касаются. Человек уже не является управляемым существом, он вместе со своими соседями, коллегами и товарищами управляет собственной жизнью.
Но самоуправление локально, оно возможно в небольших группах — в подразделениях предприятия, в небольших территориальных общинах, общественных организациях. Самоуправляющиеся группы нуждаются в согласовании своих интересов. Самоуправление, при котором основные вопросы решаются при непосредственном участии каждого, не может действовать, если вопрос затрагивает интересы сотен и тысяч людей. Теоретики прямой демократии, прежде всего сторонники антиавторитарного социализма (Пьер–Жозеф Прудон, Александр Герцен и другие), выступали за формирование системы власти снизу вверх путем объединения личностей в общины (союзы, коллективы, коммуны), которые, в свою очередь, могут объединяться в более широкие федерации. Это позволяет комплектовать органы власти принципиально иначе, чем это происходит как при диктатурах, так и при многопартийности. Если в современных государствах бюрократия самостоятельно формирует свой состав, лишь иногда согласовывая свои социальные интересы с интересами народа, то при федерализме (делегировании) единая бюрократическая корпорация должна исчезнуть и замениться системой согласования социальных интересов, существующих на уровне гражданского общества. Органы власти при этой системе состоят из делегатов нижестоящих организаций. Совет таких делегатов представляет реальные интересы нижестоящих групп. При этом права вышестоящих органов в соответствии с принципами демократии должны определяться договоренностью нижестоящих. Такие советы могут объединяться в федерации и посылать своих делегатов уже в федеративные советы вышестоящего уровня. И так далее. Делегирование позволяет «растаскивать» консолидированный интерес властной элиты, ставить его в зависимость от нижестоящих интересов и таким образом компенсировать объективную тенденцию к отрыву «верхов» от низов, которая получит в ХХI веке новые технические возможности.
Направление развития политических систем альтернативно. Самоуправляющиеся сообщества могут встроиться в более широкую систему общественных отношений, основанных как на корневых горизонтальных, так и на манипулятивно–управленческих вертикальных связях. Полюсом нового общества могут стать и гражданское общество, и глобальная информационная олигархия.
В современном мире наблюдается серьезный перекос в скоростях вызревания предпосылок постиндустриальной системы «сверху» и «снизу». Если основы системы манипулятивного управления в современном мире почти сложились, то формирование «противовеса» в виде самоуправления, корневой, горизонтальной структуры общества, далеко от завершения. В результате может возникнуть тоталитарная модель новой формации, где управление преобладает над саморегулированием (нечто подобное произошло в ряде стран в ХХ веке, когда неизбежный переход к индустриальному социальному государству привел к появлению тоталитарных режимов). Отсюда важность развития самоуправления, укрепления корневых информационно–производственных и гражданских структур.
Картина будущего будет зависеть от того, какая из тенденций возобладает — информационный манипулятивный тоталитаризм или корневые самоуправляющиеся и делегированные структуры. Как и в ХХ веке, в котором модель социально–государственного индустриального общества осуществилась в различных формах (советской, фашистской, рузвельтовской, шведской), в XXI будут существовать разные варианты новой общественной системы. Какой вариант выберет наша страна — зависит от способности общества развивать модель демократии, основанной на реальном самоуправлении.