литература – являются результатом мощных диктатных детерминаций и в силу этого несут большой заряд, потенцию лоялизации мотиваций. Пирамиды, сфинксы, наскальные и настенные барельефы царей-победителей и ничтожных врагов, статуи фараонов и богов, простирающих свою божественную сущность на фараонов (иерархов) и т.д. – все эти аспекты творчества (лояльного) по сути воздействия не отличаются от рассмотренных ранее и гипертрофированы лишь количественно, обьемно.
Стр. 27
Эволюция технологии детерминирует наличие некоторой активной контрдиктатности в форме внедиктатной телеологии творчества – в тех его компонентах, в которых выше рациональная составляющая; в данном случае это литература, так как наука этой эпохи пока сугубо диктатно-прагматична и в силу этого лояльна, а философия присутствует лишь в виде начал теософии. Этот факт обьясняет то, что наряду с религиозными текстами и гимнами фараонам в «папирусах со свалки» присутствуют и романы, и стихи с содержанием, отличным от лояльно необходимых. Эти первые ростки творчества, сущность и целесообразность которого отлична от прагматично-диктатного, являются следствием нескольких факторов: некоторого роста технологии, оформления структуры диктата и появления вследствие этого как дифференциации гедонистских потенций, так и репрессируемого гедонизма творцов; усиления всех аспектов внешнего, негативного подавления, свойственного автократическим пирамидам бюрократии; ортодоксальности идеологии государственной формации.
Обьективно эволюция технологии, особенно в условиях жестких этнических коллизий, обусловливает, некоторое ослабление подавления контрдиктатных пассионариев, во всяком случае наименее радикальных, ортодоксальных индивидов из этого слоя. В то же время усиление всех компонентов подавления, особенно ориентированных на интроспективные сущности, связанные с гедонизмом, приводит к репрессии этой структуры сознания другими (Я, супер-Я), в первую очередь отражающими негативное подавление. Слойные, стандартные реакции на эту репрессию различны, но гедонизм контрдиктатных творцов в ответ на негативные репрессии генерирует акции сублимированного гедонизма – творчества контрдиктатного толка.
Стр. 28
Эта сущность социальной интроспекции универсальна и хронологически инвариантна, и вследствие этого формы диктата с экстремально высоким уровнем негативного подавления всегда прибегают к прямому физическому уничтожению контрдиктатных с целью редукции этого негативного фактора.
Мощь воздействующих на диктат внешних факторов (природного и этногенетического) определяет высокий уровень консолидации социума и диктата и наличие пирамидальной автократии военного типа. Жестокость этнических коллизий, связанных с ассимиляцией и чаще с уничтожением побежденных этносов, ведет к усилению как диктатных, так и этнических мотиваций самопричисления, что отражается и в сознании творцов с превалированием эмоционального компонента творческих детерминантов: музыки, развлекательных видов искусства, которые не только становятся лояльными, но и ориентируют свое творчество на потребление высшими слоями диктата. Совокупность всех видов творчества, несущих мощный заряд лояльной интроспекции, настолько превалирует над робкими ростками интроспективной контрдиктатности, что творчество не вносит заметных искажений, возмущений в континуум диктатной лояльности.
Следующий этап – античные Греция, Рим, Персия, Китай. Эволюционирует технология, и ее творцы – контрдиктатные пассионарии – начинают играть все более важную роль в структуре и функционировании диктата, занимая именно то место в структуре диктата и социума, которое определено их психотипом и телеологией диктата.
Стр. 29
Этот процесс начался на самых первых этапах структурализации социума (диктатно-гедонистской дифференциации), но на новом этапе (VII — I вв. до н.э.) он обретает социальную значимость вследствие накопления некоторого глобального континуума интеллектуальных ценностей – основания любой технологической цивилизации.
Но технология не может ограничиваться только техникой строительства, осадными машинами или арбалетами, т.е., диктатно-прагматическими аспектами. Интеллектуальное основание технологии – творчество контрдиктатных пассионариев – принципиально, психотипно отчуждено от телеологизма диктата, и те его аспекты, которые утилизируются им, никогда не могут исчерпывать его полностью. В интроспективном континууме социума и диктата появляется детерминируемый творческим интеллектом контрдиктатный компонент, вносящий диссонанс в гармонию лояльных инъекций. Развиваются виды творчества, в которых отражение реалий бытия (диктат) базируется на рационально-аналитической основе, свойственной мощным умам контрдиктатных пассионариев (философия, частные науки, литература и т.д.).
Высокая эффективность подавления, свойственная ранним формам античной цивилизации(4), и накал этнической конкуренции детерминируют отраженно-сознательную необходимость совершенствования индивида – единичного основания античного социума с высокой конформностью мотиваций(5).
______________________________________________________
(4) — Наиболее яркие примеры: Афины, Спарта, позже Македония, Китай (эпохи воюющих царств), Персия и т.д.
(5) — Речь идет об основной массе, т.е. гражданах ранних полисов, поскольку лояльность рабов не имеет для диктата жизненно важного значения.
Стр. 30
Диктатная ориентация на индивида-подавляемого, на максимальную эффективность его социально-диктатного функционирования при имманентной лояльности мотиваций, единонаправленности устремлений индивидов и интересов диктата является основой для стимулирования иерархами всех видов творчества, позитивирующих диктатные отражения в сознании при одновременной позитивизации и повышении значения индивида в идеологии, отраженной и сформированной в супер-Я подавляемых. Красота творений великих контрдиктатных этой эпохи: Фидия, Мирона, Лиссиппа и других, возвеличивая суть и совершенство человека и воспитывая в нем сознание собственного значения и самозавершенности – при наличии высокого уровня этнических мотиваций и эффективности подавления ассоциирует эти совершенные творения с доместикальным этносом и диктатом, в рамках которого осуществился конкретный акт творения.
В данном случае эмоционально-ориентированное творчество(6), несмотря на высокий накал имманентной контрдиктатности конкретных творений, служит интересам лоялизации мотиваций, так как наличие высокого уровня позитивных этнодиктатных мотиваций становится основой для сознательного противопоставления индивидов доместикального социума инородным, а совершенное творчество – одним из аспектов этнического отличия, противопоставления. Архитектура Парфенона, статуи «Метатель диска» или «Размышляющий философ» становятся такими же этногенетическими признаками, как и культ, быт, уклад, одежда.
______________________________________________________
(6) — Сюда относятся не только греческая скульптура, но и музыка, живопись, архитектура.
Стр. 31
Другие виды эмоционально ориентированного творчества, такие, как музыка, живопись, а также его специфичные аспекты: религия, спорт, мода – еще более прямолинейно служат интересам диктата, его усилиям в лоялизации интроспективного континуума мотиваций. Здесь возможна поверхностная антитеза: противопоставление Афинам, т.е. диктату с вышеприведенными творческими аспектами лоялизации, — Спарты, с отсутствием творчества и с мощным, тем не менее, подавлением. Как и все автократии с декларативной эгалитарностью, Спарта могла осуществлять эффективное подавление на основе силовых репрессий внушения, уничтожения контрдиктатных на протяжении некоторого времени без привлечения творческих сущностей. Разница в том, что эти автократии, являясь частными флуктуациями эволюции, как правило, не преемственны эволютивно и имеют низкую суперэтническую мотивированность. Спарта тому яркий пример. В истории не раз бывали подобные тупики эволюции, существование которых было ограничено как хронологически, так и регионально, отрицавшие интеллект и творчество, а не адаптировавшие его для телеологизма диктата; но они исчезали, уничтоженные или ассимилированные, аналогично случайным флуктуациям общечеловеческой эволюции диктата.
Но, как и в любую другую эпоху, творчество в Афинах (Китае и т.д.), будучи продуктом активности контрдиктатной пассионарности, принципиально не исчерпывается теми компонентами, которые могут быть утилизированы диктатом. Стимуляция контрдиктатного творчества затрагивает вынужденно и такие его аспекты, как наука и, главное, философия.
Стр. 32
Бурное развитие философии и теософских оснований мистических культов в Греции, Китае, Персии, позже в Риме с тенденциями осмысления онтологических, эпистемологических, этических и других истин бытия, обращение мысли к человеку как вершине бытия, телеологизирующей все обьективные сущности, неизбежно приводит творческие умы высшей пассионарности к творениям с явно выраженной контрдиктатностъю.
Менее радикальная пассионарность под действием мощных лоялизирующих детерминаций траисформируется в творчество, соответствующее телеологии слоя сопутствующих. Например конфуцианство, легизм, возводимые в ранг государственной идеологии и в виде упрощенных догм инъецируемые в сознание подавляемых, помогают формированию стереотипов слойных психомотиваций и лояльной интроспекции в целом. Мощь же контрдиктатного творчества могла бы внести значительные возмущения в социальный континуум лояльных мотиваций. Препятствием этому становится объективная и субъективная недоступность философских и теософских творений контрдиктатных. Произведения таких могучих умов, как античные философы Греции, обьективно доступные разуму лишь небольшой части социума, остаются практически неизвестными основной части подавляемых. В том случае, когда они начинают приобретать известность в силу различных объективных и субъективных факторов (гимнософизм, Сократ, стоики и т.д.), творцы и адепты этих учений либо отчуждаются, либо просто уничтожаются диктатом физически.
Стр. 33
Лоялизация мотиваций с помощью этих видов творчества тем более эффективна, даже по сравнению с эмоционально-ориентированным творчеством(7), что она, во-первых, опирается на могучие и аргументированные, с мощной логикой творения контрдиктатных пассионариев; во-вторых, опирается на авторитет, социальный, интеллектуальный статус их творцов, часто стимулируемый диктатом; в-третъих, потому что высшие творения разума вневременны, не зависят от диктатных и этногенетических детерминантов и эволютивных факторов, поскольку категории и сущности этих видов творчества, инъецируемые и супер-Я, не теряют ценности с течением времени, творческие конкреции его инвариантны внешним факторам. Творчество Конфуция, Мэн Цзы, Сюнь Цзы и спустя тысячи лет может быть использовано для лоялизации мотиваций диктатом совершенно другой формы и региона. Творчество Сократа, Левкиппа, Канады, Аристотеля, скептиков всегда несет заряд критической контрдиктатиости, в то время как Парфенон, Колизей, античные скульптуры воздействуют лишь на эстетические структуры разума, не внося заметных сущностей ни в первый, лояльный, ни во второй, контрдиктатный, компоненты, В эту же эпоху появляются ученые, специализирующиеся в конкретных науках.
______________________________________________________
(7) — Эти компоненты лояльности варьируют с эволюцией диктата и этногенезом, так как связаны с гедонизмом, уровнем его репрессии, а рациональное обращено к супер-Я, т.е. к более инвариантной структуре сознания.
Стр. 34
К ним можно отнести Пифагора(8)., Архимеда, отчасти Аристотеля, всех врачей-эмпириков, звездочетов-астрологов и астрономов-жрецов, историков, безвестных изобретателей шелка, фарфора и т.д. Эти науки едва появились на свет, в них не сформулированы ни объект познания, ни методология. Познавательная сторона науки, направленная на нахождение хотя бы относительных знаний об аспектах универсума в эту эпоху также в зачаточном состоянии, подавленная прагматическими аспектами, связанными с экономикой, прикладной технологией и другими сторонами функционирующего диктата. Иначе говоря, этот вид творчества не вносит никаких деформирующих или усиливающих компонентов в лояльную интроспекцию социума. Он лишь усиливает другие, возможно, не менее важные сущности и компоненты диктата.
Иное дело литература. Ее влияние на разум, лоялизация интроспекции или генерация контрдиктатных мотиваций и установок всегда велики, поскольку литература объединяет черты эмоционально-ориентированного и рационального видов творчества, т.е. мощь рациональных идей инъецируется с легкостью, сообщаемой эмоциональным, подсознательным каналом проникновения. Описание Гомером Троянской войны стимулирует лояльные сущности (диктату) и у читателя ХХ в.
Можно представить уровень его воздействия в эпоху написания и последующие, когда это произведение было гармонично созвучно этническим и диктатным мотивациям самопричисления у подавляемых.
______________________________________________________
(8) — Если отбросить мистический покров его математических изысков – неудачную попытку философского облачения математики. Попытка отнюдь не последняя в истории.
Стр. 35
Сильному позитивному воздействию «Илиады» и «Одиссеи» контрверсивно творчество Феогнида, Гесиода и многих последующих с их имманентной контрдиктатностью.
Диктатные детерминации творчества анализируются в последующем разделе,. здесь рассмотрим суть и конкреции воздействия литературы на сознание. Литература представляет собой (в конкрециях) органический синтез рациональных идей, характера их воплощения – текста, конкретизирующего идеи в художественной форме, контекста(9), связанного с ассоциативным восприятием информации, записанной в символах естественного языка, структуры, типа произведения (поэзия, дидактика, беллетристика и т.д.). Выпадение или низкий уровень хотя бы одного из компонентов редуцирует творческий уровень произведения литературы и соответственно