя дома, если пожелаютъ, или въ частныхъ школахъ, устроенныхъ на ихъ счетъ и подъ ихъ непосредственнымъ управленіемъ, если они не хотятъ отдавать дѣтей своихъ въ школы публичныя. Въ этомъ отношеніи, родителямъ и общинамъ предоставляется самая неограниченная свобода: государство вмѣшивается только въ тѣхъ случаяхъ, когда, при недостаткѣ средствъ родителей и общинъ, ему приходится играть роль помощника.
3. Въ школахъ, заведенныхъ самимъ государствомъ, гдѣ, по принципу, образованіе литературное и научное должно идти совмѣстно съ техническимъ, гдѣ молодые люди, съ девяти лѣтъ и даже раньше этого возраста, должны заниматься ручною, полезною и производительною работою, тамъ всѣ расходы на образованіе оплачиваются съ излишкомъ ремесленнымъ трудомъ учениковъ.
Послѣднее обстоятельство вовсе не новость. Тоже самое происходитъ въ крестьянскомъ быту, гдѣ дѣти рано употребляются на полевыя работы и тамъ получаютъ сельское образованіе. Тоже самое ведется въ мастерскихъ и на фабрикахъ, гдѣ ученики, работая даромъ или за извѣстное вознагражденіе, оплачиваютъ трудомъ свое обученіе мастерству, продолжая заниматься, вмѣстѣ съ тѣмъ, математикою, рисованіемъ и т. д.
Допустимъ, однако, чтобы не обременять молодежь и тѣснѣе связать школу съ семействомъ, что родители учениковъ будутъ обязаны снабжать ихъ одеждою, бѣльемъ и обувью: это сократитъ дѣтскій трудъ, по крайней мѣрѣ на треть, и потребуетъ отъ семействъ расхода въ 500 милліоновъ, то есть одинъ франкъ въ недѣлю съ каждой семьи.
На государство остается только возложить обязанность обобщить эти принципы народнаго образованія. Для достиженія подобной цѣли, ему придется организовать общественныя работы такъ, чтобы въ нихъ могла принять участіе школьная молодежь; затѣмъ ему слѣдуетъ допустить ее къ участію въ частныхъ работахъ, земледѣльческихъ и промышленныхъ, на фабрикахъ, горныхъ заводахъ, въ портахъ, и для этого войдти въ соглашеніе съ компаніями, предпринимателями, фабрикантами, ремесленниками. Плата за производство работъ молодежью получается правительствомъ, которое, за вычетомъ всѣхъ издержекъ по образованію, раздаетъ остатокъ ученикамъ, бывшимъ на работахъ, пропорціонально труду и способности каждаго изъ нихъ.
Само собою разумѣется, что въ этомъ случаѣ рабочія ассоціаціи должны играть весьма важную роль. Поставленныя въ прямое отношеніе къ системѣ народнаго образованія, онѣ дѣлаются, въ тоже самое время, центрами производства и просвѣщенія. Родительскій надзоръ не покидаетъ дѣтей; рабочія массы находятся въ ежедневномъ сближеніи съ молодою арміею труженниковъ; работа и образованіе, такъ долго и нелѣпо раздѣленныя, соединяются, наконецъ, и становятся вполнѣ неразлучными и солидарными между собою. Не замыкаясь въ узкую спеціальность, техническое образованіе заявляется цѣлымъ и непрерывнымъ рядомъ работъ, которыя, при постепенномъ и интегральномъ ихъ исполненіи, дѣлаютъ изъ каждаго ученика настоящаго работника. Свободная промышленность находитъ въ этомъ положительную выгоду. Въ семействахъ и въ государствѣ водворяется невозмутимое спокойствіе и безопасность. Благодаря этому порядку вещей, контрактъ обученія обращается въ договоръ взаимности между всѣми отцами семействъ, которые получаютъ возможность давать своимъ дѣтямъ самое разностороннее и дѣйствительно–полезное образованіе.
Что же касается задѣльной платы, которую станетъ получать учащаяся молодежь за свои работы, – то въ этомъ нѣтъ ничего невѣроятнаго, нѣтъ ничего, что не дѣлалось бы даже въ настоящее время. Пятьдесятъ пять сантимовъ въ день! – Развѣ эту плату такъ трудно заработать шестьнадцатилѣтней дѣвочкѣ или мальчику 18–ти лѣтъ?!
Я говорю и подтверждаю, что, въ порядкѣ промышленной ассоціаціи, политической федераціи и взаимнаго обезпеченія, нѣтъ ничего легче, какъ завести такую систему воспитанія и образованія, которая, давая научное, техническое и ремесленное знаніе, пищу, одежду и жилище, все это на сумму 1606 милліоновъ въ годъ, не будетъ стоить почти ничего ни семействамъ, ни общинамъ, ни государству. Теперь же я прибавляю, что, въ порядкѣ политической власти, промышленнаго и финансоваго феодализма, артистическаго и литературнаго цыганства, денежной анархіи и взаимнаго живодерства, которое господствуетъ повсюду, для народнаго образованія нельзя сдѣлать ничего или почти ничего. Ни трудъ, ни пропитаніе семействъ, первыхъ органовъ воспитанія, положительно не обезпечены; литературное и научное образованіе, исключая весьма рѣдкіе случаи, вовсе не связано съ ремесленнымъ обученіемъ; ни промышленности, ни государственныя работы, наконецъ, не устроены такъ, чтобы въ нихъ могли принять участіе милліоны юныхъ рабочихъ, готовыхъ съ радостью взяться за полезный, производительный трудъ и за самую дешевую цѣну.
Удивляйтесь еще послѣ этого, что наша молодежь такъ дурно воспитана; что ея полуобразованіе хуже полнаго невѣжества; что сословіе рабочихъ, обезсмысленное частичнымъ раздѣленіемъ труда, не можетъ, по настоящему, даже называть себя честнымъ именемъ «рабочихъ» и заслуживаетъ скорѣе всего названіе толпы поденщиковъ или шайки наемниковъ! Какая, въ самомъ дѣлѣ, возмутительная нелѣпость господствующаго порядка! – У насъ восемь милліоновъ молодежи, отъ 7 до 18 лѣтъ возраста, способны трудиться и, заработывая въ сутки, въ теченіе трехсотъ дней въ году, отъ 0,10 до 1 франка, могутъ оплатить сами свое образованіе на сумму свыше 1,300 милліоновъ, требуя отъ семействъ только ничтожныхъ расходовъ на одежду, бѣлье и обувь. И что же? Изъ этой молодежи мы не умѣемъ извлечь никакой пользы и, благодаря нашей позорной неумѣлости, не можемъ найдти средствъ для ея