Скачать:PDFTXT
Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков

его структуры и, естественно, функций составляющих его слоев и компонентов.

Необходимость авторитарной формы диктата во время экспансии (аналогично военной, основной в это время) приводит к изменениям и структуры, и идеологии социума. Классическая демократия Афин во время войн превращалась практически в автократию Перикла со всеми ее достоинствами. То же можно сказать и о Риме эпохи имперских завоеваний, и о буржуазной революции 1793 г., в результате войн приведшей к Наполеону, и т.д. Необходимость централизации власти, при всех недостатках этой формации (автократии, олигархии и т.д.) как формы диктата, определяется тем, что только единовластие, как показывает история, является основой эффективных успешных войн.

____________________________________________________________________

(11) — Считается, что войны стимулируют развитие технологии. Во-первых, это касается в основном военных ее аспектов, а во-вторых, война физически уничтожает огромное количество как орудий производства, так и производителей (своих и чужих).

(12) — Блага, получаемые во время экспансионистских войн, присваиваются иерархами и являются лишь способом разрастания гедонистских аспектов мотиваций. Исполнители, воины и т.д. лишь незначительно причастны к этим благам (дележ добычи в Древнем Риме, среди пиратов, турецких мамелюков).

(13) — Воздействие этих факторов на изменение структуры диктата многообразно и сложно, поэтому им посвящены следующие разделы главы.

Стр. 14

Другая важная фаза эволюционного этноса — фаза обскурации (Л.Гумилев), анализ каузальной связи которой с эволюцией диктата предваряет рассмотрение общего взаимовлияния этнических детерминантов в их эволюции и структур диктата. Фаза обскурации не является конечной, поскольку этногенез не всегда заканчивается гибелью этноса. С точки зрения эволюции диктата эта фаза — одна из наиболее важных, так как связана с деформацией психогенотипа всех слоев диктата, в первую очередь производителей. Пассионарная активность в наивысшей форме фазы этнической экспансии с сопутствующими ей особенностями конкреций диктата сменяется в фазе обскурации иными чертами. Снижение интегральной пассионарности этноса, т.е. сокращение активного и активизирующего остальную часть компонента этноса, приводит к увеличению пассивного, лояльного и даже более чем лояльного его компонента. С другой стороны, на этом сером фоне однообразной лояльности появляется значительная социальная прослойка (скорее раковая опухоль) средних по морали, но лишенных всяких социальных и индивидуальных достоинств творческого и производительного плана и к тому же склонных к энергичному потреблению лиц. В эпоху пассионарных взрывов эти индивиды не выживают в силу их неконкурентоспособности, но в эпоху ожирения этноса, послеэкспансивного периода они не только выживают, но и в силу особенностей психотипа, серого, пассивного и примитивного гедонистического, становятся удобными проводниками и исполнителями диктата, а также пополняют сопутствующие слои диктата, т.е. формируют основные структуры диктата.

Отсутствие реальных противников извне, либо подавленных, либо ассимилированных в результате экспансии, и увеличение внутренних богатств не ставят перед диктатом задач, требующих индивидов, одаренных интеллектуально, духовно, физически; вследствие этого доминирующее положение в социуме занимают посредственности. Отсутствие (полное) пассионарности вместе со столь же полным отсутствием социальных достоинств, а также гипертрофия примитивного гедонизма приводят к тому, что, заняв доминирующее положение в структуре диктата (и этноса), они вносят в духовную жизнь социума самую главную доминанту, столь желанную диктату, — доминанту стереотипности, конформизма. Собственная серость возводится ими в необходимый компонент бытия социума, а доминирование в структурах подавления диктата позволяет уничтожать индивидов, не вписывающихся в возвеличиваемые ими рамки убогого конформизма.

Стр. 15

Движущими мотивациями в этих их деяниях, часто превышающих по ужасам все, что можно представить, являются глубинный гедонизм, сопряженный с инстинктивным неприятием индивидов, поднимающихся по своим качествам над серой массой, и интуитивное понимание смертельной опасности для своего существования творцов, интеллектуалов и пассионариев. В силу своей неконкурентоспособности эта человеческая плесень, формирующая колонны самых злобных палачей ума и творчества, в условиях, когда этносу (и соответственно диктату) необходима движущая энергия для противоборства внешним возмущениям, обречена на гибель, как индивидуальную, так и из-за минимума возможностей размножения. В этой же фазе они не только выживают, но и получают возможность сексуальной экспансии, расширения своих сексуальных потенций и с помощью этой стороны гедонистической основы мотиваций — возможность дальнейшего внедрения в структуру мотиваций конформистских базовых черт.

Всеобщая стереотипизация, неминуемо затрагивающая творческие и интеллектуальные слои социума, связанная с инъецированием серого компонента, приводит, с одной стороны, к снижению подвижности, мобильности, адаптивности этноса вследствие уменьшения интеллектуального потенциала социума; с другой стороны — к унификации и объединению идеологии, цементирующей аморфный конгломерат людей в органичное, эффективно функционирующее целое. Убогая идеология этой фазы, неизбежно вступающая в противоречие с природными реалиями, неизбежно нуждается в мощном аппарате вбивания ее в сознание, в структуру мотиваций и сознательных установок. Объединение идеологии имеет и другую сторону, особенно во время интенсивной обскурации, а именно, сведение мощной, аргументированной идеологии эпохи расцвета и даже экспансии к схоластике на основе примитивных догм. Это приводит к необходимости возведения ее в ранг не идеологии, а мистического откровения, персонифицированного в личности иерарха — жреца, императора, вождя и т.п. Возведение идеологии на уровень религии приводит к необходимости изменения структуры многих компонентов диктата: его проводников, сопутствующих слоев, духовных цензоров, педагогов и т.д.

Рассмотрение этногенеза не сводится только к этим его фазам, которые сопряжены с другими и достаточно подробно и аргументированно проанализированы в ряде работ, например «Этнос и биосферы» Л.Гумилева.

Стр. 16

Фазы этноса столь плавно переходят одна в другую, что в общем разделение их аналогично разделению двух взаимно диффундирующих веществ. Поэтому в работе приведены те фазы этногенеза как общесоциального процесса, которые в наибольшей степени влияют на характер эволюции диктата, его структур(14). Этнос как наиболее долгоживущая форма социума дает возможность рассмотреть эволюцию диктата, по крайней мере последовательности некоторых его форм. При этом речь идет об эволюции не внешних аспектов диктата, а его мотивационных основ, доминант психотипа слоев диктата в его развитии, вполне конкретных исторических примерах с учетом тех этнических структурных вариаций, соответствующих фазам этногенеза, которые проанализированы в предыдущих разделах.

Примеров долгоживущих этносов довольно много: Китай, Индия, Иран, Греция, Рим и др. Рассмотрение этногенеза любого из этих этносов и каузально связанной с ними эволюции структур диктата было бы информативным для целей данной работы, так как этногенез их определяется одними и теми же законами и фазами. В качестве конкретного примера можно взять этногенез Ирана или Рима. История Иранского этноса имеет огромную длительность, едва ли не самую большую из известных; но она изобилует таким количеством тупиков, ответвлений, что основная тенденция эволюции несколько затушевывается, вуалируется. История римского этноса менее протяженна, но те фазы этногенеза, которые интересны в связи с рассматриваемой проблемой, выражены более четко, выпукло.

Как уже было сказано, переходные фазы этногенеза: этнический застой, статический этнос, мемориальная фаза, мумификация и т.д. (Л.Гумилев) — не рассматриваются в дальнейшем, так как задача полного анализа этногенеза не стоит перед нами, рассматриваются лишь основные тенденции влияния этногенеза на эволюцию форм диктата.

Итак, зарождение и расцвет римского этноса. В ареале семи холмов возникает разбойничье государство, этническая система. Окруженный враждебными силами и весьма воинственными этносами самнитов, луканцев, этрусков и других, этнос мог выжить лишь при наличии высокого пассионарного уровня, накала.

____________________________________________________________________

(14) — Развал этноса после фазы обскурации приводит к тому, что и сам социум, и диктат в конкретной форме являют общественные организмы, доживающие лишь потому, что некому их ассимилировать или уничтожить (Греция, Рим).

Стр. 17

Психогенотип основной массы социума отвечал этому требованию, чему способствовали меры по удержанию наиболее пассионарной части этноса, нерассеивание ее путем войн, наемничества, эмиграции. Единая функциональная цель — этническое выживание — при высоком пассионарном уровне привела к образованию соответствующей формы диктата — Римской республике(15). Соответствие декларируемой иерархией идеологии реалиям бытия (цементирующей социум), минимальный (необходимый) компонент физического и негативно-мотивационного подавления, сравнительно небольшой дисбаланс реализационно-мотивационных возможностей всех слоев диктата(16), отсутствие единой системы духовного подавления в виде государственно опекаемого монотеизма, этническая однородность социума — интегральное влияние этих и некоторых других факторов,определяющих единонаправленность движущих мотиваций основной части этноса (социума) привели к расцвету этноса, к стимуляции пассионарных особей и усилению их влияния на уравновешенных, гармоничных индивидов.

Пассионаризация социума имеет два аспекта, конверсирующих друг с другом. С одной стороны, она является основой для решения кардинальных функциональных задач этноса и базой для пассионарного перегрева — фундамента следующей фазы, этнической экспансии. С другой стороны, пассионаризация, являясь определенной формой диктата(17), в свою очередь определяет характер диктата. Высокий уровень пассионарности подразумевает высокую степень подавления в любых ипостасях — прямого физического, негативно-мотивационного, установочного и т.д. Иначе говоря, пассионарность, являясь необходимым детерминантом выживания и расцвета социума, становится препятствием для эволюции диктата в сторону его усиления, т.е. увеличения возможностей отчуждения гедонистских благ иерархами в свою пользу.

____________________________________________________________________

(15) — Изложение конкретных сведений о Римской республике и хронологическая историография не приводятся.

(16) — Приводящий к материально-гедонистской нивелировке, уменьшению пропасти между гедонизмом производителей и иерархов.

(17) — Обусловленной, как показано выше, внешними и внутренними задачами социума.

Стр. 18

Не только социум устает от активности пассионариев (Л.Гумилев), что, безусловно, имеет место и является одним из детерминантов диктата в мотивационных комплексах средних (гармоничных, по Л.Гумилеву) индивидов социума. Основной мотивацией, определяющей тенденцию социума к уничтожению его носителей и увеличению возможностей диктата, являются базовые, кардинальные установки психотипа иерархов диктата и слоев подавления. Испытанный способ — захватнические войны, распыление пассионариев, снижение влияния пассионарных мотиваций, увеличение уровня гедонизма всех слоев.

Начинается этническая экспансия. Скорее всего, иерархи вряд ли сознательно избавляются от активных пассионариев. По-видимому, опыт показывает им, что наличие активной прослойки, ее энергия нуждаются в выходе, и что при отсутствии катаклизмов одна из немногих возможностей, внешне полезных этносу, — это завоевания. Все прельщает иерархов на этом пути: увеличение материальных благ и числа подвластных производителей, уничтожение или ослабление пассионариев, расширение возможностей диктата, усиление аппарата подавления — армии, сыска и т.д., неизбежное в войне, концентрация власти, вплоть до автократии.

Все это было и в эпоху этнической экспансии Рима. Огромные завоевания, богатства, мощная армия, могучий бюрократический аппарат внутри страны, безудержный рост гедонизма — но усиливается рабство, увеличиваются индивидуалистические тенденции, эгоизм, уменьшается уровень социального и морального воздаяния за гражданские доблести (пассионариев). Растут стереотипность гедонистического мировосприятия, конформизм духа, дел, стремлений индивидов. Африка, Испания, Британия, Галлия — везде стоят римские легионы. Огромные богатства и колонны рабов стекаются в Рим. Но каковы последствия и как они влияют на структуры диктата? Распыление пассионариев и снижение уровня пассионарности этноса приводят к размножению числа и увеличению влияния пассивных, серых индивидов. Рабы по духу, в лучшем случае пассивные восприемники диктата, они значительно лучше, лояльно (для иерархов) принимают реалии подавления, воспринимая их как неизбежность и благо. Этой деформации духа способствуют и факторы рабства, ставшего основой производства, поскольку индивид, использующий, подавляющий рабов, сам является рабом по духу.

Стр. 19

В стране рабства в силу всеобщности диктата рабы все

Скачать:PDFTXT

Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать, Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать бесплатно, Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать онлайн