обществъ, между которыми надо отыскать связь: общества производства, общества потребленія и общества кредита, – существуютъ и другія общества – вспомоществованія, страхованія, обученія, чтенія, трезвости, пѣнія и т. д. Прибавьте къ этому общества, опредѣленныя сводомъ законовъ: общества гражданскія и торговыя, общія товарищества имуществъ и барышей или общины; товарищества на вѣрѣ и анонимныя общества. Это все вещи разныя, и писателю, который захотѣлъ бы писать объ ассоціаціи, слѣдовало бы прежде всего постараться отыскать принципъ, которымъ можно было бы привести къ одной общей формулѣ эти безчисленныя ассоціаціи; но тогда этотъ принципъ сталъ бы выше принципа самой ассоціаціи.
Очевидно, что три четверти, если не четыре пятыхъ такой націи, какъ наша, – собственники, земледѣльцы, мелкіе промышленники, литераторы, артисты, чиновники и т. д. – не могутъ считаться живущими въ обществѣ; стало быть или надо объявить ихъ отнынѣ стоящими внѣ реформы, внѣ революціи, или надо допустить, что слово общество, ассоціація не удовлетворяетъ наукѣ; надо найти другое слово, въ которомъ съ простотою и энергіею соединялась бы широта принципа. Наконецъ, мы показали, что въ новѣйшей демократіи политическій принципъ долженъ быть тождествененъ съ принципомъ экономическимъ: а этотъ принципъ уже давно названъ и опредѣленъ; это принципъ федераціи, синонимъ взаимности или взаимной гарантіи, не имѣющій ничего общаго съ принципомъ ассоціаціи.
16
Ложное единство отличается преимущественно своимъ матеріализмомъ. Для управленія подобнымъ строемъ достаточно было бы обезьяны. Машина заведена, – и все повинуется. Никто не осмѣливается требовать отъ центральной власти ни ума, ни обезпеченія, ни нравственности. Она хочетъ, она повелѣваетъ она власть – и все тутъ.
Централизація доставила торжество парижской общинѣ послѣ сентябрскихъ убійствъ, а потомъ, 31 мая, Марату. Она вызвала тріумвиратъ Робеспьера, Сенъ–Жюста и Бутона; она сдѣлала возможнымъ Терроръ и поддерживала его четырнадцать мѣсяцевъ. Она подготовила 18–ое брюмера и едва не помогла, два года спустя, Кадудалю. Если бы Бонапартъ былъ убитъ адскою машиной, Реставрація, начавшаяся только въ 1814 году, явилась бы двѣнадцатью годами раньше. Благодаря централизаціи, въ то самое время, когда Наполеонъ посылалъ свои указы изъ Москвы, въ самомъ Парижѣ едва не воцарился Малетъ. Централизація, сдѣлала то, что въ 1814 году актъ капитуляціи Парижа легъ въ основаніе тогдашней конституціи. Централизація, погубившая династію Бурбоновъ, погубила и Орлеановъ. 2 декабря было дѣломъ семи человѣкъ. При централизаціи управляетъ не человѣкъ, не герой или заговорщикъ, не Лафайетъ, Дантонъ или Маратъ, даже не Конвентъ, не Директорія, не Король, не Императоръ, – все въ рукахъ великаго города Парижа; все идетъ изъ центра.
17
При равенствѣ федеральныхъ государствъ, достаточно одного собранія; но если они не равны, то для возстановленія равновѣсія для федеральнаго представительства необходимы двѣ палаты или два совѣта: въ одинъ изъ нихъ всѣ государства, безъ различія числа народонаселенія и пространства области, посылаютъ равное число представителей; въ другой совѣтъ депутаты назначаются государствами въ числѣ, соотвѣтствующемъ величинѣ каждаго. (Такова федеральная конституція Швейцаріи, гдѣ двойственность парламента имѣетъ совершенно другое значеніе, чѣмъ въ конституціяхъ Англіи и Франціи).
18
По многимъ причинамъ, мы охотно согласились бы не переводить этихъ страницъ, гдѣ Прудонъ говоритъ о политикѣ, между прочимъ и потому, что совершенно не раздѣляемъ практическихъ взглядовъ автора. Намъ даже непріятно видѣть, какъ Прудонъ, въ этой вздорной области политическихъ вопросовъ, берется еще за несвойственное ему дѣло «практическаго» построенія, бредетъ по слѣдамъ аббата Сіэйса и Камбасереса и созидаетъ для Франціи планъ новой (уже которой по счету?) конституціи. При всемъ томъ, намъ кажется, что недобросовѣстно скрывать отъ русскихъ читателей промахи и увлеченія Прудона, тѣмъ болѣе, что слабость и наивность его политической практики слишкомъ очевидны и могутъ предостеречь всякаго отъ увлеченій «практическими» рѣшеніями, которыя теперь совершенно неумѣстны.(Ред.)
19
Это доказывается фактомъ, мало извѣстнымъ, но чрезвычайно замѣчательнымъ. Въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ Дубскаго департамента, въ Монбелліарскомъ округѣ, народонаселеніе состоить частью изъ католиковъ, частью изъ протестантовъ, и здѣсь нерѣдко можно встрѣтить, что одно и то же зданіе въ различные часы служитъ для богослуженія обоихъ исповѣданій и никогда не случается тамъ никакихъ столкновеній. Очевидно, эти добрые люди заключили другъ съ другомъ договоръ взаимной терпимости для обрядовъ своихъ исповѣданій, и взаимность устранила всякую возможность столкновенія. Въ деревняхъ этихъ не было примѣра и никогда не слыхано, чтобы кто нибудь перемѣнялъ религію, или чтобы кто нибудь совершалъ въ отношеніи другихъ враждебные поступки изъ‑за религіозной ревности Но нѣсколько лѣтъ тому назадъ, архіепископъ Безансонскій сталъ сѣять сѣмяна раздора: онъ велѣлъ построить для своихъ прихожанъ особыя церкви. Истинный другъ мира и человѣчества просто старался–бы украсить и расширить домъ божій, понялъ бы что этотъ храмъ–церковь – прекраснѣйшій памятникъ, какой только люди могутъ построить въ честь христіанскаго милосердія. Но архіепископъ разсудилъ иначе. По мѣрѣ силъ своихъ онъ старается противопоставить одну религію другой, одну церковь другой, одно кладбище другому. Когда наступитъ страшный судъ, не нужно будетъ отдѣлять козлищъ отъ овецъ – объ этомъ уже позаботились заблаговременно.