бездн всех звезд на мир сей зрит,
Что низко в нем и что высоко,
Над вражеской гордыней бдит
И нас ведет к блаженной жизни,
Стопы склоняя на добро;
Так чистит нас, как огнь сребро.
Хор
Воскликни Господу, вселенна!
Его святое имя пой!
И ты, о лира восхищенна!
В хвалу Ему твой глас настрой.
Рцы Богу, коль дела Его предивны,
С высокой пал наш враг стремнины.
Весь мир Творцу поет хвалебный лик:
И посылал на нас войны:
Но то Его был опыт власти,
Благословите ж, все языки,
Днесь Бога нашего, и вы,
Зря чудеса Его велики,
Хвалите, преклоня главы.
Хор
Воскликни Господу, вселенна!
Его святое имя пой!
И ты, о лира восхищенна!
В хвалу Ему твой глас настрой.
Рцы Богу, коль дела Его предивны,
С высокой пал наш враг стремнины.
Весь мир Творцу поет хвалебный лик:
Придите в храм наш и внимайте
Душ славословия трубу;
Но не на жертвы вы взирайте,—
На искренню Творцу мольбу;
Какую наш в сей час изрек,
Да удалит от нас пощаду
Хор
Воскликни Господу, вселенна!
Его святое имя пой!
И ты, о лира восхищенна!
В хвалу Ему твой глас настрой.
Рцы Богу, коль дела Его предивны,
С высокой пал наш враг стремнины.
Весь мир Творцу поет хвалебный лик:
16 июля 1811
НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА КАЗАНСКОЙ БОГОРОДИЦЫ, В С.-ПЕТЕРБУРГЕ
Уж не Фавора ль я на раме
По ребрам светлых туч хожу?
Иль Соломона в дивном храме
По злату, по мусий, порфирам,
И к звонким Сионит1 псалтирям
Клоню вперенны ушеса?
Восторг все наполняет чувства:
Богатство, красоту искусства,
Отверсты вижу небеса!
Ни бурь, ни морь, ни громов рева
Не внемлет, благовея, мир.
Что се? — Святых в святая Дева
Глава увенчанна звездами,
Луна блистает под ногами,
Как солнце, ясен взгляд и тих;
Одета неба омофором,
Предстала пред Всевидца взором,—
И слышу свыше Девы лик:
«О вечный, Трисвятый
И непостижный Сый!
Вселенну наполняяй
И обитаяй в храмах
Тобой живых сердец,
Воззри на оны сонмы,
Тебе от них куримый,
И на царя, колена
Прелонша пред Тобой,
В земну обитель мне;
И будь благоприятен
Народу и ему,
Как в мире так и в брани,
Чтоб угождал Тебе».
И се, в подобье глубине,
По синей низлетел равнине,
Как алых зарь отлив, на храме!
Не дух ли то святый с гор звездных
Ниспел на дом молитвы верных
Для проявления чудес?
О знамение непостижно!
Россия будет неподвижно
Под кровом цвесть благих небес!
Так, если силой теплой веры
Мы и невидимое зрим,
Мой дух сквозь недостижны сферы,
Как огнекрылый Серафим,
Парит в обитель душ блаженных
И в чувствах тонких, безмятежных
Молитвы слышат их за нас.
Перед судеб святым ковчегом
Давид по струнам перстов бегом
От гуслей льет сладчайший глас:
Дни в суете проводит
И, цвет как, увядает;
Но помнишь Ты его
И только отличаешь
Пройти стезею тернья,
Пошли ж на то Ты силы
Народу и царю,
Кой в храме прибегает
Сем с верою к Тебе:
Да благостию носит
1811
1 Сионские, или духовные музы.
Помилуй мя, о Боже! по велицей
Мне милости Твоей,
По множеству щедрот, Твоей десницей
Сгладь грех с души моей;
А паче тайных беззаконий
Очисть — их знаю я.
Я знаю их,— и зрю всех пред собою
Моих пороков тьму;
Се сокрушенной каюся душою
Тебе, лишь одному
Тебе,— что быть дерзнул лукавым
И укрывал мой грех.
Но льзя ль кому перед Тобой в чем скрыться,
Коль все зришь, слышишь Ты?
Как можно на суде в чем оправдиться
Пред Тем, Кто и мечты
Душ наших и сердец всех знает?
Он верно победит.
Так, знает, что я зачат в беззаконьи,
В грехах родила мать,
Что внутрь меня коварство, а вне козни
Неправдой правду тьмят,—
Ту правду, искру ту премудру,
Что Он во мне возжег.
Ах! окропи ж меня Ты звезд иссопом,
Вод благости Твоей;
Омой, Творец, мне грудь Ты слез потопом,
Вняв вздох души моей,
Да сердцем уясняся чистым,
Бел буду я как снег.
Даждь слуху моему веселье, радость
Чтобы в моих костях
Смиренных та вовек лилася сладость,
Пьют кою в небесах.
Так, Боже! отврати взор грозный
От слабостей моих.
Созиждь в моей утробе сердце чисто,
Дух правый обнови,
Который бы, как солнце в мгле лучисто,
Сиял в моей крови,
И лика Твоего святаго
С меня не отврати.
Пошли мне Твоего жар в грудь спасенья
И духом так своим
Владычным утверди путь для ученья
Заповедям Твоим,
Чтобы к Тебе и нечестивых
Я обратить всех мог.
Уста мои, о Творче! мне отверзи
На похвалу Твою,
Да холмы слышат, реки и бездн брези,
Что я Тебя пою
И никому не посвящаю
Я песен, как Тебе.
Ах! жертвы б восхотел коль Ты какие,
Принес бы я давно;
Но не приемлешь Ты мольбы иные,
Вздыханье как одно:
Храм Богу — сердце сокрушенно,
1813
НА ДОМОВУЮ ЦЕРКОВЬ КНЯЗЯ А. Н. ГОЛИЦЫНА
Сует мирских во удаленьи,
Во сумраке и тишине,
Лишь солнца ярка в озареньи
Молельный храм открылся мне.
Лик ангельский доходит слуху,
Небесну манну в пищу духу
Мне каплет с высоты Сион,
Что се? — не светла ль сень Фавора,
Иль храмина тех лиц собора,
На челах чьих сиял огонь?
Иль первой христиан то церкви
Укров благочестивых душ,
Где с псальмами свершал втай жертвы
Носивший в сердце Бога муж?
Ущелья, мраки подземельны
Ему казались рощи сельны
И окрест бури — тишиной.
Голицын! вера движет холмы,
Спасает, отвращает громы
От царств единою слезой.
Блажен, кто может в ней
Свои утехи находить,
Быть здателем церквей
И души жизнию поить,
Сводя на землю небеса.
1 мая 1813
Блажен, на нища и убога
Кто зрит и в лютый, скорбный день
От зноя, жажды, глада строга
Спасет, и кущ своих под тень
Его привесть не постыдится:
Он Господом вознаградится.
Господь сам с неба назидает
Его в сей жизни и хранит,
Блаженством всяким угобжает,
Жатв изобилием дарит
И, избавляя бед и скуки,
Не предает во вражьи руки.
Всегда ему воспомогает,—
В болезни даже на одре,
Он вечности, быть в мгле уж мнится,—
Но, вдруг воспрянувшим, здрав зрится.
Так мнил, надеясь я на Бога,
И сострадателен всем был,
На лица сира зрел, убога,—
И Бог стократ мне заплатил:
Сиял я паче в славе, в счастьи.
1813
Никтоже приидет ко Отцу, токмо мною.
Иоан. гл. 14, ст. 6
О Сый, которого пером1,
Ни бренным зрением, ни слухом2,
Ниже витийства языком
И верой пламенной молить!
Твоею благодатью пленный,
Как бы на небо восхищенный4,
Тебя дерзаю я гласить5.
Тебя! — но кто же сущий Ты,
Что человеком чтим и Богом?
Лице, как солнца красоты!6
Хитон, как снег во блеске многом!
Из ребр нетленных льется кровь!7
Лучи — всю плоть просиявают!
Сладчайшим благовестьем слов!
Кто Ты,— что к нам сходил с небес
И паки в них вознесся в славе8?—
Несметных царств своих в державе9,
В округе и средине сфер.
Хлеб жизни и живот струй вечных10,
Сам свят, безгрешен; а всех грешных
Единая к спасенью дверь!11
Кто Ты,— кого из древних лет
Сивиллы, маги и пророки12
Полк горних сил сквозь блеск далекий13
Дивился с трепетом кому,
Что Бога и Царя небесна,
Бессмертна суща, бестелесна,
Сходяща видят смерти в тму?
Кто Ты,— в котором сквозь эфир144
С горы ниспадший зрелся камень,
Кем мира сокрушен кумир;
Тот лепый юноша, что пламень15
Внутрь пещи в росу претворил,
И прежде, чем на свет явился,
Во тьме чудес предобразился
И чаяньем языком был?16
Кто Ты,— которого звезда17
Час возвестила в мир явленья,
Казала путь к кому ведя
Царям, волхвам для поклоненья;
Чей трон не в злате средь порфир,
Но в верте18, в яслях был возвышен19,
Над кем лик ангелов был слышен:
Сошел во человеки мир!
Кто Ты,— вспять Иордан бежал20
Кого омыть с стремленьем шумным,
В пустыне свет осиявал;
Глас Агнцем проповедал чудным21,
Могущим всех грехи подъять.
Таинственным страша всех слухом,
Что, не родясь водой и духом22 ,
Небес не можно достигать.
Кто Ты,— что отверзал слух, взор
Глухим, слепым — прикосновеньем23;
Кротил свирепость бурь и морь24
Единым перста мановеньем?
И не Тебе ль был сонм духов25
Послушным, всякая стихия,
Взывал утробы мертвецов?26
Не Ты ль величественный муж
Во славе, в блеске несказанном27
Между живых и мертвых душ28
На холме зрелся лучезарном,
И днешня и грядуща мира?
Над коим гром гремел с эмпира:
«Се мой возлюбленнейший Сын!»29
Как! — Неба сын Ты? — ужас, мрак
Мои все пробегают кости!
Ты Бог? — но Твой поруган зрак
От человеческия злости!
Окровавленны красоты!
С злодеями на древе крестном30
Висишь в томленьи скорбном, смертном,
Бледн, бездыханен, мертв! — Кто ж Ты?
Кто Ты? — и как изобразить
Твое величье и ничтожность,
Нетленье с тленьем согласить,
Слить с невозможностью возможность?
Ты Бог,— но Ты страдал от мук!31
Ты человек,— но чужд был мести!32
Ты смертен,— но истнил скиптр смерти!33
Ты вечен,— но Твой издше дух!34
О тайн глубоких океан!
Пучина див противоборных!
Зачем сходил Ты с звездных стран
И жил в селениях юдольных?
Творец Ты,— мог все с высоты;
Ты тварь,— почто же трепетала35
Вся твердь, как жизнь Твоя увяла?
Открой, открой себя мне Ты!
Открой себя, открой, молюсь!
И се — глас слышу сердца в дверях:
«Доколь воплю, доколь толкусь36
Воскреснуть в хладных маловерах?
О света сын! о раб днесь тмы!
Свлеки с себя покров твой бренной
И мыслью, верой воскрыленной
Премудрость, сила и любовь,
Бог дух, в трех светах Свет ввек живый37,
Единством троичным до веков
В своем совете положивый
Свою в тме славу проявить,
Воззвать из бездн созданье ново
Послал единородно Слово38,
И словом: — тма — вселенной бысть39.
Изобразилось естество,
Незримое всезримым стало
И в человеке Божество,
Все покорилося ему40,
Что благ был, кроток, чист, незлобен
И во зерцале как подобен
Творцу бессмертну своему41.
Но поелику создан он42
С свободною душой из персти;
То обаял мечтаний сон
Его и ухищренье лести43:
Он, в красоту свою влюбясь,
Возмнил быть Бог — и возгордился,
От Единицы отклонился
И отблеск в нем Ея погас.
Погас! — пал в тму вселенной царь,
Нетленье превратилось в тленье44;
Ему совоздыхая тварь45,
Доднесь страстей своих в боренье,
Доколь гнев Отч сей низкой долей46,
Что волей пал, и той же волей
Себя к Нему не возвратить,
И плоти не отвергнет так47,
Но пал как в толь глубокий мрак,
Что сил его восстать не стало48;
То тут Любовь, времен в исходе49,
Сошла смирить страстей злых ревы:
Сый воссиял от чистой Девы,
Как солнца луч от чистых вод!
Им пробудилось божество,
Уснувше чувств от обольщенья,
Духовно света существо,
Как искра камня от биенья,
Вспрянуло,— и явился Бог
В плоти его страданьем Слова:
На свет Им трисвятый зреть снова
Адам сподобиться возмог.
Адам бы падши не восстал,
Когда б в Христе не воскресился,
Не воскресясь — не воссиял,
Не воссияв — не возродился
В блаженство первородно вновь.
Се, как смирением, терпеньем,
Страданьем, скорбью, умерщвленьем
Так подлинно, без плоти дух
Не мог в тлен пасть. Без духа ж силы
И плоть слаба духов втечь в круг
К земле с прикованными крылы:
То по совету трисвяту,
Скудель в сан серафимск восставить,
Бессмертьем смертного прославить
Предоставлялося Христу.
И Им со славой, с торжеством
Явилась миру Божья сила:
Как запад, нас златым лучом50
Святая кровь Его покрыла,
И осветила благодать,
Дав область в чад Его вчиняться51,
Младенцев смыслом умудряться52
Чтобы, надеясь на Его
Одну мы благость, милосердье,
Наследна, прежня озаренья,
Святым внутрь духом очищаясь,
Живясь, светлеясь, возвышаясь,
Любовью к Божеству гореть.
Се, что есть Сый, что есть Христос,
Духовно и телесно в ново
Тем бытие, что, страждя сам,
Всем подал ясные примеры53,
Как силой доблести и веры
Входить возможно к небесам!
Так,