Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранное, Том I-II Религия, культура, литература
и глубоко проникли в современное сознание, оказав на него воздействие» (The Literature of Politics // T.S. Eliot. To Criticize the Critic and Other Writings. L., 1965, p. 142–143).

117

Элиот, Чарльз Уильям (1834–1926) — президент Гарвардского университета (1869–1909), гДе учился Т.С. Элиот; реформатор системы американского университетского образования: ввел в Гарварде факультативную систему обучения с широким выбором дисциплин.

118

Планк, Макс (1858–1947) — немецкий физик, автор теории квантов. Хант Морган (1866–1945) — американский биолог, один из основоположников генетики.

119

Библия короля Якова — см. коммент. 1, 9 к «Ланселоту Эндрюсу».

120

Тейлор, Иеремия (1613–1667) — английский священник, автор популярных в свое время книг «Правило и практика святой жизни» (1650), «Правило и практика святого ухода из жизни» (1651), проповедей и молитв, писал просто и ярко.

121

Кларендон, Эдуард Хайд (1609–1674) — граф, лорд-канцлер Англии (16601667), роялист, автор первой истории английской революции «Правдивое историческое повествование о бунте и гражданских войнах в Англии» (опубл. 1702–1704). Гиббон, Эдуард (1737–1794) — автор «Истории упадка и разрушения Римской империи» (1776–1788), истории Рима и Византии с конца II в. до 1453 г.

122

Брэдли — см. эссе «Фрэнсис Герберт Брэдли». Бюффон, Жорж Луи Леклерк (1707–1788) — французский естествоиспытатель, автор «Естественной истории» (т. 1-36, 1749–1788).

123

Воэн, Крэшо, Джордж Герберт — см. эссе «Поэты-метафизики», коммент. 14* к «Ланселоту Эндрюсу» и 19* к эссе «Что такое «малые поэты»?». Саут- велл, Роберт (1561?-1595) — английский поэт, католик, причислен к лику святых в 1929, в 1970 канонизирован.

124

Хопкинс, Джерард Мэнли (1844–1889) — английский поэт, в 1866 стал католиком, в 1868 — иезуитом, автор философской лирики (размышлений о греховности и необоримости плоти, противостоянии Богу и т. д.), основанной на необычных ломаных ритмах. Считается одним из основоположников современной англоязычной поэзии. При жизни не печатался, первое издание стихов вышло в 1918 г.

125

«Человек, который был Четвергом» — роман (1908) Гилберта Кита Честертона; «Отец Браун» — имеются в виду его сборники рассказов о сыщике — католическом священнике: «Неведение отца Брауна» (1911), «Недоверчивость отца Брауна» (1926).

126

Бенъян — см. коммент. 2* к эссе «Классическая филология и литератор».

127

Элиот, Джордж (псевд., наст, имя Мэри Энн Эванс, 1819–1880), Мередит, Джордж (1828–1909), Гарди, Томас (1840–1928) — английские романисты.

128

[я не] смешиваю Бернарда Шоу с Ноэлем Коуардом, а миссис Вулф с мисс Маннин… — Н. Коуард (1899–1973) — английский актер, драматург, композитор, автор комедий, мелодрам, фарсов, оперетт. Вулф, Вирджиния (1882–1941) — классик английской литературы, модернизма, автор романов «потока сознания», предтеча феминизма 2-й половины XX в. Мисс Маннин, Этель (1900–1984) — английская журналистка, феминистка, автор «популярных» романов о женщинах из рабочей среды.

129

…»восстановить мир» — Элиот обыгрывает слова Гамлета: «Век расшатался — и скверней всего, / Что я рожден восстановить его!» — У. Шекспир. «Гамлет». I акт, сц. 4 (концовка).

130

Геккер, Теодор — см. коммент. 4* к эссе «Единство европейской культуры».

131

Белджион, Монтгомери — английский литературовед и философ, автор книг «Наша современная философия жизни» (1929), «Человек в роли попугая и другие эссе» (1931).

132

Сент-Бёв, Шарль Огюстен (1804–1869) — видный французский критик. Его «Пор-Ройяль» (1840–1859) — книга об истории янсенистского монастыря; «Шатобриан. и его друзья» (1861) — литературно-биографическое исследование.

133

Мор, Пол Элмер (1864–1937) — американский литературовед, «неогуманист» (см. эссе «Гуманизм Ирвинга Бэббита»). Один из первых в США выступил против позитивизма, подготовил почву для американской «новой критики». «Шелбурнские эссе» (14тт., 1904–1935), написанные им в сельском уединении в Шелбурне (штат Нью-Гемпшир), наиболее полно выражают его идеологическую и эстетическую позицию.

134

«Беседы по понедельникам» — с 1849 г. в течение двадцати лет Сент-Бёв по понедельникам печатал в парижских журналах критические статьи, составившие многотомную серию «Беседы по понедельникам» (1851–1862), ее продолжение — «Новые понедельники» (1863–1870).

135

Маккарти, Десмонд (1877–1952) — литературный и театральный критик, входивший в группу «Блумсбери».

136

Госс, Эдмунд (1849–1928) — английский писатель, литературовед, автор биографий Донна (1899), Грея (1882), Конгрива (1888), Ибсена (1908), Суинберна (1917) и др. «Отец и сын» (1907) — книга о взаимоотношениях с отцом — известным ученым-зоологом Филипом Госсом.

137

Сейнтсбери, Джордж (1845–1933) — английский литературовед позитивистского толка; автор историй французской (1882), английской (1898) литератур, истории критики (1900–1904), английской просодии (1906–1910), монографий о Драйдене (1887), В. Скотте (1897), М. Арнольде (1899) и др.

138

Кок, Поль де (1793–1871) — французский писатель, чье имя стало нарицательным для обозначения фривольной, эротической литературы.

139

Уибли, Чарльз (1859–1930) — английский литературный критик, журналист, автор эссе (в книге «Исследование искренности», 1898, переизд. 1926) о Петронии и сэре Томасе Уркхарте (1611–1660) — приближенном принца Карла (позднее Карл II), известном переводами первых трех книг Рабле (две опубликованы в 1653, третья — в 1693), авторе трудов по математике, лингвистике. Элиот написал эссе «Charles Whibley. A memoir» (1931) и посвятил ему книгу «Назначение поэзии и назначение критики» (1933).

140

Квиллер-Коуч, сэр Артур (1863–1944) — профессор английской литературы (с 1912 г.) в Кембриджском университете. Издатель первой «Оксфордской антологии английской поэзии» (1900), инициатор издания «Нового кембриджского собрания сочинений Шекспира» (1921–1966), автор двухтомника «Искусство сочинения» (1916) и «Искусство чтения» (1920), собрания романов и рассказов в тридцати томах (1928).

141

Кер, Уильям Пэтон (1855–1923) — профессор Оксфордского и Лондонского университетов, автор книг по истории английской, шотландской и скандинавских литератур («Эпос и рыцарский роман», 1897; «Темные века», 1904; «Английская средневековая литература», 1912, и др.).

142

Ричардс, Айвор Армстронг (1893–1979) — английский теоретик литературы, поэт, лингвист, психолог, один из основоположников «новой критики». Главным событием в бытии современного человека считал «нейтрализацию природы», переход от «магических воззрений» на нее к научным. В работах 1920-х очевидно стремление сделать литературоведение научным, объяснить феномен поэзии в ракурсе ее воздействия на читателя, на основе законов психологии. Утверждал, что поэзия, в отличие от науки, основана на «псевдоутверждениях», не имеющих «эмпирической основы», но парадокс в том, что они — источник энергии, позволяющей человеку наиболее эффективно действовать в «мире факта». Рассматривал поэзию как умственную терапию, «лекарство». Разрабатывал «гипнотическую теорию», постулирующую равновесие противоположных импульсов, достигаемое главным образом посредством «взаимосвязанной образности», основывающейся на ритме. Своим предшественником считал Кольриджа («Кольридж о воображении», 1935, переизд. 1950), видел в нем семантика, внесшего важный вклад в эту науку будущего. Продолжая традицию М. Арнольда, предъявлял «высшие требования» к поэзии, убежденный в том, что от нее зависит жизнь цивилизации. Основные работы — «^Принципы литературной критики» (1924), «Наука и поэзия» (1926), «Критические разборы» (1929).

143

Эмпсон, Уильям (1906–1984) — английский поэт и критик, представитель «новой критики». В книге «Семь типов многозначности» (1930), принесшей ему известность, анализировал текст, раскрывая множественность пластов таящегося в нем смысла, систематизировал различные виды многозначности в поэзии. Поддержал и усилил те перемены в поэтических вкусах и приемах литературно-критического анализа, инициаторами которых были Элиот, Паунд, Ричарде. Под влиянием Элиота ценил в истории английской поэзии позднего Шекспира, Донна, Дж. Герберта и характеризовал ее эволюцию как движение по нисходящей — к «остроумию» Поупа, запутанным сравнениям Вордсворта и туманным словесам Суинберна. В истории английской критики за ним закрепилась репутация своенравного, «заблудшего гения».

144

Найтс, Лайонел Чарльз (1906–1997) — представитель «поэтического направления» в английском шекспироведении. Рассматривал Шекспира как поэта, творчество которого есть единое целое и воплощает в поэтической форме меняющееся со временем отношение поэта к жизни. Занимал позицию, близкую Элиоту, усматривая распад «старого культурного единства» елизаветинского времени в «грубой, скучной, тривиальной» комедии Реставрации («Комедия Реставрации», 1937).

145

Найт, Уилсон (1897–1985) — английский шекспировед, актер, режиссер шекспировских спектаклей; один из основоположников «новой критики» драмы, интерпретировал шекспировские пьесы как метафоры; ценил в литературе не временное, а «пространственное измерение», «набор соответствий», соотносящихся друг с другом вне зависимости от временной последовательности действия, т. е. сюжета. Выявлял в тексте постоянные мотивы, образы, символы как выражение «экстрасенсорных измерений духовной реальности». Автор работ «Миф и чудо» (1929), «Огненное колесо» (1930), «Господствующая тема» (1931), «Шекспировская «Буря» (1932), «Венец жизни» (1947) и др.

146

Ливис, Фрэнк Реймонд (1895–1978, Кембридж) — самый влиятельный после Элиота, английский критик XX в., представитель социокультурного направления, в своих работах давший альтернативу марксизма критически настроенной части общества, воспринимавшей литературу не только как «сокровищницу изящной словесности», но и как форму сопротивления негативным симптомам общественного развития. Объясняя болезни современного общества разрывом с культурной традицией, был убежден в том, что спасти человечество призвана гуманитарная интеллигенция, не многочисленная, но способная стать генератором духовной энергии для всей нации («Массовая цивилизация и культура меньшинства», 1930; «Культура и окружение», 1933, соавтор Д. Томпсон). Его работы представляют собою сплав литературоведения и публицистики и написаны в духе либерализма, подкрепленного протестантской этикой. Издавал в Кембридже влиятельный (несмотря на малотиражность — несколько сот экземпляров) ежеквартальник «Скрутини» (1932–1953).

147

…сборник эссе «В защиту Ланселота Эндрюса» — опубликован в 1928 г.…И злые мысли точно гончих стая… — П.Б. Шелли. Адонаис. Элегия на смерть Джона Китса, 31 и след.

148

…тогда я боролся, и не только против поэзии георгианцев, но и против их критики… — Георгианцы (англ. Georgians) — группа английских поэтов 1910-х (Э. Марш, Д. Дринкуотер, Д. Мейсфилд, У. Де ла Map и др.), сознававших общий кризис викторианского мировосприятия и эстетики, но по существу остававшихся в рамках традиционных форм поэтической выразительности. Элиот критиковал их антологии (1912–1922), чье название «Георгианская поэзия» связывали с «Георгиками» Вергилия, но еще чаще с именем Георга V, во времена которого они были изданы. «Большому миру» социальных бурь, технологических революций георгианцы противопоставили «малый мир» доброй старой Англии, идеал сельской, спокойной, естественной жизни; в сущности они были «умеренными неоромантиками», их эстетика была чужда Элиоту — урбанисту, неоклассицисту.

149

…В лекции, посвященной «Жизнеописаниям поэтов» Джонсона… — эссе «С.Джонсон как критик и поэт» (1944).

150

Журнал «Эгоист» (Лондон, 1914–1919) — первоначально «The New Free Woman: An Individualist Review» («Свободная женщина: журнал индивидуалистов»), основан Гарриэт Шоу Уивер и Дорой Марстон. Под влиянием Э. Па- унда из феминистского издания стал трибуной имажистов. С 1919 Элиот был одним из его редакторов.

151

Дуглас, Гэвин (14747-1522) — шотландский поэт и епископ, автор аллегорических поэм «Дворец чести» (ок. 1501, опубл. 1553) и «Король Сердце» (опубл. 1786); перевел «Энеиду» Вергилия (опубл. 1553), сопроводив ее книги собственными прологами.

152

Хьюм, Томас Эрнест (1883–1917) — английский философ, идеолог модернизма, теоретик имажизма. С 1908 — признанный лидер английского поэтико-философского авангарда. В 1914 добровольно ушел на фронт и погиб. За семь лет (с 1908) напечатал 40 статей о «новой философии», поэзии и искусстве, посмертно изданные Г. Ридом в книгах «Умозрения. Эссе о гуманизме и философии искусства» (1924) и «Заметки о языке и стиле» (1929). Продолжал традиции Дж. Свифта, де Местра, Карлейля: считал человечество неизлечимо глупым и злым. Негативно относился к либерализму, «пацифистской» демократии, прогрессу, ценил авторитарную власть, восхищался Ж. Сорелем, Ницше, французской группой «Аксьон Франсэз», размышлял, как сделать мир безопасным для высшего просвещенного меньшинства. В программном эссе «Романтизм и классицизм» утверждал: после столетнего господства романтизма наступила эпоха возрождения классицизма, трезво оценивающего человека как существо низменное, ограниченное, требующее дисциплины и контроля традицией. Строил свою философию на догме первородного греха. Рассматривал религию как человеческую потребность, аналогичную аппетиту или сексуальному

Скачать:TXTPDF

и глубоко проникли в современное сознание, оказав на него воздействие" (The Literature of Politics // T.S. Eliot. To Criticize the Critic and Other Writings. L., 1965, p. 142–143). 117 Элиот, Чарльз