153
Марри, Мидлтон — см. коммент. 2* к «Идее…». Редактор лондонских литературных журналов «Ритм» (1911–1913), «Атенеум» (1919–1921), «Адельфи» (1923–1930). Неоромантик, возрождавший романтическое представление о поэзии как об особом пути постижения «истины души», как о «своеобразном пантеизме», пробуждающем в душе человека желание постичь «цельность мира» и ведущем к «спасению». Последователь М. Арнольда, полагал, что жизнь и литература нераздельны и великое литературное произведение содержит всеобъемлющий моральный взгляд на жизнь, «измеряется» масштабом и глубиной её понимания. Подлинный художник для него — «духовный герой», носитель высокой трансцендентной истины. Его кумиры — Шекспир и Китс. Автор книг — «Китс и Шекспир» (1925) «Исследование творчества Китса» (1930), «Шекспир» (1936), «Небеса и земля» (1938), «Тайна Kirrca» (1955) и др.
154
Ричмонд, Брюс — редактор литературного приложения к газете «Тайме» в конце 1910-х — 1920-е годы.
155
«Традиция и творческая индивидуальность» — программное эссе Элиота, впервые опубликованное в журнале «Эгоист» в 1919 г., затем в сборнике «Священный лес» (1920).
156
… мои эссе о драме елизаветинцев… — «Essays on Elizabethan drama». N. Y.: «Harcourt, Brace & Co», 1956.
157
… влияние на меня оказал Жюль Лафорг (1860–1887) — французский поэт- символист; Элиот считал его самым значительным со времен Бодлера «новатором в стихотворной технике» и признавался, что верлибр его ранней поэзии возник «непосредственно на основе изучения Лафорга и поздней елизаветинской драмы» {Eliot T.S. Introduction // Pound Е. Selected Essays. L., 1928. P. VTII). От Лафорга у раннего Элиота — внутренний монолог, использование пародии для преодоления поэтических штампов, персонаж — трагикомический, самоироничный, бессильный. Элиоту близки свойственные Лафоргу интерес к философии абсурда, ироническое, лишенное сентиментальности отношение к миру.
158
…Марло, Уэбстер, Тёрнер, Мидлтон и Форд… — см. коммент. 1, 45, 46*, к эссе «Сенека в елизаветинском переложении».
159
…как-то я попытался подражать Данте, но мне было уже пятьдесят пять… — В «Литтл Гиддинг» (1943), четвертом из «Квартетов», Элиот во 2-й части проецировал дантовские образы ада и чистилища на изображение улиц Лондона утром после бомбежки. Эпизод встречи с призраком поэта и учителя («кого- то из великих»), совмещающего в себе черты Арно Даниеля, Данте, Йейтса, перекликается со сценой встречи Данте («Ад», XV) с его учителем Брунетто Латини (см. коммент. 14* к «Данте»). Явна также перекличка завершающей поэму строки «…огонь и роза — одно» с небесной символикой Розы и Огня в последних песнях «Рая» (ХХХIII), завершающей познание божественной мудрости.
160
Распад цельности мировосприятия — термин (заимствован у Реми де Гурмона), введенный Элиотом в эссе «Поэты-метафизики» (1921) как определение наблюдающегося в XX в. нарушения духовно-чувственной цельности бытия, что оказало воздействие на поэзию. «Объективный коррелят» — определение (1919) способа художественного выражения эмоции, путем изображения ситуации, цепи событий, мотивирующих эмоцию автора и его героев в стихотворении и драме. Служил своеобразной «уздой», сдерживающей немотивированные обстоятельствами эмоциональные порывы героя и автора, т. е. «укрощающей» субъективные излияния «личности» в поэзии.
161
…статья о «назначении критики»… — «Назначение критики» («Критерион», 1923, октябрь).
162
Робертсон, Дж. М. — см. коммент. 86* к эссе «Сенека в елизаветинском переложении».
163
…из одной его проповеди о Рождестве Христовом я заимствовал несколько строк для моего «Паломничества волхвов» — это первое (1927) из цикла стихотворений «Ариэль» (1927–1931), опубликованных в рождественской серии издательства «Фейбер», содержит почти буквальное (с изменением 3-го лица множественного числа на 1-е) заимствование «В холод мы пошли… (перевод А. Сергеева) — из проповеди Ланселота Эндрюса (см. эссе о нем), описывающего тяготы паломничества.
164
…в проповеди, которую найдет читатель пьесы «Убийство в соборе» — Проповедь архиепископа Кентерберийского — Фомы (Томаса) Бекета (1118?- 1170) в пьесе (1935) Элиота.
165
Лэм, Чарльз (1775–1834) — английский эссеист и поэт из круга «лондонских романтиков», автор книг «Герои шекспировского театра» (1817), «Лекции об английской драме елизаветинской эпохи» и др.
166
Г. Грирсон — см. эссе «Поэты-метафизики».
167
Корбьер, Тристан (1845–1875) — французский поэт, предтеча символизма. Элиот ценил в его поэзии сочетание юмора и реализма на грани натурализма; «арлекинское рагу» из романтического красноречия, банальностей, народных песен, примитивной поэзии, колыбельных; рубленый ритм; скорее «шепчущую, чем поющую просодию».
168
Герберт, Джордж — см. коммент. 14* к «Ланселоту Эндрюсу».
169
Ламбетская конференция — конференция англиканских епископов из разных стран; проводится раз в 10 лет в Ламбетском дворце (лондонская резиденция архиепископов Кентерберийских в течение 700 лет) под председательством архиепископа Кентерберийского.
170
…процесс по поводу «Леди Чаттерли»… — Роман Д.Г. Лоуренса (см. коммент. 23* к «Идее…») с купюрами (по соображениям морали) издан в 1928 г. во Флоренции и в 1932 г. Лондоне, полностью в 1929 г. — в Париже. В Англии напечатан целиком в 1960 г., но и тогда издателей («Пингвин») привлекли к суду (20 октября — 2 ноября 1960 г.), оправдали и разрешили продажу книги. На этом процессе впервые защите позволили пригласить свидетелей, способных по достоинству, эстетически оценить книгу.
171
Элиот имеет в виду зубного врача. — Прим. пер.
172
Чемберс, Реймонд Уильяме (1874–1942) — профессор лондонского Университетского колледжа (1922–1941), президент Филологического общества (с 1933), специалист по литературе Древней Англии и Возрождения. Упомянута его книга «О преемственности в английской прозе от Альфреда до Мора» (1932).
173
…список… тех, кто стал великим писателем, не имея солидной образовательной базы… Беньян и Авраам Линкольн — Беньян, Джон (1628–1688) — английский писатель, сын лудильщика, самоучка, читавший Библию, молитвослов, религиозные протестантские книги; стал пуританским проповедником; автор аллегорического романа «Путь паломника» (ч. 1–2, 1678–1684), сатирического романа «Жизнь и смерть мистера Бэдмана» (1680), аллегорического сочинения «Священная война» (1682). Линкольн, Авраам (1809–1865) — 16-й президент США (1861–1865), в молодости — дровосек, сплавщик леса на Миссисипи, почтовый служащий; занимался самообразованием, в 1836 сдал экзамен на адвоката. В 1905 г. в Нью-Йорке вышло полное собрание его сочинений в двенадцати томах. Известен как автор речей, обычно простых, ясных, убедительных, лишь по особым случаям — величественных и ритмичных, что делает их образцом ораторского искусства.
174
Лэндор, Уолтер Сэведж (1775–1864) — английский поэт, автор сборника «Стихотворения» (1795) и др., критик, эссеист; о Мильтоне писал в книге «Воображаемые разговоры литераторов и государственных людей» (1824–1829).
175
Кларендон, Гиббон — см. коммент. 3* к эссе «Религия и литература».
176
Робертс, Майкл (1902–1948) — поэт, критик, редактор, преподаватель математики; составитель политизированных антологий стихов и прозы «Новые подписи» (1932) и «Новая страна» (1933), представлявших поколение 1930-х (У.Х. Оден, С. Дей-Льюис, С. Спендер, У. Эмпсон и др.). В 1936 г. по инициативе Элиота, видевшего в нем «выразителя и толкователя поэзии своего поколения», издал «Фейберовскую антологию современной поэзии» («Faber book of Modern verse»).
177
…ежеквартальник «Скрутини» — см. коммент. 15* к эссе «Критикуя критика».
178
«Таймс Литерари Саплмент» — еженедельное литературное приложение к английской газете консервативного направления — «Таймс».
179
…следует провести различие между воображением великого ученого… и…какого-нибудь Лукреция или даже Шелли, наполняющего свои научные знания эмоциональной жизнью… — Лукреций, Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.) — римский поэт, автор философской поэмы «О природе вещей», содержавшей систематическое, аргументированное изложение атомистического учения Эпикура, а также учения Демокрита. Английский поэт-романтик П.Б. Шелли (1792–1822) увлекался естествознанием, физикой, химией в школьные годы в Итоне и в Оксфордском университете, где, по воспоминаниям однокашников, его комната походила на химическую лабораторию. В примечаниях к философской поэме «Королева Маб» (1813) он ссылается на английского математика, физика, астронома И. Ньютона, цитирует труды французского философа и врача П.Ж. Кабаниса (1757–1808), труды о небесной механике (1798–1825) французского астронома, физика, математика П.С. Лапласа и др.
180
«Оксфордская антология английской поэзии» — см. коммент. 9* к эссе «Критикуя критика».
181
«Золотая сокровищница» — «Золотая сокровищница песен и лирики» издана (том первый — в 1861 г., второй — в 1896) поэтом и литературоведом, профессором Оксфордского университета, другом Теннисона — Фрэнсисом Тернером Пэлгрейвом (1824–1897).
182
Арнольд, Эдвин (1832–1904) — английский поэт, известный главным образом как автор написанной белым стихом поэмы (из восьми книг) «Свет Азии, или Великое самоотречение» (1879) — о принце Гаутаме, основателе буддизма.
183
«Королева фей» (1590–1596) — незаконченная аллегорическая поэма Эдмунда Спенсера (ок. 1552–1599).
184
«Прелюдия, или духовное развитие поэта» (начата в 1798–1799 гг., закончена в 1805, опубл. в 1850) — состоящая из четырнадцати книг, написанная белым стихом автобиографическая поэма У. Вордсворта, адресованная Кольриджу. Ниже упоминается его, состоящая из девяти книг поэма «Прогулка» (1814).
185
Уильямс, Чарльз (1886–1945) — английский поэт, романист, религиозный писатель, составитель «Новой антологии английской поэзии» («The New book of English verse». L.: Victor Gollanz, 1935).
186
Мур, Томас (1779–1852) — англо-ирландский поэт, автор широко известных еще при его жизни (в том числе и в России) «Ирландских мелодий» (1807–1834); «Лалла Рук» — его наиболее известная романтическая поэма, написанная на сюжеты четырех восточных сказок.
187
Саути, Роберт (1774–1843) — английский поэт, представитель «Озёрной школы», с 1813 — поэт-лауреат, автор романтических баллад и поэм, среди них упоминаемые Элиотом — «Талаба-разрушитель» (1801), основанная на арабском предании, и «Проклятие Кехамы» (1810) — из индийской мифологии.
188
«Гебир» — поэма (1798) Лэндора (см. коммент. 3* к эссе «Классическая филология и литератор»).
189
О’Шоннеси, Артур (1844–1881) — английский поэт, друг Д.Г. Россетти, известен в основном как автор упомянутой Элиотом «Оды» {«Мы музыки творцы…», впервые — в книге «Музыка и лунный свет», 1874), считающейся образцом викторианской эскепистской поэзии.
190
Доусон, Эрнест (1867–1900) — английский поэт, близкий «эстетам» (О. Бердслею, О. Уайлду); автор любовной лирики, религиозных стихов (с 1891 г. — католик), наиболее известны его «Vitae Summa Brevis», поэтический цикл об «усталости мира», тоске бытия, и переложения Верлена. Дэвидсон, Джон (1857–1909) — английский поэт, автор сборника стихов «Эклоги Флит-стрит» (1893) и написанного белым стихом цикла «Завещания» (1901–1908). Покончил с собой, оставив незавершённую трилогию «Театрократический Бог и Маммона» (опубликованы 2 части — 1907). Т.С. Элиот ценил (см. его примечание 2 к эссе «In Memoriam») его сатирическую балладу «Тридцать шиллингов в неделю» и признавал влияние его разговорного поэтического языка, «блёклых образов городской жизни» на свою поэзию.
191
«Дон Жуан» — неоконченный (из-за смерти) стихотворный роман Дж. Г. Байрона (первые две главы опубликованы в 1819, всего 16 глав, 17-я не завершена). «Гиперион» (1820), «Падение Гипериона» (1856) —