Скачать:PDFTXT
Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков

догм и сущностей, связывающих государство (диктат) и коллективное благо (гедонистический континуум). Эта система принимается в качестве официальной идеологии, разрабатываются меры по ее охране и консервации, предохранению от внешних деформирующих воздействий.

Идейные основания государства как социальной формы диктата являются по сути этическим обоснованием необходимости и целесообразности именно данной, конкретной формы диктата и поэтому отражают, в той или иной степени инверсивно-приукрашенно, основные черты этой формы.

Стр. 16

Развитому рабовладению как форме диктата соответствуют такие черты, как наличие верховного автократора (или, ранее, олигархии), наличие слоя иерархов, жестокое физическое подавление с увеличением компонента интроспективного подавления (о характере которого далее), наличие мощных процессов этногенеза с некоторыми специфичными чертами(7), гедонистское (потенциальное), социальное, функциональное и уже правовое расслоение социума. Наличие мощных внешних детерминантов диктата, природных и этнических, определяет необходимость эффективного диктата, унифицирующего мотивации индивидов с целью противостояния этим внешним возмущениям и т.д. Эти черты прямо или косвенно (ассоциированно) отражаются в идеологии рабства, в идеях основания государств этой эпохи.

Одним из основных факторов идейного основания государства этой эпохи является перенятая от предыдущей эпохи государственности религия, мистико-онтологическая этика государственности, которая, несмотря на появление и развитие сугубо философских, абстрагированных идеологий, остается кардинальным инструментом диктата(8). Рассмотрим основные черты государственных религий различных государств этой эпохи.

____________________________________________________________

(7) — Этнос оформляется как превалирующий конгломерат по отношению к инородцам. Не относящиеся к данному этносу (Египет, Афины, Рим и т.д.) являются в основе подавляемыми, приниженными по отношению к этносу-доминанте.

(8) — В силу той же абсолютной, всеобщей религиозности, так как немногие скептики и атеисты эллинизма появились позже и чаще всего были отвергнуты социумом (Диоген).

Стр. 17

В Египте государственная религия, ее установки и иерархия пандемониума прямо зависят от фараона, устанавливающего культ Амона, Атона, анималистских божеств — Аписа, Сокнебтюниса и других. Пта (Птах) непосредственно отражает структуру крайней централизации государства, автократии в ортодоксальной форме — власти фараонов. Выдвижение одного из указанных богов в качестве верховного иерарха пантеона египтян и ассоциирование с ним фараона как земной человеческой ипостаси (или прямое указание на это) мистической сути и воли является инвариантом религиозного компонента идеологии. Отсутствие или низкий уровень рациональных знаний и идей, доступных слоям подавляемых, является причиной более глубокого воздействия на них религиозных аспектов государственной идеологии. Включение в нее черт мистической предопределенности и целесообразности с помощью ассоциирования иерархии пантеона — это лишь одна, поверхностная черта диктатной детерминации идеологии.

Отсутствие рационального знания об окружающем мире(9) и абсолютная интроспекция религии придают могучим проявлениям природы, природным катаклизмам, подавляющим своей мощью сознание людей, делающим их беспомощными перед лицом стихий, характер мистически-надмирный, божественный. Гедонизм Оно вкупе с беспомощным сознанием детерминирует интроспективную покорность, внутреннее приятие существующего порядка мироздания и себя как сущность подчиненную, беспомощную, а вместе с ассоциированными репрезентациями природно-пантеистической иерархии в социальную среду — и перенос этих представлений в область инфраструктурно-диктатных отношений.

____________________________________________________________

(9) — По крайней мере, релятивистского опытного знания, подкрепленного принятыми общественными авторитетами интеллекта общедоступными логическими теориями.

Стр. 18

Конкретное представление иерархии пантеона является лишь средством разрешения социально-диктатных коллизий — например, замена верховного иерарха пантеона Амона-Ра на Атона явилась лишь идеологической ширмой для борьбы с крупной родовой знатью(10).

Дошедшие до современности памятники египетской письменности — от Розеттского камня до «Книги мертвых» и «папирусов со свалки» — не содержат свидетельств о наличии законченных логических, философских, этических учений и теорий. Те зачатки теоретических представлений о человеке, которые есть, например, в «Книге мертвых», имеют ярко выраженные теолого-мистические, религиозные корни и к тому же вряд ли могли быть доступны широким кругам из слоев подавляемых.

Мощное этническое давление на социум Египта являлось причиной(11) того, что идеология сводилась к религиозно-мистическому усилению в интроспекции индивидов категорий необходимости и целесообразности именно этой, конкретной формы диктата — автократии фараонов.

____________________________________________________________

(10) — Особенно если учесть, что кроме официальной религии существовало много региональных пантеонов и иерархов.

(11) — Ранее было показано, что мощные внешние этнические коллизии увеличивают социально-диктатную роль профессиональных военных и на некотором этапе эффективной формой диктата в социуме, противостоящем инородным этносам, становится форма, подобная военной — иерархическая автократия.

Стр. 19

Следующий регион — Иран в эпоху от Ахеменидов до Сасанидов — характеризуется как развитием силового диктата, так и мистико-этической идеологии зороастризма, от ранней стадии до оформления в догматическую религию, и появлением контрдиктатных теорий, таких как манихейство. Зороастризм с его высшим мистическим иерархом — Ахурамаздой на ранней стадии развития уживается с культом более древних богов природно-стихийного пантеона: Митрой, Анахитой и др. Дуализм добра и зла, внешне несущий заряд контрдиктатности, не был понят, адаптирован диктатом и отвергнут им. Причина тому — отсутствие необходимости идейного основания, интроспективного обоснования его необходимости и целесообразности для социума.

Развитие диктата от силового подавления в храмах-городах до рабовладельческого государства, с имманентной экстенсификацией физических репрессий подавляемых и централизацией структур власти(12) является основой и детерминантом эволюции государственной идеологии в направлении персонификации иерарха мистического пантеона в иерарха диктата. Начиная со времен магов-жрецов зороастризм не только трансформируется в официальную религиозную идеологию государства — изменяется и его идейное содержание. Благое начало, добро в воплощении Ахурамазды ассоциируется с иерархом диктата, царем, приобретающим черты персонифицированного общественного блага, благой телеологически целесообразной сущности, не только имманентной бытию социума, но и имеющей мистически-божественную основу, ореол.

____________________________________________________________

(12) — Максимальный уровень физического (силового) подавления всегда связан с государственной автократией.

Стр. 20

Мощь и фатальность негативной субъекту природы, отраженная в пантеоне стихийного мистицизма, дополняется на данном этапе эволюции диктата не только ассоциативной персонификацией иерарха пантеона в иерарха диктата. Усложнения структуры и инструментов подавления определяют также появление в религиозной (в своей основе) идеологии идей этико-онтологического плана, лояльных диктату. Контрдиктатные в момент появления, эти идеи затем адаптируются к интроспективным необходимостям подавления и становятся начальным зародышем того мощного этического (онтологического) комплекса, который лежит в основе интроспекции любой последующей формы диктата. Категории онтологического дуализма маздеитов, помимо ассоциаций блага с автократором, вводят в сознание индивидов идеи личных добродетелей, достоинств и блага социума.

В эпоху раннего Шумера этика социумов Элама, Аккада, Ура, отвечавшая структуре диктата, не регламентировала насилия по отношения к инородным индивидам. Убийство пленного было нормой, так как подавление не располагало необходимыми средствами для удержания в подчинении раба. Развитие средств подавления привело к рабству, и немедленно появляются этические нормы неприятия убийства как пленных, так и низших членов социума, затем закрепляемые в законодательных актах государства. Эволюция диктата и связанное с ней отчуждение части гедонистских благ, а также необходимость (для иерархов) защиты индивидуального гедонистского процветания определяют необходимость введения в идеологию государства, инвестируемую в сознание индивидов в виде комплексов этических норм и добродетелей, таких понятий, как самопожертвование, мужество (при противодействии этническим и государственным антагонистам), государственный патриотизм и т.п.

Стр. 21

Эволюция диктата приводит к возникновению социально-диктатной коллективной этики, вначале в виде обычаев и правил поощрения носителей лояльных добродетелей(13), за исполнением которых следят геронтократы племени и которые затем переходят в идейные основания лояльного творчества, литературы, этики, законов. Развиваются коллективные системы памяти.Письменность является той основой, на которой базируется лояльная этика социума, в дальнейшем смыкающаяся с религиозной этикой. С момента зарождения письменность, письменные произведения включают два течения: творческие творения контрдиктатных пассионариев, доступные разуму немногих и вследствие этого оказывающие незначительное прямое влияние на коллективную этику, и лояльные диктату акты творчества. Гильгамеш, «Книга мертвых» — примеры самых ранних произведений первой группы, в то время как «папирусы со свалки», Авеста — примеры второй группы.

Идеологические основы государства, сохраняя с течением эволюции диктата религиозные компоненты (и расширяя их), все в большей мере ориентируются на структуры коллективной этики со всеми их имманентными чертами. Наиболее яркие примеры — Китай и античное Средиземноморье (Греция и Рим) начиная с VIII-VII вв. до н.э. Религиозный компонент государственной идеологии в этих регионах разнится качественно, но сохраняет те базовые черты, которые описаны ранее.

____________________________________________________________

(13) — Поощрение всегда имеет гедонистскую основу, стимулирует глубинные слои подсознания, тем самым создавая самые устойчивые мотивации. Женщина, слава, богатство и опять женщина — примеров много у Монтеня, Гельвеция и др.

Стр. 22

Спонтанный взрыв контрдиктатного творчества в античной Греции, вызвавший к жизни огромное число гигантов мысли, привел к тому, что незыблемость религиозного фундамента государственности, свойственная Эламу, Шумеру, Египту, начинает размываться. Причин этому много, как объективно-социального (детерминируемых интроспекцией диктата), так и субъективно-творческого планов. Развитие технологии, мореплавания, появление начальных ростков естественных знаний, усиление вооружения и социально-этническая консолидация деятельности привела к появлению в сознании людей (по крайней мере, той части, у которой развит разум, интеллект) первых проблесков атеизма, неприятию мистико-онтологической основы религии и каузально ее этического компонента. Именно к этому периоду относится появление учений Канады, Левкиппа, Демокрита, Анаксимандра, Анаксагора, скептиков, несущих в себе заряд контрдиктатности атеистической направленности. Развитие диктатно-детерминированного творчества — от настенных апологий иерархам до величественных произведений искусства Греции и Рима, помимо инъекции лояльных диктату идей этико-эстетического плана, инъецирует в сознание индивидов (особенно восприимчивых генотипов) идеи истинного эстетизма, величия человека и его деяний, его мощи и разума. Скульпторы, архитекторы, писатели Греции и Рима подняли эти идеи на такую высоту творческих конкреций, что это неминуемо детерминирует снижение потенций религиозных идей. Выросшие на этой основе этические догмы эллинов, конгломерированные в категории «калокагатия», имеют двоякую суть — лояльно-диктатную и объективно-добродетельную.

Стр. 23

Совместное действие факторов, снижая эффективность религиозной детерминации в структуре государственной идеологии, приводит к возникновению мотивационного диссонанса между инъецируемыми в структуру мышления (все структуры разума) идеологическими догмами — детерминантами мотиваций, необходимых государству, и отраженными в зеркале вновь приобретенных категорий мышления объективными реалиями диктата.

Помимо вышеуказанного, в эту эпоху начинается еще один стратегический процесс, который длится в течение всей последующей истории человечества. Категория «калокагатия» и связанные с ней идеалы и добродетели, соединяющие совершенство всех аспектов индивидов, имеет абсолютную, объективную и не связанную с диктатом, более того, противопоставляющую ему себя, сущность. Но эволюционирующий диктат, в конкреции государственности, утилизирует эту категорию, плод деятельности контрдиктатных пассионариев, в своих прагматических интересах. Делается это с помощью того же приема, который был использован диктатом при утилизации зороастризма, т.е. переносом сферы применения этой категории, персонификации, отождествления телеологии ее носителей с целесообразностью функционирующего диктата. Добродетели и идеалы этой категории не только признаются, но и возвышаются, возвеличиваются идеологией государства, но только если они применяются на благо диктата и социума. Убийство в интересах диктата — подвиг, в собственных (отличных от диктатных) интересах — преступление. Мужество при отражении внешних агрессий — благо, мужество противостояния диктату — зло и т.д.

Любая сущность, любой акт творения и духа принимается государственной идеологией и возвеличивается ею даже при сугубо контрдиктатной сути, если он может быть использован, проституирован диктатом.

Стр. 24

Человек, даже в самом раннем возрасте, несет в

Скачать:PDFTXT

Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать, Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать бесплатно, Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать онлайн