американского столетия» (ПНАС) является неоконсервативным мозговым центром, связанным с Американским институтом предпринимательства. На веб-сайте ПНАС говорится, что организация была создана весной 1997 года как «некоммерческая образовательная организация, цель которой заключается в содействии американскому глобальному лидерству».
Основные положения идеологии ПНАС можно найти в документе, опубликованном в сентябре 2000 года и озаглавленном «Перестраивание американской обороны: стратегия, силы и ресурсы в новом столетии», в котором «Проект» открыто выступает за глобальное военное господство. Многие члены ПНАС занимали высокие руководящие должности в администрации Джорджа Буша. «Проект» является инициативой «Нового гражданского проекта», имена спонсоров которой не сообщались в налоговые ведомства. (1) С 1997 года задокументировано 600 тысяч долларов пожертвований организации ПНАС из трех консервативных фондов: Фонда Брэдли (500 тысяч долларов), Фонда Джона М. Олина (50 тысяч долларов) и Фонда Сары Меллон Скайф (50 тысяч долларов).
В 2009 году двое из основателей ПНАС, Уильям Кристол и Роберт Каган, начали то, что некоторые называют «ПНАС 2.0» или «Внешнеполитическая инициатива».
«Проект нового американского столетия» был учрежден Уильямом Кристолом и Робертом Каганом в 1997 году, зародившись еще в 1992 году в Пентагоне. Первые 25 членов ПНАС были эклектичной смесью ученых и консервативных политиков, некоторые из них впоследствии заняли высокие посты в администрации президента Джорджа Буша-младшего. ПНАС прославился своей сосредоточенностью на Ираке, которая проявилась еще до того, как Буш стал президентом, и до террористического нападения 11 сентября 2001 года. В 1998 году группа написала письмо президенту Биллу Клинтону, сенатору от Миссисипи Тренту Лотту (тогда лидеру большинства в Сенате) и Ньюту Гингричу (тогда спикеру палаты представителей), требуя проводить более жесткую линию в отношении Ирака. К тому времени численность группы возросла, к ней примкнули такие лица, как посол в ООН времен Рейгана Джин Дж. Киркпатрик и давний вашингтонский воитель «холодной» войны, приверженец «Ликуда» Ричард Н. Перл. По словам Уильяма Риверса Питта:
«два события влили ПНАС в русло американского правительства: скандальные выборы президента Джорджа Буша- младшего и нападения 11 сентября. Когда Буш занял пост президента, люди, которые создавали и питались имперским мечтами ПНАС, стали теми, кто управляет Пентагоном, Министерством обороны и Белым домом. Когда рухнули башни-близнецы, эти люди наконец увидели шанс превратить свою программу в основную политику.» (2)
Несколько членов ПНАС «первого состава», включая Чейни, Халилзада и семью Бушей, имели связи с нефтяной промышленностью. Многие другие на протяжении долгого времени составляли костяк армейского истеблишмента или «стратегических исследований» «холодной» войны, в том числе Эллиот Абрамс, Дик Чейни, Пола Добрянски, Аарон Фридберг, Фрэнк Гаффни, Фред Си. Айкл, Питер У. Родман, Стивен Р. Розен, Генри С. Роуэн, Дональд Рамсфелд, Джон Р. Болтон, Вин Вебер и Пол Вулфовиц. Неудивительно, что, хотя группа и уделяла чрезмерное внимание к Ираку, ее первоочередное внимание было сосредоточено на необходимости «перевооружения Америки». Перспектива обогащения на добыче нефти может частично объяснить сосредоточенность группы на Ираке, но эта мотивация была похоронена под риторикой о национальной безопасности и необходимости в сильной национальной обороне.
Но, чтобы обосновать необходимость «перевооружения» страны, должны были быть найдены причины. В более безопасном мире в конце 1990-х годов на фоне отсутствия в обозримом пространстве каких-либо конкурентов Ирак и «противоракетная оборона» против «государств-изгоев» стали основными играми в единственной сверхдержаве. Связи группы с пропагандой и продвижением ПРО прослеживаются через Дональда Рамсфелда, который в 1998 году возглавлял двухпартийную комиссию «Угроза баллистических ракет для США», и Вина Вебера, официального лоббиста «Локхид Мартин» и других компаний из «Списка 500» «Форчун».
Согласно статье Уильяма Риверса Питта от 27 февраля 2003 года, ПНАС «вел агитацию за войну с Ираком с момента своего создания и был движущей силой при разработке и прохождении Закона свободы для Ирака, законопроекта, который придал видимость законности конечного замысла за кулисами этого конфликта. Имена каждого из видных членов ПНАС стояли под письмом, переданном президенту Клинтону в 1998 году и критиковавшим его за невыполнение Закона путем введения войск в Багдад.
ПНАС передал миллионы долларов налогоплательщиков для оппозиционной к Хуссейну группы под названием «Иракский национальный конгресс» (ИНК) и его лидеру Ахмеду Чалаби, несмотря на тот факт, что Чалаби был заочно приговорен иорданским судом к 22 годам тюремного заключения по 31 пункту за банковское мошенничество. Чалаби и ИНК на протяжении многих лет собирали деньги в свою поддержку, обещая нефтяные контракты каждому, кто будет способствовать их приходу к власти в Ираке.
«Проект нового американского столетия» стремится распространить то, что они называют «Пакс Американа», на весь мир. По сути, их целью является превращение Америки, единственной оставшейся сверхдержавы, в планетарную империю силой оружия. В докладе, опубликованном ПНАС в сентябре 2000 года, озаглавленном «Перестраивание американской обороны», сформулирован план, который требует значительно увеличить расходы на оборону и [вести] боевые действия на нескольких крупных театрах войны во имя установления американского господства. Первым был достигнут новый бюджетный план Буша, который затребовал на оборону точно ту сумму в долларах США, которая была запрошена ПНАС в 2000 году. В стадии реализации меры о ведении войн.» (3)
Основные положения
Среди основных выводов документа ПНАС «Перестраивание американской обороны» были следующие:
«Разработка и развертывание глобальной ПРО, чтобы защитить американскую родину и американских союзников и обеспечить надежную основу для проецирования силы США во всем мире.
Контролировать международное сообщество в киберпространстве и космосе и проложить путь к созданию новой военной службы — Американских космических сил — с миссией контролирования космического пространства.
Увеличить расходы на оборону, добавив еще от 15 млрд до 20 млрд долларов к общим ежегодным расходам на оборону.
Применить «революцию в военном деле» [переход к высокотехнологичному, беспилотному оружию], чтобы обеспечить долгосрочное превосходство обычных вооруженных сил США.
Необходимость разработки нового семейства ядерных вооружений, направленных на решение новых военных потребностей, поскольку с их точки зрения, США «практически прекратили разработку более безопасного и эффективного ядерного оружия».
Реализация многочисленных полицейских миссий, которые потребуют постоянного распределения вооруженных сил США.
Америка должна защищать свою родину, перестраивая свои ядерные силы и системы противоракетной обороны, что смягчит последствия распространения баллистических ракет и оружия массового уничтожения.
Необходимость в увеличении периметра безопасности США, также США должны стремиться к созданию сети баз развертывания или передовых оперативных баз для наращивания досягаемости текущих и будущих сил, ссылаясь на необходимость выйти за пределы Западной Европы и Северо-Восточной Азии и обеспечить постоянное военное присутствие в Юго-Восточной Азии и в других регионах Восточной Азии. Необходимость справиться с возвышением Китая к статусу великой державы.
Перенацеливание Военно-воздушных сил США в направлении сил глобального первого удара.
Отказ вместе с уходом администрации Клинтона от «приверженности» Договору о противоракетной обороне.
КНДР, Ирану, Ираку или подобным государствам (не должно быть позволено) подрывать американское господство, запугивать американских союзников или угрожать самой американской родине.
Главная военная миссия состоит в необходимости сохранить «Пакс Американа», а однополярность в XXI веке — это безопасность и расширение зоны демократического мира, недопущение возникновения новых великодержавных конкурентов, защита ключевых регионов (Европа, Восточная Азия, Ближний Восток) и использование трансформации войны.»
Согласно докладу ПНАС, «американский мир оказался самым мирным, стабильным и прочным. Но ничто в международной политике не застывает во времени; даже глобальный «Пакс Американа» не сохранит себя». Чтобы сохранить этот «Американский мир» в XXI веке, доклад ПНАС приходит к выводу, что мировой порядок «должен иметь надежный фундамент на бесспорном американском военном превосходстве». Доклад поражает своей дальновидностью, когда озвучивает, что «процесс преобразований, вероятно, будет длительным при отсутствии какого-нибудь катастрофического и катализирующего события, подобного новому Перл-Харбору».
Многие из выводов и рекомендаций ПНАС отражены в Национальной стратегии безопасности Белого дома в сентябре 2002 года.
Эллиот Абрамс, бывший помощник Государственного секретаря по межамериканским делам в администрации Рейгана. В скандале «Иран-контрас» Абрамс признал себя виновным по двум пунктам обвинения в даче ложных показаний в Конгрессе, но позже помилован первой администрацией Буша. Впоследствии он стал президентом Центра этики и общественной политики. При Буше-младшем являлся членом Совета национальной безопасности.
Гэри Бауэр, кандидат от республиканцев на пост президента в 2000 году, в настоящее время является президентом организации под названием «Американские ценности».
Уильям Дж. Беннетт, во время правления Рейгана и администрации Буша занимал пост министра образования США и фармацевтического «царя». После ухода с государственной службы, Беннетт стал «почетным членом» в консервативном «Херитидж фаундэйшн» и выступил как самопровозглашенный эксперт по нравственности, написав «Книгу добродетелей».
Джеб Буш, сын Джорджа Буша-старшего и брат Джорджа Буша-младшего. На момент основания ПНАС Джеб Буш был одним из кандидатов на кресло губернатора Флориды, позиции, которую он в настоящее время занимает.
Дик Чейни, бывший начальника штаба Белого дома Джеральда Р. Форда, конгрессмен и министр обороны президента Буша-старшего, занимал пост президента гигантской сервисной нефтяной компании «Халлибуртон» в момент основания ПНАС. Впоследствии стал вице-президентом США при Джордже Буше-старшем.
Элиот А. Коэн, профессор стратегических исследований при Университете Джона Хопкинса.
Пола Добрянски, вице-президент и директор вашингтонского отделения в Совете по международным отношениям. В администрации Буша Добрянски занимала пост заместителя госсекретаря США по глобальным вопросам.
Стив Форбс, издатель, миллиардер и республиканский кандидат в президенты в 1996 и 2000 годах. Форбс также ведет активную кампанию за «единый налог», который позволит уменьшить федеральное налоговое бремя для подобных ему богатых людей.
Аарон Фридберг, профессор политологии и международных отношений, директор Центра международных исследований, директор Программы исследований в области международной безопасности, Школы Вудро Вильсона в Принстонском университете.
Фрэнсис Фукуяма, автор книги «Конец истории и последний человек»; декан факультета и профессор международной политической экономии в Школе перспективных международных исследований Пола X. Нитце при Университете Джонса Хопкинса. Назначен Джорджем Буш в Президентский совет по биоэтике в январе 2002 года.
Фрэнк Гаффни — консервативный колумнист, основатель и президент Центра политики безопасности в Вашингтоне, округ Колумбия. Фред Си. Айкл, «выдающийся ученый» в Центре стратегических и международных исследований
Дональд Каган, профессор истории и классики в йельском университете и автор книг, включая «Пока Америка спит: самообман, военная слабость и угроза для мира сегодня», «Борьба в сумерках: Американская власть и Никарагуа, 1977-1990» и «Происхождение войны и сохранение мира». Каган является также старшим научным сотрудником Фонда Карнеги за международный мир, внештатным редактором «Уикли Стандарт» и обозревателем «Вашингтон пост», членом Совета по международным отношениям и сотрудником Александра Гамильтона в отделении Американская дипломатическая история в Американском Университете. Прошлый опыт включает в себя следующие должности: заместитель по вопросам политики в Бюро Государственного департамента по межамериканским делам (1985-1988); сотрудник отдела планирования политики Государственного департамента (1984-1985); составитель речей для госсекретаря Джорджа Шульца (1984-1985); советник по вопросам внешней политики конгрессмена Джека Кемпа (1983); специальный помощник заместителя директора Информационного агентства Соединенных Штатов (1983); помощник редактора в издании «Общественные интересы» (1981).
Залмай Халилзад, американец афганского происхождения, который был единственным мусульманином среди первого