Скачать:TXTPDF
Сократ и афинская демократия. А. В. Зберовский

его отказ бежать из тюрьмы на самом деле связан вовсе не с его уважением к законам родного полиса, а, скорее, с уважением. к самому себе, с уважением самого себя за такое несходство с толпой, которое, в конечном итоге, и привело Сократа к казни.

Умирая, Сократ явно гордился собой. Он сумел прожить так, как он желал, и теперь ему было нужно только одно: умереть не тогда, когда ему прикажут, а когда он сам посчитает это для себя удобным и целесообразным. А поскольку затягивание процедуры испивания чаши с ядом автоматически делало бы Сократа таким, как все его предшественники, уподобляло бы его не философам, а людям толпы, верный себе и своим принципам, неожиданно для всех, Сократ сам торопит палача и самым заинтересованным образом получает от него необходимые инструкции.

Его предельно корректное, очень доброе, какое–то просветленное поведение в последний час жизни тронуло даже главу коллегии палачей, который, как передает Платон, поговорив с Сократом и даже извинившись перед ним, затем заплакал и ушел из тюрьмы, не выдержав приготовлений к смерти этого добрейшего из всех людей Афин и последующего его превращения в остывающий труп.

Когда Сократ был полностью готов к принятию яда, Критон попросил его не спешить, так как до заката солнца было еще далеко. Более того, в афинской тюрьме вполне позволялось принимать отраву даже много позже назначенного времени исполнения приговора, смертникам позволяли хорошо поужинать, выпить вина, даже насадиться любовью. Однако Сократ отвечает на это тем, что ему нет смысла что–то там выгадывать и смешить самого себя, цепляясь за жизнь и дрожа над ее остатками. С этими словами, на несколько часов опережая положенное время казни, сохраняя полное спокойствие, Сократ взял чашу с цикутой, поднес ее к губам и выпил до дна, как говорили затем присутствующие на казни, спокойно и легко [17].

Друзья Сократа, сидевшие с ним рядом — Критон, Федон, Апполодор, заплакали и заголосили. Сократ как мог постарался успокоить их, пристыдил их как мужчин, и они стихли. Как и было ему рекомендовано палачом, Сократ какое–то время ходил по камере, а затем, когда ноги стали плохо его слушаться, лег на ложе. Цианид медленно парализовывал тело философа, холод дошел уже до живота, и тут Сократ, обратившись к Критону, произнес последнюю просьбу: в благодарность за исцеление души Сократа от бренного тела, следует обязательно принести богу Асклепию в дар петуха.

После этого Сократ вздрогнул, а его взгляд остановился. Один из величайших философов всех времен и народов умер…

Оценивая произошедшее в контексте того, о чем мы говорили в этой главе — контексте противопоставления невежественной толпы и разумного индивида, все описанное трудно назвать казнью. Скорее это было красиво обставленное самоубийство того, чье время — не только физическое, но и историческое, уже заканчивалось по тем обстоятельствам, что совершенно не зависели от приговора суда–гелиэи.

Умирая, Сократ остался выше своего общества, совершенно так же, как и когда он жил. Умирая, он просто еще раз подтвердил все свои тезисы уже не в теории, а в реальной практике. Умирая осужденным, но на самом деле Сократ сам приговорил свой гражданский коллектив на осуждение не только в глазах современников, но и в глазах тысяч последующих поколений.

Согласно легенде, донесенной до нас Диогеном Лаэрцием, после смерти Сократа афиняне осознали позор содеянного и раскаялись: они закрыли гимнасии и палестры, Мелета осудили на смерть, остальных — на изгнание, а в честь Сократа воздвигли бронзовую статую работы Лисиппа, поместив ее в хранилище утвари для торжественных шествий; а когда Анит приехал в Гераклею, гераклейцы в тот же день выгнали его вон [18].

Однако исторические источники этого не подтверждают: к сожалению, для того чтобы наступило время общественного раскаяния, обычно требуется, чтобы изменилось само общество, а для этого нужны целые десятилетия, а то и столетия. Поэтому, будучи объективными, нам следует все–таки признать, что после смерти Сократа Афины просто продолжили жить дальше. Точнее, уже неся в себе метастазы того, что мы сейчас называем кризисом полиса, доживать…

Сократ ничего этого уже не знал. Но, как минимум, он все равно знал то, что относилось непосредственно к его собственному восприятию в веках, знал то, что он сказал Гермодору, то, что мы не можем не процитировать в своей работе еще раз: «Мало того, если я буду предан казни несправедливо, то это будет позором для тех, кто предаст меня казни несправедливо: ведь если быть несправедливым позорно, то как же не позорно вообще что бы то ни было делать несправедливо? А для меня же позорного в том, что другие не могут по отношению ко мне ни судить, ни поступать справедливо?

Как я вижу, и люди прежних времен оставляют о себе неодинаковую память в потомстве, вне зависимости от того, были ли они виновниками несправедливости или жертвами ее. Я знаю, что и я, если и буду предан казни, встречу сочувствие в людях, — не такое, как те, кто предаст меня казни, потому что — я в том уверен — всегда в мою пользу будут свидетельства людей, что я ни к кому никогда не относился несправедливо и никого не сделал хуже, а, напротив, всегда старался своих друзей сделать лучше» [19].

На этом мы завершаем наш анализ биографии и творчества великого Сократа Афинского. Нам остается лишь систематизировать все сказанное выше и, окинув взглядом все нюансы взаимоотношений выдающегося философа с несовершенным тогда (впрочем, так же, как и сейчас) демократическим обществом, прийти к тем нашим итоговым выводам, что будут соответствовать сформулированным в введении к работе нашим целям и задачам.

Глава 20. Сократ и афинская демократия

В завершающей главе нашего исследования следует прямо ответить на тот вопрос, что являлся для нас все это время приоритетным: в чем же заключалась истинная суть того социального (и как производного от него идеологического и политического) конфликта между философом и афинским демократическим социумом, что привел к осуждению и фактическому самоубийству Сократа. Почему отношения между Сократом и афинской демократией оказались настолько непримиримыми, что закончились казнью внешне совершенно безобидного философа–моралиста?

Отвечая на этот вопрос, следует сразу же заметить: проведенное нами рассмотрение основных воззрений сына Софрониска явно показывает, что, действительно, формально являясь довольно отвлеченными и заглубленными в этику, на самом деле они вовсе не были какими–нибудь там миролюбивыми или гуманистическими. Более того, следует сказать и следующее: рассматривая жизненный путь Сократа именно таким образом, как это предпринято в данной работе — разделяя видимую, так сказать, официальную, сторону его биографии и существо его философских взглядов и их экстраполяцию в реальную жизнь полиса, в идеологическую и политическую ее сферы, легко заметить, что они, мягко говоря, не совпадают.

Поэтому для поиска окончательного ответа на наш главный вопрос, давайте сначала рассмотрим, как выглядит жизнь Сократа с точки зрения его официальной биографии, что фигурирует в источниках о действиях и поступках афинского философа. Так сказать, сначала создадим биографическую карту Сократа, которую мы затем сопоставим с его картой социально–политической.

Биографическая карта Сократа

1. Сократ родился в семье полноправных афинских граждан.

2. Сократ получил хорошее для своего времени образование.

3. Сократ всю свою жизнь занимался тем, что, общаясь с молодежью, заставлял ее задумываться о различных нравственных проблемах, учил искусству диалога и тем самым, по его словам, подготавливал к сложному искусству государственного управления.

4. За свою деятельность примерно в возрасте 40 лет Сократ был признан официальным рупором бога Аполлона — дельфийской пифией, в качестве мудрейшего из всех современников.

5. В первое десятилетие начавшейся Пелопоннесской войны Сократ трижды принимал участие в боевых действиях, проявил себя как храбрый воин, и даже спас по меньшей мере одного афинского гражданина — Алкивиада.

6. После этого, в 422 году, педагогическая деятельность Сократа была подвергнута разгромной критике в комедии Аристофана «Облака». Однако зрители не согласились с оценкой Сократа Аристофаном, и потому комедия заняла лишь второе место.

7. 420–406 годы до н. э. проходят в Афинах под знаком Алкивиада, талантливого ученика Сократа, несколько раз оказывающего Афинам существенную пользу, однако из–за чрезмерных амбиций и распущенности трагически закончившего свои дни в изгнании.

8. 411–410 годы до н. э. — Сократ никак не отнесся к так называемой тирании Четырехсот, в которой приняли участие многие его друзья и ученики.

9. 406 год до н. э. — являясь пританом городского Совета (Буле), Сократ отказывается ставить на голосование вопрос о казни десяти стратегов, косвенно повинных в гибели афинян, выпавших в море во время победного сражения в битве у Аргинусских островов. Несмотря на то, что сначала поведение Сократа вызывает сильнейшее общественное раздражение, спустя уже самое короткое время его взвешенная позиция была признана все–таки правильной.

10. 404 год до н. э. — Сократ мужественно отказывается выполнять указания тирании Тридцати, во главе которой находятся его собственные ученики — Критий и Хармид.

11. 404 — 399 годы до н. э. — продолжая свою привычную деятельность, Сократ конфликтует с одним из активных сторонников победившей демократии — Анитом. Дело заканчивается судебным обвинением Сократа в непочтительном обращении с полисными богами, введении новых богов, развращении молодежи.

12. Мужественно ведя себя на суде и будучи приговоренным к смертной казни, Сократ так же мужественно принимает свою смерть, ради уважения к законам своего города отказавшись от реальной возможности побега.

Как можно увидеть, представленная в таком виде биография Сократа может вызывать только искреннее уважение: Сократнастоящий гражданин, истинный сын своего Отечества, человек, искренне любящий свою Родину и свой политический строй. Однако давайте посмотрим теперь на нее через так называемый «социальный фильтр» глазами являющегося политическим гегемоном Афин демоса, прежде всего глазами доминирующих на Народном собрании социальных низов. Создадим так называемую «социальнополитическую карту Сократа в глазах демоса», а затем сравним ее с биографической, осуществим их взаимное наложение.

Социально–политическая карта Сократа глазами демоса

1. Сократ родился в бедной семье, однако уже с самого детства попал в круг афинской аристократической элиты, быстро обзавелся там связями и по сути, отныне обслуживал именно этот социальный слой, обучая детей богачей и аристократов тому искусству логического диалога, благодаря которому они впоследствии побеждали простых афинян в политических дискуссиях.

2. Сократ обучался у признанного атеиста Анаксагора, впоследствии с позором изгнанного из Афин и умершего на чужбине. Водил дружбу с гетерой- иностранкой Аспасией, сумевшей уйти от суда только благодаря личному заступничеству своего гражданского мужа Перикла.

3. Общаясь с молодежью, Сократ передавал ей следующие собственные убеждения:

— народное большинство является невежественной косной массой, не способной познать добродетель;

— имеющиеся в Афинах демократические политики приносят городу только вред тем, что они не ведут народ к лучшей жизни, а потакают невежественной толпе,

Скачать:TXTPDF

Сократ и афинская демократия. А. В. Зберовский Демократия читать, Сократ и афинская демократия. А. В. Зберовский Демократия читать бесплатно, Сократ и афинская демократия. А. В. Зберовский Демократия читать онлайн