Скачать:PDFTXT
Римская диктатура последнего века Республики. Н.В. Чеканова

государственно-правовой точки зрения лишь поднимали Цезаря над республиканской конституцией. Сенат был поставлен под контроль диктатора, по существу был лишен возможности реально управлять государственными делами и, что, вероятно, самое главное отстаивать свои привилегии. Однако сенаторы сохраняли богатство и моральный престиж. Народное собрание утратило даже незначительные элементы политического суверенитета, предоставленные республиканской политической нормой. Однако в качестве компенсации за утрату политического влияния по отношению к римскому народу усилилась формальная демонстрация уважительного отношения к его интересам и мнению. Цезарь одновременно выступал и организатором и носителем исполнительной власти. Кумулированные в руках Цезаря должности, правовые привилегии и почетные титулы, которые определяли его могущество; власть, которая являлась источником политических инициатив и политических решений; а также опора на реальную политическую силу (армию) в условиях обозначенных метаморфоз республиканской системы власти придавали личному положению диктатора монархический характер.

У Цезаря, безусловно, было свое представление о том, в каком направлении должна развиваться Римская республика. Он не скрывал, что считает государственный строй республики не только устаревшим, но попросту мертвым, и безусловно придерживался имперской идеи. На это указывают осуществленные Цезарем территориально — административные, государственно — административные и социальные мероприятия. Важно отметить и такую особенную ситуацию, что диктатура Цезаря оформилась в результате глобального военного объединения римско-италийской территории и римской провинциальной периферии. В целом именно в период диктатуры Цезаря получил четкое выражение и был закреплен важнейший имперский принцип: вся территория и все население формировавшейся державы оказались объединены единым империем.

В период диктатуры Цезаря объективно заданная тенденция трансформации Римской республики в империю, оформления новой авторитарной власти и соответственное развитие новых территориально-административных форм и идеологического обрамления стали необратимыми. Коллегиальная диктатура в форме II триумвирата закрепила ее. Главное значение II триумвирата в процессе становления имперской власти состоит в том, что была найдена наиболее адекватная форма имперской власти: промагистратский империй, прежде территориально и хронологически ограниченный, теперь стал более значительным по содержанию (не был ограничен временем и территорией, не был разделен на военную и гражданскую сферу, по существу были преодолены коллегиальная и трибунская интерцессии и provocatio ad populum). В компетенции триумвиров проконсульский империй получил имперское выражение — возникла единая, неурезанная власть. Таким образом, уже в период II триумвирата вопрос о форме и характере власти римского территориально-державного государства оказался решенным, а сам II триумвират стал политической основой и непосредственным прототипом новой властной системы — принципата.

В завершении нашего обзора отметим, что процесс трансформации Рима от республики к империи, в которой тесно переплетались республиканские и территориально-державные тенденции, шел неравномерно и прерывисто, изобиловал социально-политическими катаклизмами и различными вариациями. Это был процесс сложной этнокультурной и общественно-политической реформации. Однако при всей неравномерности, сбивчивости и дискретности этого процесса, очень далекого от непрерывно восходящей эволюционной кривой однолинейного прогресса, при всей внутренней поливариантности, предполагающей несколько вариантов и форм развития, мы все же вправе представить себе период поздней Римской республики как некий временной континуум, внутри которого отдельные явления, несмотря на их многообразие и гетерогенность, были выражением единой тенденции, а диктатуру последнего века Римской республики — как форму становления основного структурного принципа — принципа наиболее адекватной объективному развитию римского государства организации территориального пространства и общества.

Примечания

1

В западноевропейской историографии концепция аристократического характера социальных революций, безусловно, имеет публицистический характер и идет от теории А. Токвиля и П. Сорокина, которые считали, что «революции делаются не голодными людьми, а теми, кто не пообедал один раз»; они возникают в периоды быстрого развития общества, при котором традиционные привилегированные группы испытывают дискомфорт и становятся деструктивным элементом, см.: Токвиль А. Старый порядок и революция. Пг., 1918; Sorokin P. A. The Sociology of Revolution. L., 1924.

2

Правда, еще раньше С. А. Жебелев утверждал, что Римская империя возникла из Римской республики в результате длительных политических и социальных революций не механически, не насильственно, а путем закономерной эволюции. См.: Жебелев С. Л. Древний Рим. Царская и республиканская эпохи. Ч. 1. Пг., 1922. С. 88.

3

Крайнее выражение этой концепции можно обнаружить в работах А. В. Мишулина и В.Н. Дьякова, когда любой социально-политический конфликт, будь то выступления в провинциях, Нумантинская война или даже 3-я Пуническая война, оценивался как отголосок революционных настроений рабов; рабы рассматривались как инициаторы и катализаторы народноосвободительных движений в Риме, направленных в конечном счете на уничтожение рабовладельческого способа производства. См.: Мишулин А. В. Спартаковское восстание. М., 1936. С. 181; Ковалев С.И. История античного общества. Эллинизм. Рим. Л., 1936. С. 164—165, 223—225; История древнего мира / Под ред. В. Н. Дьякова и Н. М. Никольского. М., 1952. С. 527—610.

4

Здесь и далее в тексте все даты, кроме специально оговоренных, «до нашей эры».

5

В 200 г. хлеба, привезенного в Рим из Африки, было так много, что «курульные эдилы… продавали его народу по два асса за модий» (Liv., XXXI, 50).

6

Веллей Патеркул в данном случае неточен: широкая гражданская колонизация была предпринята в 59 г. в соответствии с lex Iulia agraria, на который он сам ссылался (Veil., II, 44, 4; ср.: Suet. Iul., 20, 3; Арр. B.C., II, 10).

7

У Ливия Племиний один раз назван пропретором (XXIX, 6, 9); в остальных случаях — легатом Сципиона. Т. Броутон в своем своде «Магистраты Римской республики» называет его легатом с преторскими полномочиями — legatus pro praetore. См.: Broughton Т. R. S. The magistrates of the Roman republic. Vol. 1. N. Y., 1951. P. 157.

8

Мы вслед за И. Л. Маяк склонны видеть подобные проявления в таких фактах, как расследование дел о вакханалиях 186 г. и об отравлениях 180 г. (Cic. De leg., II, 15; Liv., XXXIX, 8-19; XL, 37, 46; Val. Max., I, 3; VI, 3). Хотя в источниках нет прямых указаний на связь этих событий с проявлением недовольства италиков, широкий размах движений — 3000 «отравителей» и 7000 участников вакханалий — позволяет предположить, что италики могли примкнуть к ним и таким образом выразить свое недовольство. См.: Маяк И. Л. Взаимоотношения Рима и италийцев… С. 133—134, 137.

9

Мы благодарим А. Б. Егорова за ценные замечания, сделанные в устной беседе по поводу демографических проблем середины II — середины I в., которые частично учтены в данном сюжете.

10

Автор перевода сатир Луцилия на русский язык Е. Рабинович употребляет такое определение — «сытноизбранный эдил». См.: Римская сатира: Пер. с лат. / Сост. и научн. подгот. текста М. Гаспарова. М., 1989. С. 348.

11

Эмилии исполняли 10 консульств в VI—V вв., 10 — в III в., 9 (или, если считать детей Эмилия Павла, 12) — во II в. На долю Клавдиев приходится 5 консульств в VI—V вв., 6 — в III в., 5 — во II в. Фабии занимали в VI—V вв. 13 консульств, в IV в. — 7, в III в. — 13, во II в. — 5. Валерии получали консульства 24 раза в VI—V вв., 10 — в III в., 5 — во II в.

12

К этой патрицианской элите можно отнести еще несколько родов, занимавших сходное положение в римской иерархии: Постумии, Сульпиции, Юлии, Квинкции, Манлии, Фурии, Папирии. Кроме того, в IV—III вв. в составе консулярной знати оказались представители плебейской элиты: Лицинии, Генуции, Марции, Попилии, Публилии, Юнии, Ливии, Деции, Фульвии, Домиции, Семпронии, Атилии, Цецилии, Клавдии Марцеллы, Порции, Аврелии, Секстин, Помпеи, Октавии, Папирии Карбоны, Муции, Элии, Платии.

13

Правда, необходимо заметить, что С. И. Ковалев (С. 322), Г. Блох и Ж. Каркопино (Р. 72) делают оговорку, что всадничество окончательно отделилось от сенаторского сословия лишь при Августе, когда были установлены отдельные цензы этих сословий.

14

Закон Лициния Секстия 367 г. — о допуске плебеев к консулату (Liv., IV, 42, 11); закон 366 г. — о ежегодном чередовании патрициев и плебеев в должности курульных эдилов (Liv., VII, 1, 1); lex Publilia 339 г. — о допуске плебеев к цензуре (Liv., VIII, 12, 15); lex Ogulnia 300 г. — о допуске плебеев в жреческие коллегии (Liv., X, 6, 6). Диктатура и претура стали доступны плебеям без специальных постановлений: первая — в 356 г., вторая — в 337 г.

15

Латинское прилагательное tenuis имеет несколько социальных оттенков — бедный, незнатный, простой. В этой же речи Цицерон дает другую дефиницию — homines inferiori generi. В обоих случаях речь, без сомнения, идет о plebs urbana.

16

О существовании в сенате таких группировок в общих чертах говорит Я. Ю. Заборовский, правда, выделяя еще «военную оппозицию», см.: Заборовский Я. Ю. Некоторые стороны политической борьбы в римском сенате (4020 гг. II в. до н. э.) // ВДИ. 1977. № 3. С. 191.

17

Веллей Патеркул особенно подчеркивал факт принадлежности П. Сципиона Назики к влиятельнейшим сенаторским фамилиям: его дед — консул 191 г. — был провозглашен «vir bonorum optimus» за то, что в 204 г. доставил в Рим статую Великой богини-матери (Liv., XXIX, 14); отец был дважды консулом и цензором (Vell., II, 3, 1).

18

Совершенно справедливо, на наш взгляд, суждение А. В. Коптева о невозможности в начале I в. разделения интересов реформированной Марием армии и гражданства в земельном вопросе. См.: Коптев А. В. Античная форма собственности… С. 26. Принимая этот основной тезис, мы тем не менее не можем согласиться с автором в некоторых частных вопросах, например, о том, что вмешательство полководцев в решение аграрной проблемы не имело заметных социально-политических последствий вплоть до времени Сатурнина.

19

Римская юриспруденция получила новое оформление довольно поздно. По мнению юриста Помпония, основателями ее стали — ius civile fun-daverunt (Dig., I, 2, 2, 39) Маний Манилий — консул 149 г., Марк Юний Брут — претор 140 г., Публий Муций Сцевола — консул 133 г. Первая систематизация гражданского права была проведена сыном Сцеволы Квинтом — великим понтификом, консулом 95 г. Другим систематизатором норм гражданского права был Сервий Сульпиций Руф — консул 51 г. Хотя следует заметить, что римляне называли в числе юристов П. Папирия, Ann. Клавдия, Сципиона Назику, Тиб. Корункания, а еще раньше — понтификов и самого Нуму Помпилия. См.: Нерсесянц В. С. Правопонимание римских юристов // Советское государство и право. 1980. № 2. С. 87—88; Дождев Д. В. Римское архаическое наследственное право. М., 1993. С. 18.

20

Автор понимает под этим термином особый, «принципиально иной тип нравственного сознания, который характеризуется ориентацией на реально существующую в обществе систему ценностей, уважением к этической традиции, доминированием моральной практики над сознанием, нравственной амбивалентностью образов мифологического сознания», см.: Брейкин О. В. Становление нравственного идеала в культурах древнего мира. Саранск, 1996. С. 4.

21

У подвига Публия Децима Муса был легендарный прототип — «юный и славный воин Марк Курций», который прекратил

Скачать:PDFTXT

Римская диктатура последнего века Республики. Н.В. Чеканова Диктатура читать, Римская диктатура последнего века Республики. Н.В. Чеканова Диктатура читать бесплатно, Римская диктатура последнего века Республики. Н.В. Чеканова Диктатура читать онлайн