Скачать:TXTPDF
Духовные оды

Он един: никто другой

Слепца привесть не может к свету,

Потерянному чувств стезей;

Лишь словом уст Его согрету

Внутрь вскрыться могут очеса.

Поит струей Он вечной жизни

И сладость древния отчизны

На землю сводит, небеса.

Он — сшедша Истина с небес,

Он — Добродетель воплощенна,

Отерша токи смертных слез.

В лице подобострастна тлена

Сходил Он к смертну естеству54

От уз греховных мир избавить,

На прежней степени поставить

И уподобить Божеству.

Так, без Него никто к Отцу55

Его приближиться не может.

Без Сына дверь наград к венцу

Таинственную не проторжет.

Живет в Отце, Отец же — в Нем56;

Бездн, неба и земли посредник,

Ходатай, вождь, всех благ наследник57

И подвигоположник Он.

Предвечной Правде, трисвятой

Противно было б бесконечно,

Чтоб смертный за проступок свой

Пред Вечным не был винен вечно.

Кто ж Бога удовлетворит?

Лишь Сын Его из милосердья,

Взяв на себя всех преступленья58,

Возмог мир миром примирить59.

Се есть Христовых цель заслуг:

Да благость сблизить с правосудьем,

Да воцарить над телом дух,—

И сих великих дел орудьем

Он пребыл Сам, что Сам страдал:

Он мог призвать в защиту громы;

Но, волею на казнь ведомый,

Своей Он смертью смерть попрал.

И чрез пример явил сей свой,

Что не мирские наказанья

На лобном нас мрачат хулой60,

Равно и не корон сиянья

Богоподобными творят;

Но правда, вера добродетель

Ввек провозвестник и свидетель

И блеск неложный света чад.

Се тако Иисус всех спас

И познан Человеко-Богом,

Что так ничей покоить глас

И сладость в нас лить в бедстве строгом

Не силен, как Его един.

Быв выше всех,— учил быть низшим61,

Любить врагов, и сердцем чистым62

Молил за них лишь Божий Сын.

Он Царь, Законодатель тот,

Что уст своих одним глаголом

Ко благу общу всех ведет,

Равняет хижину с престолом:

«Просящему,— речет Он,— дай63,

Болящего призри в больнице,

Печального утешь в темнице,

Голодна, жадна напитай».

Первосвященник Он, Пророк64,

Кой верящим в Него любовью

Себя дал веры их в залог,

Запечатлев завет свой кровью65,

И так его тем утвердил,

Что Им обещанный, небесный

В языках огненных чудесный66

Излил свой Дух и научил:

Былинки злобно не сломить67,

Но быть всем кротким, всем радушным,

Лишь по себе других судить68,

И не чрез рать себе послушным

Быть миру, но чрез рыб ловцов69

Простых велел,— и синагоги,

Ареопаг им пал пред ноги:70

Се силен как закон Христов!

Христос весь благость, весь любовь,

Блеск свойствам даже трисвященным;

Весь круг бы без Него миров71

Неполным был, несовершенным.

Бог-Ум мог все предначертать,

Бог-Мощь — все сздать; любви ж без Бога

Могли ль премудрость, сила строга

Горе к себе сердца воззвать?

Так, Бог и дивен и велик

Нам паче воплощеньем Сына:

Мог плоть и дух создать Он в миг,

Но связь сих крайностей едина

Всех удивительней чудес!

Адам пусть волею пал злою;

Но взнесся плотью он святою

В Христе превыше всех небес.

Отец и Сын и Дух Святый,

Незримый Свет триипостасный;

Но в плоти Сын прияв черты,

Как человек подобострастный,

Открыл Себя и научил

Чтить Бога истиной и духом72.

Кумиров сверг своим Он слухом,

Как силу ада сокрушил73.

Христос нас Искупитель всех74

От первородного паденья.

Он свет,— тмой необъемлем ввек75;

Но тмится внутрь сердец неверья76 ,

Светясь на лоне у Отца77.

Христа нашедши, все находим78,

Эдем свой за собою водим,

И храм Его — святы сердца79.

О Всесвятый! Превечный Сый!

Свет тихий Божеския славы!

Пролей свои, Христе! красы

На дух, на сердце и на нравы,

И жить во мне не преставай;

А ежели и уклонюся

С очей Твоих и затемнюся,

В слезах моих вновь воссияй!80

Услышь меня, о Бог любви!

Отец щедрот и милосердья!

Не презрь преклоншейся главы

И сердца грешна дерзновенья81

Мне моего не ставь в вину,

Что изъяснить Тебя я тщился,—

У ног Твоих коль умилился

Ты, зря с мастикою жену82.

ПРИМЕЧАНИЕ

1«Сый, всегда везде пребывающий». Иоанна гл. 1, ст. 18: Сый в лоне Отчи.

2Там же: «Бога никтоже виде нигдеже».

3К Коринфян. первое послан. Павла, гл. 12, ст. 3: «Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом святым».

4К Коринф. второе послан. гл. 12, ст. 2: «Восхищена бывша до третияго небесе».

5Послан. первое Иоан. Богосл. гл. 2, 27: «Помазание в вас пребывает, и оно учит вы о всем».

6Матф. гл. 17, ст. 2: «Лице его яко солнце».

Марка гл. 9, ст. 3: «Ризы блестящи яко снег».

7Иоан. гл. 20, ст. 27; «Принеси руку твою и вложи в ребра моя».

8Иоан. гл. 3, ст. 13: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе».

9Иоан. гл. 14, ст. 2: «В дому Отца моего обители многи суть».

10Иоан. гл. 6, ст. 51: «Аз есмь хлеб животный».

Там же, гл. 7, ст. 37: «Аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет».

11Иоан. гл. 10, ст. 9: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется».

12Царица Никавля и она же Сивилла Савская, увидя в Иерусалиме у Соломона не гниючее древо, на коем около

тысячи лет после распят Христос, в наступлении возгласила: «Се древо, на нем же Бог облеченный плотию

умрет в воскресенье». Также Эрифрейская, Куманская и прочия Сивиллы и Трисмегист в Египте предвещали о

Христе. См. Лактанция в 4 кн. Маг Сирийский Валаам, 4 книги Числ Моисея гл. 24, ст. 17, сказал: «Возсияет

звезда от Иакова и востанет человек от Израиля». Пророк Аввак. гл. 3, ст. 1: «Господи, услышах слух

твой и убояхся» и проч.

13Иова гл. 38, ст. 7: «Восхвалиша мя гласом велиим вси Ангели мои».

14Даниил гл. 2, ст. 34: «Отторжеся камень от горы без рук, и удари тело в нозе железны и скудельны, и истни их до конца».

15Дан. гл. 3, ст. 92: «И зрак четвертаго подобен Сыну Божию».

16Псал. 117, ст. 25 и 26: «О, Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне».

И прочие пророки предвещали о Мессии или Помазаннике Божием Христе.

17Матф. гл. 2, ст. 2: Видехом бо звезду его на востоце и приидохом поклонитися ему».

18В вертепе.

19Луки гл. 2, ст. 7: «И положи его в яслех».

20Псалом 113, ст. 5: «И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять».

21Иоан. гл. 1, ст. 29: «Се, агнец Божий, вземляй грехи мира».

22Иоан. гл. 3, ст. 5: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие».

23Иоан. гл. 9, ст. 6: «Помаза очи брением слепому».

И Луки, гл. 7, ст. 22: «Слепии прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии восстают, нищии благовествуют».

О сих чудесах Иисуса доносил и Понтийский Пилат императору Тиверию.

24Матф. гл. 8, ст. 26: «Тогда восстав запрети ветром и морю, и бысть тишина велия».

25Матф. гл. 8, ст. 32: «И рече (бесам): идите».

26Иоан. гл. 11, ст. 43: «И воззва: Лазаре, гряди вон».

27Матф. гл. 17, ст. 1 и 2: «И возведе их на гору высоку едины и преобразися пред ними».

28Там же, ст. 3: «Се, явистася им Моисей и Илия» (из коих второй по преданию святыя Церкви жив и доныне).

29Там же, ст. 5: «Глас из облака глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный».

30Исайя гл. 53, ст. 12: «И со беззаконными вменися».

Матф. гл. 27, ст. 38: «Тогда распяша с ним два разбойника: единаго одесную, и единаго ошуюю».

31Матф. гл. 27, ст. 30: «Прияша трость и бияху по главе Его».

32Луки гл. 23, ст. 34: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят».

33Ко Евреем послан. гл. 2, ст. 14: «Да смертию упразднит имущаго державу смерти».

34Луки гл. 23, ст. 46: «И сия рек издше».

35Матф. гл. 27, ст. 51 и 52: «И земля потрясеся, и камение распадеся».

По описаниям путешественников и ныне видима расселина в каменной горе Голгофе.

36Апокалипс. гл. 3, ст, 20: «Се, стою при дверех и толку».

37Иоан. гл. 4, с. 24: «Дух есть Бог». И его же первое послан., гл. 1, ст. 5: «Бог свет есть».

38Иоан. гл. 1, ст. 14: «И Слово плоть бысть».

39Бытия кн. 1, гл. 1, ст. 3: «И рече Бог: да будет свет. И бысть свет».

40Ко Евр. гл. 2, ст. 8: «Вся покорил еси под нозе его».

41 Бытия гл. 1, ст. 26: «И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию».

42Бытия гл. 2, ст. 7: «И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни».

43Там же гл. 3, ст. 5: «И рече змий: и будете яко бози».

44Там же ст. 19: «Яко земля еси, и в землю отъидеши».

45К Римлян, гл. 8, ст. 22: «Вемы бо, яко вся тварь с нами совоздыхает».

46К Колоссаем гл. 1, ст. 20: «И тем примирити всяческая к себе».

47Послание второе к Коринф, гл. 5, ст. 4: «Воздыхаем, да пожерто будет мертвенное животом».

И к Колос, гл. 3, ст. 5: «Умертвите уды ваша, яже на земли».

48Послание второе к Коринф, гл. 12, ст. 9: «Сила бо моя в немощи совершается».

49К Галат. гл. 4, ст. 4: «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго».

50Вечерняя песнь св. Софрония, Патриарха иерусалимского: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний».

51Иоан. гл. 1, ст. 12: «Даде им область чадом Божиим быти».

52Матф. гл. 11, ст. 25: «Яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем».

53Ко Евреем гл. 12, ст. 2: «Взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса».

54 Первое послание к Тимоф. гл. 3, ст. 16: «Бог явися во плоти».

55Иоан. гл. 14, ст. 6; «Никто же приидет ко Отцу, токмо мною».

56Там же ст. 10: «Яко аз во Отце, и Отец во мне».

57Ко Евр. гл. 8, ст. 6: «И лучшаго завета есть ходатай».

58Исайя гл. 53, ст. 11: «И грехи их той понесет».

59К Колоссаем гл. 1, ст. 20: «И тем примирити всяческая к себе».

60К Галат. гл. 6, ст. 7: «Бог поругаем не бывает».

61Матф. гл. 11, ст. 29: «Научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим».

62Матф. гл. 5, ст. 44: «Любите враги ваша».

63Матф. гл. 25, ст. 35 и 36: «Взалкахся бо, и дасте ми ясти» и проч.

64Ко Евр. гл. 5, ст. 10: «Наречен от Бога Первосвященник по чину Мелхиседекову».

65Ко Евр. гл. 7, ст. 27: «Единою (жертвою) себе принес».

66Деян. Апост. гл. 2, ст. 3: «И явишася им разделени языцы яко огненни».

67Исаия гл. 42, ст. 3: «Трости сокрушены не сотрет».

68К Римлян, гл. 2, ст. 1: «Имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши».

69Матф. гл. 4, ст. 19: «Грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком».

70Деян. Апост. гл. 17, ст. 22: «Став же Павел посреде Ареопага».

Там же гл. 18, ст. 4: «Стязашеся же на сонмищах» (или в синагогах).

71Иоан. гл. 1, ст. 3: «Вся тем быша: и без него ничтоже бысть, еже бысть».

К Ефес. гл. 4, ст. 10: «Сшедый и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая».

К Колос, гл. 1, ст. 18: «Яко да будет во всех той первенствуя».

72Иоан. гл. 4, ст. 23: «Егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною».

73Исайя гл. 11, ст. 4: «И духом устен убиет нечестиваго».

74К Галат. гл. 3, ст. 13: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя».

75Иоан. гл. 1, ст. 5: «Свет во тьме светится, и тма его не объят».

76Второе послание к Коринф, гл. 4, ст. 3: «Благовествование наше в гибнущих есть покровено».

77Иоан. гл. 1, ст. 18: «Единородный Сын, сый в лоне Отчи».

78Матф. гл. 6, ст.

Скачать:TXTPDF

Он един: никто другой Слепца привесть не может к свету, Потерянному чувств стезей; Лишь словом уст Его согрету Внутрь вскрыться могут очеса. Поит струей Он вечной жизни И сладость древния