Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сущность философии
в отдельных науках растет дух обоснования и связности. Его развитию способствует совместное занятие отдельными науками в университетах
и академиях, и задача и значение философии в этих
корпорациях сводится к поддержанию
этого духа.
Гельмгольц.
Классическим
представителем
этой гносеологической точки зрения в рамках опытных
наук является Гельмгольц. Он обосновывал право философии на существование рядом с отдельными науками тем, что предмет ее — знание. Философия всегда
останется нужной для «исследования источников нашего знания и степени его обоснованности». «Великое
значение философии в кругу наук состоит в том, что
она является учением об источниках знания и его проявлениях, в том смысле, какой этому придавали Кант и
первоначально, поскольку я его понял, Фихте».
От того, что центр тяжести философии был перенесен в теорию познания, она все же не потеряла сво-

40

ей связи с основной своей проблемой. Именно критика
намерения объективно познать мировую связность и
основу мира, высшую ценность и последнюю цель и
породила теорию познания. Из тщетных метафизических попыток родилось исследование границ человеческого знания. К тому же, на протяжении своего развития теория познания постепенно проникла в универсальнейшее отношение сознания к данному ему, отношение, которое является совершеннейшим выражением
нашего отношения к мировой и жизненной загадке. Это
та позиция, которую занимал еще Платон. Философия
— это размышление духа над всеми своими проявлениями, вплоть до последних своих предпосылок. Кант
отвел философии то же место, которое отводил ей Платон. Широта его взгляда сказывается в том, что его
критика и обоснование знания в равной мере распространяются и на познание действительности, и на суждение об эстетических ценностях, и на разбор телеологического принципа миропонимания, и на общезначимое обоснование нравственных правил. И подобно тому, как всякая философская точка зрения стремится
перейти от понимания действительности к установлению правил поведения, так и эта гносеологическая точка зрения, в лице своих величайших представителей,
все время развивалась в сторону практического, реформаторского влияния философии и ее совершенствующих личность сил. Уже Кант объявляет школьным
то понятие философии, по которому философия имеет
своей целью логическое совершенство познания;
«существует еще одно общезначимое понятие философии, по которому она — наука об отношении всякого
познания к существенным целям человеческого разума». Важно, говоря словами Канта, вскрыть связь ме-

41

жду школьным и общезначимым понятиями философии, и современная неокантианская школа пошла навстречу этому требованию в целом ряде замечательных
трудов.
Другое неметафизическое филоФилософия
софское течение возникло в среде сне- как познание
«
s*~\
f ВЯЧИ И
циальных исследователей. Оно ограниÄ
r
разделения
чивается описанием феноменального
наук
мира при помощи понятий и доказательством его закономерного устройства, как оно представляется нам при производстве экспериментов или
при наступлении следствий, заранее предусмотренных
теорией. Если теория познания исходит из позитивных
результатов отдельных наук, если она не в состоянии
обогатить их новыми предметными познаниями и в
рамках их обоснований не может открыть новых обоснований, то, рассуждают они, остается только раз и
навсегда положиться на позитивный характер результатов этих наук; твердой основой, которую ищет новая
философия, может служить практически обоснованная
удовлетворенность конкретных наук в их осмыслении
данного, а всякое размышление об их общезначимости
следует отклонить как неплодотворное. Если еще проследить длинные ряды умозаключений гносеологов,
трудности, возникающие при образовании понятий в их
области, споры разных гносеологических воззрений, то
и это, со своей стороны, окажется довольно важным
моментом в пользу такого нового направления в философии.
Так философия переносит свой Энциклопедии,
кон>
центр тяжести в сознание о логической
связи наук. В этом своем новом положении философия как будто достигает

42

предметного восприятия мира, независимо от метафизических и гносеологических исследований. Если опытные науки занимаются исследованием отдельных частей или сторон действительности, то философии остается задача изучить внутреннее взаимоотношение отдельных наук, по которому они познают действительность как целое.
Философия превращается в энциклопедию наук
в высшем философском смысле. В последний период
древнего мира, начиная с того момента, как отдельные
науки стали занимать самостоятельное место, уже возникали энциклопедии; их требовало школьное дело,
кроме того, существовала потребность в инвентаре великих трудов древнего мира, и — это особенно важно
нам в данном случае — с тех пор, как нахлынули северные народы и на обломках западно-римской империи стали отстраиваться германские и романские государства на почве античной культуры и пользуясь ее
средствами, с тех пор такие энциклопедические труды,
начиная с Марциана Капеллы, поддерживали, хотя и
довольно тускло, античную мысль об отражении мира в
науках. В трех больших трудах Винсента из Бовэ такое
понятие энциклопедии было представлено наиболее
совершенно.
Философия
Современная философская энкак наука,
циклопедия возникла из беспрерывно
охватывающая
»
в средние
века инвенвсе отдельные продолжавшейся
^
Г
науки
таризации знания. Автором основного
труда такого рода является канцлер
Бэкон; начиная с него энциклопедия сознательно ищет
принцип внутреннего отношения наук между собой.
Гоббс первый открыл его в естественном порядке наук,
как он определен отношением, по которому одна наука

43

предполагает другую. В связи с французской энциклопедией Д’Аламбер и Тюрго разработали понятие философии как науки универсальной. Стоя на этой почве,
Конт изложил свою позитивную философию как систему внутренних отношений между науками по признаку их систематической и исторической взаимозависимости, систему, находящую завершение в социологии.
С этой точки зрения был произведен методический
анализ отдельных наук. Была подвергнута исследованию структура каждой науки, установлены содержащиеся в каждой из них предпосылки и на основании
последних был выведен принцип взаимных отношений
наук между собой; вместе с тем было показано, как при
этом следовании от науки к науке возникают новые
методы: наконец, главным делом философии была выставлена и определена социология. Этим была завершена тенденция, наметившаяся при выделении позитивных наук, к выведению их взаимосвязи из них самих, без обращения к всеобщему гносеологическому
основанию, и к представлению этой взаимосвязи как
позитивной философии.
То была важная попытка
Значение
иг
конституировать
философию
как
Ранийы
имманентную связность предметного
этого
ÎT-,

г

познания. 1 ак как это позитивист-

ПОЗИТИВИСТСКОГО

._ „„ ,„„

ηΓΙΓUHjpc делении
Р
а

ское понимание философии исходит
понятия
из развитого в математических естефилософии,
ственных науках строгого понятия
общезначимого знания, то его дальнейшее значение для
философской мысли заключается в том, что оно поддерживает вытекающие отсюда требования и очищает
науки от всяких не могущих быть доказанными привнесений, унаследованных от метафизических концепций.

44

Уже этой своей внутренней противоположностью метафизике новое философское учение исторически обусловлено метафизикой. Но это ответвление философии
связано со стволом метафизики еще и стремлением к
универсальному общезначимому пониманию мира.
Эта вторая неметафизическая позиция философского духа выходит, однако, далеко за пределы позитивизма. Подчинение в позитивизме духовных фактов
познанию природы примешивает к нему элемент миросозерцания и делает его таким образом отдельной доктриной в рамках этого нового течения философского
духа. Правда, мы встречаемся с этим течением и без
этого прибавления, и занимают подобную позицию
многие весьма выдающиеся исследователи в области
наук о духе. В особенности сильно его влияние в науках
государственных и правовых. Понимание императивов,
которые ставятся законодательством перед членами
государства, может ограничиваться интерпретацией
воли, выражающейся в них, или логическим их анализом и историческим объяснением, без обращения для
обоснования позитивного права и для анализа его правильности к общим принципам вроде идеи справедливости. Подобный метод заключает в себе черты, родственные позитивизму.
Сила этой второй антиметафизической позиции
философии как позитивистского понимания действительности ограничивается (даже в нынешней Франции,
как бы ни было велико там ее влияние) тем, что содержащийся в ней феноменальный способ понимания не в
состоянии объяснить реальность исторического сознания и коллективных жизненных ценностей; точно так
же это философское направление, в качестве позитивной интерпретации правовых институтов, не в состоя-

45

нии обосновать идеалов, которые могли бы стать руководящими в эпоху, тенденция которой направлена на
преобразование общества.
Если гносеологическое направФилософия
ление искало отличительный момент
как наука
философии
в
ее
методической
позиции
«духе
Ύ
Ύ
я
или наука
и если методическое самоуразумение и внутреннего
стремление философии к последним
опыта,
предпосылкам нашло в нем свое дальнейшее развитие; если, с другой стороны, позитивное
мышление искало характерные черты философии в ее
функции в рамках системы наук и если стремление философии к универсальности продолжалось в позитивном мышлении, — то оставалась еще одна возможность: искать специальный предмет философии так,
чтобы было удовлетворено ее стремление к постижению реальности. Попытки проникнуть в реальность
метафизическим путем потерпели крушение; реальность сознания как факта выступала тем сильнее во
всем своем значении. Эта реальность сознания дана
нам во внутреннем опыте и вместе с ней нам дана возможность более глубокого познания многообразия порождений человеческого духа, как они выражены в
науках о духе. Внутренний опыт является исходной
точкой для логики, теории познания и всякого учения о
создании цельного мировосприятия, на нем покоятся
психология, эстетика, этика и родственные дисциплины, Вся описанная область всегда обозначалась названием философской. На этом зиждется тот взгляд на
сущность философии, который рассматривает ее как
науку о внутреннем опыте или как науку о духе.

46

Юм
Развитие этой точки зрения
и шотландско- начинается с того времени, как псианглийская
(в XVIII веке) становится,
психологическая хология
.
^
.
школа
благодаря выработке учения об асДж. С. Милль,
социациях, на прочную эмпиричеБенеке, Липпс. скую почву, и перед ней открывается
широкое поле для плодотворных
применений этого учения в теории познания, эстетике и
этике. Давид Юм доказывает в своем главном труде о
природе человека, что изучение человека, опирающееся
на опыт, и составляет истинную философию. Отвергая
метафизику, обосновывая теорию познания исключительно на новой психологии, в которой он вместе с тем
открывает и объяснительные принципы наук о духе, он
создает новую связь наук о духе, основанную на внутреннем опыте. После создания естественных наук эта
связь, в центре которой стоит учение о человеке, открывает вторую великую задачу пред человеческим
духом. Адам Смит, Бентам, Джеймс Милль, Джон
Стюарт Милль, Бэн продолжали ее дальнейшую разработку. Джон Ст. Милль, точно так же, как и Юм,
понимает под философией «научное знание о человеке
как об интеллектуальном, моральном и социальном
существе». В Германии ту же точку зрения защищал
Бенеке. Он заимствовал ее от английской и шотландской школы и лишь в ее конкретном осуществлении он
стоит под влиянием Гербарта. В этом смысле он заявляет о ней уже в своей книге «Основы физики нравов»:
«Если победит моя точка зрения, то вся философия
превратится в естественную науку о человеческой душе». Им руководила та великая истина, что внутренний
опыт открывает нам в душевной жизни полную действительность, между тем как данный нашим чувствам

47

внешний мир нам дан лишь как феномен. В своей
«Прагматической психологии» он показал потом,

Скачать:TXTPDF

в отдельных науках растет дух обоснования и связности. Его развитию способствует совместное занятие отдельными науками в университетахи академиях, и задача и значение философии в этихкорпорациях сводится к поддержаниюэтого духа.Гельмгольц.Классическимпредставителемэтой гносеологической