Скачать:TXTPDF
Отсутствующая структура. Введение в семиологию

что

архитектура описываема посредством геометрического кода, вовсе не означает, что

архитектура как таковая базируется на геометрическом коде.

Точно так же, если мы соглашаемся с тем, что идеограмма китайского языка и состоящее из фонем

слово итальянского языка при радиопередаче равно могут быть переведены в категории

децибеллов, частот или бороздок на диске, то отсюда вовсе не следует, что китайский и

итальянский языки базируются на одном и том же коде. Отсюда следует лишь то, что при

необходимости перекодировки фонетических явлений в целях передачи и записи, оба языка могут

быть проанализированы в одной системе транскрипции. В конце концов, любое физическое

явление может быть сведено к молекулярному или атомному кодам, но это никоим образом не

отменяет необходимости использовать разные средства при анализе какого-нибудь минерала и

«Джоконды».

Итак, посмотрим, что представляет собой собственно архитектурный код, отталкиваясь от разных

«семантических» или «семиологических» прочтений архитектуры.

II. Классификация архитектурных кодов

II. 1.

На основе вышеизложенного можно составить следующую таблицу:

1. Синтаксические коды:

1. Синтаксические коды: характерен в этом смысле код, отсылающий к технике строительства.

Архитектурная форма может включать:

17 Christian Norberg Schulz, Il paesaggio e l’opera dell’uomo, in «Edilizia moderna», n 87—88 Впрочем, вся уже

упоминавшаяся работа Шульца (Intenzioni in Architettura, cit.) представляется важной для наших

исследований См , в частности, главы о восприятии, символизации и технике

232

балки, потолки, перекрытия, консоли, арки, пилястры, бетонные клетки. Здесь нет ни указания на

функцию, ни отнесения к денотируемому пространству, действует только структурная логика, создающая условия для последующей пространственной денотации. Точно так в других кодах на

уровне второго членения создаются условия для последующего означивания. Так, в музыке

частота характеризует звучание, рождая интервалы, носители музыкальных значений 18.

2. Семантические коды

2. Семантические коды а) артикуляция архитектурных элементов

1) элементов, означающих первичные функции: крыша, балкон, слуховое окно, купол, лестница, окно

2) элементов, соозначающих вторичные «символические» функции: метопа, фронтон, колонна, тимпан

3) элементов, означающих функциональное назлачение и соозначающих «идеологию

проживания»: салон, часть жилища, где проводится день, проводится ночь, гостиная, столовая,…

б) артикуляция по типам сооружений

1) социальным: больница, дача, школа, замок, дворец, вокзал

2) пространственным: храм на круглом основании, с основанием в виде греческого креста,

«открытый» план, лабиринт 19 …

Естественно, перечень может быть продолжен, можно разработать такие типы, как город-сад, город романской планировки и т. д., или использовать недавние разработки, вдохновленные

поэтикой авангарда, который уже создал собственную традицию и стиль.

II.2.

Но всем этим кодификациям свойственно то, что они оформляют уже готовые решения. Иначе

говоря, это кодификации типов сообщения. Код-язык не таков: он придает форму системе

возможных отношений, порождающей бесконечное множество сообщений. И коль скоро это так, представляется невозможным выявить общие идеологические коннотации какого-либо языка.

Язык формирует любые сообщения, соотносимые с самыми разнообразными идеологиями; в

конечном счете, он не есть ни форма классового сознания, ни орудие классовой борьбы, ни

надстройка над каким-либо экономическим базисом 20. С этим вполне можно было бы согласиться, если бы

18 Об этих кодах и последующих см Koenig, op cit. , cap 4, «L’articolazione del linguaggio architettonico», G

Dorfles, Simbolo, comunicazione, consumo, cit., cap V

19 O понятии «тип» помимо работ Дорфлеса и Кенига см «Sul concetto di tipologia architettonica» in G C Argan, Progetto e destino, cit., где обоснованно проводится параллель между типологией в архитектуре и

иконографией и дается определение типа как «проекта формы», близкое нашему определению риторической

фигуры как «умышленной неожиданности» (см А 4 II 2 ) См также Sergio Bettini, in «Zodiac» n 5, и Vittorio Gregotti, Il territorio dell’architettura, Milano, 1966

20 Таков известный тезис Сталина, см Сталин И Марксизм и вопросы языкознания М, 1950

233

не существовали исследования, убедительно доказывающие, что сама языковая артикуляция уже

вынуждает говорящего на том или ином языке видеть мир так, а не иначе (и стало быть, язык

предшествует всем возможным идеологическим коннотациям) 21. В любом случае, оставляя в

стороне вопрос об этих глобальных коннотациях, можно было бы определить язык как поле почти

абсолютной свободы, в котором говорящий строит сообщения, отвечающие задаче объяснения

неизвестной ситуации. Напротив, в архитектуре, если ее коды соответствуют указанным нами, складывается другая ситуация.

Если архитектурный код указывает, как следует построить церковь, чтобы она была церковью

(типологический код), то, разумеется, учитывая сложные противоречивые отношения

информативности и избыточности (мы об этом уже говорили), можно попытаться построить

церковь, которая, будучи церковью, отличалась бы от всех до сих пор построенных, обеспечив тем

самым некоторое остранение ситуации, но это никоим образом не означает, что преодолены

социокультурные детерминации, предписывающие строить церкви и ходить в них. Если

архитектурные коды не содействуют тому, чтобы эта граница преодолевалась, то архитектура это

не способ преобразования истории и общества, но совокупность норм, позволяющих отдавать

обществу именно то, что оно хочет получить от архитектуры.

В таком случае архитектура это служба, но не в смысле служения высоким идеалам культуры, но

в смысле принадлежности к городской сфере обслуживания, водоснабжения, транспорта… служба, чьи технические средства все время совершенствуются с целью удовлетворения

программируемого спроса. И тогда архитектура никакое не искусство, потому что отличительная

черта искусства (см. по этому поводу раздел «эстетическое сообщение») в том и заключается, что

оно предлагает потребителю то, чего тот от него не ждет.

II.3.

В таком случае коды, о которых шла речь, суть не что иное, как иконологические, стилистические

или риторические лексикоды. Они не открывают возможности порождения чего-то нового, но

только воспроизводят готовые схемы, учреждают не открытые формы, способные генерировать

высказывания, но формы окостеневшие, во

21 О том, что язык предопределяет видение реальности, см Benjamin Lee Whorf, Language, Thought and Reality, Cambridge, New York, 1956 Популярное изложение теории Уорфа см Stuart Chase, Il potere delle parole, Milano, 1966 (глава «Слова и видение мира»), обсуждение этого вопроса: Herbert Landar, Language and Culture, Oxford Un Press, ? ?, 1966, часть V, «Культура».

234

всяком случае, не правила организации сообщений, то ли избыточных, то ли информативных в

зависимости от намерений говорящего, но структуры, информативная способность которых

уравновешивается стабильными, привычными системами ожиданий, которые никогда и ни при

каких условиях не подвергаются переоценке. И тогда архитектура — это риторика в том смысле, на который указано в A.4.II.2.

В ту же самую рубрику риторической кодификации попадут также перечисленные выше

синтаксические коды, потому что неверно, что любая пустая архитектурная форма, наделенная

чисто дифференциальным значением (пилястр или балка), может нести любую коммуникативную

нагрузку: они, эти формы, допускают передачу только такой коммуникации, к которой привыкла

западная цивилизация, усвоившая определенные представления о статике и динамике, евклидовой

геометрии, и, выглядя устойчивыми и неподверженными влияниям времени, живут по правилам

одной-единственной грамматики — грамматики строительства, и потому по праву могут быть

прописаны по ведомству науки о строительстве.

5. Архитектура: вид массовой коммуникации?

I. Риторика в архитектуре

I.1.

Если архитектура представляет собой систему риторических правил, призванную выдавать

потребителю те решения, которых он от нее ожидает, пусть слегка приправленные новизной и

неожиданностью, то чем тогда архитектура отличается от других видов массовой коммуникации?

Мысль о том, что архитектура является одной из форм массовой коммуникации, распространена

достаточно широко 22. Деятельность, обращенная к разным общественным группам с целью

удовлетворения их потребностей и с намерением убедить их жить так, а не иначе, может быть

определена как массовая коммуникация даже и в самом расхожем обыденном смысле слова без

привлечения соответствующей социологической проблематики.

I.2.

Но даже если привлечь эту самую проблематику, все равно архитектура предстанет наделенной

теми же характеристиками, что и массовая коммуникация 23 . Попробуем указать на некоторые из

них.

1) Архитектурный дискурс является побудительным, он исходит из устойчивых предпосылок, связывает их в общепринятые аргументы и побуждает к определенному типу консенсуса (я

согласен организовать свое пространство проживания так, как ты мне это советуешь сделать, потому что эти новые формы мне понятны и потому что твой пример убеждает меня, что живя так, как ты, я буду жить еще удобнее и комфортабельнее).

2) Архитектурный дискурс является психогогическим; с мягкой настойчивостью, хотя я и не отдаю

себе отчета в том, что это насилие, мне внушают, что я должен следовать указаниям архитектора, который не только разрабатывает соответствующие функции, но и навязывает их (в этом смысле

можно говорить о скрытых внушениях, эротических ассоциациях и т. п.).

22 См. G С Argan, R Assunto, В Munari, F Menna, Design e mass media, in «Op Cit.», n 2, Architettura e cultura di massa, in «Op Cit. «, n 3, Filiberto Menna, Design, comunicazione estetica e mass media, in «Edilizia moderna», n 85

23 Недавнее и наиболее полное исследование на эту тему Renato De Fusco, L’architettura come mass-medium, Bari, 1967

236

3) Архитектурный дискурс не требует углубленной сосредоточенности, потребляясь так, как

обычно потребляются фильмы, телевизионные программы, комиксы и детективы (так, как никогда

не потребляется искусство в собственном смысле слова, которое предполагает поглощенность, напряженное внимание, благоговение перед произведением, без которого нет понимания, уважения к авторскому замыслу) 24

4) Архитектурное сообщение может получать чуждые ему значения, при этом получатель не

отдает себе отчета в совершившейся подмене. Тот, кто видит в Венере Милосской возбуждающий

эротический объект, понимает, что подменяет ее исходную эстетическую функцию, но тот, кто

пользуется венецианским дворцом дожей как укрытием от дождя или размещает солдат в

заброшенной церкви, не осознает свершенной им подмены.

5) И в этом смысле архитектурное сообщение предполагает как максимум принуждения (ты

должен жить так), так и максимум безответственности (ты можешь использовать это

сооружение, как тебе вздумается).

6) Архитектура подвержена быстрому старению и меняет свои значения; чтобы это заметить, не

надо быть филологом, иная судьба у поэзии и живописи, а вот с модами и шлягерами происходит

то же самое.

7) Архитектура живет в мире товаров 25 и подвержена всем влияниям рынка гораздо больше, чем

любой другой вид художественной деятельности, но именно так, как им подвержены продукты

массовой культуры. Тот факт, что художник связан с галерейщиками, а поэт — с издателями, влияет практически на их работу, но никогда не предопределяет сути того, чем они занимаются.

Действительно, художник-график может рисовать для себя и своих друзей, поэт — написать свои

стихи в единственном экземпляре и посвятить их своей возлюбленной, напротив, архитектор, если

только он не занимается проектированием утопий, не может не подчиняться технологическим и

экономическим требованиям рынка даже в том случае, если он намерен им что-то

противопоставить.

24 «Рассредоточенность и собранность настолько противополагаются друг другу, что можно сказать тот, кто

внутренне собирается перед произведением искусства, тому оно раскрывается и напротив, расслабленная

масса вбирает его в себя и перемалывает И больше всего это видно на примере строений Архитектура всегда

была таким искусством, которое потребляется коллективно и бездумно» (Walter Benjamin, L’opera d’arte nell epoca della sua riproducibilita tecnica, Torino, 1966

25 См. «Edilizia moderna» 85, в частности Введение Весь номер посвящен проблемам дизайна

237

II. Информация в архитектуре

II.1.

Однако тот, кто взглянет на архитектуру без предубеждения, обязательно почувствует, что она все

же что-то большее, чем форма массовой коммуникации (таковы некоторые явления, родившиеся

в сфере массовой коммуникации, но покинувшие ее благодаря содержащемуся в них заряду

идеологического несогласия).

Конечно, архитектура представляет собой убеждающее сообщение конформистского толка, и в то

же время она обладает неким познавательно-творческим потенциалом. Она всегда держит в поле

зрения общество,

Скачать:TXTPDF

Отсутствующая структура. Введение в семиологию Умберто читать, Отсутствующая структура. Введение в семиологию Умберто читать бесплатно, Отсутствующая структура. Введение в семиологию Умберто читать онлайн