64
I. Место функции философии
в связности
душевной жизни,
общества и истории.
1. Ее положение
в структуре душевной жизни.
Исторически данные признаки мы понимаем
лишь на основании внутренней сущности душевной
жизни. Наука, которая описывает и расчленяет эту
внутреннюю сущность, называется описательной психологией. Она берет поэтому и функцию философии из
обихода духовной жизни, как бы изнутри, и определяет
ее в ее отношении к наиболее родственно близким ей
духовным проявлениям. Так совершенствует она понятие о сущности философии. Дело в том, что содержанием понятий, подобных понятию философии, является
внутреннее соотношение признаков, которые на основе
владения пережитым и понимания других людей образуют реальную связность, между тем как теоретическая
естественная наука складывает в общности лишь данные чувствам феномены.
65
Все человеческие творения Душевная жизнь,
ее
вытекают из душевной жизни и ее
связи с внешним миром.
Так как
закономерности,
г
два рода таких
наука всюду отыскивает закономер- закономерностей,
ное, то и изучение духовных произведений должно исходить от закономерного в душевной жизни. Оно бывает двоякого рода. В душевной
жизни существуют единообразия (Gleichförmigkeiten),
которые можно проследить в ее изменениях. К ним мы
относимся так же, как к внешней природе. Наука констатирует их, выделяя из сложных переживаний отдельные процессы и выводя индуктивным путем закономерное в них. Так мы распознаем процессы ассоциации, воспроизведения или апперцепции. Каждое изменение является здесь частным случаем, находящимся в
отношении подчинения к единообразностям. Такие
закономерности образуют одну сторону психологического объяснения процессов духовного творчества: так,
своеобразные процессы формирования образов, в ходе
которых восприятия превращаются в образы фантазии,
дают частичное объяснение мифу, сказке, легенде и
художественному творчеству.
Но процессы душевной жизни связаны между
собой соотношениями еще и другого рода. Они соединены, в качестве частей, со всей связностью душевной
жизни. Этот строй я называю психической структурой.
Это тот порядок, в котором различной природы психические факты сложной душевной жизни связываются
между собой внутренним переживаемым взаимоотношением. Основная форма этого душевного строя определяется тем, что всякая психическая жизнь обусловлена .своей средой и в свою очередь оказывает обратное
целесообразное воздействие на свою среду. Ощущения
66
вызываются и отражают многообразие внешних причин; побуждаемые отношением этих причин к нашей
собственной жизни, как она выражена в чувствовании,
мы интересуемся этими впечатлениями, воспринимаем,
различаем, связываем, образуем суждения и умозаключаем: под влиянием предметного понимания возникают,
на основе многосложности чувств, все более и более
правильные определения той ценности, которую представляют жизненные моменты и внешние причины для
этой собственной жизни и для системы ее побуждений;
руководимые этими оценками, мы, при помощи целесообразных волевых действий, либо изменяем природу
среды, либо при помощи внутренней деятельности воли
приспособляем собственные жизненные процессы к
своим потребностям. Такова человеческая жизнь. Разнообразнейшим образом сплетены между собой в ее
связности восприятие, воспоминание, процесс мышления, побуждение, чувствование, желание, волевые действия. Всякое переживание, как заполняющее какойнибудь момент нашего существования,
Структура сложно.
душевной
Связность психической структужизни.
ры имеет телеологический характер.
Каждый раз, когда душа сталкивается,
через радость или горе, с наиболее ценным для нее, она
реагирует вниманием, отбором впечатлений и обработкой последних, инстинктом, волевыми действиями, выбором целей, отыскиванием средств
Предметное
для их проведения.
восприятие
Так, уже в рамках предметИ
ного восприятия замечается целеустдеиствительности.
«,
ремленность: формы отражения той
или иной действительности образуг
67
ют ступени в одной целевой связи, в которой предметное достигает степени все более и более совершенного и
сознательного отражения. Это соотношение, в какое
при нашем восприятии вступают пережитое нами и
данное нам извне, порождает наш образ мира, наши
понятия о действительности, отдельные науки, на которые распадается познание этой действительности, — т.
е. создает целевую связность познания действительности.
В каждом моменте этого проЧувство,
цесса проявляют себя инстинкт (Trieb)
определение
и чувство.
В них — средоточие
нашей
J
г
„
ценности ^
и жизненный
душевной структуры; ими приводятся в
опыт
движение все глубины нашего существа. Мы ищем такого состояния нашего жизнеощущения, которое каким-либо образом заставило бы молчать
наши желания. Жизнь постоянно стремится к этой цели; то она, кажется, достигает ее, то снова от нее удаляется. И только накапливающийся опыт учит каждого
отдельного человека тому, в чем для него состоят непреходящие ценности. Главная работа жизни с этой
точки стороны состоит в том, чтобы от иллюзий прийти
к истинному знанию того, что для нас поистине ценно.
Совокупность процессов, в ходе которых мы подвергаем испытанию жизненные ценности и ценности вещей,
я и называю жизненным опытом (Lebenserfahrung). Он
предполагает знание того, что есть, — т. е. наше предметное восприятие, и для него наши волевые действия,
ближайшим образом направленные на изменения вне
нас или в нас, могут быть вместе с тем и средствами
установления ценностей наших жизненных моментов,
равно как и внешних предметов — если они возбуждают наш интерес. Знание людей, история, поэзия
68
расширяют средства жизненного опыта и его горизонт.
Но и в этой области наша жизнь получает прочное основание лишь при посредстве возвышения до общезначимого знания. Но может ли последнее ответить на
вопрос о безусловно ценном?
Воля,
На сознании ценностей жизни
цель
основана третья и последняя связность,
и правило. внутри которой мы стремимся при помощи наших волевых действий направлять и упорядочивать предметы, людей, общество, себя
самих. В эту связность входят цели, блага, обязанности, правила жизни и вся огромная работа нашей практической деятельности в области права, хозяйства, регулирования общества, борьбы с природой. В рамках
этого отношения сознание также стремится выработать
все более и более высокие формы; высшую форму мы
усматриваем в действии на основании общезначимого
знания, и снова возникает вопрос, в какой мере достижима эта цель.
Душевное
Существо, в котором заложена
развитие.
целеустремленность, направленная на
вытекающие из инстинктов жизненные
ценности и проявляющаяся в дифференциации поступков и их взаимном внутреннем отношении к цели, —
такое существо будет развиваться. Так из структуры
душевной жизни вытекает ее развитие. Любой момент,
любая эпоха нашей жизни имеет собственную ценность
в себе, поскольку ее своеобразные условия допускают
известного рода удовлетворение и завершение нашего
существования; вместе с тем все ступени жизни связаны между собой в одну историю эволюции: в беге времени мы стремимся достигнуть все более и более богатого развития жизненных ценностей, все более прочной
69
и высокой формы душевной жизни. Здесь снова сказывается уже отмеченное основное взаимодействие
между жизнью и знанием: в повышении сознательности, в возведении наших действий на ступень действительного, обоснованного знания заключается наиболее
существенное условие прочной формы нашего внутреннего мира.
Эта внутренняя связь пока- Местоположение
зывает нам, как из основных свойств
философии
душевной жизни с внутренней
необJ г
в
1116811011
ДУ
структуре,
ходимостью выросли эмпирически
установленные функции философии.
Если представить себе индивидуум, совершенно изолированный и притом совершенно не стесненный конечностью отдельной жизни во времени, то в нем понимание действительности, переживание ценностей и осуществление благ будет происходить в согласии с правилами жизни; неминуемо должно будет возникнуть в
нем уразумение своих действий, которое завершится
лишь при достижении общезначимого знания о них. В
виду того же, что в глубинах этой структуры понимание
действительности, внутренний чувственный ценностный опыт и реализация жизненных целей тесно связаны между собой, то данный индивидуум будет стремиться охватить эту внутреннюю связь общезначимым
знанием. То, что связано между собой в глубинах
структуры, — познание мира, жизненный опыт, принципы действий, — то должно быть приведено к некоему объединению и в мыслящем сознании. Так возникает в данном индивидууме философия. Философия заложена в структуре человека; каждый человек, какую
бы позицию он ни занимал, стремится приблизиться к
70
ней, и всякое человеческое действие имеет тенденцию
достигнуть философской сознательности.
2. Структура общества
и положение,
занимаемое в ней
религией, искусством
и философией.
Социальная
Отдельный человек, как сущеструктура и
ство изолированное, есть просто абстзакономерность ракция Кровное родство, местное сопротекающих ^ »
r
r «
в ней
существование, сотрудничество в разпроцессов,
делении труда, отношения господства и
подчинения — все это делает индивидуум членом общества. Так как общество состоит из
структурированных индивидуумов, то в нем проявляются те же структурные закономерности, что и в индивидууме. Субъективная и имманентная целесообразность в индивидуумах выражается в истории как эволюция. Закономерности отдельной души принимают
формы закономерностей социальной жизни. Дифференциация и высшие взаимоотношения дифференцированных проявлений в индивидууме принимают в обществе как системе разделения труда все более прочные и
действенные формы. Эволюция благодаря сцеплению
поколений становится неограниченной: произведения
всякого рода труда продолжают существовать как основание для все новых поколений; духовный труд бес-
71
прерывно расширяется в пространстве, руководимый
сознанием солидарности и прогресса; так возникает
непрерывность общественного труда, рост затраченной
на него духовной энергии и развитие дифференциации
труда.
Эти рациональные моменты,
Философия
как
действие которых проявляется в жизни
Целевая
общества и уже подмечено социальной
связь
психологией, подчиняются условиям, на (культурная
которых покоится глубочайшая сущсистема),
ность исторического существования;
раса, климат, жизненные условия, сословное и политическое развитие, личное своеобразие индивидуумов и
их групп придают каждому духовному произведению
его своеобразный характер; но в рамках этого многообразия из всегда одной и той же структуры жизни возникают единообразные, различающиеся лишь историческими модификациями, целевые связности, которые
я называю системами культуры. Итак, теперь философия может быть определена как одна из таких культурных систем человеческого общества. Ведь в пестрой
смене лиц и поколений те личности, в которых проявилась функция связи с мировой и жизненной тайной при
помощи общезначимых понятий, объединены в единую
целевую связность. Теперь наша задача сводится к
определению места, занимаемого этой культурной системой в обиходе общества.
72
Целевая связь
В процессе познания действипредметного тельности опыт поколений сцепляется в
познания
рЯД на основании единообразия мышнаук)
ления и тождества не зависящего от нас
и волевых
мира. Так как познание постоянно
действий
стремится расшириться, то оно диффе(уклада
ренцируется в увеличивающемся числе
жизни).
отдельных наук, но при этом сохраняется связывающее их всех одно общее
отношение к единому действительному, а также и требование общезначимости их знания. В отдельных науках культура нашего поколения имеет свое прочное,
всесвязующее, все вперед движущее руководящее основание.
От этой великой системы человеческая культура
простирается до совокупности тех ее систем, в которых
охвачены и дифференцированы волевые действия. Ибо
и волевые действия индивидуумов связаны между собой в системы, сохраняющиеся в смене поколений. Закономерности в отдельных сферах деятельности, самость (Selbigkeit) действительности, к которой относится деятельность, требование согласования действий,
направленных на реализацию известных целей, порождают культурные системы