нашего времени, ибо как раз для того, чтобы быть узким специалистом, професси-
оналом, а не мудрствовать вообще, он должен мыслить глобально
37 О том, как осуществляются процессы кодификации на уровне «последних» структур, см , например, Christopher Alexander, Note sulla sintesi della forma, Milano, 1967 Сопоставление метода Александера со
структуралистскими процедурами см Maria Bollero, Lo strutturalismo funzionale di C Alexander, in «Comunita», 148-149, 1967
254
III. Заключение
III.1.
Все сказанное наводит на мысль о том, что архитектура склонна изобретать «слова» для
означивания «функций», не ею установленных
Но можно придти и к прямо противоположной мысли архитектура, коль скоро выделен вне ее
существующий код функций, которые она осуществляет и означивает, опираясь на систему
стимулов-означающих и предписывая законы событиям, заставит, наконец, человечество жить по-
другому.
Перед нами два противоположных мнения, и оба ошибочных, ибо они фальсифицируют
представление о миссии архитектора В первом случае архитектор всего лишь исполнитель
решений социологов и политиков, которые решают где-то там за него, а он всего лишь поставляет
«слова» для говорения «вещей», ход которых не он предопределяет
Во втором случае архитектор (известно, насколько эта иллюзия сильна в современной
архитектуре) становится демиургом, творцом истории 38.
Ответ на это уже содержался в выводах, к которым мы пришли в B.3.III 4. архитектор проектирует
первичные подвижные функции и вторичные открытые.
III.2.
Вопрос прояснится, если мы обратимся к прекрасному примеру — Бразилиа.
Рожденная в исключительно благоприятных обстоятельствах с точки зрения архитектурного
проектирования, максимально свободного в принятии решений, Бразилиа была затеяна по
решению политиков буквально с нуля и задумана как город, призванный воплотить новый стиль
жизни и одновременно сделаться посланием человечеству, городом, в котором осуществятся
идеалы демократии, городом-первопроходцем, прокладывающим пути в неведомое, победой наци-
онального самосознания молодой страны, пребывающей в поисках своего собственного лица.
Бразилиа должна была стать городом равных, городом будущего.
Спроектированная в форме самолета или птицы, простирающей свои крылья над приютившим ее
плоскогорьем, она сосредоточила в своем фюзеляже, или туловище, все то, что относится к
осуществлению вторичных функций, преобладающих по отношению к первич-
38 Решительно опровергает эту иллюзию Витторио Греготти, Il territorio dell architettura, cit.
255
ным: расположенные в центральной части административные здания были призваны коннотировать
прежде всего символические ценности, вдохновленные стремлением молодой Бразилии к
самоопределению. Напротив, два крыла, сосредоточившие в себе жилые массивы, должны были
обеспечить преобладание первичных функций над вторичными. Огромные блоки жилых массивов, вдохновленные Ле Корбюзье суперкварталы должны были позволить как министру, так и курьеру
(Бразилиа город чиновников) проживать бок о бок и пользоваться одними и теми же службами, которые каждый блок, состоящий из четырех зданий, предоставлял своим жильцам (от супермаркета
до церкви, школы, клуба, больницы и полицейского участка).
Вокруг этих блоков пролегают автострады Бразилиа, такие, какими их хотел видеть Ле Корбюзье —
без перекрестков с широкими развязками в форме четырехлистника.
Архитекторы тщательно изучили системы функций, потребных образцовому городу будущего (они
согласовали биологические, социологические, политические, эстетические данные, коды узнавания и
ориентации, принципы организации движения транспорта и т. д.), и перевели их в архитектурные коды, изобретя системы означающих, легко укладывающиеся в традиционные представления (избыточные, насколько это допустимо) и все же артикулирующие новые возможности, хотя и в разумных пределах.
Символы, архетипы (птица, обелиск) инкорпорировались в новую образную систему (копьевидные
пилоны и четырехлистники); собор, выстроенный не по традиционным типологическим схемам, все же
чем-то напоминал архаические иконографические кодификации (цветок, раскрывшиеся лепестки, пальцы, сложенные в крестном знамении, и даже фасция как символ единства штатов).
III.3.
И все же архитекторы не избежали ни одной из двух ошибок, упомянутых в начале этого параграфа: они некритически подошли к социологическим выкладкам, означив и коннотировав их так, как это им
было удобно, полагая, что самого факта, что Бразилиа построена именно так, а не иначе, будет
достаточно для того, чтобы история ей покорилась.
Но по отношению к структуре, именуемой Бразилиа, события стали развиваться независимо, в своем
собственном направлении, творя при этом свои собственные социо-исторические контексты, в которых
одни функции упразднялись, а другие, непредвиденные, занимали их место.
А) Строителей Бразилиа, которые должны были в нем проживать, оказалось много больше, чем
предназначенных для них мест. И таким
256
образом вокруг города возник район Бандейранте, убогая фавелла, огромный slum из бараков, притонов, злачных мест.
Б) Южные суперкварталы построены раньше и лучше, чем северные, последние сооружены на скорую
руку и, хотя они и моложе, уже выказывают признакми обветшания. И как следствие, занимающие
высокие должности чиновники предпочитают жить в южной части, а не в северной.
В) Число переселенцев превысило запланированное, и Бразилиа не смогла вместить всех, кто в ней
работает. Так возникли города-спутники, которые в считанное число лет увеличили количество
населения в десять раз.
Г) Промышленные боссы и крупные частные предприниматели, не ставшие жителями суперкварталов
и тем паче не поселившиеся в городах-спутниках, расположились на авеню параллельно двум крыльям
суперкварталов в коттеджах, тем самым обеспечив себе неприкосновенность частной жизни в отличие
от коммунитарной и социализованной жизни суперкварталов.
Д) Чтобы поселить всех прочих, на больших пространствах на краю города были выстроены маленькие
домики, в которых обитатели slum не очень-то хотели селиться из-за боязни регламентации их жизни.
E) Упразднение перекрестков и удлинение пешеходных путей привело к тому, что улицы оказались
предназначенными только для тех, кто передвигается в автомобиле. Расстояния между
суперкварталами, а равно между суперкварталами и «туловищем» затрудняют поддержание связей и
подчеркивают неравноценность зон обитания.
Таким образом, как и показывают исследования по проссемике, размещение в пространстве становится
фактом коммуникаций, и больше, чем в каком-либо другом городе, в Бразилиа социальный статус
индивида зависит от места, в котором он проживает и из которого ему не так просто выбраться.
III.4.
В результате Бразилиа из социалистического города, каким она должна была быть, сделалась образцом
социального неравенства. Первичные функции стали вторичными, а последние изменили значение.
Общежительная идеология, которую должен был источать весь облик города и даже вид отдельных
зданий, уступила место другому облику совместной жизни. И это при том, что архитектор ни в чем не
отошел от своего первоначального замысла. Однако первоначальный проект опирался на систему
социальных связей, принятую окончательно, раз и навсегда, в то время как события, развиваясь, изменили обстоятельства, в которых происходит интерпретация архитектур-
257
ных знаков, и, следовательно, общий смысл этого города как факта коммуникации. Между
временем, когда означающие формы были задуманы, и мигом, когда они стали восприниматься, протекло время, вполне достаточное, чтобы изменить социально-исторический контекст. И
никакая созданная архитектором форма никогда не сможет воспрепятствовать тому, чтобы
события пошли как-то иначе, чем предполагалось; равным образом изобретение форм, отвечающих требованиям, предъявляемым социологами и политиками, превращает архитектора в
их пассивное орудие.
Но в отличие от социолога и политика, которые трудятся во имя изменения мира в пределах
вполне обозримого будущего, архитектор необязательно призван изменять мир, однако он должен
уметь предвидеть — за пределами непосредственно обозримого будущего — изменчивый ход
событий вокруг его творения.
Рассуждая теоретически и, быть может, несколько парадоксально, скажем, что будь Бразилиа
городом будущего, ее следовало бы поставить на колеса или построить из заготовок, которые
можно было бы монтировать по-разному, а то еще использовать такие пластичные формы, которые бы меняли свое значение в зависимости от ситуации; но она воздвигнута на века, как
монумент из бронзы, и разделяет судьбу всех великих памятников прошлого, которые история
переосмысляет, преображая их, меж тем как они сами намеревались преобразить историю.
III.5.
В тот миг, когда архитектор ищет код архитектуры вне архитектуры, он должен уметь находить
такие означивающие формы, которые могли бы удержаться во времени, удовлетворяя разным
кодам прочтения. Потому что исторические обстоятельства, в которых он живет и творит, выявляя соответствующие коды, гораздо менее долговечны, чем значащие формы, на которые его
вдохновляет открытый им код. Архитектор принимает во внимание советы социологов, фи-
зиологов, политиков, антропологов, но, располагая формы в соответствии с их требованиями, он
должен предвидеть возможную несостоятельность их теорий, учитывая в своей работе возможную
погрешность. И при этом он должен понимать, что его задача состоит в том, чтобы предвидеть и
учитывать движения истории, а не двигать ее.
Конечно, архитектурная коммуникация содействует изменению жизненных обстоятельств, но это
не единственная форма праксиса.
258
Г. Отсутствующая структура (Эпистемология структурных
моделей)
1. Структуры, структура и структурализм
При исследовании коммуникативных моделей не обойтись без использования структурных решеток
для определения как формы сообщений, так и системной природы кодов, при этом синхронное рас-
смотрение, полезное с точки зрения приведения некоего кода к форме и соотнесения его с другими, противопоставленными ему или дополнительными кодами, вовсе не исключает последующего
диахронического анализа, позволяющего составить представление об эволюции кодов под влиянием
сообщений и различных их прочтений в ходе исторического процесса.
Нужда в этих структурных решетках возникает тогда, когда появляется потребность описания
различных явлений при помощи одного и того же инструментария, иначе говоря, выявления
гомологичных структур в сообщениях, кодах, культурных контекстах, в которых они функционируют, одним словом, в механизмах риторики и идеологий. Задачи структурного метода как раз и сводятся к
тому, чтобы выявить гомогенные структуры на разных культурных уровнях. И это задачи чисто
оперативного порядка, имеющие целью генерализовать дискурс. Но рамки этой проблемы должны
быть изначально выверены, потому что зачастую термин структура употребляется как придется и в
самых несхожих философских и научных концепциях.
259
Неумеренное использование структуралистской терминологии в последние годы уже побудило
многих объявить сам термин не более чем данью моде и постараться очистить его от преходящих
коннотаций 1. Но даже и те, кто старается использовать этот термин предельно корректно, часто
ограничиваются допущением существования некой «ничейной земли», широкого поля, в котором
применение термина представляется оправданным.
I. Понятие «структуры» в истории мысли
I.1.
Речь идет о термине, который определяет одновременно целое, части этого целого и отношения
частей между собой 2, об «автономной целостности внутренних зависимостей» 3, о некоем целом, образованном слитыми воедино частями, причем все они зависят друг от друга и каждая из них
может быть тем, что она есть, только во взаимосвязи со всеми остальными 4.
Заметим, однако, что если структуру понимать как некую систему внутренних органичных связей
ou tout se tient (где все «держит» друг друга), то в таком случае придется признать, что
структуралистский подход характерен для всей истории философии, начиная, по крайней мере, с
аристотелевского понятия субстанции (а в «Поэтике» со сравнения драмы с «большим зверем»), он
характерен также для различных биоорганизмических теорий формы и для разных средневековых
теорий, вплоть до организмических философий девятнадцатого века (достаточно вспомнить
Колриджа, чьи взгляды предопределили многие положения современной англосаксонской
эстетики, а также гётевскую морфологию )
Известно, что современную философию населяют всевозможные «формы», от «жизненных форм»
(Lebensformen) Шпрангера до «пра-форм» (Urformen) Крика, от «основных форм»(Grundformen) Дильтея
1 Здесь я считаю себя обязанным сослаться на Кребера, поскольку умолчание выглядело бы некорректным
«Понятие «структуры», возможно, не что иное, как уступка моде Термин со строго конкретным смыслом вдруг
и на целые десять лет оказывается в центре всеобщего внимания, как например, эпитет «аэродинамический»
он благозвучен и его начинают применять, где нужно и где не нужно Любая вещь, если она не совершенно
аморфна, наделена структурой И сам по себе термин структура, видимо, решительно ничего не добавляет к
тому, что нам уже известно, служа пикантной приправой» (Anthropology, pag. 35) Ср. AAVV, Ust e significafi del termine struttura, Milano, 1965
2 Usi e significafi,