эстетических отражений его разумом творца на основе включения алогичных, иррациональных сущностей разума, лишенных той имманентной критичности, контрдиктатности, которые свойственны разуму философов, рациональному и осознанно-контрдиктатному.
Стр. 99
Усложнение мотиваций творчества и появление контрдиктатных детерминантов обусловлено столкновением приведенных выше эволютивно-диктатных факторов и имманентных литераторам структур и мотиваций творческого разума с теми особенностями, о которых сказано выше. Увеличение объема идей, наличных в социальном континууме и воспринимаемых супер-Я творцов, детерминирует рост критицизма, скептицизма восприятия и в конечном итоге порождает идеи, сущности контрдиктатного толка. Рост силового подавления, с одной стороны, репрессирует гедонизм Оно, детерминируя рост контрдиктатной пассионарности и на некотором уровне ее развития – прорыв в творчество контрдиктатной активности. С другой стороны, кошмары силового подавления воздействуют непосредственно на иррациональные детерминанты восприятия, вызывая редукцию негативно-диктатных сущностей иррационально-предсознательного конгломерата творческих доминант и соответственно повышая влияние лояльных доминант творчества.
Этнические мотивации во всем их многообразии также воздействуют на все структуры разума, вызывая в конкретных индивидах рост контрдиктатности или лояльности. В результате в литературе появляются творения, содержащие как лояльные, так и контрдиктатные (хотя и в начальной стадии развития) сущности. Один из примеров – «Сказания о Гильгамеше». Наряду с традиционными образами, этикой, идеями лаяльного в нем есть начальные элементы контрдиктатности — восхваление сильного человека, противоборствующего с природой и царями и прекрасного в этой борьбе, идей антагонизма диктату(36) и т.д.
______________________________________________________
(36) – Например, антагонизм Гильгамеша и старейшин Урука по вопросу войны с Кишем.
Стр. 100
В еще большой степени это относится к литературе Древнего Египта, где все вышеуказанныее факторы диктатной эволюции проявляются с большей силой. Здесь зарождается жанр светского романа(37), обращенный к индивиду, его желаниям, мечтам, поступкам, горю, счастью, т.е., сущностям индивидуального бытия, жизни и смерти, отчужденным в значительной мере от диктатной телеологии.
По сути и форме творения литературы различны, но бросается в глаза превалиравание стихотворных форм: гимны, плачи, «Сказания о Гильгамеше» другие. Обьяснение этому надо искать в структуре диктатных воздействий. Низкий уровень развития супер-Я и рационального в познании, анализе и творчестве определяет превалирование иррационально-предсознательного компонента творящего разума и, как следстие, преобладание стихотворной литературы, в большей степени плода этих компонентов, чем рациональных.
Следуюшая эпоха эволюции диктата, иллюстративная с точки зрения анализа творческих детерминаций, – обскурация и закат силовой формы подавления (античные Греция, Рим, имперский Китай). Античний мир от Гомера до заката Древнего Рима позволяет проследить развитие литературы в течение полного цикла эволюции диктата силовой формы. Это эпоха от ортодоксально-лояльных творений Гомера до сугубо контрдиктатнаго творчества Лукиана, Марциала, Сенеки, Апулея со всеми промежуточными комплексами той или иной сущности.
______________________________________________________
(37) – Представленный в «папирусах со свалки».
Стр. 101
Диктатные факторы — детерминанты литературы (как и вообще творчества), проанализированные ранее, имеют высокий уровень лоялизирующего мотивации компонента, и вследствие этого даже такой гигант творческой пассионарности, как Гомер, создает сугубо лояльные, с минимальным уровнем контрдиктатности творения («Илиада» и «Одиссея»), проникнутые апологией гедонизму иерархов и телеологии диктата в целом, восхвалением лояльного героизма индивидов – подавляемых и возвышающие иерархов до уровня носителей и олицетворения индивидуальных и социальных добродетелей.
Совсем иная картина к концу диктатного (и этногенетического) цикла этой формы – в эпоху обскурации и распада античных Греции и Рима. Конец расцвета этой формы диктата в Греции – походы Александра Македонского; афинская демократия и дальнейшие этапы – это эпохи обскурации и распада. В античном Риме эта эпоха начинается с расцветам этнической экспансии за пределы Аппенин и зарождением цезаристского правления. Усиление диктатных репрессий, характерное для этих этапов эволюции, сказывается и на гедонизме творцов и ведет к сублимативным прорывам репрессированного Оно в творческие конкреции, к росту контрдиктатного творчества в социальном континууме. В эпохи диктатного распада растет контрдиктатное творчество и его эмоционально-ориентированные виды в частности. Этот рост касается не только обьема, экстенсивности, но и разнообразия, появления новых форм и конкреций литературы. Трагедия, комедия, сатирические эпиграммы, светский роман, мимиямбы и пантомимы, лирическая идиллическая поэзия, литературно-социальные утопии дидактико-афористичные сборники и т.д.
Стр. 102
Этот широкий спектр форм литературы отражает суть каузальной реакции творческого и индивидуального многообразия на усиление подавления.
«Аргонавтика» Аполлония Родосского, комедии Менандра, мимиямбы, роман о Нине и Семирамиде, творения Каллмаха – это один полюс репрессируемой пассионарности низкого уровня, которая под действием репрессий не в состоянии сублимировать достаточно мощные прорывы контрдиктатного творчества, сметающего негативные барьеры, диктатно инъецируемые в сознание. Буколические идиллии – это результат более высокого накала пассионарности, детерминирующей мотивационный уход от лояльных стереотипов сознательных доминант. “Государство Солнца» Ямбула – это творение с еще более высоким уровнем контрдиктатности. Таким образом, литературное творчество в данном случае есть результат индивидуально-сознательной коллизии интроспективных сущностей диктата и сущностей индивядуального творческаго разума.
В еще более ярком виде это проявляется в литературе Древнего Рима: усиление диктатного подавления, достигшее апогея для этой формы диктата в эпоху цезарей, и каузальное следствие – гораздо более резкая, чем в Греции, дифференциация литературы по уровню лояльности идей и интенсивности формальных средств инъекции. Эпопеи (например, «Пунические войны» Невия), летописи (например, Эпилий), трагедии и комедии, «Буколики» Вергилия и т.д. – и другой полюс: Лукреций Кар, Овидий, Гораций, Марциал, Лукиан, Сенека – с имманентным гигантским уровнем контрдиктатности и творческой пассионарности, а вследствие этого – социально-сознательной притягательностью их творений, вносящих весомый вклад в деформацию лояльного стереотипа мотиваций индивидов социума.
Стр. 103
Сущности из инъективного континуума внушения прямо и непосредственно отражаются в содержании и форме лояльных творений и в различной степени отрицаются творчеством контрдиктатных пассионариев, причем лояльные конкреции мало чем отличаются от аналогов, содержащихся в лояльном творчестве греков: величие и добродетели иерархов, военные победы, спекуляции на этнических мотивах с их диктатным ассоциированием, обыгрывание религиозных сюжетов с контекстно-диктатной ориентаций и т.д. И обратное для контрдиктатных творцов: возвеличивание индивида, скептицизм по отношению к религиозным догмам и построениям, релятивистское восприятие сущности гражданских добродетелей, развенчание идолов и иерархов и т.п. Это раздвоение, эта дифференциация, значительно более резкая, приобретает черты дихотомии без (или со слабо выраженными) промежуточных, переходных творений и творцов. Апулей, Лукиан и Марциал могли существовать только в эпоху имперского Рима, эпоху мощного внешнего давления и предваряющего его редуцирования эффективности подавления и диктата в целом.
Последующий этап эволюции диктата – зарождение и расцвет внушенно-силовой формы с имманентной высокой эффективностью инъекции в сознание лояльных догм (в значительной степени религиозного плана) – являет собой пример лоялизации творчества. Усиление этнических коллизий, характерное для этого этапа эволюции диктата и этноса, также способствует росту эффективности интрос- пективного подавления и, как следствие, редукции контрдиктатности в литературном творчестве.
______________________________________________________
(38) — Например, «Государство Солнца» Ямбула.
(39) — Перечень имен в этих полярных группах, естественно, не исчерпывающий.
Стр. 104
В эту эпоху отсутствуют такие вершины контрдиктатного творчества, которые характерны для предыдущих эпох. Начало Возрождения – это не спонтанное, автономное явление в эволюции творчества. Редукция подавления, связанная с объективной эволюцией диктата, детерминирует, с одной стороны, понижение эффективности интроспективного воздействия внушаемых сущностей и, с другой стороны, компенсаторное усиление внешнего, силового подав- ления. Совокупность этих диктатных факторов детерминирует развитие литературы, воздействует на творящий разум синфазно и единонаправленно. Снижение эффективности внушения – это редукция сублимирования структурами супер-Я активаций гедонистского Оно, снижение веса лояльных компонентов супер-Я, которое сочетается с усилением негативных и контрдиктатных сущностей. Усиление репрессий пассионарности и пассионариев связано с негативно-мотивационной репрессией творчески-сублимированного гедонистского Оно, что, как всегда, детерминирует реактивный негативизм подсознательных и предсознательных мотиваций. Повышение силового компонента подавления в социальном континууме отражается в соответствующих структурах сознания литераторов, имеющих значительно более высокий уровень эмоционального, иррационального, контекстно-подсознательного, чем у философов или ученых.
Усиление подавления и репрессии Оно, отражаясь в сознании, детерминирует соответствующий контекст, окраску восприятия, что совместно с негативизмом творящего подсознания и супер-Я проявляется в творчестве.
Стр. 105
Те же факторы, но воздействующие на менее мощных пассионариев, с редуцированным уровнем сублимированного гедонистского Оно, вызывают прямо противоположные следствия. Рыцарские романы, «Песнь о Роланде» и «Песни о Нибелунгах», эпические произведения, воспевающие царей и королей, и т.п., – это конкреции литературы, детерминированные лоялизирующим воздействием на творчество усиливающегося подавления. Ваганты и Вийон – это лишь частные случаи контрдиктатной литературы. Характер восприятия литераторов, описанный выше, и суть отражения им диктата, детерминирующая творчество, в самой большой степени соответствуют творцам поэзии, в силу чего именно они становятся наиболее радикальными контрдиктатными (40).
Закат внушенно-интроспективной формы диктата характеризуется усилением всех диктатных детерминантов, описанных выше. К этому добавляется ускорение развития технологии, т.е., накопленной суммы интеллектуальных и духовных ценностей человечества, которая иньецирует в идейный континуум социума сущности, отличные от конгломерата внушения, что прямо отражается в сознании и творчестве ее носителей – пассионариев, в частности литераторов. Это положение является основанием для появления литературы, в корне отрицающей религию и противостоящей основным сущностям конгломерата внушения. Там, где эти диктатные процессы выражены наиболее радикально (во Франции), контрдиктатная литература цветет пышным цветом.
______________________________________________________
(40) — В отношении литературы это справедливо и для последующих форм диктата.
Стр. 106
Этнические мотивации в эту эпоху уже не имеют такой силы, как на ранних этапах эволюции диктата, так как межэтнические коллизии уже не несут в себе такой угрозы для основной массы социума. Это ослабляет влияние на доминанты мотиваций такой мощной сущности всех структур разума, как этнические детерминанты самопричисления, что ведет к росту влияния на сознание идей космополитизма (всегда враждебных диктату) и к осознанию, во всяком случае наиболее могучими умами, высшей, самостной ценности индивидуального бытия и разума, что является высшим выражением контрдиктатности, хронологически-инвариантным и универсальным, отражаемым в лучших произведениях эпохи.
Соответственно меняются форма и содержание произведений литературы. Первая ориентируется на доступность широкому кругу читателей, а содержание (сюжет, героика, дидактика, мораль) отходит от сущностей диктатного плана, описанных выше (возвеличивание иерархов, героика во имя добродетелей лояльного плана, религиозные сюжеты и т.д.), и в значительной мере акцентируется на индивиде, абстрагированном и социальном, биологическом и духовном, на его бытии, мыслях, чувствах и т.д.
Эпоха перехода к постцивилизации и развития интроспективного диктата демонстрирует конкреции основного закона эволюции диктата самым радикальным образом. Взрыв технологии и суть данной формы диктата, а также изменение характера этнических коллизий, усиление значения идеологических антагонизмов и технологически обусловленное расширение объема и разнообразия гедонистских потенций индивида определяет и качественное изменение характера творческих детерминаций.
Стр. 107
Литераторы как творцы с комплексным конгломератом конкретизирующихся в творениях структур и сущностей разума испытывают наиболее всестороннее воздействие диктатных детерминаций, тем более эффективное, что они в равное степени обращены ко всем структурам разума в более или менее равной степени, т.е. воздействию подвергаются одновременно Я, супер-Я, Оно.
Этот факт определяет как гигантский рост континуума творений, так и разнообразие их по уровню контрдиктатности, форме и структурам сознания, к которым аппеллируют творения. Они варьируют от ортодоксально-контрдиктатных,