48
вания лишь то частичное содержание, которое может
быть полезно для определения изменений в не зависящем от нас физическом мире. Познание природы имеет, таким образом, дело лишь с явлениями, данными
сознанию. Предметом же наук о духе служит данная во
внутреннем опыте реальность самих переживаний.
Здесь мы имеем пред собой пережитую — правда,
только пережитую — реальность, постижение которой
составляет предмет бесконечной тоски философии.
Итак мы видим, что и это ограничение при определении понятия философии сохраняет связь ее сущности с
ее первоначальной основной проблемой.
3. Заключение
о сущности философии.
Негативные
С одной стороны, результаты
итоги
исторического рассмотрения оказались
определения отрицательными. В каждом из опредег
понятия
^ „
Философии лении понятия философии мы встречаем лишь один момент понятия ее сущности. Каждое из определений является лишь выражением той точки зрения, которую философия занимала в
определенный момент своего развития. Оно выражает
лишь то, что одному или нескольким мыслителям при
известных обстоятельствах казалось необходимым или
возможным считать задачей философии. Каждое из
определений очерчивает особый круг явлений для философии и исключает из него другие явления, обозначаемые названием философии. Великие разногласия в
49
точках зрения выражаются и в определениях философии. Будучи равноправными, каждое из них отстаивает
себя. И спор мог бы быть улажен лишь тогда, когда
удалось бы найти какую-нибудь точку зрения, возвышающуюся надо всеми партиями.
Угол зрения, под которым
Эти негативные
намечались изложенные нами опреитоги
деления понятия философии, — это
наметились ^
ι-г ‘
с систематической
угол зрения философа-систематика,
точки зрения,
который, исходя из связности своей
системы, стремится одним определением высказать то,
что ему кажется важной и разрешимой задачей. Несомненно, что он имеет на то право: он дает определение
своей собственной философии. Он не отрицает того,
что философия на протяжении своего пути ставила себе
и другие задачи, но он считает их разрешение либо невозможным, либо малоценным, и усилия философии
над их разрешением кажутся ему лишь долго длящейся
иллюзией. Поскольку отдельный философ отдает себе
ясный отчет в смысле своего определения понятия философии, постольку не может возникнуть ни малейшего
сомнения в его праве ограничивать философию теорией
познания, или науками, основанными на внутреннем
опыте, или систематическим порядком наук, в котором
они осуществляют познание.
Задача определения сущности
Историческая
философии, которое сделало бы ясным
точка зрения,
ее название и понятия, существующие о
ней у различных философов, необходимо ведет от систематической точки зрения к исторической. Необходимо определить не то, что здесь или теперь считается
философией, а то, что постоянно и всегда составляет ее
содержание. Все отдельные понятия о ней указывают
50
на это общее содержание, объясняющее многообразие
всего того, что выступало как философия, и различия в
воззрениях философов. Превосходство этой исторической точки зрения сказывается именно в том, что благодаря ей самоуверенность, с какой каждая система
выступала во всем своем своеобразии и высказывалась
о философии, может быть понята в своей необходимости. Всякое решение философской проблемы, рассматриваемое исторически, принадлежит какому-нибудь
определенному времени и определенному в нем положению: человек, это порождение времени (Geschöpf der
Zeit), действуя в нем, уверенность своего существования обретает в том, что извлекает свои творения из потока времени как вечные; с такой иллюзией он творит
радостнее и бодрее. Здесь кроется вечное противоречие между душами творцов и историческим сознанием.
Первым кажется естественным стремиться забыть
прошлое и не обращать внимания на то лучшее, что
грядет из будущего; историческое же сознание живет в
синтезе всех времен и подмечает во всех действиях отдельного человека присущие им относительность и преходящесть. Это противоречие составляет интимнейшее,
молчаливо переносимое страдание современной философии. Ибо в современном философе собственное
творчество встречается с историческим сознанием, так
как ныне его философия без этого сознания охватывала
бы лишь фрагмент действительности. Его творчество
должно сознавать себя звеном в исторической связи, в
которой он сознательно создает исторически обусловленное. Перед ним откроется возможность разрешения
этого противоречия, как будет показано нами в другом
месте; пока же он может спокойно отдаться во власть
исторического сознания, свое собственное будничное
51
дело он может поставить под угол зрения исторической
связи, в которой сущность философии осуществляется
во всем многообразии ее явлений.
Рассматриваемое с этой историВыведение
ческой точки зрения, каждое отдельное
отдельных
понятие философии превращается
в
признаков
^
^ „ r r ^°
сущности,
момент, указывающий на закон формирования, содержащийся в фактах философии. Пусть каждое из намеченных с систематической
точки зрения определений понятия философии и не
состоятельно, все же они все важны для решения вопроса о сущности философии. Ибо они образуют существенную часть того исторического материала, на основании которого мы выводим свои заключения.
Для выведения этого заключения мы резюмируем все рассмотренные нами данные. Название философии оказалось приложимым к фактам самого различного рода. В сущности философии проявилась чрезвычайная подвижность: выдвигание все новых и новых
задач, приспособление к условиям культуры; она то
осмысляет данные проблемы как значимые, то отвергает их; на одной ступени познания ей кажутся разрешимыми такие вопросы, которые она на другой ступени
оставляет как неразрешимые. Но всегда мы в ней замечаем одну и ту же тенденцию к универсальности, к
обоснованию (Begründimg), то же стремление духа к
постижению данного мира в целом. И постоянно в ней
борются метафизическое тяготение к проникновению в
ядро этого целого с позитивистским требованием общезначимости ее знания. Таковы две присущие ей стороны, отличающие ее даже от наиболее родственных областей культуры. В отличие от отдельных наук, она
стремится к разрешению мировой и жизненной загад-
52
ки. И, в отличие от искусства и религии, она стремится
дать общезначимое решение. Ибо таков главный результат разбора исторического материала: от метафизического миропознания греков, стремившегося разрешить великую загадку жизни и мира общезначимым
образом, вплоть до наиболее радикальных скептиков из
позитивистов современности ведет стройная замкнутая
в себе историческая связь; все, что совершается в философии как-нибудь да определяется этой исходной
точкой; этой ее основной проблемой исчерпываются все
возможности, какие только могут представиться в отношении человеческого духа к загадке
Философия мира и жизни.
как функция
g этой исторической цепи зав целевой связи СЛуГОд каЖдОИ отдельной исторической
позиции является осуществление той
или иной возможности при данных условиях. Каждая из них являлась выражением какойнибудь черты сущности философии, и вместе с тем каждая из них своим ограничением указывала на телеологическую связь, обусловливающую ее как часть целого, в котором вся истина. Этот сложный исторический факт объясняется тем, что философия есть функция в целевой связи общества, которая определяется
присущей философии деятельностью. Как философия в
отдельных своих позициях выполняет эту функцию,
зависит от ее отношения к целому, а также от культурной ситуации, обусловленной временем, местом, условиями жизни, личностью. Поэтому она не выносит никаких строгих отграничений определенным предметом
или определенным методом.
53
Такое положение вещей, обЭта функция
разующее сущность философии,
создает связь
объединяет всех философских мысмежду
„ о
,.
осуществляющими
лителеи. Здесь находит себе объяс- ее ИНдИвидуумами.
нение одна существенная черта, с
которой мы встретились в явлениях философии. Название философии, как мы видели, обозначает нечто
равномерно возвращающееся, находящееся везде, где
выступает это название, и вместе с тем внутреннюю
связь участвующих в нем. Если философия есть функция, совершающая определенную деятельность в обществе, то она тем самым объединяет во внутреннее взаимоотношение всех тех, в ком живет эта цель. Главы
философских школ связаны таким образом со своими
учениками. В академиях, выступивших на сцену со
времени основания отдельных наук, мы встречаем эти
отдельные науки за совместным трудом, дополняющими друг друга и проникнутыми идеей единства знания,
причем сознание этой связи воплощается в таких философских натурах, как Платон, Аристотель и Лейбниц.
Наконец, в XVIII веке университеты развились в организации совместного научного труда, на почве которого учителя объединялись между собой и с учениками,
и в них на долю философии выпала функция сохранить
обоснованность, связность и цель знания. Все эти организации охватывает внутренняя связь цели и, начиная с Фалеса и Пифагора, один мыслитель ставит
другому проблемы и передает истины: так, в последовательном порядке продумываются возможные решения и развиваются мировоззрения. Великие мыслители
действуют на следующие за ними эпохи подобно неким
силам.
54
III. Промежуточные звенья
между философией
и религиозностью,
литературой и поэзией.
Новая задача,
Системы великих мыслителей, в
которую ставят KOTOpMX главным образом и несомненИ M P НОВЭ H И f*
но излагается философия, и связь этих
философии,
^
^
формирование систем в истории привели нас к проэтого понятия и никновению в самую функцию филосоисторическая фии. Но эта функция философии еще
связь.
не приводит нас к тому, как распределить именование философии и философского. Эти названия простираются и на такие явления, которые не определяются исключительно функцией философии. Для объяснения подобных фактов горизонт наших рассуждений должен быть раздвинут.
Сродство философии с религией, литературой и
поэзией отмечалось постоянно. Внутреннее отношение
к жизненной и мировой загадке обще всем троим. Таким образом, названия философии или родственные
ему обозначения были перенесены на духовные факты в
области религиозности, равно как на факты жизненного
опыта, образа жизни, писательской деятельности и
поэзии.
55
Греческие апологеты называли
Формы,
христианство философией. Согласно
лежащие ^
Юстину,
Христос, как очеловеченный межДУ Религиеи
J
„