Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сущность философии
уразумения своего
поведения, это уразумение будет философским. Основным свойством всех функций философии будет, стало
быть, стремление духа выйти за связанность определенными, конечными и ограниченными интересами и
подчинить все происшедшие из ограниченной потребности теории одной общей идее.
Силы,
Это свойство мышления опирадеиствующие„ ется на его закономерности, оно соотв философской ветству
потребностям
человеческой
J ет
г
функции.
природы, которые не совместимы с
прочными разграничениями; оно соот-

141

ветствует радости знания, потребности в последней
упроченности человеческого положения в мире и, наконец, стремлению к преодолению привязанности жизни
к ограниченным условиям. Всякое душевное состояние
ищет себе прочной точки, освобожденной от относительности.
Эта общая функция философии
Выведение
находит себе выражение, при различотдельных
ных условиях
исторической
жизни, во
J
r

проявлении
философии,

всех тех проявлениях, которые были
рассмотрены нами. Из сложных условий жизни возникают некоторые функции, отличающиеся особенно большой энергией, таковы: развитие
миросозерцания до общезначимости, размышление
знания о самом себе, взаимоотношение теорий, образующихся в отдельных целевых связностях, со связностью всего знания, наконец, пронизывающий всю культуру дух критики, универсального синтеза и обоснования. Все они оказываются отдельными проявлениями,
вытекающими из единой сущности философии. Ибо
последняя приспособляется ко всем моментам в развитии культуры и ко всем условиям ее исторических состояний. Этим объясняется беспрерывная дифференциация ее проявлений и та гибкость и подвижность, с
которой она то расширяет систему, то все свои силы
направляет на одну проблему и всю свою энергию —
на нрвые задачи.
Мы достигли той границы в изВзгляд
на ИСТ
ИЮ
ложении сущности философии, откуда
°Р
мы можем осветить ее историю и объфилософии,
яснить ее систематическую связность.
Ее история была бы понята, если бы из системы функций философии уяснилась последовательность, в какой

142

выступают, рядом друг с другом и одна за другой, обусловленные культурой проблемы и возможности их
разрешения; если бы было описано, в главных его стадиях, углубляющееся самоуразумение знания и если
бы, наконец, история проследила, как возникающие в
целевых системах культуры теории приводятся синтезирующим философским духом в связность познания и,
благодаря этому, развиваются дальше, и как философия создает в науках о духе новые дисциплины, которые она потом уступает отдельным наукам; если бы
история показала, как особый характер философских
миросозерцании вытекает из состояния сознания эпохи
и характера наций, и вместе с тем отметила бы и постоянный рост великих типов миросозерВзгляд
цания.
на ее систему.

^γΆΚ ИСТОрИЯ философии ставит

перед систематической философской
работой три проблемы: основоположения (Grundlegung),
обоснования и синтеза отдельных наук; а также задачу
соглашения с никогда не находящей себе покоя потребностью в уразумении бытия, причины, ценности, цели и
их связи в миросозерцании, независимо от того, в какие
формы выльется и в каком направлении пойдет это соглашение.

143

ЛИТЕРАТУРА
Все
наиболее
выдающиеся
философы мыслители высказали свое мнение о сущности философии в особых сочинениях или в особых главах своих
трудов или, по крайней мере, в отдельных местах в них.
Мы погрешили бы против относительной ценности
этих мнений, если бы особо отметили здесь, скажем,
все посвященные этому вопросу отдельные сочинения.
А если бы мы для экономии места или для наглядности
стали производить выбор между этими мнениями или
хотя бы только между отдельными сочинениями, то это
шло бы в разрез со стремлением к объективности, которое положено в основу настоящей работы. Позволим
себе только отметить, что идеи изложенного здесь учения о миросозерцании давно уже высказаны были
мною в моих работах помещенных в «Archiv für
Geschichte der Philosophie» и в «Berichten der Berliner
Akademie der Wissenschaften».

144

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

В
Августин -97; 131
Авенариус Р. · 118
АламберЖ.-Б. д’-41;43;
117;135
Александр Македонский ·
28
Альберт Великий · 92; 93;
97
Анаксагор · 89
Аристотель · 19; 25; 26—
28; 53; 121

Беме Я. · 56
Бенеке Ф. Э. · 46
Бентам Дж. · 46
Беркли Дж. · 112; 113
Бетховен Л. · 99
Бруно Дж.-97; ПО
Брут Деций Юний · 102
Будда- 131
Бэкон Ф. · 41; 42
Бэн А. · 46
БэрЭ. · 136

Винсент из Бовэ 42
Вольтер ·122

Галилей Г. · 33; 135
ГаллерА. · 104
Гегель Г. В. Ф. · 19; 34; 36;
37; ИЗ; 117; 118; 121
Гельдерлин Ф. · 104
Гельмгольц Г. Л. Ф. · 39;
136
ГенрихУ- 102
Гераклит-23; 112; 118
Гербарт И.Ф. · 36; 37; 46
Геродот · 22
ГертцГ. · 136
Гете И. В. -77; 100; 106;

107; ПО; 111; 118
Гоббс Т. · 32; 33; 42; 117;

118
Гомер- 110; 131
Гроций Г. · 29

145

д
Данте· 108; ПО
Декарт Р.· 19; 32; 33; 97;
98
Демокрит·19; 118
Дидро Д . — ПО
Дуне Скот · 89

Еврипид· 110; 131

Заратустра · 97

Я
Иисус Христос · 55; 77; 92;
131

К
Кальдерой де ла Барка П.
• 108
Кант И.· 19; 33—36; 39;
40; 77; 98; 111; 113; 117;
118; 122; 131; 132;· 136
КарлейльТ. · 60; 118; 135
Кассий Кай · 102

Кеплер И.· 135
Климент
Александрийский · 55
КонтО.· 19; 41; 43; 117—
119; 135
Крез · 22
Ксенофонт · 22

л
ЛагранжЖ. Л. · 135
Лао-цзы — 1 3 1
Лейбниц Г. В.· 19; 32; 34;
36; 53; 97; 112; 113; 117;
118
Лессинг Г. Э. · 57; 58; ПО
Липпс Т. · 46; 47
ЛоккДж. · 19; 33; 34; 112;
113

Лотце Г. · 34; 36; 37
Лукреций (Тит Лукреций
Кар)-29; 104; 118

M
Майер Р. · 136
Марк Аврелий · 59; 29
Марк Антоний · 102
Марциан Капелла · 42
МахЭ. · 135
Метерлинк М- · 136
Микеланджело · 99
Милль Дж. С. · 46; 135

146

Милль Джеймс · 46
Минуций Феликс · 55
Мольер — 1 1 1
Монтень М. · 59; 60
Монтескье Ш.-Л. · 29
Мэн де Биран М.-Ф.-П. ·
118

Я
Николай Кузанский · 97
Ницше Ф. · 60; 78; 135
Ньютон И.· 135

ъ

Рафаэль· 77
Рескин Дж. · 60
Руссо Ж.-Ж. · 78

Сенека · 29; 30
Сервантес М . · 1 1 1
Смит А. · 46
Сократ · 22; 23; 24; 25
Солон · 22
Спиноза Б.· 19; 32; 33; 97;
98; 111; 117; 118; 121;
131

Ориген · 55

ТТ.
Паскаль Б. · 131
Перикл · 23
Пифагор · 22; 23; 53
Платон· 19; 23—25; 27; 40;
53; 60; 118; 131
Плутарх · 102
Порфирий · 55
Прокл · 55
p

Расин Ж . · ПО

Толстой Л.Н. · 60; 136
Тюрго А. Р. · 43
Φ

Фалес · 53
Фехнер Г. Т. · 34; 36; 37
Фихте И. Г.· 19; 36; 37; 39;
77; 117; 118
Фома Аквинский · 89; 92;
97
Фукидид · 22; 23

147

Ц
Цезарь Гай Юлий · 102
Цицерон · 29; 30; 118

Шлейермахер Ф. · 34; 36;
118
Шопенгауэр А. · 34—36;
60; 98; 121

ш
Шекспир В.- 102; 1 1 1
Шеллинг Ф. В. И. · 34—
37; 118
Шефтсбери Э. Э. · 118
Шиллер Ф.-77; 104; 106;
108; ПО; 111
Шлегель А. В. · 107
ШлегельФ. · 107

Эмерсон Р. У. · 60
Эпиктет · 29
Эпикур- 118
Эсхил· 100

ю
Юм Д . — 19; 33; 34; 46; 122
Юстин · 55

148

ОГЛАВЛЕНИЕ
От редакции

5

ВВЕДЕНИЕ

7
Методы определения сущности философии.
7
Задача.
7
Многообразие значений слова «философия».
8
Метод.
9
Образование понятий в науках о духе.
9
Особенности класса общих понятий,
к которому принадлежит понятие философии. 12
Функции общих понятий в науках о духе.
/2
Заключение о сущности философии на основании
отдельных фактов невозможно без решения,
какие из этих отдельных фактов следует
принимать во внимание.
14
Дедуктивный метод исключен.
/4
Сравнительный метод.
/5
План исследования.
/6

А. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ФИЛОСОФИИ. / s
I. Первые определения
общего соотношения вещей.
Формальные признаки философии.
Содержательные определения.

19
19
20

149

II. Историческое выведение черт,
составляющих сущность философии,
из общей связи систем.
/. Возникновение названия в Греции; что там
обозначаюсь этим названием.
Название философии.
Негативная сторона понятия философии в
сократо-платоновской школе.
Позитивная сторона.
Следы сократо-платоновского понятия о
философии в ее разделении у Аристотеля.
Новое понятие философии в аристотелевской
школе.
Философские школы.
Эмансипация отдельных наук и проблема
местоположения философии среди них.
Философия жизни.

2)
22
22
23
24
25
26
27
28
29

2. Формы философии в новейшее время,
как они выражены в понятиях о ней.

31

a) Новое понятие метафизики.

32

Философия как универсальный
конструктивный метод. Декарт, Гоббс,
Спиноза, Лейбниц.
32
Упразднение конструктивного метода Кантом. 33
Метафизический метод немецкого умозрения. 34
Две основных разновидности этого немецкого
метафизического метода. Шеллинг,
Шлейермахер, Гегель. Гербарт, Лотце, Фехнер. 36
b) Новые неметафизические определения
сущности философии.
Философия как теория познания.
Гельмгольц.
Философия как познание связи
и разделения наук.

38
38
39
41

150
Энциклопедии. Бэкон, Д’Аламбер, Конт.

Философия как наука, охватывающая все
отдельные науки.
42
Значение и границы этого позитивистского
определения понятия философии.
43
Философия как наука о духе или наука
внутреннего опыта.
45
Юм и шотландско-английская психологическая
школа. Дж. С. Милль, Бенеке, Липпс.
46
3. Заключение о сущности фияософии.
Негативные итоги определения понятия
философии.
Эти негативные итоги наметились с
систематической точки зрения.
Историческая точка зрения.
«Выведение отдельных признаков сущности.
Философия как функция в целевой связи
общества.
Эта функция создает связь между
осуществляющими ее индивидуумами.

III. Промежуточные звенья между философией и
религиозностью, литературой и поэзией.
Новая задача, которую ставят именование
философии, формирование этого понятия и
историческая связь.
Формы, лежащие между религией
и философией. Гнозис. Мистика.
Формы, лежащие между философией
и искусством жизненного поведения,
литературой, поэзией.

48
48
49
49
51
52
53

54

54
55
57

151

В. СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
В ДУХОВНОМ МИРЕ.
Задача определения места,
занимаемого функцией философии
во всеобщей связи,
к которой она принадлежит.
I. Место функции философии в связности
душевной жизни, общества и истории.
L Ее положение в структуре душевной жизни.
Душевная жизнь, ее закономерности, два рода
таких закономерностей.
Структура душевной жизни.
Предметное восприятие и познание
действительности.
Чувство, определение ценности и жизненный
опыт.
Воля, цель и правило.
Душевное развитие.
Местоположение философии в душевной
структуре.
2. Структура общества и положение,
занимаемое в ней религией, искусством
и философией.
Социальная структура и закономерность
протекающих в ней процессов.
Философия как целевая связь в обществе
(культурная система).
Целевая связь предметного познания
(отдельных наук) и волевых действий
(уклада жизни).
Общее местоположение религии,
искусства и философии между этими
целевыми связностями.

62

63

64
64
65
66
66
67
68
68
09

70
70

72
73

152
Задача осмыслить отношения между религией,
искусством и философией.
75

II. Учение о миросозерцании.
Религия и

Скачать:TXTPDF

уразумения своегоповедения, это уразумение будет философским. Основным свойством всех функций философии будет, сталобыть, стремление духа выйти за связанность определенными, конечными и ограниченными интересами иподчинить все происшедшие из ограниченной потребности теории