ковалевский Максим Максимович (1851-1916) — русский социолог, правовед, историк. Закончил юридический факультет Харьковского университета. Продолжил образование в Берлине, Париже и Лондоне. По возвращении в Россию получил степени магистра (1877) и доктора (за диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков», 1880), преподавал в Московском университете. Один из основателей Московского психологического общества (1884). В 1887 уволен из университета. Уехал за границу, где участвовал во многих международных конгрессах социологов и историков. В 1905 вернулся в Россию, преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом (где возглавил первую в России социологическую кафедру) и Политехническом институтах. Издатель журнала «Вестник Европы» (1909-1916), один из редакторов Энциклопедического словаря Гранат (1910-1916). С 1899 — член-корреспондент, с 1914 — действительный член Российской Академии наук. Основатель партии «Демократических реформ», депутат I Государственной Думы, с 1907 — член Государственного совета. По инициативе К. вышли в свет пять томов источников «Родоначальники позитивизма» (1910-1913). Основные сочинения: «Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения» (ч. 1, 1879); «Современный обычай и древний закон» (тт. 1-2, 1886); «Первобытное право» (вып. 1-2, 1886); «Закон и обычай на Кавказе» (тт. 1-2, 1890); «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (тт. 1-3, 1898-1903); «Развитие народного хозяйства в Западной Европе» (1899); «Происхождение современной демократии» (тт. 1-4, 1895-1899); «Современные социологи» (1905); «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (тт. 1-3, 1906); «Социология» (тт. 1-2, 1910) и др. Взгляды К. складывались под воздействием идей Кон-та и Спенсера. Определенное влияние на него оказало знакомство с Марксом и его работами: идеи марксизма К. пытался проинтерпретировать через методологические установки классического позитивизма. Свою теоретическую задачу он видел прежде всего в преодолении односторонности как отдельных теорий и концепций, так и односторонности узкодисциплинарных подходов к изучению общественных явлений, в нахождении их плюралистического синтеза. Такой позитивный синтез, считал К., можно осуществить внутри социологического знания, для которого частные дисциплины дают лишь необходимый конкретный материал. Предмет социологии — организация (порядок) и эволюция (прогресс) общества. Общество не может быть редуцировано к какому-либо конечному основанию (экономическому — у Маркса, мировоззренческому — у Конта и т.д.), а должно быть рассмотрено сквозь призму «теории факторов». Факторы (как объективные причины происходящего) равноправны, хотя в ходе социальной эволюции отдельные из них могут занимать на какое-то время доминирующее положение. Кроме того, главную причину изменений можно установить для каждой сферы общественной жизни. В последние годы творчества К. пытался объяснять явления через анализ их происхождения (генетический метод). В частности, такой анализ был им проделан для институтов семьи, собственности, государства. Основной же метод социологии, по К., — сравнительно-исторический, позволяющий устанавливать для различных народов и государств факт происхождения одинаковых стадий развития (в конечном счете — выявить эволюцию форм общественной жизни всего человечества). Центральная идея социологии К. — идея социального прогресса, который понимался им как расширение сфер солидарности («замирения») в обществе. Наиболее универсальный социальный закон, по К., — закон «роста человеческой солидарности» (по мере продвижения конкретного социума по эволюционной лестнице). Особая заслуга принадлежит К. в исследовании общины как особой формы социальности и структур и институтов докапиталистических (традиционных) обществ.