лем (Lem) Станислав (р. 1921) — польский мыслитель, философ, писатель-фантаст. Основные произведения: «Человек с Марса» (1946); «Астронавты» (1950); «Магелланово облако» (1955); «Диалоги» (1958); «Звездные дневники» (1954, 1958); «Возвращение со звезд» (1961); «Солярис» (1961); «Выход на орбиту» (1962); «Непобедимый» (1964), «Summa technologiae» (1964, 2-е расширенное издание — 1967); «Сказки роботов» (1964); «Кибериада» (1965); «Глас Господа» (1968); «Повести о пилоте Пирксе» (1968); «Философия случайности» (1968); «Фантастика и футурология» (1970); «Абсолютная пустота» (1971); «Мнимая величина» (1973); «Беседы и очерки» (1975); «Маска» (1976); «Насморк» (1976); «Осмотр на месте» (1979); «Мир на Земле» (1987); «Фиаско» (1987); «Философия случая» (в 2 томах, 1988) и др. Философско-футурологический трактат Л. «Сумма технологии» посвящен концептуальному и научному анализу горизонтов и механизмов эволюции человечества. Проблемы, порождаемые экспоненциальным ростом научного знания и стремительным подъемом уровня энергий, освоенного людьми; постановка вопросов о соотношении и взаимообусловленности биологической и технической эволюции в контексте приверженности Л. кибернетическим (читай: синерге-тическим — А.Г.) контекстам постижения цивилизационных процессов; предположения о возможности направляемых трансформаций самого биологического вида Homo sapiens — эти и многие другие подходы Л. совместили в себе футуроло-гическую респектабельность, характерную для исследований такого рода в 1960-1980-х, с одной стороны, и четко заданную приверженность идеалам гуманизма швейцеровского типа, с другой. Цивилизация, согласно Л., — бытие общества (не обязательно земного) в отличие от бытия биологического вида. Подчеркивая и иллюстрируя при этом в своих фантастических произведениях идею о том, что Космос не есть увеличенная до масштабов Вселенной Земля, что человек всегда будет сталкиваться там с Непостижимым, — Л. акцентирует тезисы о закономерности возникновения разума в Космосе, о принципиальной неограниченности астроинженерного потенциала мыслящих существ, о безграничной множественности путей эволюции цивилизаций Вселенной. Постулируя ряд принципиальных условий осуществимости сценариев выживания человечества в 3-4 тысячелетиях, Л. не только осознанно деидеологизировал облик грядущего социума, оказавшегося в состоянии преодолеть социально-политические антагонизмы и геополитические напряжения середины 20 ст., но и отвел этой (неизбежно аксиологически значимой для философских изысков мыслителей Восточной Европы) проблеме второстепенное место в иерархии вопросов будущего. Само по себе формулирование Л. таких проблем социально-философского порядка (условия возможности доминирования человека современного — логически мыслящего — типа и в будущих эпохах жизни на земле; «космические перспективы разума»; перспективы эволюции «технологии» — «обусловленных состоянием знаний и общественной эффективностью способов достижения целей, поставленных обществом»; достижимость гармонии развития технологии и целей общества), которые «по определению» включали в себя нормы идеологического противоборства в качестве не более чем «фонового шума», сыграло весьма значимую роль в раскрепощении мышления научно-технической и гуманитарной интеллигенции стран социалистического лагеря и особенно Польши и Советского Союза в 1960-1980-х.