сложный, взаимопереплетающийся и взаимоопределяющий характер.
Стр. 66
Стимулируемость гедонизма, в том числе и контрдиктатных пассионариев, объясняет то, что их идейные, творческие, мыслительные конкреции приобретают черты внедиктатности, отстраненности, но не черты негативной антагонистичности интроспективным целям подавления, нелояльности. Этот оттенок также не свойственен идейному континууму социума предыдущих форм. Ортодоксальные контрдиктатные индивиды, с крайне высоким уровнем сублимации гедонизма и в силу этого невосприимчивые к его стимулированию, в этих условиях — вакханалии гедонизма — инвестируются в носителей и генераторов идеи полного отрицания гедонизма и его материальных аспектов и в самой радикальной форме — идей отрицания телеологизма эволюции и диктата, и технологии, и социума. Первые шаги в этом направлении были сделаны Ж.-Ж.Руссо, а эпоха перехода к постцивилизации, контрастно проявляющая все характерные черты, породила анархизм во всех формах, и не только как политическое и идейное течение, но и в литературе, искусстве, музыке и т.п.
Экстремистские формы диктата и идеология
Экстремистские формы диктата — спорадические флуктуации стратегического процесса эволюции — имеют столь специфичные структуры, детерминации и, следовательно, идеологии, что есть необходимость выделить их анализ в отдельный раздел. Идейное основание этой государственной и диктатной формы определяется как непосредственно самой сутью диктата (формы), так и конкретными структурами объективного и социального плана, предваряющими, детерминирующими и сопутствующими появлению и существованию этой флуктуации основного закона.
Стр. 67
Идеологический континуум этой формы диктата включает как государственную идеологию необычайно высокой интенсивности инъецирования (по сравнению с другими формами(38)), так и объективно-социальный, часто антагонистичный государственной, идейный компонент, причем уровень накала коллизии, антагонизма между ними варьирует в самом широком диапазоне в зависимости от стадии эволюции этой, всегда исторически недолговечной формы диктата.
Крайне высокий уровень и чудовищные формы всеохватывающего подавления, низкий уровень стратегического детерминанта (технологии) в сравнении с современными, синхронными экстремизму формами диктата, необходимость примитивной, ортодоксальной идейной основы государства (чаще всего декларативно-эгалитарного характера) и ряд других черт, описанных в предыдущих главах(39), детерминируют идеологию этой формы. Стереотип, единообразие основных черт интроспективно-психологических оснований объединяет в одну группу такие диктатные образования, как сицилийские тирании, тиранию Писистрата, государство зинджей, маздакизм, государство Сауделеров, исмаилитов, Флоренцию эпохи Савонаролы, Китай Мао Цзедуна, режим Пол Пота, фашизм в Германии, воинствующие религиозные ордены и секты.
____________________________________________________________
(38) — Ранее показано, что идеология этой формы представляет собой органичную и наиболее важную черту подавления и обладает рядом характерных черт.
(39) — Все эти и ранее указанные черты являются внешними, формальными материализациями интроспективной сущности — детерминированным уровнем технологии, отрицанием позитивно-гедонистского подавления и, следовательно, опорой на негативно-интроспективное подавление в крайней ортодоксальной форме тоталитарности.
Стр. 68
Психологическое основание определяет и стереотип идеологии, несмотря на разницу в декларируемых и объективных сущностях, догмах, идеях, формах. Основными чертами идеологии экстремизма являются:
1. Наличие жесткой ортодоксальной монодогмы, детерминирующей все здание идеологии.
2. Строгая цензура информации и правовой запрет инородных идеологий, а также нелояльной информации вообще.
3. Имманентное персонифицирование идеологических догм и аппликация им надсоциальных, пророческих черт высшего откровения, причем с необходимыми чертами универсального социального блага, всеобщего и индивидуального.
4. Имманентное наличие в разной степени демагогических вариаций эгалитаризма.
5. Базирование на интеллектуальных сущностях, заимствованных из теоретических построений больших мыслителей, но редуцированных до примитивного уровня. Использование этих сущностей всегда выборочно, эклектично, вне общей структуры теории и упрощено до вульгарности, которую можно вбить в сознание подавляемых, создавая иллюзию, что они понимают и органически принимают ее.
6. Как одну из самых кардинальных черт идеология экстремизма включает (на основе самоприсвоения ей сущности телеологического социального блага) самоапплицирование носителями и адептами высших этических ценностей, с последующим переносом их на суть и структуры диктата (детерминанты идеологии).
Стр. 69
7. Связанная с предыдущей особенность идеологии экстремистской формы базируется на ассоциативных, а часто и вполне детерминированных (безусловно, ложных и демагогических) связях между кошмарами подавления, в высшей степени присущими этой форме, и интересами (благом) социума, на проведение подавления в интересах иерархов от имени и во имя народа. Писистрат, Маздак, Савонарола, Робеспьер, Мао — все эти и другие иерархи экстремизма использовали этот прием идеологии, часто как основу идеологии вообще(40).
8. Предыдущие аспекты определяют и тот компонент идеологии, который непосредственно воздействует на структуры Я и Оно. Гипертрофия этого компонента преследует цель настолько исказить восприятие, субъективное отражение объективного мира, характер субъективно-гедонистской, индивидуальной детерминации отражения, чтобы получить возможность проведения самых жутких актов подавления без появления опасных для диктата негативных мотиваций в социальном континууме. Этот компонент, реализуемый и в догматических трудах, и в искусстве, и в инъекциях в общественную мораль, включает в себя лицемерный государственный оптимизм и инверсию христианской догмы смиренного приятия тягот настоящего во имя будущего (безусловно, светлого и благостного), и ложную красивость государственно поощряемой литературы, особенно возвеличивающей лояльно-диктатные сущности, и прямую пропаганду(41) и др.
____________________________________________________________
(40) — И не только идеологии, но и права, этики, пенитенциарной системы и т.п., т.е. всех остальных аспектов государства.
(41) — Например, контрастная информация: только черные события у антагонистов и радостные в своем государстве и т.д.
Стр. 70
9. Использование этнических, шовинистических и сходных с ними мотиваций с переносом, аппликацией инъецирующих эти мотивации сущностей диктату в его государственной реалии.
10. Помимо эгалитаризма социально-политического (п. 4), идеология экстремизма включает догму об эгалитарности индивидуально-биологической, объясняющую все человеческие различия объективными внешними детерминантами. Направленность этого идеологического изыска многозначна и предназначена для отбеливания различных аспектов подавления(42). По сути это вульгаризованный парафраз идей философов направления «табула раса» — Локка и последователей.
11. Тенденциозное стремление к примитивизации всех аспектов бытия и мышления: онтологических, эпистемологических, этических и, как следствие, идеологии, т.е. совокупности идей, лежащих в основе государственности.
Редукция (отражение) реалий бытия дает возможность сводить его к некоторым примитивным сущностям, которые легко инъецировать в сознание и которые поверхностно понятны, и поэтому абсорбируются разумом подавляемых, по крайней мере большей их частью.
Эти и другие, второстепенные черты составляют основу экстремистской идеологии(43), которая в неразрывной связи с наивысшим уровнем внешнего подавления способствует существованию данной формы диктата (всегда, как уже говорилось, исторически кратковременной).
____________________________________________________________
(42) — См.: Ницше «Так говорил Заратустра», Монтень «Опыты», Гельвеций «Об уме», «О человеке».
(43) — Каждая конкретная форма экстремистского диктата может включать не все эти аспекты, что зависит от диктатной необходимости и фазы социально-диктатной эволюции.
Стр. 71
Идеология, особенно ее жизненно важные для этой формы аспекты, столь органично сплетены со структурами подавления, что говорить о детерминации диктатом идеологии государства — значит в данном случае редуцировать истинный уровень взаимосвязи между этими сущностями социума. Идеология становится самостной сущностью и органичной структурой подавления, причем не косвенного, а непосредственного, конкретного подавления. Догмы идеологии не инъецируются (с опорой на объективные структуры разума), как ранее, а навязываются, принуждаются к внедрению в структуру мотивационных детерминантов, вне зависимости от принятия или непринятия. Исповедание, причем демонстративно-рьяное в своей лояльности, догм официальной идеологии становится основой существования вообще и физического в частности. От подавляемого требуют не активационной лояльности предыдущих эволютивных форм, а безусловного, безоговорочного, слепого и бездумного принятия всех аспектов официальной идеологии в качестве основ жизненных мотиваций.
Подытоживая, можно сказать, что экстремистская форма диктата с ее характерными чертами, описанными в предыдущих главах, не только детерминирует суть идеологии, но и абсорбирует ее в качестве диссипативного органического компонента диктата в целом и подавления в том числе. Уровень подавления в этой (принципиально неэффективной) форме диктата столь высок, что она (форма) не мыслится существующей без всепроникающей идеологии как фундамента, оправдания необходимости, органичного компонента диктата.
Стр. 72
Всеобщность идеологического проникновения, ее репрессивно-негативный характер, навязывание, а не убеждение, ориентация на демагогические, ложные сущности, а не на реальные структуры сознания определяют наличие в сознании индивидов сущностей- антиподов официальной идеологии, т.е. собственной индивидуальной идеологии, антагонистичной официальной, исповедуемой внешне. По сути в конкреции экстремизма существуют две идеологии: официальная тотальная, обязательная к исповеданию, и реальная интроспективная, отличная от официальной. Негативное подавление совместно с идеологией той же направленности естественно репрессирует гедонизм Оно, который в прорывах в сознание сублимируется в детерминантах негативных диктату мотиваций. Отчуждение от интересов диктата приводит к концентрации индивидуальных мотиваций на самом индивиде, порождая мотивационный диссонанс, прогрессирующий с эволюцией формы диктата и сопутствующей ей интенсификацией подавления, значительную часть и основу которой составляет все то же идеологическое репрессивное подавление. Двоякость реалий идеологии приводит к двоякости морали, этики, права и т.д., т.е. существованию одновременно в социуме морали декларируемой и репрессивно принимаемой и морали реальной, скрытой, но детерминирующей многие аспекты действительности. Все это справедливо и для других аспектов государственности.
Стр. 73
Те особенности идеологии экстремистского диктата, которые описаны выше и которые являются основой, причиной и инициирующей сущностью, детерминируемой диктатом и в то же время детерминирующей (во всяком случае, частично) полное мотивационное отчуждение фактически всех слоев диктата от его интересов, снижают эффективность подавления, в частности идеологического, и в конечном итоге усиливают порождающие этот процесс негативные диктату мотивационные доминанты. Этот процесс прогрессирует, как в устройстве с регенеративной (положительной) обратной связью, вплоть до быстрого развала (по меркам истории) всей формы.
В этой форме нарушается общий закон эволюции диктата, сформулированный выше, так как кратковременность существования, объективные условия зарождения и негативно-диктатная суть ее (идеологии, в частности) противоречат эволютивному росту позитивно-мотивационного подавления и одновременному ускоренному росту силового подавления. Иными словами, характер идеологии является одним из свидетельств того, что экстремистская форма диктата является случайной флуктуацией от общего, глобального процесса эволюции социума и диктата. В то же время возрастание фактора идеологии в эпоху постцивилизации и учащение экстремистских флуктуаций могут являть собой проявление общей тенденции усиления идеологии как одного из детерминантов эволюции диктата, сменяющего этнические и приводящего к спорадическим отклонениям от всеобщей, технологически детерминированной линейности эволюции диктата. Более подробно это явление будет рассмотрено в заключении и экстраполяциях.
Стр. 74
Этика и мораль в эволюции диктата
Идеология государственности как конкреции диктата в своей эволюции связана с такими социально-индивидуальными сущностями, как этика и мораль(44). Этика и мораль в процессе развития детерминируются как непосредственно диктатом (категориально и конкретно), так и косвенно — идеологией государства, ее объективностью и уровнем интроспективной адекватности. В свою очередь, этика и мораль, в силу их имманентной принадлежности к супер-Я и включенности в структуру сознательных мотивационных детерминантов, оказывают существенное влияние на характер эволюционных процессов в социуме, на уровень эффективности подавления и на другие аспекты и структуры конкретной формы диктата.
И этика, и мораль как сущности и как категории имеют природу, в значительной мере релятивистскую. Релятивизм этих аспектов социума не нуждается в дополнительной аргументации, так как получил мощное обоснование в работах могучих умов: Аристотеля, скептиков, стоиков, Эпиктета, Монтеня, Гельвеция, экзистенциалистов, Ницше и т.д. Анализируя и аргументируя имманентность релятивистской природы морали и этики, эти мыслители в качестве детерминанта релятивизма приводили этнические, географические, биологические, политические особенности социумов. Можно рассмотреть эти группы детерминантов по