26
Отцы Церкви — первоначально — епископы христианских общин; позднее (с конца IV в.) так стали называть церковных авторов и деятелей II–VIII вв., создавших догматику и организацию христианской церкви; в католицизме — Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии — Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.
27
…глубоко потрясены событиями сентября 1938года. — 29–30 сентября 1938 г. премьер-министры Великобритании (Н. Чемберлен) и Франции (Э. Даладье) заключили в Мюнхене с фашистскими диктаторами — А. Гитлером и Б. Муссолини соглашение о разделе Чехословакии: Германия получила Судетскую область, что предопределило захват ею всей Чехословакии в 1939 г. и способствовало началу Второй мировой войны.
28
6 сентября 1939 г. — Элиот пишет уже после того, как 1 сентября 1939 г. Германия вторглась в Польшу — началась Вторая мировая война, а 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии.
29
Toyни, Ричард Генри (1880–1962) — английский историк экономики, христианский социалист, автор работ «Образование. Социалистическая ориентация» (1924), «Британское лейбористское движение» (1925), «Равенство» (1931) и др.
30
… Генерал Фуллер заявляет, что «твердо верует в демократию Мадзини…» — Видимо, английскому фашисту импонировала приверженность Джузеппе Мадзини (1805–1872), вождя республиканско-демократического крыла итальянского Рисорджименто (букв, возрождение), «национальной идее»; участие в борьбе за национальное освобождение и объединение раздробленной Италии он считал религиозным долгом каждого итальянца.
31
Корпоративное государство — государство, где избирательное право осуществляется, в соответствии со средневековым принципом, по сословно-социальным куриям. Энциклика «Quadragesimo Аппо» — послание Пия XI. Идею корпоративного государства на свой лад как форму авторитарного политического режима разрабатывали идеологи фашизма.
32
Экхарт, Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327) — монах-доминиканец; его учение о присутствии в душе человека несотворенной единосущной Богу «искры», позволяющей ему воссоединиться с Богом, сближало его с пантеизмом. 28 положений его учения в 1329 г. папской буллой осуждены как еретические. От него берет начало немецкий мистицизм, подготовивший протестантизм.
33
Ружемон, Дени де — автор книги «Любовь и запад» (Париж, 1939), опубликованной в Лондоне в 1940 г. издательством Элиота — «Фейбер энд Фейбер» в английском переводе М. Белджиона (см. коммент. 131 к «Религии и литературе») под названием «Страсть и общество».
34
Анархия нравов и авторитарная гигиена действуют приблизительно в одном направлении: они обманывают необходимость страсти, врожденной или приобретенной с помощью культуры; они ослабляют ее ресурсы, интимные и личные (фр.).
35
Нортон, Чарльз Элиот (1827–1908) — профессор истории искусств в Гарвардском университете (1873–1898), критик, переводчик, просветитель, прозванный «самодержцем от эстетики», проповедовал учение своего друга Дж. Рёскина, итальянское искусство, Данте, критиковал американский «позолоченный век». Играл важную роль в общественной жизни США. Выступил против участия США в Испано-американской войне 1898 г., начавшейся с восстаний кубинцев (в 1895) и филиппинцев (в 1896) против испанской колонизации; США, поддержавшие восставших, использовали ситуацию в своих целях — захватили Пуэрто-Рико, о. Гуам, Филиппины, оккупировали формально независимую Кубу.
36
Церкви (фр.).
37
«Эссе лет минувших и нынешних» («Essays Ancient and Modern») — сборник эссе Элиота, опубликованный в 1936 г.
38
Королевская академия искусств — основана в 1768 г., насчитывает 40 членов, художников — академиков, в 75 лет выходящих в отставку. Регулярно проводит выставки. Элиот явно иронизирует по ее адресу.
39
Кому выгодно? (лат.).
40
«Cui bono?» — видимо, Элиот имеет в виду книгу епископа X. Хенсона «Размышления о критическом положении церкви» (1899), сравниваемую им с «недавним трудом» — «Отделение Церкви от Государства» (1929).
41
…доктор Томас Арнольд (1795–1842) — директор (1828–1842) мужской частной школы Регби, сделавший ее престижной. Сторонник возникшего в середине XIX в. направления в англиканской церкви — «Широкой церкви» (Broad Church), выступающей за широкое толкование церковных догматов; выступал в поддержку католицизма в Англии. Автор нескольких книг по истории Рима. Отец Мэтью Арнольда.
42
Ньюмен, Джон Генри (1801–1890) — крупный англиканский, впоследствии католический религиозный деятель, богослов, философ, историк церкви; один из лидеров Оксфордского движения (см. коммент. 80 к «Заметкам…»), сторонник «среднего пути» Англиканской церкви между католицизмом и радикальным протестантизмом. В 1843 г. уехал из Оксфорда, в 1845 принял католичество, в 1846 — духовный сан в Риме, в 1854–1858 — ректор католического университета в Дублине, с 1879 — кардинал. Будучи одной из главных фигур в британском католицизме, пытался примирить его с англиканством. В холерный 1848 г., не щадя себя, помогал людям. Выдающийся стилист, в написанной просто и искренне «Апологии своей жизни» (1864) изложил историю «Оксфордского движения» и своей духовной жизни; автор проповедей, романов (опубликованных анонимно) — «Потери и выигрыши» (1848) — об Оксфордском движении и «Каллист» — о преследованиях и мученичестве принявшего христианство скульпторе (III в.), поэмы «Сон Геронтия» (1866), драматического монолога о честной душе, оставляющей тело после смерти (в 1900 г. положена на музыку композитором Э.У. Элгаром).
43
«Моральное перевооружение» — брошюра ученого-орнитолога, эссеиста Генри Уилфреда Остина «Битва за мир. [Письма и высказывания]» (L., Toronto: «Heinemann», 1938) — в русле бухманизма.
44
Бухманизм — «Движение за моральное перевооружение» в мировом масштабе, его инициатор — американский священник Фрэнк Бухман (1878–1961), огласивший свою программу в 1938 г. в Конституционном холле в Вашингтоне и в памфлете «Что такое моральное перевооружение». Все беды на земле объяснял моральным несовершенством людей, призывал следовать «четырем абсолютам» (честность, чистота, самоотречение, любовь), прощать причинивших зло и примиряться со вчерашними врагами. Благодаря театральным постановкам, мюзиклам, фильмам движение имело успех, особенно у молодежи. Элиот отнесся к нему явно с иронией и недоверием, хотя оно получило церковное благословение, восемь правительств (среди них — Франция, Греция, Япония) наградили Бухмана орденами.
45
Пелагианство — учение, британского монаха Пелагия (ок. 360 — после 418), распространившееся в странах Средиземноморья на рубеже IV–V вв. В противовес идее благодати и предопределения Августина Блаженного, в нем признавалось сохранение человеком и после грехопадения свободы воли, самоопределения, возможность «не грешить», а значит «спастись»; Благодать воспринималась как содержание божественного Откровения, отпущение грехов, как вспомогательное средство для того, что человек мог бы сделать и сам. Осуждено как ересь на 3-м Вселенском соборе (431 г.).
46
«Мир и пацифизм» — книга Хамфри Бивора вышла в Лондоне в июле 1938 г.
47
Олдем, Дж. Г. — английский религиозный деятель (мирянин), автор книг «Миссионерство после войны»(1920), «Христианство и расовая проблема» (1933), «Церковь, община и государство» (1935), «Проблема церкви в современном мире» (1936) и др. Секретарь Международного миссионерского совета и организатор экуменической конференции «Церковь, община и государство» в Оксфорде в 1937 г. (Элиот участвовал в ней).
48
Актон, лорд Джон Эмерих Эдвард Актон-Долберг (1834–1902) — английский историк и политический деятель, либерал. Автор многих работ о Средневековье и новой истории. В 1895, вступая в должность королевского профессора (главы кафедры, учрежденной королем) в Кембриджском университете, прочитал ставшую широко известной лекцию о принципах изучения истории («Лекции о современной истории», 1906), откуда Элиот заимствовал эпиграф.
49
Ласки, Гарольд (1893–1950) — английский социолог, один из лидеров лейбористской партии; профессор Лондонского университета (с 1926). Автор книг: «Власть в современном государстве» (1919), «Коммунизм» (1927), «Свобода в современном государстве» (1930), «Вера, разум, цивилизация» (1944) и др. Теоретик реформистской концепции «демократического социализма», чьи идейные истоки находил в христианстве; считал, что преобразование общества осуществимо путем нравственного совершенствования индивидов. Расценивая национальный суверенитет как «угрозу цивилизации», учитывая мировые экономическое связи, доказывал необходимость создания мирового государства.
50
Тайлор, Эдуард Бернегп (1832–1917) — английский антрополог, религиевед; один из основоположников эволюционистской школы в этнологии, рассматривал («Антропология», 1881) историю культуры как процесс поступательного развития; создатель теории анимизма («Первобытная культура», 1871), считал источником религии не природную среду, а веру первобытных людей в существование особой субстанции — души, способной покидать тело; ввел в историю религии идею развития, генетической связи между первобытными и развитыми религиями.
51
«Культура и анархия» Мэтью Арнольда… — Книга (1869) английского литературного и социального критика, поэта (см. эссе «Арнольд и Пейтер») Он писал в ней о культуре как «о лучшем из того, что известно и создано в мире», как о свободном взгляде на «устоявшиеся привычки и понятия», воплощении в жизнь классического идеала человеческого совершенства, основанного на гармоничном развитии личности и общества; «варварами» называл аристократов, считая их культуру поверхностной, внешней, основанной более на заботе о теле, чем духе; «филистерами» — буржуа, самодовольных и сосредоточенных на материальном преуспеянии; в простонародье усматривал опасную склонность к анархии и уравниловке.
52
Даяки — группа народов (нгаджу, клемантаны, ибаны, кенья и др.) Индонезии (о. Калимантан), около 2,5 млн.
53
Новые Гебриды — острова в юго-западной части Тихого океана (Эспириту- Санто, Амбрим, Эфате и др., всего около 80).
54
«Антигона» — трагедия (ок. 441 до н. э.) Софокла. См. коммент. 506 к «Сенеке…»
55
Кухня (фр.).
56
Пирронизм — тотальный или радикальный скептицизм (человек ничего не может знать о вещах, поэтому следует воздержаться от суждений о них), учение древнегреческого философа Пиррона из Элиды (4 в. до н. э.), основателя античного скептицизма.
57
«Дерби» — ежегодные скачки лошадей-трехлеток на дистанцию 2400 м на ипподроме Эпсом Дауне близ Лондона (по имени графа Дерби, впервые устроившего их в 1780 г.). Хенлейская регата — традиционные, международные соревнования по гребле на реке Темзе в г. Хенли; неофициальное ежегодное (в июле) первенство мира. Каусская неделя — ежегодная парусная регата в курортном городе Каусе на острове Уайт; важное событие светской жизни в начале августа — конце лондонского сезона. 12 августа — начало популярного в аристократических кругах сезона охоты на тетеревов. Пин-болл — старинная английская настольная игра (напоминающая китайский бильярд): игроки катают маленькие (стеклянные или мраморные) шарики вокруг палочек-спиц, стараясь попасть в лузу, что дает соответствующие очки. Дротики (дартс) — игра, особенно популярная в пабах (специфических английских пивных — трактирах и народных клубах): дротики бросают в разграфленный пробковый круг на стене, чтобы набрать нужное количество очков. Уэнслидейлский сыр — сыр типа рокфора, белый с синими прожилками, средней твердости и остроты. Первоначально производился в Уэнслидейле, графство Йоркшир. Элгар, Эдвард (1857–1934) — английский композитор и дирижер, ратовавший за возрождение английской народной и старинной музыки. Автор оратории «Сон Геронтиона» (1900), кантат, оркестровых и др. сочинений.
58
Атенеум (букв, храм Афины) — лондонский клуб для писателей и ученых. Основан в 1824 г.
59
Инкарнация — понятие, означающее воплощение божества или духа в земную оболочку; наиболее распространено как представление о Воплощении божественного и человеческого в Иисусе Христе, о «ставшем плотью» Слове.
60
…в Великобритании, если бы она окончательно утвердилась в своем вероотступничестве… — В 1534 г. при Генрихе VIII (король с 1509 г.) английский парламент провозгласил короля как «единственного верховного земного главу английской церкви», т. о. английская (Англиканская) церковь откололась от церкви римско-католической и стала государственной церковью Англии; ее глава — монарх, а примас, т. е. главнейший епископ — епископ Кентерберийский. С тех пор высшее духовенство приносит присягу на верность королю.
61
Манхейм, Карл (1893–1947) — немецкий социолог, в 1933 г. эмигрировал в Великобританию, стал профессором Лондонской школы экономики. Исследовал социологию знания и теорию идеологии, в последние годы — проблемы генезиса массового общества. Основные работы — «Идеология и утопия» (1929) и