Скачать:PDFTXT
Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков

для конкретного подавления, в основном физического, так как структуры формально-интроспективного диктата с присущими им аспектами технологии слабо развиты. Это значит, что число подавляемых, принуждаемых к исполнению декларативного аскетизма, к стереотипизации всех сторон жизни, к производительной деятельности значительно превосходит число индивидов, исполняющих функции принуждения. Для иерархов диктата становится выгодным рабство, получающее статус основной структуры производства материальных благ со всеми присущими этой формации атрибутами (см. гл. 1). Развитие военной техники как аспекта технологии ведет также к развитию этнической экспансии (совместно с факторами, присущими сугубо этногенезу), во всяком случае, к возможности экспансии сравнительно малочисленного этноса в регионы значительно более многочисленных этносов. Яркий пример — походы Филиппа Македонского, затем Александра Македонского.

Вариации аспектов диктата, определяемые этнической экспансией, проанализированы в разделе «Этнос и диктат». Здесь уместно заметить, что те стороны диктата, которые изменяются в процессе экспансии, очень ярко проявляются в указанных выше примерах. Достаточно упомянуть о характере автократии Александра в конце персидского похода, и об изменениях инъецируемой идеологии(21), вызванных гипертрофией автократии, к которой привела эта экспансия.

Суммируя изложенное, можно сказать, что развитие военного аспекта технологии становится основой (и это стратегическое правило) для усиления силового подавления внутри социума и этнической экспансии (в соответствующей фазе этногенеза) вне его. Дальнейший анализ подтверждает всеобщность этих выводов.

____________________________________________________________________

(21) — История походов Александра широко известна, поэтому здесь не описываются конкретные события.

Стр. 26

Следующий аспектпрогресс наук, от философии до прикладных. Взаимосвязь философии и диктата настолько очевидна, что не нуждается в аргументации. Это не значит, что философия всегда является позитивной основой идеологии диктата, отнюдь нет. Она может быть и идеологическим антагонистом диктата, но в любом случае связана с ним. Разумеется, это может не затрагивать всех аспектов философии как науки о всеобщем, например онтологии, эпистемологии и других ее разделов, но, например, этика прямо связана с сутью идеологии диктата, с позитивным или негативным отношением к нему, пассивным восприятием или активным неприятием, отчуждением от диктата. Быстрое развитие философии нельзя прямо связывать только с эволюцией диктата, как и искать причины небывалого прежде интеллектуального извержения — в каких-либо только внешних по отношению к нему факторах. Этот вопрос крайне сложен и не анализируется здесь. Но то, что этика практически всех философий этого периода, от деистических до ортодоксально-материалистических, отражает характер отношения к диктату, — это несомненно. Важность этого положения для анализа влияния совокупной технологии на эволюцию диктата усугубляется тем, что философия того периода являлась цельным образованием, монолитом науки, включала в себя все научные начала. Радикальное проявление этого явления — течение философии, приверженцы которого были названы пифагорейцами.

Идея аскетизма, отчуждения от гедонистических аспектов бытия производителями, столь любезная иерархам и краеугольная в любой идеологии диктата, преломившись в сознании мыслителей, приняла форму учения аскетов, киников, далее стоиков. Имманентность контрдиктатности, присущая любому пассионарному мышлению(22), развила эту идею до положений, прямо противоположных интересам диктата, привела к гипертрофии таких черт ее, которые прямо противопоставили ее интересам диктата. Сходное положение, т.е. наличие в структуре философских построений контрдиктатных (скептики, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Анаксагор, Анаксимандр), либо в крайнем случае индифферентных мотиваций (грамматики, пифагорейцы).

____________________________________________________________________

(22) — Основа диктата в интроспекции — подавление свободы мышления и замыкание его в рамки необходимых догм: инъекция в сознание догм и установок, формирующих лояльных диктату лиц. Естественно, что истинный философвсегда антагонист диктату, его конкрециям, по крайней мере в мыслях.

Стр. 27

Наличие столь мощной идеологии, противодействующей внедрению в сознание производителей лояльных установок, вызвало необходимость ограничить доступ производителей(23) к философии, неприятие ее властями и усиление насильственного внедрения в сознание догм религии в ее отраженно-диктатной сути — иерархии пандемониума. Государственные наказания за оскорбление религии и разрушение веры — Анаксагор, Сократ и многие другие примеры — являют собой реализации этого положения.

Идеология религиозного толка, которая зиждется не на искренней индивидуальной вере, т.е. на ограниченном комплексе индивидуально-имманентных установок, мотиваций, а на комплексе насильно внедряемых, инъецируемых с помощью структур диктата и силового подавления догм, неизбежно является предвестником слабости интроспективной основы диктата и базой для усиления структур внешнего подавления в ущерб интроспекции; происходит замена позитивного вовлечения негативным принуждением. Это глубинное воздействие философского аспекта технологической эволюции диктата детерминирует эволюцию всех структур подавления и формы в целом. Естественнонаучные и прикладные научные аспекты технологии античного мира также своеобразно влияли на структуру диктата, его компоненты. Развитие наук, имевших прямое практическое применение и способствовавших совершенствованию технологии в целом, расширение ареала обитания, торговли и сопутствующих аспектов — кораблевождения, судостроения, увеличение объема сведений, передаваемых из поколения в поколение в символьных системах, приводят к увеличению числа членов социума, обладающих интеллектом и знаниями. Наличие значительной прослойки социума с такими качествами влечет за собой увеличение уровня мотиваций вовлечения, так как интеллект в меньшей степени подвластен внешнему, силовому подавлению. Налицо как будто две взаимоисключающие тенденции, определяемые эволюцией научной основы технологии: интроспективизация диктата и увеличение силового подавления.

____________________________________________________________________

(23) — На самом деле великие идеи философов были доступны небольшим слоям социума, достигая сознания большинства лишь в упрощенной и искаженной форме.

Стр. 28

Парадокс кажущийся, так как развитие технологии определяет интегральность эволюции обоих компонентов подавления в сторону интенсификации и многообразия как непосредственно, так и опосредованно, через социальные сущности. Эта черта технологической детерминизации эволюции диктата является всеобщей и ее действенность на всех стадиях развития социума усиливается с ускорением развития технологии вне зависимости от эпохи и региона. Эта тенденция, усиливаемая другими объективными и субъективными факторами функционирующего социума, является одной из основополагающих черт эволюции диктата.

Развитие товарно-денежных отношений и коммуникаций с другими государствами также имеет определяющее воздействие на структуру диктата античной Греции. Все основные продукты жизнеобеспечения: еда, инструменты, оружие, одежда и т.д. — производятся на месте, так как объем транспортировок товаров не мог быть значительным. Но стремление к наживе, один из многих ликов всеобщего гедонизма, движет часть людей к торговле предметами обеспечения утонченно-гедонистских мотиваций иерархов и высших проводников диктата. Это бесполезная роскошь, атрибуты снобизма и тщеславия, среди которых значительное место занимают косметика и женские украшения и т.д. как высший аспект примитивного гедонизма.

Увеличение объема ввозимых и вывозимых в обмен бесполезных для жизни социума предметов роскоши и гедонизма приводит к отвлечению от производства части производителей. Торговля и связанные с ней аспекты деятельности: транспорт, охрана, продажа, учет и т.д. — также отвлекают часть производителей. В целом это приводит к тому, что оставшиеся производители должны производить больше благ в пересчете на единицу времени или затрачивать больше времени на производство. Первое может осуществляться за счет прогресса техники или усиления подавления, второе — только за счет усиления подавления. На рассматриваемой стадии эволюции социума прогресс техники производства минимален, основная энергия производства — мускульная сила животных и людей, поэтому достижение цели и в первом, и во втором случаях обеспечивается усилением диктата в рамках конкретной формы и имманентных средств и методов подавления. Как показано в разделе «Рабство», характер труда в этой формации определяет эффективность этой формы диктата без кардинальных трансформаций. Это положение сохраняется и далее.

Стр. 29

В предыдущей главе было показано, что ранний феодализм является реалией той же формы диктата, лишь со сменой формационных ярлыков. Справедливость и аргументированность этого положения определяются факторами, изложенными в данном разделе и в первой главе. Кардинальные изменения в структуре коррелятивных связей эволюции технологии и диктата связаны с кардинальными изменениями в структуре детерминантов технологии: науки, техники, энергетики. Зарождение и ранний период феодализма в западноевропейском суперэтносе характеризуются отсутствием новых черт технологии. Мускульная энергия в качестве производящей, та же техника, развитие науки крайне медленное, та же организация производства, та же военная техника.

Вехой в технологической революции суперэтноса, образно говоря, стал первый пушечный выстрел. Громоздкая и неэффективная в военном отношении бомбарда и появление многомачтовых парусных судов (позднее) знаменовали новую ступень эволюции технологии и диктата. К этому же периоду относится появление новых форм организации производства — цехов, новых форм торговли (Ганза), новых идей в науке и технике. Налицо кардинальные изменения, эволюционный скачок технологии, определивший многие изменения в структуре социума Западной Европы. Греческий огонь, бомбарда, кулеврина, мушкет и т.д. — вооружение изменилось качественно. Физические качества воина начинают терять свою решающую роль в битве. Пуля поражает издалека, и на тем большем расстоянии, чем лучше оружие. Технология производства последнего становится решающим фактором, и эта тенденция сохраняется в более позднее время.

В отличие от холодного оружия предыдущей эпохи, огнестрельное оружие требует более сложного производства, более тонкой технологии. Вследствие этого, во-первых, на производстве объединяется большее число людей, а во-вторых, можно еще уменьшить количество проводников и исполнителей диктата. Небольшая, хорошо организованная армия с огнестрельным оружием способна к подавлению огромных масс производителей. Третьим, не менее важным аспектом усиления вооружения является повышение возможности этнической экспансии, описанной в предыдущем разделе.

Появление больших парусных судов и развитие огнестрельного оружия расширили ареал этнической экспансии до размеров земного шара.

Стр. 30

Эти факторы, как и на предыдущих этапах эволюции технологии, должны, как будто, привести к усилению внешнего, силового диктата, усилению физического подавления. И привели на самом деле. Но в ход прогресса вмешались, влияя на него, другие факторы технологической эволюции. Появляется алхимия и дает толчок развитию системы знаний о структуре вещества. Наука разветвляется и порождает механику, астрономию, новую математику, развивается медицина с зачатками психологии, и как венец знания, новый толчок получает развитие философии. И как всегда, начав с осмысления естественнонаучных философских проблем, философия приходит к новому осмыслению этических, эпистемологических, онтологических аспектов бытия. Усложнение техники и структуры производства, развитие науки и увеличение числа ее адептов, развитие философии с имманентной контрдиктатностью(24) порождают встречную тенденцию — усиление интроспективного подавления со значительным компонентом позитивного вовлечения. Первая тенденция — усиление внешнего, силового подавления — приводит к разрастанию аппарата подавления: усиливаются абсолютизм монархии, армия, сыск, бюрократический аппарат, система юрисдикции, пенитенциарная система. Вторая доминирующая тенденция — усиление интроспективного компонента подавления — имеет следствием возведение религии в ранг официальной идеологии диктата, сопровождаемое не только увеличением ее интроспективного воздействия на сознание производителей, но и охраной, ограждением ее догм, установок, идей от негативного воздействия(25) с помощью средств традиционного силового подавления: инквизиции, религиозных воинствующих орденов, религиозных войн. В этом аспекте интроспективный диктат церкви смыкается с государственным силовым диктатом.

____________________________________________________________________

(24) — Имеется в виду философия, производная пассионарного мышления, творческого ума истинных философов, а не идеологических адептов диктата, составной части сопутствующего слоя диктата.

(25) — Проникновение идей, уменьшающих или уничтожающих влияние мистических догм религии на сознание людей, и не только идей науки, но и церковно-реформаторских.

Стр. 31

Персонификация сюзерена как олицетворение воли мистической первоосновы бытия, как избранника бога и проводника его воли,

Скачать:PDFTXT

Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать, Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать бесплатно, Эволюция диктата. Опыты Психофизиологии Истории. В. Кайтуков Диктатура читать онлайн