дхарма

дхарма (санскр. dharma, тиб. chos, кит. fa., яп. ho — закон, религия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, качество, характер, истина) — одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В индуизме Д. — истинная реальность, основа мира, онтологи-чеекое начало бытия. Этически — это закон во всех аспектах жизни, правда, справедливость. В религиозной жизни — ритуал, обязанность. В «Махабхарате» среди множества формулировок выделяется: «Satiat nasti paro dharman» — «Нет более высокого закона, чем истина», «Нет религии выше истины». «Бхагават-гита» вкладывает в понятие Д. именно этот смысл. В мифологии Д. — Бог справедливости, долга и правосудия. По легенде, Д. — отец старшего из братьев Пандавов, Юд-хитштхири, олицетворяющего на земле долг и справедливость. В буддизме Д. — многозначный термин, определение которого зависит от контекста. Выделяют следующие основные значения Д.: 1. Доктрина, учение Будды; 2. Закон, праведность, правило, моральные нормы жизни. 3. Условие; прошлое, являющееся причиной настоящих следствий (см. Карма); 4. Феноменальное проявление мира, связанное упорядоченной структурой Д.: «Все Д. сотворены мышлением»; 5. Точечные моменты бытия, вспышки психофизической энергии: «Д. называются истинно-сущие, трансцендентальные, непознаваемые носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием» (О. Розенберг). Теория Д. излагалась Васубандху в «Абхидхармакоше» (5 в. н.э.). В свете этого учения буддизм раскрывается как метафизическая теория, развивающаяся из той идеи, что бытие является взаимодействием многочисленных тонких, конечных элементов материи, духа и сил. Д. классифицируются по скандхам (skandha), «скоплениям», аятанам (aytana), «сферам сознания», дхату (dhatu), «классам элементов». Существует пятеричное деление по скандхам: 1) телесные Д., составляющие тело (руна); 2) Д. ощущений и чувств (ведана); 3) Д. восприятий, представлений (самджня); 4) Д. кармических факторов (самскара); 5) Д. сознания, разного уровня знания (виджняна). Д. как мысли составляют единый поток сознания. Направление этого потока волею и устремлением к исполнению Учения Будды приводит к освобождению (Нирване). Каждая школа буддизма выработала свою теорию Д. В школах Хинаяны Д. считаются единственной реальностью; и, наоборот, нереальностью в школах Махаяны. В мадхья-мине признается их «пустотность», т.е. нельзя утверждать ни их реальности, ни того, что их нет. Иогачары отрицают какую-либо реальность Д.

значение слова дхарма корень слова дхарма состав слова дхарма разбор слова дхарма найди слово дхарма определение слова дхарма что значит дхарма смысл слова дхарма ударение в слове дхарма