в 1935 г) – американский режиссер, актер и писатель-юморист Имеется в виду реплика персонажа – Аллена из комикса созданного В.Алленом совместно с Стюартом Хэмплом ( «Внутренний мир Вуди Аллена»).
57
Имей вещи, слова придут (лат.). Парафраз формулы Горация («Наука поэзии», 311).
58
Имей слова, вещи придут (лат.).
59
Феррери М. (1928-1997) – итальянский кинорежиссер.
60
Olson С h. «Projective Verse», Poetry ј 3, N.Y. 1950.
61
Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) – английский францисканский философ, придававший огромное значение эмпирическому изучению естественных наук, по легенде, изобретатель телескопа, пороха, очков.
62
«Достопочтенный Зачинатель» (лат.) – почетное имя Оккама.
63
Помпоза (аббатство Св. Марии в Помпозе) – древнейшее (с IX в.) из бенедиктинских аббатств, хранилище знаменитой библиотеки.
64
Х.Л. Борхес несмотря на слепоту, работал директором Аргентинской Национальной библиотеки.
65
Santarchangeli Р. П Ubro dei labirinti. Storia di un mito e di un simbolo. Firenze, Vallecchi, 1967.
66
«Волшебная гора» – роман (1924) Т.Манна.
67
Параграмма – то же, что «анаграмма» у Ф. де Соссюра: употребление в тексте фонетических блоков, отсылающих к «ключевому» слову.
68
Св. Бернард Клервоский (1091-1153) – религиозный деятель, писатель.
69
Знаменитый образ из романа М.Пруста «По направлению к Свану» (1913). Вкус печенья автоматически возвращает героя к воспоминаниям детства.
70
задним числом (фр.).
71
Алан Лилльский (1115/28-1203) – средневековый богослов и писатель, ректор Парижского университета, крупнейший поэт-ритор. «Плач природы» – поэма с чередованием стихов и прозы.
72
Сальгари Э. (1863-1911) – итальянский детский писатель («Черный корсар», 1884; «Тайны черных джунглей», 1895 и др.).
73
Петрарка Ф. Канцоньере, CXVIII, 49.
74
«Ль Эспрессо» – самый популярный в Италии еженедельник.
75
переносы из строки в строку (фр.).
76
Мандзони А. «Обрученные». Х гл.
77
Мандзони А. «Обрученные». VIII гл.
78
Жан из Фекана (аббатство во Франции) – автор «Хроники монашеской жизни» (сер. XIII в.).
79
Св. Гильдегарда из Бингена (1098-1179) – основательница нескольких монастырей, автор мистического латинского сочинения «Sci vias» («Путеведение») (1141-51).
80
«Письмо» – термин Р. Барта (1915-1980) – французского литературоведа и критика, автора книги «Нулевая степень письма» (1953).
81
«О читателе речь» (лат.) – Milano, Bompiani, 1977.
82
Opera aperta. Milano, Bompiani, 1962.
83
«духа времени» (нем.) Термин «духовно-исторической» школы исследователей (XIX-XX вв.).
84
«Адельгиз» (1822) – историческая трагедия А.Мандзони.
85
Д’Адзелио М.Т. (1798-1866) – итальянский писатель и политический деятель, автор исторических романов «Барлеттский турнир, или Этторе Фьерамоска» (1833) и «Никколо де Лапи» (1841).
86
Гверрацци Ф.Д. (1804-1873) – итальянский писатель и политический деятель, автор исторических романов «Битва при Беневенто» (1827), «Осада Флоренции» (1836) и др.
87
Канту Ч. (1804-1895) – итальянский писатель, автор исторического романа «Маргарита Пустерла» (1838), исторической поэмы «Альджизо, или Ломбардская лига» (1828) и др.
88
В текст романа Мандзони «Обрученные» введены подлинные «прокламации» XVII в. – «grida».
89
Шлифуя свой литературный язык и ориентируясь на флорентийскую норму, Мандзони в годы работы над романом переехал жить из Милана во Флоренцию. Он называл это «прополоскать одежду в водах Арно».
90
Гран-Гиньоль – французский театр рубежа XIX-XX вв., основанный на эстетике шутовской жестокости.
91
метода проб и ошибок (англ.).
92
Deleuze G., Guattari F. Rhizome. Paris, Minuit, 1976.
93
Хичкок А. (1899-1980) – американский кинорежиссер, автор приключенческих фильмов и «фильмов ужасов», ставших классическими.
94
человек хозяйственный (лат.).
95
Инверницио К. (1858-1916) – плодовитая итальянская писательница, олицетворение дешевой популярности.
96
Роман (1959) западноберлинского писателя Г.Грасса.
97
«Группа 63» (по году образования) – объединение итальянских писателей и критиков-теоретиков литературы эксперимента. В Группу входили критики Р.Барилли, А.Гульельми, поэты Э.Сангуинети, Н.Балестрини и др. (всего 43 чел.).
98
Томази Ди Лампедуза Дж. (1896-1957) – автор знаменитого исторического романа «Леопард» (1955-58).
99
Бассани Дж. (род. в 1916 г.) – крупный итальянский писатель.
100
Кассола К. (1917-1987) – итальянский писатель, автор популярных реалистических романов.
101
Барилли Р. (род. в 1935 г.) – литературный критик, один из идеологов «Труппы 63».
102
«Новый роман», «антироман» – термин, обозначающий творчество ряда французских писателей 50-70-х годов (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон), вырабатывавших приемы бесфабульного и безгеройного повествования.
103
Роб-Грийе А. (род. в 1922 г.) – известный представитель французского «нового романа». В 1965 году перешел от статичного «шозизма» к игре стереотипами массовой культуры.
104
Грасс Г. (род. в 1927 г.) – известный западногерманский писатель, чье творчество вмещает элементы гротеска, фантастики.
105
Пинчон Т. (род. в 1937 г.) – крупнейший американский писатель-модернист.
106
Барт Дж. (род. в 1930 г.) – американский писатель, лидер и теоретик школы «черного юмора».
107
Руссель Р. (1877-1933) – французский писатель, почитавшийся сюрреалистами как их предтеча.
108
Барукелло Ф. (род. в 1929 г.) – итальянский кинорежиссер, сценарист.
109
Грифи А. (род. в 1934 г.) – итальянский кино– и видеорежиссер-концептуалист.
110
Маринетти Ф.Т. (1876-1944) – итальянский писатель, создатель и теоретик футуризма в европейской литературе и искусстве.
111
задняя мысль (фр.).
112
Пуссер А. (род. в 1929 г.) – бельгийский композитор, сочинитель электронной музыки, музыковед.
113
Берберян К. (1928-1983) – американская певица авангардистка.
114
Перселл Г. (1659-1695) – великий английский композитор, создатель первой английской оперы «Дидона и Эней» (1689).
115
Монтеверди К. (1567-1643) – знаменитый итальянский композитор, автор первой оперы как музыкального жанра.
116
Сати Э. (1866-1925) – знаменитый французский композитор-авангардист.
117
L’Almanacco Bompiani, 1972. Ritomo delTintreccio.
118
Понсон дю Террайль П.-А. (1829-1871) – популярный автор романов-фельетонов («Приключения Рокамболя» (1859-67) и пр.).
119
Сю Э. (1804-1857) – французский писатель, автор увлекательных романов «Парижские тайны» (1842-43), «Вечный жид» (1844-45), «Семь смертных грехов» (1847-49) и пр.
120
121
воля искусства (нем.).
122
«Авиньонские барышни» (1907) – картина П.Пикассо.
123
Бэрроуз У. (род. в 1914 г.) – американский писатель суперавангардист, тяготеющий к разрушению повествовательных структур.
124
Кейдж Дж. (1912-1992) – американский композитор и исполнитель, автор произведения «4 минуты 33 секунды». В течение этого времени музыкант сидит, не прикасаясь к инструменту.
125
Лиала – псевдоним итальянской писательницы Лианы Негретти (1897-1995), популярной в 30-40-е годы.
126
Грис X. (Гонсалес Х.В.) (1887-1927) – испанский художник-кубист.
127
Брак Ж. (1882-1963) – французский живописец-кубист.
128
Эрнст М. (1892-1976) – немецкий художник, один из основателей кельнской группы дадаистов.
129
«Портрет художника в юности» (1916).
130
Barth J. The Literature of Exhaustion. – Athlantic Monthly, aug. 1967, p. 29-34.
131
Миченер Дж. (род. в 1907 г.) – американский писатель, автор романов, популяризирующих историю.
132
Уоллес И. (род. в 1916 г.) – классик американской массовой культуры, автор многочисленных романов из жизни Голливуда.
133
Barth J. The Literature of Replenishment. – Athlantic Monthly, jan. 1980, p. 65-71.
134
Фидлер Л. (род. в 1917 г.) – известный американский писатель и литературовед фрейдистского направления, автор эссе «Чем была литература».
135
Вопрос отсылает к проблематике ранней работы У.Эко по семиотике текста «Открытое произведение» (1962).
136
«Св. Амвросий» (1846) – сатира итальянского писателя, борца за освобождение Италии от австрийского гнета Дж.Джусти (1809-1850).
137
«Понтидская присяга» (1847) – историческая поэма с современными аллюзиями итальянского поэта Дж.Берше (1783-1851).
138
«История любви» – роман (1970) американского писателя Э.Сигела, легший в основу сценария одноименного популярного фильма (1971) режиссера АХиллера.
139
«Экскалибур» (англ.) – костюмная мифологизированная кинопостановка «из средневековой жизни» англо-американского режиссера Дж.Бурмана.
140
Romance (англ.) (в противоположность novel) – роман с напряженной интригой (исторический, фантастический, приключенческий).
141
Бретонский цикл – один из циклов средневековых рыцарских романов, основанных на кельтских сказаниях о легендарном короле бриттов Артуре, о Тристане и Изольде, о поисках св. Грааля.
142
Витгенштейн Л. (1889-1951) – австрийский философ и логик, выдвинувший программу построения искусственного «идеального» языка.
143
разъятые члены (лат.).
144
Образ Аристотеля («Об истолковании»…I, 16а).
145
Имеется в виду эссе «Гамлет и психоаналитик» – см. Честертон Г.К. Писатель в газете.М.: Прогресс, 1984. С.209-214.
146
«Ouvroir de Litteratore Potentielle» – «Мастерская потенциальной литературы», основанная в б0-е годы Р.Кено, Ж.Переком и др.; цель объединения – литературная игра, математизированное комбинирование литературы из элементов – «блоков».
147
Роберт I Анжуйский, король Неаполитанский, глава тосканских гвельфов, по приглашению флорентийской Синьории одно время управлял Флоренцией.
148
Макьявелли Н. История Флоренции.Л.: Наука, 1973. С. 37 и 39.
149
В оригинале более ясно:
Si di vivanda che stretta di neve Non rechi la vittoria al Noarese; Ch’altdmenti acquistar non saria lieve, т.е. «чтобы запасся съестными припасами, тогда выпавший снег не принесет победы Новарцу, которому иначе будет трудно добиться успеха».
Отношение Данте к Дольчино сложно, и вопрос этот вызывает разногласия: то, что предостережение вложено в уста Магомета, осужденного за внесение раздора, и слова о месте, которое уготовано еретику-вождю в аду, как бы намекают на осуждение, но искренне звучащая в этих словах забота о судьбе мятежников говорит о сочувствии. Знаток итальянской культуры И.Н. Голенищев-Кутузов имел основание заключить: «Политически и идеологически Дольчино (как, впрочем, большинство представителей других оппозиционных римскому престолу еретических движений) во многом был единомышленником поэта: так же, как Данте, он ненавидел папу Бонифация VIII и неаполитанских королей из династии Анжу и осуществление своих планов связывал, как и Данте, с восстановлением империи» (И.Н. Голенищев-Кутузов. Творчество Данте и мировая культура.М.; Наука, 1979. С. 495).
150
Перевод М. Лозинского.
151
Литература, посвященная внутрицерковной борьбе этой эпохи, огромна. Из общих работ на русском языке, как наиболее полезную, можем назвать: Л.П. Карсавин. Очерки религиозной жизни Италии XII-XIII веков. Записки историко-филологического ф-та имп.С.-Петербургского университета.Ч. CXII. СПб., 1912. Здесь же обширная литература.
152
Мандзони А. Обрученные. Повесть из истории Милана XVII века.М., 1955. С. 20-21.
153
Brion M. Leonard da Vinci. Paris, 1952. Р. 197.
154
До этого францисканцы передавали все дары и поступающие им материальные ценности в формальное владение папы, а сами считались лишь «пользующимися», ссылаясь на пример Христа, который ничем не владел, но пользовался предоставляемыми ему кровом и пищей. Из этого вытекало, что владение богатством само по себе греховно, что, с точки зрения папы, было ересью, так как бросало тень на всю церковь.
155
«Киприанов пир» – анонимный памятник «смеховой культуры» средневековья. Перевод с лат. яз. и комментарий к нему см.: Поэзия вагантов. Изд. подготовил М.Л. Гаспаров.М.: Наука, 1975. С. 355-365 и 584-590. Стихотворное переложение «Киприанова пира» принадлежит диакону Иоанну (IX в.).
156
Существование второй части «Поэтики» Аристотеля, посвященной комедии, подвергалось сомнению, но в 1839 году в Париже была открыта рукопись Х века, содержащая фрагмент сочинения Аристотеля на эту тему. Об опытах реконструкции этой не дошедшей до нас часта см. комментарий М.Л. Гаспарова в кн.: Аристотель и античная литература.М.: Наука, 1978. С. 100.
157
Конечно, У. Эко опирается не только на чужие, но и на свои собственные изыскания. Так, читая рассуждения о зеркалах в романе, осведомленный читатель не может не вспомнить об Эко как авторе проницательного этюда о семиотике зеркал и зеркальных отражений.