идеологию диктата, они тем не менее воспринимают ее, находятся в сфере ее воздействия. Изощренность, многообразие методов, воздействие на все структуры разума, причем с минимизацией негативного компонента — и все это в степени, невиданной до данной эпохи (особенно на этапе перехода к постцивилизации).
Стр. 58
Эти факторы и являются причиной того, что даже могучие умы(34): Спенсер, Кьеркегор и другие — испытывают явное влияние диктатной идеологии, и лишь такие гиганты разума, как Ницше, в творениях разума полностью свободны от любых влияний.
Здесь речь идет также и о философах лояльно-диктатных, индивидах сопутствующего слоя, чьи творения являют собой попытки этического, онтологического, логического оправдания целесообразности диктата, представления его как телеологического социального блага, поскольку они в той или иной степени базируются на идеях великих мыслителей. Например, теософия средних веков заимствовала идеи Аристотеля, далее Ф.Аквинского, Бэкона, Д.Скота, Оккама, Беркли и до неоплатоников и неотомистов современности. Аналогично философия рассматриваемого периода (до перехода к постцивилизации), частично наследуя черты предыдущих эпох, в стадии зарождения и симбиоза с государственными формациями предыдущей формы диктата включает следующие стратегические направления: теософское, а также связанные с теософией идейно, методологически, постулатно; философию рационального мышления, связанную с естественными науками; не связанное с первыми двумя и смещающее поле исследования на проблемы этики и трансцендентных аспектов бытия и разума.
Первое направление, несмотря на наличие в нем гигантов пассионарного мышления, прямо обслуживает теологию, усиливает идейную основу религии — компоненты диктата и саму по себе форму диктата.
____________________________________________________________
(34) — Ссылки только на западноевропейские имена даны потому, что Азия, Африка, Америка в силу этнических и специфичных диктатных факторов не дошли до стадии эволюции, соответствующей интроспективной форме диктата.
Стр. 59
Второе направление, несмотря на кажущуюся контрдиктатность, является одним из факторов прогрессивной эволюции технологии социума, т.е в конечном итоге одним из косвенных детерминантов эволюции диктата (опосредованно через технологию). Третье направление в осмыслении этики как аспекта бытия социума и человека в трудах своих выдающихся адептов (Вольтер, Дидро и др.) использует неортодоксальную методологию и взгляды античной философии, в частности скептицизма (пирроники), Стои и других в применении к условиям и проблемам своей эпохи. Конечный итог творчества этих мыслителей, точнее, один из его аспектов, состоит в том, что отстраненность и скептицизм при рассмотрении этических проблем, в частности диктатных, привели к появлению в структуре общественного сознания релятивистского взгляда на этические и диктатные догмы, т.е. к отходу от рассмотрения этических (лояльно-диктатных) ценностей как общечеловеческих, универсальных. Релятивизм самостной ценности этических и моральных концепций привел к поискам сущностей, являющихся объективными детерминантами и категориями различных аспектов разума, в частности этики, и в конце концов явился одной из причин когнитивного, эпистемологического толка, определившей появление философии иррационального, трансцендентно-сущностного характера, связывающей частно-этические, индивидуально-человеческие и онтологические категории бытия.
Безусловно, нельзя сводить появление таких гигантов ума, как Ницше, Кьеркегор, Фрейд, к диктатным детерминациям. Являясь в своей основе контрдиктатными, отчужденными от интроспекции социального диктата, они творят под влиянием интроспективных доминант собственного индивидуального разума гениев, но никакой разум не может быть отрешен от внешней объективности, влияющей на характер его творений в той или иной степени, как непосредственно, так и опосредованно через систему общечеловеческой памяти.
Стр. 60
В этом и состоит диктатное влияние на данный аспект социальной мысли в целом и адаптирующей ее к своим целям (по крайней мере, частично) государственной идеологии.
Характер диктата этой эпохи оказывает сильное влияние на философию, которая конкретизируется в идейной структуре философских учений и тех сущностях и структурах, которые подлежат анализу и к которым обращена, на которые воздействует философия. Кроме разделов теософии, посвященных трансцендентным сущностям, вся философия предыдущих эпох (и форм диктата), а также периода зарождения рассматриваемой формы в структурах государств, адекватных интроспективно-силовой форме, — вся философия вне зависимости от объекта ее анализа едина в своей когнитивной и методологической основе. Это логика, имеющая корни в трудах Аристотеля, рационализм, стремление к построению логических моделей на основе сложившейся методологии — от постулатов до выводов из построений, использование в построениях сущностей сенситивно-эмпирического и рационально-логического плана, анализ структур сознания (при обращении к индивиду) и некоторые другие характерные черты философии этого периода, так или иначе связанные с апелляцией к сознательным, рациональным аспектам мышления.
С началом постцивилизации, с переходом Европы в этап рафинированного интроспективного диктата этот социум освобождается от сковывавших его консервативных государственных форм, что приводит к логической гипертрофии черт интроспективного подавления.
Стр. 61
Перенос центра тяжести подавления на подсознание, на гедонизм Оно естественным образом отражается и в структуре государственной идеологии, и косвенно в философских учениях: объекте исследования, методологии, сути теорий; внимание акцентируется на подсознании, на связи онтологических и этических категорий, на анализе (интуитивистском) аспектов бытия, которые предыдущими мыслителями относились к непознаваемым. Отличие творчества Кьеркегора, Спенсера, Фрейда, Ницше, Бергсона и более поздних философов ХХ в.: Шпенглера, Юнга, Хайдеггера, Мерло-Понти, Вебера и других — от Локка, Лейбница, Декарта, Вольтера определяется именно эволюцией диктата, интроспективного подавления, отраженной в характере контрдиктатного творчества.
В идеологической сфере интроспективного диктата эпохи постцивилизации наблюдается черта, не свойственная предыдущим эпохам. Если до постцивилизации учение, теория так или иначе доминировали в общей структуре идеологии (например, религия в средние века), то теперь, несмотря на бурное развитие идеологических учений, наблюдается диктатная толерантность к любым философским учениям, даже негативно-диктатного или экстремистского плана. Хотя философия тем или иным способом влияет на другие стороны социального творчества, тем не менее идеология все больше ориентируется не на нее, а на другие виды творчества: литературу, видео и аудио, радио и телепередачи и т.п. По-видимому, объяснение этому в гигантском скачке развития форм, методов, инструментов, объема, а следовательно, уровня воздействия на подавляемых.
Стр. 62
Музыка, печатное слово (не философия) могут воздействовать на подсознание гораздо большего числа индивидов, чем философия, в силу интеллектуальной доступности большинству и отсутствия необходимости усилий для восприятия, т.е. даже инъекции идеологии в этом случае сопряжены с потворством гедонизму. Развитие музыки как средства воздействия на подсознательные структуры подавляемых определяется теми же диктатными детерминантами, что и рассматриваемые выше аспекты идеологии.
Эволюция этого аспекта идеологии приобретает закономерный характер в эпоху перехода к постцивилизации, когда проявляются все аспекты и детерминанты интроспективной формы диктата. Развивается обрядовая, культовая, развлекательная музыка и появляются формы классической музыки, обращенной к сознательным образам и ассоциациям подсознания, воздействующей на эмоциональные и образные структуры в нужной диктату тенденциозности. Далее появляются опера, оперетта, салонная музыка с их очевидной гедонистской направленностью, соединяемые со зрелищем той же направленности. Джаз и современная музыка ХХ в., имеющая африканские корни, с ее глубинно-подсознательным, гедонистским содержанием использует предыдущие формы.
Простой перечень разделов музыкального творчества указывает на прямую его связь с характером эволюции диктата. Усиление воздействия на гедонизм подавляемых прямо детерминирует характер музыкального творчества и утилизацию творцов и их произведений диктатом, облегчаемую тем, что творцы этого аспекта духовной жизни социума относятся к образно-эмоциональному типу мыслителей, а это является детерминантом как сравнительно невысокого интеллекта, так и низкого уровня контрдиктатной пассионарности.
Стр. 63
Такое положение облегчает иерархам их изъятие из числа контрдиктатных пассионариев (к числу которых они и так нечасто принадлежат) и инъекции в их сознание мотивационных детерминантов самопричисления к сопутствующему слою. Это облегчает прямое использование таких творцов для целей интроспективного подавления, причем не косвенно, как в случае контрдиктатных пассионариев-философов, а напрямую как на индивидов структуры диктата, самопричисляющих себя к ней на основе стимулирования гедонизма.
Следующий аспект идейной основы социума и государства — изобразительное искусство во всех формах: живопись, графика, скульптура. Базирование на интроспективном подавлении с упором на гедонистские структуры Оно детерминирует как высшие проявления контрдиктатного творчества в их идейной сущности (чаще всего косвенно), так и (в значительно большей мере) акты лояльного творчества. Внешне индифферентное к диктату творчество эпохи Возрождения по сути своей лояльно диктату, так как базируется на той же основе возвеличивания лояльных диктату аспектов индивида, которая впервые появились в эпоху античного интроспективно-силового диктата. Эта черта, т.е. повторение, возрождение конкретного характера диктатных детерминаций творчества, является следствием идентичных условий проявления диктатных детерминаций — в первом случае переход от силового социального к интроспективному подавлению, во-втором — от внушенно-силового церковного к интроспективно-силовому социальному (с тенденцией к сугубо интроспективному) подавлению. Произведения великих творцов этой эпохи — это апология человеку в его социальной и индивидуально-социальной сути(35).
____________________________________________________________
(35) — Перечень имен был бы традиционен. Суть конкреций показана выше при анализе античной идеологии.
Стр. 64
Эволюция диктата, показанная выше, приводит к творческим детерминациям, суть которых яснее проявляется в эпоху перехода к постцивилизации, с ее ортодоксальностью проявления всех стратегических тенденций и доминант. Подсознательно-гедонистская основа интроспекции диктата и прямо, и опосредованно через структуры духовного континуума социума детерминирует творчество даже таких контрдиктатных творцов, как Босх, Гойя, Роден, Дали: при всей глубине их контрдиктатности их творчество несет печать репрессируемого подсознания. Этот же фактор детерминирует появление всех течений искусства и в литературе, и в живописи, и в скульптуре, апеллирующих к подсознанию — от ранних импрессионистов до субъективистов и структуралистов. Лояльное же искусство, подкрепленное появлением новых форм: кино, телевидение, шоу, видео — прямо и открыто декларирует и возводит на пьедестал высших человеческих ценностей сущности, так или иначе связанные с гедонизмом — гедонизмом разума, подсознания, мотивационными доминантами, материальными воплощениями, идеалами супер-Я(36). Тенденциозная минимизация негативного подавления и гипертрофия позитивного гедонизма приводит к такому положению в структуре вариативного гедонизма идеологии, что воздействие ее на разум подавляемых приобретает высокий уровень и всесторонность.
____________________________________________________________
(36) — Взлет социального статуса служителей гедонизма (особенно у иерархов): актеры, люди искусства, проститутки высшего уровня и т.д. — одно из конкретных следствий.
Стр. 65
Интегральная интроспекция социума, его духовный континуум настолько пропитаны духом гедонизма, конгломерированного с лояльностью диктату, гедонизм поощряется и стимулируется столь объемно всеми структурами общественной идеологии, что приводит к желательной инверсии мотиваций не только у производителей, но и у части социума с мощными негативными для диктата факторами психогенотипа — негативных пассионариев, некоторой части контрдиктатных пассионариев.
Эволюция диктата со стратегической тенденцией к позитивно-гедонистскому подавлению детерминирует инверсию не только лояльно-диктатного компонента идейного основания государства, но всего континуума идеологии социума, создавая в нем атмосферу духа, базирующегося на гедонизме в различных ипостасях.
Стимулирование гедонизма определяет необходимость материальной основы для его удовлетворения, так как в противном случае стимулируемый и не удовлетворенный гедонизм сублимирует мощные негативно-диктатные мотивации. Это, в свою очередь, детерминирует необходимость прогресса технологии- материального детерминанта не только диктата, но и производства, что определяет диктатное стимулирование продуцентов технологии — контрдиктатных пассионариев. Развитие этого слоя, с одной стороны, приводит к технологическому и, как показано ранее, к диктатному и этническому превалированию(37), а с другой, — к увеличению вносимого ими компонента в идейный континуум социума.
____________________________________________________________