на традиционные пентагоновские военные планы, которые были в основном оборонительным ответом на вторжение или нападение. (4)
Подобно агрессивной превентивной доктрине 2002 года Буша новый «Конплан 8022» был наступательным. Он мог быть приведен в действие лишь на основании «ощущения» неотвратимой угрозы и приведен в исполнение без утверждения Конгрессом, лишь по приказу президента. Исчезли конституционные «сдержки и противовесы», которые американские отцы- основатели специально позаботились включить в Конституцию. Теперь президент сам мог начать ядерную войну, не дожидаясь нападения.
Учитывая это грубое игнорирование и Бушем, и вице-президентом Чейни конституционной системы сдержек и противовесов между полномочиями трех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной) в пользу того, что администрация Буша назвала «единым исполнительным органом», «Конплан 8022» вызывал тревогу. И это мягко сказано. (5)
Новый «Конплан 8022» предоставляет президенту США возможность отдать приказ выпустить ракеты по любой и каждой мыслимой цели, угроза со стороны которой всего лишь предполагается или даже всего лишь потенциальна и не доказана. Достаточно припомнить детали по поводу фальшивых или ложных «ощущений» в Пентагоне и в офисе вице-президента по поводу иракского ОМП в 2003 году.
«Конплан 8022-1» вступил в силу в 2004 году (Источник: ФАС)
Следуя распоряжению Рамсфелда в июне 2004 года генерал Ричард Майерс, тогда председатель Объединенного комитета начальников штабов, подписал приказ сделать «Конплан 8022» оперативным. Отборные подразделения несущих ядерные заряды бомбардировщиков, межконтинентальных баллистических ракет и «информационных приемов войны» (так!) были развернуты против неназванных особо важных целей в странах-«противниках». (6)
Был ли это Иран, даже при том, что он никогда не нападал ни на Соединенные Штаты, ни на кого-либо еще? Или это КНДР, которая за целых 50 лет ни разу так и не атаковала даже Южную Корею, не говоря уже о какой-либо другой стране? Или это Китай — «противник», раз уж он просто становится слишком влиятельным экономически?
Или нынешний противник — это Россия, раз она отказалась вернуться и признать себя государством-вассалом Американской империи (7), если использовать термин Бжезинского?
Ясных ответов не было, но мир понемногу начинал испытывать тревогу по поводу неприятных тенденций, проявляющихся в основах американской державы, ее правовых рамках, в ее процедуре принятия решений, не говоря уже о ее мотивах.
Поскольку в Соединенных Штатах не проводилось никаких открытых обсуждений по поводу «Конплана 8022», значит, не было и никаких дискуссий о каких-либо вопросах, потенциально связанных с ядерными. Большинство американцев жило в состоянии счастливого неведения, больше озабоченное простым выживанием в условиях экономического краха.
«Конплан» содержит значительный компонент ядерного удара, что делает июньское распоряжение Рамсфельда 2004 года еще более опасным для мира, мира, который и в самом деле возомнил, что призрак ядерного гриба остался далеко в прошлом. Это правда, что общее количество ядерных вооружений США снизилось после окончания «холодной» войны. Но США подталкивают мир к пропасти ядерной войны в результате ошибки в расчетах.
Некоторые более серьезные умы уже начинали задавать себе вопрос, как произошло, что политика США, бывших когда- то маяком вольности и свободы, так плотно попала под влияние вооруженных сил. Ответ на это тоже имеет долгую историю.
Примечания
Dirks Т. Review of «Dr, Strangelove: or How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb» // www.filmsite.org/drst.html.
Ibid. Диалог из фильма «Доктор Стрейнджлав».
Engdahl F. W. When Cowboys Don’t Shoot Straight // Asia Times Online. March 1,2007.
Kristensen H. M. Global Strike: A Chronology of the Pentagon’s New Offensive Strike Plan // / Washington, D.C: Federation of American Scientists. March, 2006 // www.fas.org/ssp/docs/ GlobalStrikeReport.pdf.
Arkin W. Not Just A Last Resort? A Global Strike Plan, With a Nuclear Option // The Washington Post. May 15, 2005.
Во время президентства Буша Чейни и его помощник Дэвид Аддингтон продвинули причудливую и фактически неконституционную теорию, так называемую теорию единого руководства. Как отметил журналист Роберт Парри, идея единого руководства Чейни «утверждает, что вся без исключения исполнительная власть должна быть в президентских руках». Президент Джордж Буш-младший с самого начала своего президентства утверждал, что президентская власть должна быть односторонней и не сдерживаемой. Анализируя претензии Буша на единое руководство, автор Дженнифер ван Берген отмечала, что «у президента нет неограниченной исполнительной власти, даже в качестве Главнокомандующего вооруженных сил. Наше правительство было преднамеренно создано с разделением власти между тремя ветвями, а не сконцентрированной в одной… Разделение полномочий, таким образом, не просто талисман: это — основа нашей системы». (Bergan J. Van. The Unitary Executive: Is The Doctrine Behind the Bush Presidency Consistent with a Democratic State?//FindLaw. January 9, 2006 // writ.news. findlaw.com/commentary/20060109_bergen.html.
Arkin W. Not Just A Last Resort?…
7 Brzezinski Z. The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives. New York: Basic Books, 1998. Русское издание: Бжезинский З. Великая Шахматная доска. М., 1999.
Глава 9. ПОСТОЯННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЕННОЕ ЛОББИ
Совет правительству: мы должны принимать меры против обретения военно-промышленным комплексом нежелательного влияния, преднамеренного или нет. Потенциал для пагубного возвышения этого неуместного влияния существует и сохранится. Мы никогда не должны позволять давлению этой комбинации подвергать опасности наши привилегии или демократические процессы…
Прощальное обращение к нации президента Дуайта Д. Эйзенхауэра, 17 января 1961 года
Военно-промышленный комплекс приходит в Вашингтон
Гегемония Соединенных Штатов, начиная с победы во Второй мировой войне, зависела от двух столпов. Первым была роль доллара США в качестве мировой резервной валюты. Здесь безусловная оценка нефти и большинства других важных товаров потребления только в долларах США сыграла существенную роль в сохранении господства американского капитала после 1971 года, когда Вашингтон в одностороннем порядке отменил покрытие доллара золотом.
Это нефтяное и товарное долларовое господство было впоследствии укреплено главенствующей ролью банков Уолл Стрита на мировых финансовых рынках, особенно их подавляющее доминирование в торговле финансовыми производными инструментами бизнес, который оценивается только в долларах и сегодня имеет оборот сотни триллионов долларов ежегодно.
Второй столп американского превосходства, особенно начиная с конца 1980-х годов, был подавляющим господством американской военной силы. Это господство глубоко обуславливалось переплетением в единую сеть политических мозговых центров внутри и вокруг Вашингтона (округ Колумбия) и горстки гигантских глобальных оборонных подрядчиков, чье влияние стало непропорционально большим в результате финансирования ими американских политических партий.
Это явилось современным воплощением влияния военно-промышленного комплекса, относительно которого предупреждал президент Дуайт Д. Эйзенхауэр в своей последней публичной речи перед тем, как покинуть Белый дом в январе 1961 года.
В ней бывший военный, командующий американскими силами в Европе предупредил своих сограждан:
«Совет правительству: мы должны принять меры против обретения военно-промышленным комплексом нежелательного влияния, преднамеренного или нет. Потенциал для пагубного возвышения этого неуместного влияния существует и сохранится.
Мы никогда не должны позволять давлению этой комбинации подвергать опасности наши привилегии или демократические процессы. Только бдительное и хорошо осведомленное население может добиться надлежащего слияния огромной оборонной индустрии и военной машины с нашими мирными методами и целями так, чтобы безопасность и свобода могли процветать вместе.»(1)
Американский Совет безопасности
Одной из наименее известных и самых влиятельных организаций, формулировавшей политические инициативы для военно-промышленного комплекса, был Американский Совет безопасности (АСБ), базирующийся в Вашингтоне, округ Колумбия. Он был основан официально в 1956 году, хотя его зарождение датируется 1938 годом. Некоммерческий АСБ оказал глубокое влияние на историю Соединенных Штатов и их глобальную лидирующую роль, оставаясь практически полностью огражденным от общественного внимания. Он играл видную роль в почти каждой важной программе внешней политики или национальной безопасности, начиная со Второй мировой войны. На его веб сайте с гордостью говорится:
«Выдающийся список достижений АСБ может заставить гордиться всех американцев. Это история видных представителей бизнеса, рабочего класса, академии и правительства, которые сотрудничали задолго до того, как была в 1956 году сформирована организация, известная как АСБ. Они были государственными деятелями, которые были или в центре событий, или хотя бы на периферии власти.
Происхождение АСБ относится к 1938 году. Правящие круги, которые сформировали Совет, с первых дней состояли из самых влиятельных людей в американском истеблишменте тех дней.» (2)
Достаточно интересно, что именно в 1938 году те же самые ведущие круги внутри и вокруг Совета по международным отношениям и с финансированием от Фонда Рокфеллера запустили свой инновационный и монументальный проект «Изучение войны и мира».
Проект «Изучение войны и мира» разрабатывал схему установления послевоенной американской абсолютной власти, которая маскировала бы свои реальные намерения вводящей в заблуждение риторикой об «антиколониализме», «свободном предпринимательстве» и поощрением «демократических идеалов» во всем мире. В этом проекте Совета по международным отношениям засветились также и многие из тех, кто был вовлечен в Американский Совет безопасности и его милитаристскую повестку дня. Они стали архитекторами новой американской империи, которую один из ее самых влиятельных адвокатов и основатель журналов «Тайм» и «Лайф» Генри Льюс назвал «Американским веком». (3)
Первая комиссия по АСБ включала Генри Льюса и его обладающую политическим влиянием супругу Клэр Бут Льюс. После Второй мировой войны и во время «холодной» войны близкого друга руководителя разведки Аллена Даллеса Генри Льюса считали одним из самых ценных активов ЦРУ в СМИ. Еще одним членом правления влиятельного АСБ стал Джей Лавстоун. Лавстоун был директором Отдела международных отношений Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов, который тайно направлял миллионы долларов ЦРУ на антикоммунистическую деятельность по всему миру, особенно в Латинской Америке. Двумя другими чрезвычайно влиятельными и богатейшими американскими предпринимателями, которые способствовали учреждению АСБ, были председатель сети гигантских чикагских универмагов «Маршалл Филд» реакционер Хьюстон Макбэйн и Теодор В. Хаузер, председатель еще большей сети магазинов «Сирс эн Робак».
Остальные члены-учредители АСБ включали некоторых из самых видных военных ястребов послевоенной эры. Один такой ястреб — старший офицер ЦРУ Рей С. Клайн, автор печально известного доклада ЦРУ (4), который, манипулируя американским общественным восприятием, привел к трехлетней Корейской войне, которая, в свою очередь, была крайне важна для оправдания постоянной американской экономики военного времени.
Другие имена в списке АСБ: голливудский медиа-магнат Уолт Дисней; бывший посол в СССР и военный связной Рузвельта и Черчилля Аверелл Харриман; сенатор Томас Дж. Додд (штат Коннектикут) (отец нынешнего американского сенатора Криса Додда, замешанного в текущем спасении Уолл-Стрит); сенатор-ястреб Генри М. Скуп Джексон (штат Вашингтон); генерал Дуглас Макартер; бывший спикер американской палаты представителей Сэм Рэйбурн (штат Техас); Нельсон А. Рокфеллер, наследник «Стандарт Ойл», военный начальник ЦРУ в Латинской Америке, позднее советник по национальной безопасности президента Эйзенхауэра и вице-президент при Джеральде Форде; советник Кеннеди Юджин В. Ростоу; сенатор Джон Тауэр, позднее министр обороны при Рейгане; генерал Натан Твининг, ВВС США; и адмирал Элмо Цумвальт, ВМС США.
Согласно одному хорошо осведомленному источнику:
«[АСБ работал с] чиновниками из Пентагона, Совета национальной безопасности и организаций, связанных с ЦРУ, обсуждал стратегию «холодной» войны с лидерами многих крупных корпораций, такими как «Юнайтед Фруит», «Стандарт Ойл», «Хонивел»,