Скачать:TXTPDF
Духовные оды

бездн всех звезд на мир сей зрит,

Что низко в нем и что высоко,

Над вражеской гордыней бдит

И нас ведет к блаженной жизни,

Стопы склоняя на добро;

Чрез брань, беды и укоризны

Так чистит нас, как огнь сребро.

Хор

Воскликни Господу, вселенна!

Его святое имя пой!

И ты, о лира восхищенна!

В хвалу Ему твой глас настрой.

Рцы Богу, коль дела Его предивны,

С высокой пал наш враг стремнины.

Весь мир Творцу поет хвалебный лик:

Велик! велик! велик!

Хотя вводил Он нас в напасти

И посылал на нас войны:

Но то Его был опыт власти,

Чтоб наши наказать вины.

Благословите ж, все языки,

Днесь Бога нашего, и вы,

Зря чудеса Его велики,

Хвалите, преклоня главы.

Хор

Воскликни Господу, вселенна!

Его святое имя пой!

И ты, о лира восхищенна!

В хвалу Ему твой глас настрой.

Рцы Богу, коль дела Его предивны,

С высокой пал наш враг стремнины.

Весь мир Творцу поет хвалебный лик:

Велик! велик! велик!

Придите в храм наш и внимайте

Душ славословия трубу;

Но не на жертвы вы взирайте,—

На искренню Творцу мольбу;

И ежели язык неправду

Какую наш в сей час изрек,

Да удалит от нас пощаду

И милость Он свою навек.

Хор

Воскликни Господу, вселенна!

Его святое имя пой!

И ты, о лира восхищенна!

В хвалу Ему твой глас настрой.

Рцы Богу, коль дела Его предивны,

С высокой пал наш враг стремнины.

Весь мир Творцу поет хвалебный лик:

Велик! велик! велик!

16 июля 1811

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА КАЗАНСКОЙ БОГОРОДИЦЫ, В С.-ПЕТЕРБУРГЕ

Уж не Фавора ль я на раме

По ребрам светлых туч хожу?

Иль Соломона в дивном храме

Вкруг изумленный взор вожу

По злату, по мусий, порфирам,

И к звонким Сионит1 псалтирям

Клоню вперенны ушеса?

Восторг все наполняет чувства:

Богатство, красоту искусства,

Отверсты вижу небеса!

Ни бурь, ни морь, ни громов рева

Не внемлет, благовея, мир.

Что се? — Святых в святая Дева

Восходит, вслед струя эфир!

Глава увенчанна звездами,

Луна блистает под ногами,

Как солнце, ясен взгляд и тих;

Одета неба омофором,

Предстала пред Всевидца взором,—

И слышу свыше Девы лик:

«О вечный, Трисвятый

И непостижный Сый!

Вселенну наполняяй

И обитаяй в храмах

Тобой живых сердец,

Воззри на оны сонмы,

На чистый фимиам,

Тебе от них куримый,

И на царя, колена

Прелонша пред Тобой,

Который храм сей создал

В земну обитель мне;

И будь благоприятен

Народу и ему,

Как в мире так и в брани,

Чтоб угождал Тебе».

И се, в подобье глубине,

Свет милый, радостный очам,

По синей низлетел равнине,

Как алых зарь отлив, на храме!

Не дух ли то святый с гор звездных

Ниспел на дом молитвы верных

Для проявления чудес?

О знамение непостижно!

Россия будет неподвижно

Под кровом цвесть благих небес!

Так, если силой теплой веры

Мы и невидимое зрим,

Мой дух сквозь недостижны сферы,

Как огнекрылый Серафим,

Парит в обитель душ блаженных

И в чувствах тонких, безмятежных

Молитвы слышат их за нас.

Перед судеб святым ковчегом

Давид по струнам перстов бегом

От гуслей льет сладчайший глас:

«О Боже! что есть тварь

Как бренный человек?

Дни в суете проводит

И, цвет как, увядает;

Но помнишь Ты его

И только отличаешь

От Ангел мало тем,

Что мрак земной он должен

Пройти стезею тернья,

И в Твой одеться свет.

Пошли ж на то Ты силы

Народу и царю,

Кой в храме прибегает

Сем с верою к Тебе:

Да благостию носит

Твой образ на земли!»

1811

1 Сионские, или духовные музы.

ПОКАЯНИЕ

Помилуй мя, о Боже! по велицей

Мне милости Твоей,

По множеству щедрот, Твоей десницей

Сгладь грех с души моей;

А паче тайных беззаконий

Очисть — их знаю я.

Я знаю их,— и зрю всех пред собою

Моих пороков тьму;

Се сокрушенной каюся душою

Тебе, лишь одному

Тебе,— что быть дерзнул лукавым

И укрывал мой грех.

Но льзя ль кому перед Тобой в чем скрыться,

Коль все зришь, слышишь Ты?

Как можно на суде в чем оправдиться

Пред Тем, Кто и мечты

Душ наших и сердец всех знает?

Он верно победит.

Так, знает, что я зачат в беззаконьи,

В грехах родила мать,

Что внутрь меня коварство, а вне козни

Неправдой правду тьмят,—

Ту правду, искру ту премудру,

Что Он во мне возжег.

Ах! окропи ж меня Ты звезд иссопом,

Вод благости Твоей;

Омой, Творец, мне грудь Ты слез потопом,

Вняв вздох души моей,

Да сердцем уясняся чистым,

Бел буду я как снег.

Даждь слуху моему веселье, радость

Чтобы в моих костях

Смиренных та вовек лилася сладость,

Пьют кою в небесах.

Так, Боже! отврати взор грозный

От слабостей моих.

Созиждь в моей утробе сердце чисто,

Дух правый обнови,

Который бы, как солнце в мгле лучисто,

Сиял в моей крови,

И лика Твоего святаго

С меня не отврати.

Пошли мне Твоего жар в грудь спасенья

И духом так своим

Владычным утверди путь для ученья

Заповедям Твоим,

Чтобы к Тебе и нечестивых

Я обратить всех мог.

Уста мои, о Творче! мне отверзи

На похвалу Твою,

Да холмы слышат, реки и бездн брези,

Что я Тебя пою

И никому не посвящаю

Я песен, как Тебе.

Ах! жертвы б восхотел коль Ты какие,

Принес бы я давно;

Но не приемлешь Ты мольбы иные,

Вздыханье как одно:

Храм Богу — сердце сокрушенно,

Смиренный дух — алтарь.

1813

НА ДОМОВУЮ ЦЕРКОВЬ КНЯЗЯ А. Н. ГОЛИЦЫНА

Сует мирских во удаленьи,

Во сумраке и тишине,

Лишь солнца ярка в озареньи

Молельный храм открылся мне.

Лик ангельский доходит слуху,

Небесну манну в пищу духу

Мне каплет с высоты Сион,

Что се? — не светла ль сень Фавора,

Иль храмина тех лиц собора,

На челах чьих сиял огонь?

Иль первой христиан то церкви

Укров благочестивых душ,

Где с псальмами свершал втай жертвы

Носивший в сердце Бога муж?

Ущелья, мраки подземельны

Ему казались рощи сельны

И окрест бури — тишиной.

Голицын! вера движет холмы,

Спасает, отвращает громы

От царств единою слезой.

Блажен, кто может в ней

Свои утехи находить,

Быть здателем церквей

И души жизнию поить,

Сводя на землю небеса.

Се блеск! се слава! се краса!

1 мая 1813

СОСТРАДАНИЕ

Блажен, на нища и убога

Кто зрит и в лютый, скорбный день

От зноя, жажды, глада строга

Спасет, и кущ своих под тень

Его привесть не постыдится:

Он Господом вознаградится.

Господь сам с неба назидает

Его в сей жизни и хранит,

Блаженством всяким угобжает,

Жатв изобилием дарит

И, избавляя бед и скуки,

Не предает во вражьи руки.

Всегда ему воспомогает,—

В болезни даже на одре,

Когда вкруг ложа уж сверкает

Его серп смерти — и в заре

Он вечности, быть в мгле уж мнится,—

Но, вдруг воспрянувшим, здрав зрится.

Так мнил, надеясь я на Бога,

И сострадателен всем был,

На лица сира зрел, убога,—

И Бог стократ мне заплатил:

Когда мне враг ковал напасти,

Сиял я паче в славе, в счастьи.

1813

ХРИСТОС

Никтоже приидет ко Отцу, токмо мною.

Иоан. гл. 14, ст. 6

О Сый, которого пером1,

Ни бренным зрением, ни слухом2,

Ниже витийства языком

Не можно описать, а духом3

И верой пламенной молить!

Твоею благодатью пленный,

Как бы на небо восхищенный4,

Тебя дерзаю я гласить5.

Тебя! — но кто же сущий Ты,

Что человеком чтим и Богом?

Лице, как солнца красоты!6

Хитон, как снег во блеске многом!

Из ребр нетленных льется кровь!7

Лучи — всю плоть просиявают!

Небесный взор, уста дыхают

Сладчайшим благовестьем слов!

Кто Ты,— что к нам сходил с небес

И паки в них вознесся в славе8?—

Вовек живый и там и здесь

Несметных царств своих в державе9,

В округе и средине сфер.

Хлеб жизни и живот струй вечных10,

Сам свят, безгрешен; а всех грешных

Единая к спасенью дверь!11

Кто Ты,— кого из древних лет

Сивиллы, маги и пророки12

Приход предвозвестили в свет;

Полк горних сил сквозь блеск далекий13

Дивился с трепетом кому,

Что Бога и Царя небесна,

Бессмертна суща, бестелесна,

Сходяща видят смерти в тму?

Кто Ты,— в котором сквозь эфир144

С горы ниспадший зрелся камень,

Кем мира сокрушен кумир;

Тот лепый юноша, что пламень15

Внутрь пещи в росу претворил,

И прежде, чем на свет явился,

Во тьме чудес предобразился

И чаяньем языком был?16

Кто Ты,— которого звезда17

Час возвестила в мир явленья,

Казала путь к кому ведя

Царям, волхвам для поклоненья;

Чей трон не в злате средь порфир,

Но в верте18, в яслях был возвышен19,

Над кем лик ангелов был слышен:

Сошел во человеки мир!

Кто Ты,— вспять Иордан бежал20

Кого омыть с стремленьем шумным,

В пустыне свет осиявал;

Глас Агнцем проповедал чудным21,

Могущим всех грехи подъять.

Таинственным страша всех слухом,

Что, не родясь водой и духом22 ,

Небес не можно достигать.

Кто Ты,— что отверзал слух, взор

Глухим, слепым — прикосновеньем23;

Кротил свирепость бурь и морь24

Единым перста мановеньем?

И не Тебе ль был сонм духов25

Послушным, всякая стихия,

И глас не Твой ли из земныя

Взывал утробы мертвецов?26

Не Ты ль величественный муж

Во славе, в блеске несказанном27

Между живых и мертвых душ28

На холме зрелся лучезарном,

Как некий дивный властелин

И днешня и грядуща мира?

Над коим гром гремел с эмпира:

«Се мой возлюбленнейший Сын!»29

Как! — Неба сын Ты? — ужас, мрак

Мои все пробегают кости!

Ты Бог? — но Твой поруган зрак

От человеческия злости!

Окровавленны красоты!

С злодеями на древе крестном30

Висишь в томленьи скорбном, смертном,

Бледн, бездыханен, мертв! — Кто ж Ты?

Кто Ты? — и как изобразить

Твое величье и ничтожность,

Нетленье с тленьем согласить,

Слить с невозможностью возможность?

Ты Бог,— но Ты страдал от мук!31

Ты человек,— но чужд был мести!32

Ты смертен,— но истнил скиптр смерти!33

Ты вечен,— но Твой издше дух!34

О тайн глубоких океан!

Пучина див противоборных!

Зачем сходил Ты с звездных стран

И жил в селениях юдольных?

Творец Ты,— мог все с высоты;

Ты тварь,— почто же трепетала35

Вся твердь, как жизнь Твоя увяла?

Открой, открой себя мне Ты!

Открой себя, открой, молюсь!

И се — глас слышу сердца в дверях:

«Доколь воплю, доколь толкусь36

Воскреснуть в хладных маловерах?

О света сын! о раб днесь тмы!

Свлеки с себя покров твой бренной

И мыслью, верой воскрыленной

Мой Промысл о себе вонми:

Премудрость, сила и любовь,

Бог дух, в трех светах Свет ввек живый37,

Единством троичным до веков

В своем совете положивый

Свою в тме славу проявить,

Воззвать из бездн созданье ново

Послал единородно Слово38,

И словом: — тма — вселенной бысть39.

Изобразилось естество,

Незримое всезримым стало

И в человеке Божество,

Как солнце в море, воссияло!

Все покорилося ему40,

Что благ был, кроток, чист, незлобен

И во зерцале как подобен

Творцу бессмертну своему41.

Но поелику создан он42

С свободною душой из персти;

То обаял мечтаний сон

Его и ухищренье лести43:

Он, в красоту свою влюбясь,

Возмнил быть Бог — и возгордился,

От Единицы отклонился

И отблеск в нем Ея погас.

Погас! — пал в тму вселенной царь,

Нетленье превратилось в тленье44;

Ему совоздыхая тварь45,

Доднесь страстей своих в боренье,

Век будет в пре — не утолить

Доколь гнев Отч сей низкой долей46,

Что волей пал, и той же волей

Себя к Нему не возвратить,

И плоти не отвергнет так47,

Ничто чтоб дух не отягчало;

Но пал как в толь глубокий мрак,

Что сил его восстать не стало48;

То тут Любовь, времен в исходе49,

Сошла смирить страстей злых ревы:

Сый воссиял от чистой Девы,

Как солнца луч от чистых вод!

Им пробудилось божество,

Уснувше чувств от обольщенья,

Духовно света существо,

Как искра камня от биенья,

Вспрянуло,— и явился Бог

В плоти его страданьем Слова:

На свет Им трисвятый зреть снова

Адам сподобиться возмог.

Адам бы падши не восстал,

Когда б в Христе не воскресился,

Не воскресясь — не воссиял,

Не воссияв — не возродился

В блаженство первородно вновь.

Се, как смирением, терпеньем,

Страданьем, скорбью, умерщвленьем

Возводит всех к себе Любовь!

Так подлинно, без плоти дух

Не мог в тлен пасть. Без духа ж силы

И плоть слаба духов втечь в круг

К земле с прикованными крылы:

То по совету трисвяту,

Скудель в сан серафимск восставить,

Бессмертьем смертного прославить

Предоставлялося Христу.

И Им со славой, с торжеством

Явилась миру Божья сила:

Как запад, нас златым лучом50

Святая кровь Его покрыла,

И осветила благодать,

Дав область в чад Его вчиняться51,

Младенцев смыслом умудряться52

И разум вере покорять,—

Чтобы, надеясь на Его

Одну мы благость, милосердье,

Могли искать себе того

Наследна, прежня озаренья,

Им кое только можно зреть:

Святым внутрь духом очищаясь,

Живясь, светлеясь, возвышаясь,

Любовью к Божеству гореть.

Се, что есть Сый, что есть Христос,

Что Бого-Человек, что Слово:

Он самый тот, который взнес

Духовно и телесно в ново

Тем бытие, что, страждя сам,

Всем подал ясные примеры53,

Как силой доблести и веры

Входить возможно к небесам!

Так,

Скачать:TXTPDF

бездн всех звезд на мир сей зрит, Что низко в нем и что высоко, Над вражеской гордыней бдит И нас ведет к блаженной жизни, Стопы склоняя на добро; Чрез брань,