Скачать:PDFTXT
Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков

всех или части указанных черт генотипа.

Стр. 26

По-видимому, садизм (возможно, скрытый культурными наслоениями) в разной степени также является одной из базовых черт психогенотипа этой группы на протяжении всей эволюции диктата, так как в противном случае трудно объяснить этот излишний уровень бессмысленной жестокости и уничтожения людей, явно превышающий необходимый для подавления социума (особенно в экстремистских системах диктата — восточные деспотии, современный фашизм), который сопровождает реалии диктата в его эволюции. И второй вопрос: как используют иерархи доминанты психики индивидов этой группы для достижения своих целей? Вопрос не тривиален, поскольку иерархов намного меньше, чем исполнителей, они менее приспособлены для подавления, и для исполнителей логичнее самим пользоваться полнотой власти (например, преторианцы в Риме, мамелюки в османской Турции, КГБ в России), чем служить исполнителями. Ответ, по-видимому, в снижении пассионарности (в трактовке Л.Гумилева), наличие которой с тем или иным знаком делает человека творцом или революционером, но никак не рабом, не исполнителем по сути и духу. Иначе говоря, снижение движущей силы, пассионарности делает индивидов исполнителями, и только, воли иерархов. Поощрения их гедонистической базы, которые используют иерархи, являются средствами укрепления своей власти над исполнителями, власти мифической, основанной лишь на некоторых доминантах психики, но тем не менее прочной, как вечность.

Подачки гедонизму исполнителей являются средством управления лишь при отсутствии у них пассионарности, в противном случае исполнитель возьмет все блага сам. Этот тезис подтверждается фактами на протяжении всей истории, когда исполнители-бюрократы и солдаты всех эпох, евнухи Византии и т.д., обретя пассионарную прослойку, избавлялись от высших иерархов и занимали их место, тем самым переходя к новой реалии диктата, к новой структуре.

Стр. 27

Снижение пассионарности, движущей, творческой в самом широком смысле энергии, объединенной с гипертрофированными атрибутами психогенотипа посредственности, могут сделать самого среднего, нормального, заурядного человека жестоким палачом, педантично или с удовольствием осуществляющим подавление и уничтожение.

Наличие этого слоя и его характерность определяются также в значительной мере тем, кого подавляет структура диктата, т.е. сущностью характерных черт обобщенного психогенотипа слоев подавляемых. Этот слой схематично можно разделить на непосредственных производителей произвольной природы, т.е. производящих все материальные блага цивилизации, и людей, производящих и сохраняющих интеллектуальный и духовный багаж человечества. Хотя и те и другие объединены общей участью подавляемых, но давление диктата на них разнообразно по характеру и эффективности в силу различия психогенотипов этих субслоев, их устойчивых мотиваций. Первый субслой — конкретные производители, в силу своей специфики и предназначения объединенные в производственные социумы с функциональной целью — производством. Последнее требует развития практических навыков (безразлично, у шахтера, землекопа или инженера) в ущерб интеллектуальным, аналитическим и в силу этого индивидуальным характеристикам индивида. Конформизм мотиваций и установок в этом субслое подавляемых легко достижим комбинацией физических и интроспективных (в форме прямой пропаганды и промывания мозгов) методов. Подавление включает большой физический компонент, поскольку интроспективный компонент подавления опирается на необходимость развития практических аспектов интеллекта и отсутствие необходимости (или меньшая, по сравнению со второй субгруппой) интроспективного диктата в силу незначительности самого интеллекта в этом субслое.

Стр. 28

Для его представителей стремление к желательному для диктата конформизму является не только следствием производственной деятельности, но и естественным компонентом психогенотипа, имманентным детерминантом, отсутствие которого приводит к выходу из структуры, чаще всего в структуру деклассированных элементов. Необходимость диктата для этого субслоя органична и внутренне приемлется индивидами, составляющими его, приемлется в силу внутреннего конформизма и духа рабства, сопровождающего стремление к конформизму. Второй субслой подавляемых включает в себя индивидов, в силу особенностей духовной конституции испытывающих органическую необходимость творчества в любой форме. Ни в коем случае к этому субслою не могут быть отнесены преуспевающие при данной системе диктата ученые, художники, писатели, осуществляющие и производящие угодные диктату «творения», явно или скрытно способствующие устойчивости конкретной системы диктата. Этот большой слой, как будет показано ниже, является органичным компонентом сопутствующего диктату слоя, в некотором смысле псевдобюрократическим придатком, необходимо присутствующим и паразитирующим при любой системе диктата. Ко второму субслою относятся индивиды, вследствие гипертрофии творческого компонента и наличия пассионарности вступающие в антагонизм с интроспективными формами диктата во всех его аспектах и в конечном счете с физическим. С одной стороны, индивиды этой группы необходимы эволюционирующему диктату, поскольку именно они увеличивают интеллектуальный потенциал, детерминирующий в конечном итоге эволюцию социума.

Стр. 29

С другой стороны, эта субгруппа наиболее опасна для системы диктата, поскольку, являясь объектом подавления, т.е. аккумулируя негативные диктату мотивации, она в то же время генерирует идеи, разрушающие глобальную основу диктата — конформистско-рабскую психологию производителей. Физическое уничтожение индивидов этой группы, применяемое в структуре экстремистских форм диктата, всегда приводит к слабости социума по отношению к внешним врагам и геометеокатастрофам. Принадлежность к этой субгруппе подавляемых не является признаком интеллектуального могущества, поскольку в нее включаются индивиды по признаку творческой инверсии пассионарности и вследствие этого подвергающиеся подавлению в наибольшей степени.

Структура диктата в конкретной реалии содержит помимо мелких субгрупп, не влияющих на суть эволюции социумов и различающихся в различные эпохи(1) еще одну субгруппу, хотя и не включенную непосредственно ни в субструктуру подавляющих, ни в субструктуру подавляемых. Эта субгруппа диктата объединяет индивидов, производящих идеологию, угодную данной форме диктата в ипостасях литературы, искусства, гуманитарных наук и т.д., паразитирующих как на подавляемых, производителях, так и на подавляющих, поскольку они не производят интеллектуальных ценностей, объективно увеличивающих интегральную мощь социума, а лишь способствуют формированию стереотипа духа и мысли. Как и всякая сторона сущего, форма диктата — необходимая форма социального — эволюционирует, и определяет эту эволюцию ряд причин объективного характера. Необходимо еще раз подчеркнуть, что диктат как имманентная категория социального, определяемая самой сутью человека, неизменна; эволюционирует лишь форма, конкретная реалия подавления.

____________________________________________________________

(1) — Это мелкие торговцы и рантье всех времен, люмпен-пролетариат, проститутки и т.д.

Стр. 30

Объективных причин эволюции диктата, скачкообразных смен конкретных форм довольно много, и относятся они к различным аспектам человеческого бытия: производственно-экономическим, этическим, технологическим (в том числе и средств подавления(2)) и не в последнюю очередь психологическим, особенно иерархов диктата.

Первым фактором, определяющим эволюцию формы диктата, является производственно-экономический. Это скорее не фактор, а большая совокупность факторов, связанных с производственной деятельностью людей, спроизводством материальных ценностей — от необходимых для жизни до предметов роскоши. Изменение характера производства, синхронизация трудовых усилий больших групп людей, вовлечение их в систему функционирующих совместно индивидов, приводит к необходимости подчинения, причем строгого, всего уклада жизни производящего социума интересам производства, стандартизации, стереотипизации жизненного уклада, вплоть до регламентации свободного времени, развлечений и т.д. Эффективность функционирования каждого индивида в производящей системе зависит и от координации и синхронизации действий всех работающих в этой системе, и от способностей опять-таки каждого из них. Это положение усиливается с увеличением уровня энерговооруженности производителя, так как качества управляющего атомной станцией имеют несоизмеримо большее значение, чем качества пахаря средневековья.

____________________________________________________________

(1) — Эволюция средств подавления это не только видоизменение оружия от топора рабовладельца до атомной бомбы. Она включает в себя средства массовой информации, системы педагогики, психофармакологию, развлечения как средство инъецирования в сознание и т.д.

Стр. 31

С одной стороны, индивид становится множественным элементом гигантской производящей системы, с другой стороны, увеличивается его индивидуальный (остраненный от человеческой сути) вклад. Это определяет необходимость изменения сути подавления в сторону интроспективности и изощренности, с поощрением прагматических сторон интеллекта и подавлением других аспектов.

Второй комплексной группой объективных факторов эволюции форм диктата является технологический характер человеческой цивилизации, т.е. хронологическое усложнение технологии и орудий производства. Производитель, использовавший на заре человечества примитивные инструменты и собственную мускульную силу, мог быть принужден, во всяком случае на поведенческом уровне и не слишком эффективно, с помощью сугубо физических методов подавления. Усложнение технологии влечет за собой необходимое (и ненавистное для иерархов) повышение интеллекта — производителя управляющего механизмом, машиной. Следовательно, усложнение технологии влечет необходимость увеличения интроспективного компонента диктата, с присущим ему изощренным подавлением мотивационных и установочных особенностей индивидов, стереотипизацией интеллектуальных интересов и усилий. Первые две группы инициирующих эволюцию диктата факторов определяют третью. Рост материальной мощи глобального человеческого социума изменяет уровень и качество задач, которые диктат пытается разрешить.

Задач, направленных во-вне, в объективный мир (преобразование ареалов обитания, выход в космос, разработка все более мощного оружия) и направленных на себя, т.е. усложнение и изощрение методов и средств удовлетворения гедонистических детерминантов психики иерархов диктата.

Стр. 32

Хотя в конечном итоге все сводится к тем же нехитрым аспектам животных наслаждений, что и у рабовладельцев древности или феодального сюзерена средневековья, но их характер и оформление усложняются и колоссально дорожают. Элементарное и самое древнее орудие — наслаждения — изощренная красивая женщина, все более возводимая (в той или иной степени явно) в символ жизненного успеха, окружает свое тело таким количеством предметов роскоши, что одна она требует эволюционного подавления во имя удовлетворения своих прихотей. Отчасти второстепенным фактором, связанным с вышеуказанным, является усложнение и утонченность производимых предметов роскоши, необходимых иерархам, что влечет повышение квалификации и адекватно развитию некоторых сторон интеллекта у производителя. Это вызывает последствия, связанные в эволюцией диктата, аналогичные рассмотренным выше.

Указанные причины (и некоторые другие, менее определенные), детерминируют эволюцию диктата, не соответствующую хронологической истории человечества. В работе предлагается классификация основных типов систем диктата по степени сбалансированности физического и интроспективного компонентов диктата. Терминология введена автором.

1) Тривиально-силовой диктат, базирующийся на личном подавлении, с превалированием примитивного физического принуждения; примеры: племена первобытной общины, социумы тихоокеанских цивилизаций, племена Севера.

2) Интенсивно-силовой диктат, базирующийся на физическом подавлении в крайней степени, но с введением достаточно изощренных интроспективных методов; примеры: рабство всех времен и у всех народов, крепостное право в России, деспотии Востока, экстремистские секты-государства типа исмаилитов.

Стр. 33

3) Внушенно-силовой диктат. Основа физическое подавление с использованием мощных этико-религиозных доктрин воздаяния, свойственных монотеизму, инъецированием в сознание мистических компенсатов подавляемой жизненной естественной мотивации, декларированным альтруизмом; примеры: все феодальные системы Европы, Японии, Китая и т.п.

4) Внушенно-интроспективный диктат. Основа минимальное развитие интеллекта производителей, даже в ущерб технологическому прогрессу, интенсивное и весьма эффективное внушение догм, сопутствующих желательному диктату конформизму, уменьшение доли физического принуждения; примеры: Египет времен фараонов, цивилизации Южной Америки доколумбовой эпохи, государственно-религиозные конгломераты.

5) Тотальный или экстремистский диктат, базирующийся на комбинации интенсивного физического подавления (вплоть до уничтожения целых социумов) с максимальным, по крайней мере на конец ХХ в. интроспективным подавлением, которому служит все: централизация информации, идеологии воспитания, канонизация искусства, наук, особенно гуманитарных. Подчинение всех аспектов социальной жизни одному превращению социума в эффективно управляемое конформное образование; примеры: фашизм в Германии, Китай эпохи Мао Цзедуна, Франция эпохи Великой революции и Коммуны, сицилийские тирании, СССР .

6) Интроспективный диктат. Основа подавления позитивное стимулирование гедонизма подсознания, во всяком случае частичное, некоторых его примитивных аспектов; пример капитализм ХХ в.

Переход от

Скачать:PDFTXT

Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать, Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать бесплатно, Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать онлайн