все качества, а тем самым и целые акты.
134
В смысле излагавшегося выше: § 127 и далее, а также §§ 105–106 и далее.
135
Ср. § 76.
136
Ср. § 104.
137
Прорыв в этом направлении был произведен гениальным сочинением Брентано «О происхождении нравственного познания» (1889), — перед этим сочинением я испытываю чувство глубокой благодарности.
138
«Познание» — этим словом обычно называют логическую истину — как обозначается она с позиции субъекта, в качестве коррелата его очевидного суждения, — но называют и любого рода очевидное суждение как таковое, а в конце концов и любой доксический акт разума.
139
Такова одна из наиболее существенных подстановок, связанных со словом «возможность», к какой присоединяются еще и иные: формально-логическая возможность, математически-формальная непротиворечивость. Принципиально важно то обстоятельство, что коррелятами возможности, какая играет свою роль в учении о вероятностях и, в соответствии с этим, и сознание возможности (предположительность) о каком мы говорили, как о параллели к сознанию предположенности, в учении о доксических модальностях, выступают мотивированные возможности. Из немотивированных возможностей не выстроишь вероятности, только мотивированные обладают «весом» и т. д.
140
Ср. выше, § 138.
141
Все тетические события переносятся в сферу фантазии и нейтральности «отраженными» и «бессильными»; точно так — и все события разума. Нейтральные тезисы нельзя подтвердить, их можно зато «как бы» подтвердить, они не очевидны, но «как бы» очевидны, и т. д.
142
Ср. «Логические исследования», т. II, 6-е исследование, § 39, с. 59 и далее, особ. с. 598. Вообще все 6-е исследование — это предварительная феноменологическая разработка проблем разума, трактуемых в настоящей главе.
143
См. выше главу II раздела I, в особенности § 21.
144
Ср. «Логические исследования», т. II, 6-е исследование, с. 583 и далее. — К сожалению В. Вундт и об этом, и обо всей феноменологии судит совсем иначе. Исследования, ни на йоту не выходящие за пределы сферы чисто наглядных данностей, он интерпретирует как «схоластику». Различение акта, дающего смысл, и акта, ис-полняющего смысл, он («Малые работы», т. I, с. 613) именует «выбранной нами схемой», а результат анализов, на его взгляд, — «наипримитивнейшее» «повторение слов»: «очевидность — это очевидность, абстракция — это абстракция». Завершает свою критику он словами, какие я еще позволю себе привести: «Скорее теоретически, чем практически направленное обоснование новой логики кончается у Гуссерля в любом анализе понятий, если только таковые вообще обладают примитивным содержанием, заверениями, что, действительно, А = А, и не есть что-либо иное» (там же, с. 613–614).
145
Ср. §§ 133–134.
146
Ср. § 119.
147
Ср. «Основание метафизики нравов» (А 417): «Кто желает цели, желает… и неизбежно необходимого средства, какое в его власти. Это положение, что касается желания, — аполитично».
148
Ср. § 143.
149
Ср. «Критику чистого разума» Канта — пятый, относящийся к пространству, аргумент (А