подчинению диктату; и то и другое имеет подсознательно-гедонистскую основу, которая определяет существование диктата вообще. Ущемление, редукция гедонистских потенций и активаций инородными этносами и формами диктата детерминирует появление в структуре идеологий мощных, эффективных компонентов позитивно-диктатного плана, имеющих в основе этническую, национальную, политическую или идейную природу. Очевидность первых трех ясна, а примером идейных доминант могут служить диктатные структуры маздакитов, хуррамитов, христианских религиозных сект и ересей — катаров, альбигойцев; ислам как идеология теократии халифов и сектантские вариации ислама, например исмаилиты.
Диктат как функциональная организованная целесообразность социума, этноса в процессе этногенетических коллизий приобретает черты социального блага, отраженного в идеологическом основании. При этом детерминация диктатом идеологии столь сильна, что адептами лояльного творчества становятся не только индивиды с психогенотипом, адекватным сопутствующему слою, но и творцы имманентно контрдиктатные, под действием вышеуказанных факторов отчуждающиеся из слоя контрдиктатных пассионариев (Платон, Сенека, Конфуций и т.д.). Диктатно-детерминированная эволюция идеологии с подобной тенденцией затрагивает все аспекты творчества, приобретающие черты лояльности диктату. О некоторых аспектах этого процесса говорилось выше.
Стр. 42
Смещение акцента творчества от воспевания и возвеличивания индивида, его красоты, силы, ума — вне связи с социальными добродетелями, необходимыми диктату, сменяет идеологический культ надмирности иерархов и социально необходимых добродетелей, именно социально и этнически (принципиально не космополитических, как ранее) целесообразных добродетелей. «Киропедия» — это один из образцов первого аспекта, а, например, «Анабасис» — второго, причем в данном случае даже не придается значения тому, что речь идет о продажных солдатах-наемниках.
Еще один аспект детерминации интроспективной основы диктата — характер государственной идеологии. Одной из наиболее социально воспринимаемых ее форм является искусство развлекающее: театр, музыка, хореография, вокал. Немногие изучают философию или историю (особенно в данную эпоху), ненамного больше влюбленных в живопись или скульптуру(24), но развлекаются все. Зрелища, музыка, пение, танцы, развлекая, воздействуют на сознание большинства, даже на индивидов с самым низким уровнем развития структур супер-Я. При этом действие их направлено как на сознательные структуры супер-Я (театр), так и на подсознательные, эмоциональные — музыка, балет. Благодаря эволюции технологии как детерминанта диктата в социуме появляются люди, отчужденные от производства материальных благ для иерархов и других слоев подавления и занятые удовлетворением прямых гедонистских мотиваций. Увеличение числа этих людей приводит к доступности для всех членов социума (например, теорикон в Афинах Перикла).
Стр. 43
Воздействие этих конкреций идеологии, как и любых других, на сознание подавляемых индивидов является следствием конгломерирования, суперпозиции в сознании (или подсознании) индивидов инъецированных догм и установок, в частности эмоциональных и связанных со структурой Я, адекватности аспектов Я и объективных реалий, адекватности доминант сознания и эффекторных воздействий этих видов искусства и т.д.
Эволюция диктата, его формы — от зарождения с имманентно эффективным интроспективным подавлением до заката и развала — сопровождается редукцией социально значимых, необходимых диктату сущностей, связанных с различными вариациями индивидуального аскетизма и сопутствующих сущностей, и увеличением уровня индивидуально-эгоистических доминант сознания с гедонистской основой. Этот характер диктатной эволюции доминант сознания детерминирует эволютивный характер внутренней сути данных аспектов формирования идейных структур разума, необходимых диктату. Строгий характер танца, основанный на обычаях, этническом укладе, культовых аспектах и имеющий всегда групповой характер (подразумевающий соучастие индивидов в действии), который соответствует эпохе расцвета эллинизма в Риме, эволюционирует в зрелища типа «пляски осы» или псевдовосточных танцев имперского периода Рима с прямой индивидуально-гедонистской тенденциозностью. Высокий уровень унификации мотиваций в социуме, свойственный расцвету формы диктата, является причиной возвеличивания диктатом объективно-человеческих критериев, норм, творений, категорий.
____________________________________________________________
(24) — В большей степени это относится к контрдиктатному творчеству, так как акты лояльного творчества воздействуют на сознание многих косвенно, через рекламу их диктатом и опосредованно через общее мнение (в значительной мере создаваемое диктатом).
Стр. 44
Творчество Поликтета, Мирона, Праксителя, Скопаса, Лисиппа являет собой пример величия человеческого духа вне зависимости от отношения к диктату. Это же имеет место и в отношении к рассматриваемым аспектам идеологии. Театр Афин, музыка, поэзия, танцы в значительной мере свободны от прямого давления диктата(25), и в силу этого они становятся областью активаций творческого духа контрдиктатных пассионариев, что полностью определяет характер творчества, адекватность внешним объективным реалиям мира и социума, уровень творческой реализации, талант, а все это вместе взятое определяет и уровень воздействия, инъективности в сознание подавляемых. Произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и даже комедиографа Аристофана, живописца Аполлодора по идейной основе и художественному уровню в корне отличаются от творений Менандра, Геронда, Аполлония, Каллимаха, Феокрита Александрийского, чье творчество несет в себе корни эгоцентризма и внешней лояльности диктату, на которых выросло искусство имперского Рима.
Закат формы диктата всегда связан с уменьшением позитивно-интроспективных компонентов подавления и с превалированием негативно-мотивационного, репрессивного диктата, в первую очередь воздействующего на контрдиктатных пассионариев. Данный фактор и усиливающийся мотивационный диссонанс социального континуума определяют изменения и в этих аспектах идеологии.
Усиливает изменения в сущности и формах социально доступных видов искусства и тот факт, что развалу формы диктата (государственной формы) предшествует и сопутствует усиление внешнего этнического влияния, и очень часто со стороны покоренных этносов.
____________________________________________________________
(25) — Проявление, аспект общей тенденции отношения диктата к контрдиктатным пассионариям и эволюция этой тенденции, о которой говорилось в предыдущих главах.
Стр. 45
Проникновение чужеродных этнических групп, помимо сугубо этногенетических аспектов, отражается и на этих видах искусства, так как покоренные этносы — это этносы, чаще всего прошедшие фазы подъема и инерции (Л.Гумилев) и находящиеся в фазе либо обскурации, либо развала, с соответствующим характером искусства и развлечений. Сочетание всех этих диктатных детерминаций определяет характер, сущность, форму видов искусства, о которых идет речь, — интеллектуальную приниженность, примитивно-гедонистскую направленность, снижение уровня социально значимых идей и увеличение уровня индивидуально-гедонистских, лояльно-диктатных (чаще всего персонифицирующих диктат как социальное благо в иерархе или иных слоях подавления), отход от возвеличивания универсальных человеческих категорий и соответствующее возведение на пьедестал высших ценностей социума, интересы высших слоев иерархии, с их в той или иной степени скрытой гедонистской основой.
Рост уровня гедонизма иерархов и высших слоев подавления приводит к повышению социального уровня, статуса производителей конкретных гедонистских услуг: проституток, актеров, певцов и т.д. Гедонизм в соединении с лояльностью их диктату приводит к тому положению, которое существовало в Риме цезаристской эпохи, когда актеры приближались к иерархам (Нерон, Сулла) и когда доходы актеров, музыкантов, певцов, куртизанок и даже гладиаторов превышали доходы патрициев, т.е. иерархов или членов высших слоев подавления диктата. Подобное положение, т.е. уровень гедонистских возможностей, создаваемых диктатом этим деятелям искусства, подразумевает полную лояльность, отсутствие у них контрдиктатных мотиваций и активности, определяет характер актов творчества.
Стр. 46
Таким образом, эта эпоха характеризуется возникновением и наличием всех аспектов и форм государственной идеологии, которые присутствуют во всех последующих формах государственности. Варьируют внешние формы и инструменты, а сущность идеологий претерпевает лишь изменения, детерминируемые циклическим характером диктатной эволюции в эпоху цивилизации. Идеология государственности в эту эпоху не оформлена в конкретную законченную форму свода догм, категорий, положений, инструментов и методов. Подобное образование характерно либо для высокого уровня развития диктата, либо для экстремистских его форм, при которых в силу специфичности подавления идеология имеет особенные черты(26).
В рассматриваемую эпоху идеология включает в себя компоненты, которые сохраняют и идеологические основания последующих государственных форм. Это совокупность общественных норм и обычаев, коллективные этические сущности, религия в ее этико-диктатной части, это теоретические обоснования (чаще всего философские) общественного блага, телеологической целесообразности данной формы государства и все аспекты воздействия на структуры разума косвенными методами: литература, искусство, архитектура, музыка и т.д. Как показано выше, все эти аспекты идеологии имеют диктатную детерминацию и, являясь в основе своей актами внедиктатной активности социума, в процессе эволюции диктата в форме государственности приобретают черты имманентного компонента идеологического основания государства и эволюционируют вместе с ним. Стадия эволюции этих компонентов определяет их эффективность в поддержании существования конкретной формы диктата и в подавлении в рамках данной формы, одной из оснований которой является идеология.
____________________________________________________________
(26) — Сущность идеологии экстремистских форм рассматривается в конце раздела.
Стр. 47
Дальнейшая эволюция интроспективно-силовой формы диктата вне зависимости от региона приводит лишь к внешним, формальным или количественно-уровневым изменениям. Если рассматривать западноевропейский суперэтнос, то после развала Римской империи как государственной формы, не приведшего к этническому и формальному диктатному развалу, эволюция диктата, точнее, его интроспективно-силовой формы сводится к медленным изменениям внешних форм государственности и структур подавления. Разграничение рабовладения и раннего феодализма, возможно, уместное с точки зрения политической, формально-государственной, не соответствует реальности с точки зрения эволюции диктата как категории социального бытия и как конкретной формы существования социума. Интроспективное основание взаимоотношений между слоями диктата и функциональный телеологизм слоев не изменяются(27), не изменяется и сущность основной категории диктата — слойные возможности удовлетворения гедонизма, гедонистские потенции слоев подавления и слоев подавляемых. Даже в формальных инфраструктурах диктата трудно найти отличия, если отвлечься от хитросплетений формальной семантики ярлыков и терминов. Крепостной, виллан, производитель феода в тех категориях диктата, о которых сказано выше, ничем не отличаются от производителей рабовладельческого строя. Основная черта — уровень отчуждения материальных благ у производителей — увеличивается, так как форма диктата приближается к закономерному концу.
____________________________________________________________
(27) — Речь идет об общей тенденции, а не флуктуационных вариациях, обусловленных этногенетическими и иными коллизиями, о которых речь шла выше.
Стр. 48
Если рабство раннего Шумера (Аккада, Элама и т.д.) воспринимается как благо(28), инициируя позитивно-диктатные мотивации самопричисления на основе поощрения гедонизма подсознания, то для раннего средневековья характерно усиление всех аспектов подавления, как интроспективного, так и силового, что присуще вообще последним фазам генезиса формы диктата. Это усиление реализуется как во внешних формах подавления, так и во всех структурах государственной идеологии, о которой шла речь выше.
Единство формы диктата, в рамках которой рассматривается эволюция диктатно-детерминированной государственной идеологии, единство хронологическое и региональное (для западноевропейского суперэтноса) определяет характер эволюции политико-этнических, общественно-этнических, религиозных, сознательных и подсознательных аспектов идейного основания государства. Религиозные компоненты идеологии: онтологические, мистические, этические, а также претерпевающие эволюционную гипертрофию внешне-обрядовые, догматические — приобретают первостепенную важность, иерархический приоритет в общей структуре идеологии государства. Это превалирование религиозных компонентов имеет ортодоксально-диктатную детерминацию.
____________________________________________________________
(28) — Аргументация этого тезиса дана в гл.2, 3.
Стр. 49
Обскурация и распад формы диктата (любой) связаны с уменьшением позитивно-мотивационного вовлечения и увеличением негативно-интроспективного подавления в форме произвольной репрессии за отказ или самоотчуждение от прокламируемых догм идеологии. Христианство(29) в эту эпоху (приблизительно до X-XIV вв.) приобретает все черты догматической идеологии, и в то же время все структуры, слои, аспекты самозавершенной формы диктата.
Ряд факторов определяет тот гигантский уровень воздействия, подавления, который присущ христианству (равно исламу и т.д.). Это мощная идейная основа, включающая онтологические, мистические, этические стороны, и как воздействующая на сознание большинства индивидов социума, так и привлекающая мощные умы, даже с высоким уровнем пассионарности. Не