Скачать:TXTPDF
Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ

цивилизаций. «Академия» реагирует на проявления нетерпимости, на случаи гендерной дискриминации, расизм и антисемитизм, занимается борьбой с бедностью и неграмотностью.

360

Стоунхендж —самый известный комплекс мегалитов в долине Солсбери, на юге Англии, сооруженный, предположительно, во II тысячелетии до н. э. Оккультисты чтут Стоунхендж как мистический храм, капище друидов и святыню кельтской цивилизации.

361

«Negoziare in una societa multietnica». «Репубблика», июль 2004 г.

362

Клаудио Магрис (р. 1939) — итальянский журналист и писатель, германист, выстроивший культурные мосты между Италией и Центральной Европой. Прославился эссе-дневником «Дунай» (1986) о культуре стран бывшей империи Габсбургов.

363

Коран, 2:136.

364

«La presa di Gerusalemme. Cronaca in diretta». «Репубблика», июль 1999 г. Юбилейный номер (900 лет завоевания Иерусалима).

365

Готфрид Бульонский (1060–1100) — один из предводителей Первого крестового похода, первый правитель Иерусалимского королества (с 1099). В качестве первого христианина, взошедшего на стены Иерусалима, чаще всего называют Литольда из Турне.

366

Раймонд из Сен-Жиля (1041/2-1105) — граф Тулузский, один из руководителей Первого крестового похода.

367

Танкред из Альтавиллы(1061–1112) — участник крестового похода, глава южноиталийских норманнов, завоевал княжества Антиохию и Галилею.

368

Раймонд из Агилеры — монах, участник Первого крестового похода, с торжеством описывавший истребление неверных.

369

Роберт Фландрский (1071–1092) — участник Первого крестового похода. ГастонIV, властитель Беарна (годы правления 1090–1130) — один из героев Первого крестового похода. Роберт Нормандский(1054–1134) — старший сын Вильгельма Завоевателя, унаследовавший от него Нормандию, участник Первого крестового похода.

370

«Miss, fondamentalisti е lebbrosi». «Эспрессо», декабрь 2002 г.

371

Воле Шойинка (р. 1934) — нигерийский писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе (1986). Обучался и работал в Лондоне. В творчестве сочетает элементы родной культуры йоруба с европейским авангардным экспериментаторством.

372

Наоми Кэмпбелл (р. 1970) — британская топ-модель.

373

Black block (англ.) — ударные боевые группы в черных масках, обычно сформированные из молодых анархистов, участники протестных митингов и манифестаций.

374

«Che facciamo dei pre-adamiti?». «Эспрессо», апрель 2003 г.

375

«Теологическая система, основанная на гипотезе о преадамитах» (лат.).Исаак де ла Пейрер(1594–1676) — французский богослов-кальвинист.

376

Диоген Лаэртский в работе «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» приводит послание Эпикура к его ученику Геродоту: «Следует полагать, что природу нашу многому и разнообразному научили понуждающие обстоятельства, а разум потом совершенствовал полученное от природы и дополнял его новыми открытиями… Оттого и названия вещам были сперва даны отнюдь не по соглашению: сама человеческая природа у каждого народа, испытывая особые чувства и получая особые впечатления, особым образом испускала воздух под влиянием каждого из этих чувств и впечатлений, по-разному в зависимости от разных мест, где обитали народы» (X, 75. Пер. МЛ. Гаспарова).

377

Аль-Махдиси (Мухаммад ибн Ахмад Шамсуддин Аль-Мукаддаси) — арабский географ X в., автор важного труда о разделении мира по регионам.

378

«Le radici dell’Europa». «Эспрессо», сентябрь 2003 г.

379

Константинов (или Миланский) эдиктв 313 г. даровал христианам свободу вероисповедания на всей территории Римской империи и даже определенные преимущества. На этом окончательно прекратились гонения христиан.

380

Аврелий Августин (354–430) — крупнейший богослов, один из отцов церкви.

381

Жан Франсуа Шампольон (1790–1832) — французский ученый, сумевший прочитать надпись на Розеттском камне и заложивший тем самым принципы дешифровки египетских иероглифов.

382

«Il crocefisso, gli usi е i costumi». «Репубблика», октябрь 2003 г.

383

Епископ епархии Ла Сеу д’Урхельв Каталонии, который с 1272 г. на основании соглашения под названием «Pariatge» (Рагёаде) совместно с Францией управляет небольшим княжеством Андорра.

384

Шарль Пеги(1873–1914) — французский поэт, член социалистической партии и вместе с тем — традиционный католик. Леон Блуа(1846–1917) — французский католический писатель. Жак Маритен(1882–1973) — французский философ-неотомист, разделявший позиции христианского социализма. Эмманюэль Мунье(1905–1950) — французский философ-идеалист, приверженец христианского социализма.

385

Кардинал Проспер Ламбертини(1675–1758) — Римский Папа (1740–1758) под именем Бенедикта XIV.

386

Европейская дурная примета.

387

Адель Смит(христианское имя Эмилио, р. 1960) — полуитальянец, полуегиптянин. Перешел в мусульманскую веру, приглашал папу Иоанна Павла II перейти в нее же, требовал убрать распятия из итальянских школ. Неоднократно арестовывался за хулиганство.

388

Джон Локк (1632–1704) — английский философ, основоположник философии эмпиризма, автор «Опыта о человеческом разумении» (An Essay Concerning Human Understanding,1690). Поборник либерализма, сторонник отделения церкви от государства, защитник принципов религиозной толерантности и автор латиноязычного «Письма о веротерпимости» (Epistola de Tolerantia,1685–1689).

389

Имеется в виду сочинение Вольтера «О веротерпимости» (Traite sur la Tolerance,1763).

390

«Sull’anima degli embrioni». «Эспрессо», сентябрь 2000 и март 2005 г.

391

Ориген(ок. 185 — ок. 254) — раннехристианский богослов и писатель, сын мученика Леонида, неоплатоник, обвинявшийся в ереси за то, что отводил вторичную роль Святому Духу, учил о предсуществовании душ, высказывался о переселении душ, об апокатастасисе — то есть о всеобщем «восстановлении», в результате которого души всех разумных существ после предварительного «очищения» (подобного тому, которое постулировалось в позднейшем католическом учении о «чистилище») непременно попадут на небеса, то есть в конце концов Господь дарует прощение даже грешникам и бесам.

392

Бытие, 2:7.

393

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан(ок. 160 — после 220) — богослов раннего христианства.

394

Пелагиане —последователи Пелагия из Бретани (ок. 360–427 гг.), преуменьшали значение важнейших основ христианства — воплощения и воскресения. Были отринуты церковью на Карфагенском синоде в 418 г. за утверждение, будто спасение человеческой души возможно и без участия Божией благодати и что люди свободны от первородного греха — грех тяготеет только над Адамом. Святой же Августин, современник Пелагия, утверждал, наоборот, что безвиновен один Господь, что люди могут достигать благодати только с помощью Господа, и утверждал, будто душа наследуется (переводится) от отца к сыну.

395

Джованни Сартори (р. 1924) — итальянский политолог.

396

«Il caso е il disegno intelligente». «Эспрессо», ноябрь 2005 г.

397

«Библейский пояс»(Bible Belt) — термин, использованный впервые в 1920-е годы американским журналистом, эссеистом, критиком и лингвистом Генри Луисом Менкеном (1880–1956) для общего наименования южных и среднезападных штатов, в которых среди населения преобладают протестанты-фундаменталисты.

398

Филон Александрийский(ок. 20 г. до н. э. — 50 г.н. э.) — греко-еврейский философ, первый из интерпретаторов Библии в аллегорическом ключе.

399

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) — одна из ключевых фигур итальянского Возрождения, скульптор, живописец, рисовальщик, поэт. Сонет 50:

Вот так же, как чернила, карандаш

Таят стиль низкий, средний и высокий,

А мраморобраз мощный иль убогий,

Под стать тому, что может гений наш…

(Пер. А. М. Эфроса)

400

«Giu le mani dal mio Figlio!». «Эспрессо», апрель 2004 г.

401

Вызвавший много споров фильм австрало-американского актера и режиссера Мела Гибсона (р. 1956) «Страсти Христовы» вышел к Пасхе 2004 г. До этого в декабре 2003 г. его смотрел и одобрил Папа Иоанн Павел II. Некоторые критики считают этот фильм плодом полемики режиссера с его отцом Хаттоном (р. 1918) — писателем-теологом, антисемитом и отрицателем Холокоста.

402

I (лат.) — иди.

403

Pulp Fiction (1994, в русском прокате — «Криминальное чтиво») — фильм американского режиссера Квентина Тарантино (р. 1963), получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и премию «Оскар» 1995 г. Содержит сцены гиперболической жестокости.

404

Чарлз Мэйсон(р. 1934) — гуру общины хиппи, известной как «семья Мэнсона», считал себя сыном дьявола; убийца жены кинорежиссера Романа Полански актрисы Шэрон Тэйт и шестерых ее друзей в Беверли-Хиллс в августе 1969 г. Вместе с тремя сообщницами был приговорен к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением.

405

Астерикс —герой комиксов, созданных в 1959 г. французскими художниками Рене Госини и Альбером Юдерзо, галльский воин I в. н. э., вместе с неразлучным другом Обеликсом побивающий римских оккупантов.

406

Это высказывание приписывают Честертону, но Американское Честертоновское общество утверждает, что фразасинтез нескольких высказываний.

407

«Credere allAnno Zero». «Эспрессо», декабрь 2000 г.

408

Армандо Торно(р. 1954) — критик, эссеист, заведующий культурным отделом в газете «Иль Соле 24 оре».

409

Дионисий Малый —канонист ранней христианской церкви. Около 500 г. прибыл из Византии в Рим. Составитель «Сборника церковных правил» и трудов по хронологии: от него ведет свое начало нынешнее летоисчисление от Рождества Христова, которое он датировал 754 годом от основания Рима, допустив, по исчислениям позднейших хронологов, неточность в четыре года; якобы в действительности год рождения Иисуса — 750 от основания Рима.

410

Имеются в виду миланские новогодние сладости в виде куличей с цукатами, panettoni.

411

«Земную жизнь пройдя до половины» — первая строка «Божественной комедии» Данте (пер. М. Лозинского). На момент этого видения (1300 г.) поэту как раз исполнилось 35 лет.

412

«Седьмая печать»(1957) — фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана (р. 1918). Действие происходит во времена крестовых походов, в разгар эпидемии чумы. Рыцарь Антониус Блок возвращается домой, там его ждет смерть, и Антониус, понимая, что утратил веру в святое, предлагает смерти сыграть в шахматы, надеясь за время матча вернуть себе утраченную веру.

413

«Credere all’alchimia». «Эспрессо», март 2001 г.

414

Корнелий Генрих АгриппаНеттесхеймский (1486–1535) — немецкий философ, алхимик, писавший оккультистские трактаты (напр. «Об оккультной философии», 1509–1533) на лат. яз. Иоганн Валентин Андреаэ (1586–1654) — немецкий богослов, которому приписывается авторство аллегорического романа «Алхимическая свадьба Христиана Розенкрейца» (1616), одной из основополагающих книг розенкрейцеров. Писал на лат. яз.

415

Фульканелли —вымышленный персонаж, автор томов «Загадки соборов» (Le Mystere des Cathedrales,1926) и «Укрывища философов» (Les Demeures philosophales,1931). Персонаж на грани пародии, ставший героем высмеивающего его комикса, выпускаемого в США компанией DC Comics.

416

Пьетро Бадольо(1871–1956) — маршал итальянской армии, в 1943-45 гг. председатель совета министров, в 1936 г. провел победоносную Вторую Итало-Абиссинскую войну и объявил о создании Итальянской Восточно-Африканской империи, в которой провозгласил себя вице-королем и губернатором Эфиопии.

417

«…среди вод так называемого Тихого (португальцы считают его тихим!) океана безусловно лежит Австральная, то есть „южная“, Неисследованная Земля. Мы имеем данные только о близких к ней островах, крайне скудные данные о линии ее берегов, но имеем в то же время полную уверенность, что она преизбыточествует богатствами… первым высадился на эту Австральную землю француз, господин Гоннвиль, за шестнадцать лет до экспедиции Магеллана». (Эко У. Остров Накануне.Гл. 17).

418

Фантомас —гений зла, герой сорока трех романов-фельетонов, создан писателями Пьером Сувестром (1874–1914) и Марселем Алленом (1885–1969) в 1911 г. В 1914–1915 гг. вышли первые фильмы о Фантомасе. В 1964–1966 гг. вышла знаменитая серия с Луи де Фюнесом. Маг Мандрагор(с 1934) — персонаж комиксов американского художника Ли Фолка.

419

«Credere a padre Amorth». «Эспрессо», декабрь 2001 г.

420

«Божественный Отельма» —итальянский маг, регулярно выступающий в телешоу. Эд Вуд (1924–1978) — культовый американский режиссер, признанный создателем худших

Скачать:TXTPDF

Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ Умберто читать, Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ Умберто читать бесплатно, Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ Умберто читать онлайн