Слепца привесть не может к свету,
Потерянному чувств стезей;
Лишь словом уст Его согрету
Внутрь вскрыться могут очеса.
Поит струей Он вечной жизни
И сладость древния отчизны
На землю сводит, небеса.
Он — сшедша Истина с небес,
Он — Добродетель воплощенна,
Отерша токи смертных слез.
В лице подобострастна тлена
Сходил Он к смертну естеству54
От уз греховных мир избавить,
На прежней степени поставить
И уподобить Божеству.
Так, без Него никто к Отцу55
Его приближиться не может.
Без Сына дверь наград к венцу
Таинственную не проторжет.
Живет в Отце, Отец же — в Нем56;
Бездн, неба и земли посредник,
Ходатай, вождь, всех благ наследник57
И подвигоположник Он.
Предвечной Правде, трисвятой
Противно было б бесконечно,
Чтоб смертный за проступок свой
Пред Вечным не был винен вечно.
Кто ж Бога удовлетворит?
Лишь Сын Его из милосердья,
Взяв на себя всех преступленья58,
Возмог мир миром примирить59.
Се есть Христовых цель заслуг:
Да благость сблизить с правосудьем,
Да воцарить над телом дух,—
И сих великих дел орудьем
Он пребыл Сам, что Сам страдал:
Он мог призвать в защиту громы;
Своей Он смертью смерть попрал.
Что не мирские наказанья
На лобном нас мрачат хулой60,
Равно и не корон сиянья
Богоподобными творят;
Но правда, вера добродетель
Ввек провозвестник и свидетель
И блеск неложный света чад.
Се тако Иисус всех спас
И познан Человеко-Богом,
И сладость в нас лить в бедстве строгом
Не силен, как Его един.
Быв выше всех,— учил быть низшим61,
Любить врагов, и сердцем чистым62
Молил за них лишь Божий Сын.
Он Царь, Законодатель тот,
Что уст своих одним глаголом
Ко благу общу всех ведет,
Равняет хижину с престолом:
«Просящему,— речет Он,— дай63,
Болящего призри в больнице,
Печального утешь в темнице,
Голодна, жадна напитай».
Первосвященник Он, Пророк64,
Кой верящим в Него любовью
Запечатлев завет свой кровью65,
И так его тем утвердил,
Что Им обещанный, небесный
В языках огненных чудесный66
Излил свой Дух и научил:
Былинки злобно не сломить67,
Но быть всем кротким, всем радушным,
Лишь по себе других судить68,
Быть миру, но чрез рыб ловцов69
Простых велел,— и синагоги,
Се силен как закон Христов!
Христос весь благость, весь любовь,
Блеск свойствам даже трисвященным;
Неполным был, несовершенным.
Бог-Ум мог все предначертать,
Бог-Мощь — все сздать; любви ж без Бога
Могли ль премудрость, сила строга
Так, Бог и дивен и велик
Нам паче воплощеньем Сына:
Мог плоть и дух создать Он в миг,
Но связь сих крайностей едина
Всех удивительней чудес!
Адам пусть волею пал злою;
Но взнесся плотью он святою
В Христе превыше всех небес.
Отец и Сын и Дух Святый,
Но в плоти Сын прияв черты,
Как человек подобострастный,
Открыл Себя и научил
Чтить Бога истиной и духом72.
Кумиров сверг своим Он слухом,
Как силу ада сокрушил73.
Христос нас Искупитель всех74
От первородного паденья.
Он свет,— тмой необъемлем ввек75;
Но тмится внутрь сердец неверья76 ,
Светясь на лоне у Отца77.
Христа нашедши, все находим78,
Эдем свой за собою водим,
И храм Его — святы сердца79.
О Всесвятый! Превечный Сый!
Пролей свои, Христе! красы
На дух, на сердце и на нравы,
И жить во мне не преставай;
А ежели и уклонюся
С очей Твоих и затемнюся,
В слезах моих вновь воссияй!80
Услышь меня, о Бог любви!
Отец щедрот и милосердья!
Не презрь преклоншейся главы
И сердца грешна дерзновенья81
Мне моего не ставь в вину,
Что изъяснить Тебя я тщился,—
У ног Твоих коль умилился
Ты, зря с мастикою жену82.
1«Сый, всегда везде пребывающий». Иоанна гл. 1, ст. 18: Сый в лоне Отчи.
2Там же: «Бога никтоже виде нигдеже».
3К Коринфян. первое послан. Павла, гл. 12, ст. 3: «Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом святым».
4К Коринф. второе послан. гл. 12, ст. 2: «Восхищена бывша до третияго небесе».
5Послан. первое Иоан. Богосл. гл. 2, 27: «Помазание в вас пребывает, и оно учит вы о всем».
6Матф. гл. 17, ст. 2: «Лице его яко солнце».
— Марка гл. 9, ст. 3: «Ризы блестящи яко снег».
7Иоан. гл. 20, ст. 27; «Принеси руку твою и вложи в ребра моя».
8Иоан. гл. 3, ст. 13: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе».
9Иоан. гл. 14, ст. 2: «В дому Отца моего обители многи суть».
10Иоан. гл. 6, ст. 51: «Аз есмь хлеб животный».
Там же, гл. 7, ст. 37: «Аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет».
11Иоан. гл. 10, ст. 9: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется».
12Царица Никавля и она же Сивилла Савская, увидя в Иерусалиме у Соломона не гниючее древо, на коем около
тысячи лет после распят Христос, в наступлении возгласила: «Се древо, на нем же Бог облеченный плотию
умрет в воскресенье». Также Эрифрейская, Куманская и прочия Сивиллы и Трисмегист в Египте предвещали о
Христе. См. Лактанция в 4 кн. Маг Сирийский Валаам, 4 книги Числ Моисея гл. 24, ст. 17, сказал: «Возсияет
звезда от Иакова и востанет человек от Израиля». Пророк Аввак. гл. 3, ст. 1: «Господи, услышах слух
твой и убояхся» и проч.
13Иова гл. 38, ст. 7: «Восхвалиша мя гласом велиим вси Ангели мои».
14Даниил гл. 2, ст. 34: «Отторжеся камень от горы без рук, и удари тело в нозе железны и скудельны, и истни их до конца».
15Дан. гл. 3, ст. 92: «И зрак четвертаго подобен Сыну Божию».
16Псал. 117, ст. 25 и 26: «О, Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне».
И прочие пророки предвещали о Мессии или Помазаннике Божием Христе.
17Матф. гл. 2, ст. 2: Видехом бо звезду его на востоце и приидохом поклонитися ему».
18В вертепе.
19Луки гл. 2, ст. 7: «И положи его в яслех».
20Псалом 113, ст. 5: «И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять».
21Иоан. гл. 1, ст. 29: «Се, агнец Божий, вземляй грехи мира».
22Иоан. гл. 3, ст. 5: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие».
23Иоан. гл. 9, ст. 6: «Помаза очи брением слепому».
И Луки, гл. 7, ст. 22: «Слепии прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии восстают, нищии благовествуют».
О сих чудесах Иисуса доносил и Понтийский Пилат императору Тиверию.
24Матф. гл. 8, ст. 26: «Тогда восстав запрети ветром и морю, и бысть тишина велия».
25Матф. гл. 8, ст. 32: «И рече (бесам): идите».
26Иоан. гл. 11, ст. 43: «И воззва: Лазаре, гряди вон».
27Матф. гл. 17, ст. 1 и 2: «И возведе их на гору высоку едины и преобразися пред ними».
28Там же, ст. 3: «Се, явистася им Моисей и Илия» (из коих второй по преданию святыя Церкви жив и доныне).
29Там же, ст. 5: «Глас из облака глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный».
30Исайя гл. 53, ст. 12: «И со беззаконными вменися».
Матф. гл. 27, ст. 38: «Тогда распяша с ним два разбойника: единаго одесную, и единаго ошуюю».
31Матф. гл. 27, ст. 30: «Прияша трость и бияху по главе Его».
32Луки гл. 23, ст. 34: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят».
33Ко Евреем послан. гл. 2, ст. 14: «Да смертию упразднит имущаго державу смерти».
34Луки гл. 23, ст. 46: «И сия рек издше».
35Матф. гл. 27, ст. 51 и 52: «И земля потрясеся, и камение распадеся».
По описаниям путешественников и ныне видима расселина в каменной горе Голгофе.
36Апокалипс. гл. 3, ст, 20: «Се, стою при дверех и толку».
37Иоан. гл. 4, с. 24: «Дух есть Бог». И его же первое послан., гл. 1, ст. 5: «Бог свет есть».
38Иоан. гл. 1, ст. 14: «И Слово плоть бысть».
39Бытия кн. 1, гл. 1, ст. 3: «И рече Бог: да будет свет. И бысть свет».
40Ко Евр. гл. 2, ст. 8: «Вся покорил еси под нозе его».
41 Бытия гл. 1, ст. 26: «И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию».
42Бытия гл. 2, ст. 7: «И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни».
43Там же гл. 3, ст. 5: «И рече змий: и будете яко бози».
44Там же ст. 19: «Яко земля еси, и в землю отъидеши».
45К Римлян, гл. 8, ст. 22: «Вемы бо, яко вся тварь с нами совоздыхает».
46К Колоссаем гл. 1, ст. 20: «И тем примирити всяческая к себе».
47Послание второе к Коринф, гл. 5, ст. 4: «Воздыхаем, да пожерто будет мертвенное животом».
И к Колос, гл. 3, ст. 5: «Умертвите уды ваша, яже на земли».
48Послание второе к Коринф, гл. 12, ст. 9: «Сила бо моя в немощи совершается».
49К Галат. гл. 4, ст. 4: «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго».
50Вечерняя песнь св. Софрония, Патриарха иерусалимского: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний».
51Иоан. гл. 1, ст. 12: «Даде им область чадом Божиим быти».
52Матф. гл. 11, ст. 25: «Яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем».
53Ко Евреем гл. 12, ст. 2: «Взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса».
54 Первое послание к Тимоф. гл. 3, ст. 16: «Бог явися во плоти».
55Иоан. гл. 14, ст. 6; «Никто же приидет ко Отцу, токмо мною».
56Там же ст. 10: «Яко аз во Отце, и Отец во мне».
57Ко Евр. гл. 8, ст. 6: «И лучшаго завета есть ходатай».
58Исайя гл. 53, ст. 11: «И грехи их той понесет».
59К Колоссаем гл. 1, ст. 20: «И тем примирити всяческая к себе».
60К Галат. гл. 6, ст. 7: «Бог поругаем не бывает».
61Матф. гл. 11, ст. 29: «Научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим».
62Матф. гл. 5, ст. 44: «Любите враги ваша».
63Матф. гл. 25, ст. 35 и 36: «Взалкахся бо, и дасте ми ясти» и проч.
64Ко Евр. гл. 5, ст. 10: «Наречен от Бога Первосвященник по чину Мелхиседекову».
65Ко Евр. гл. 7, ст. 27: «Единою (жертвою) себе принес».
66Деян. Апост. гл. 2, ст. 3: «И явишася им разделени языцы яко огненни».
67Исаия гл. 42, ст. 3: «Трости сокрушены не сотрет».
68К Римлян, гл. 2, ст. 1: «Имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши».
69Матф. гл. 4, ст. 19: «Грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком».
70Деян. Апост. гл. 17, ст. 22: «Став же Павел посреде Ареопага».
Там же гл. 18, ст. 4: «Стязашеся же на сонмищах» (или в синагогах).
71Иоан. гл. 1, ст. 3: «Вся тем быша: и без него ничтоже бысть, еже бысть».
К Ефес. гл. 4, ст. 10: «Сшедый и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая».
К Колос, гл. 1, ст. 18: «Яко да будет во всех той первенствуя».
72Иоан. гл. 4, ст. 23: «Егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною».
73Исайя гл. 11, ст. 4: «И духом устен убиет нечестиваго».
74К Галат. гл. 3, ст. 13: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя».
75Иоан. гл. 1, ст. 5: «Свет во тьме светится, и тма его не объят».
76Второе послание к Коринф, гл. 4, ст. 3: «Благовествование наше в гибнущих есть покровено».
77Иоан. гл. 1, ст. 18: «Единородный Сын, сый в лоне Отчи».
78Матф. гл. 6, ст.