252
…удивление, которое Эдгар По считал самой сутью поэзии — Э. По неоднократно писал об этом, в частности см. его эссе «Поэтический принцип», «Письмо к Б.», «Marginalia».
253
…состязания в беге, где призом был кусок зеленого сукна… — народные соревнования в Вероне, проводившиеся с 1207 г.
254
«Когда расстался я с Цирцеей…» — голос Улисса повествует о том, что из италийской Гаэты на берегу Тирренского моря, где царствовала волшебница Цирцея, он отправился путешествовать дальше.
255
…прекрасной поэмой Теннисона — навеянный XXVI песнью дантова «Ада», драматический монолог «Улисс» (1833, опубл. 1842), где герой, вернувшийся домой на Итаку, поведал о своих планах вновь пуститься в путешес-твие — «плыть за закат».
256
…Мечи вы спрячьте, их изъест роса. — У. Шекспир. «Отелло». I акт, сц. 2.
257
Геркулесовы столпы — Гибралтарский пролив.
258
Ego Dominus tuus — Я Господь, Бог твой. — Ветхий завет. Вторая книга Моисея. 20, 2.
259
…Английского читателя покоробит, что Кассий и Брут, благородный Брут, — там же, где Иуда, ибо мы привыкли к шекспировским Бруту и Кассию. — В трагедии У. Шекспира «Юлий Цезарь» (пост. 1599, опубл. 1623) Брут — стоик, мудрец, сторонник республики, идеалист, Кассий — гедонист, приверженец философии наслаждения, и вместе с тем трезвый политик, — главные участники заговора против диктатора, властолюбца Цезаря, убитого 15 марта 44 г. до н. э. У Данте в трёх пастях Люцифера казнятся те, чей грех ужаснее остальных: предатели величества божеского (Иуда) и человечества (Брут и Кассий).
260
Каселла — друг Данте, композитор и певец.
261
Манфред — король Неаполя и Сицилии (1254–1266), противник папства. Папа отлучил его от церкви и для борьбы с ним призвал Карла Анжуйского, ему и досталось королевство Манфред а после его гибели.
262
Бонконте — сын графа Гвидо да Монтефельтро, полководца и политика XIII в. («Ад», XXVII), предводитель аретинских гибеллинов в войне против флорентийских гвельфов, погиб в битве при Кампальдино (1289), в которой в составе флорентийской кавалерии участвовал и Данте.
263
Пия деи Толомеи — родом из Сьены, вышла замуж за Нелло деи Панноккьески, из ревности тайно убившего ее в одном из своих замков в сьенской Маремме.
264
Сорделло — поэт XIII в., писавший на провансальском; уроженец Мантуи, как и Вергилий. По преданию, погиб насильственной смертью.
265
Стаций, Публий Папиний (ок. 45 — ок. 96) — римский поэт, при дворе императора Домициана (81–96), автор «Фиваиды» (поэмы о походе семерых против Фив), незаконченной «Ахиллеиды» и др.
266
Гвиницелли, Гвидо (между 1230–1240 — 1276) — один из основоположников поэзии «нового сладостного стиля», воспевший любовь как чувство, облагораживающее человека не менее чем любовь к Богу.
267
Даниелъ, Арнаут (Арнальд) (ум. ок. 1200) — провансальский поэт.
268
Лета — река (у Данте) в Земном Раю, ее воды снимают у людей «память согрешений».
269
Мателъда — прекрасная женщина, встретившая Данте в Господнем лесу, т. е. Земном Раю.
270
Лукреций — см. коммент. 8* к эссе «Классическая филология и литератор». «Бхагавадгита» — древнеиндийский памятник религиозно-философской мысли (часть 6-й книги «Махабхараты») сер. 1-го тысячелетия до н. э.
271
Ломбардец Марко — «профессиональный придворный», жил в XIII в.
272
Аристотелев трактат «О душе» — Аристотель писал (рус. перевод 1937 г.) о трёх душах или трёх частях души: растительной, животной (ощущающей) и разумной.
273
«Мистическая процессия» — двадцать четыре маститых старца (24 книги Ветхого завета), четыре зверя (четыре Евангелия), колесница меж ними — символ христианской церкви; впряжённый в колесницу Грифон (лев с орлиными крыльями и головой) — символ Христа и т. д., «одинокий старец» в конце — Апокалипсис.
274
Откровение св. Иоанна — Иоанн Богослов, один из апостолов, учеников и последователей Христа; в его Откровении — «Апокалипсисе» (сер. 68 — нач. 69), вошедшем в Новый завет, описаны видения автора: борьба «агнца-спасителя» с сатаной и его победа; конец света, «страшный суд», наступление царства Божьего на земле.
275
Прерафаэлиты — «Прерафаэлитское (от лат. ргае — перед, т. е. до Рафаэля) братство» (1848–1853), образованное английскими поэтами и художниками во главе с Данте Габриэлем Россетти (1828–1882), ориентировалось на «Оксфордское движение» (см. коммент. 32* к «Заметкам…»). Их идеал — «наивно- религиозное» искусство и литература Средних веков и раннего Возрождения: Джотто, Боттичелли, Данте. Скрупулезное воспроизведение натуры сочетали со сложной символикой, мистицизм с эротикой, культом красоты и чувственности; стремились продолжить традиции лирики Данте. «Неоклассициста»
Элиота раздражали присущие им романтическая мечтательность, декоративность, изощренная, порой вычурная фантазия.
276
«Небесная избранница» Россетти — стихотворение (1850, позднее опубл. пересмотренные варианты), навеянное дантовским «Раем», но его героиня, в отличие от Беатриче, тоскует по оставленному на земле возлюбленному и молится за то, чтобы соединиться с ним под сенью «живого мистического дерева».
277
«Новая жизнь» Данте — первая в западноевропейской литературе автобиографическая повесть; в нее вошли юношеские стихи поэта, воспевшего Беатриче и оплакивающего ее смерть (1290), и прозаическое повествование о любви к ней, скромной, целомудренной, напоминающей Мадонну и вызывающей преклонение.
278
…за исключением эпизода с Каччагвидой — в «Чистилище» (песни XV–XVII) Данте встретил своего прапрадеда, жившего в XII в. и поведавшего ему о старых и новых флорентийских родах, о предках поэта и его судьбе.
279
…историю любви Вагнера к Матильде Везендонк, бросающую отсвет на «Тристана»… — Немецкий композитор, дирижер, драматург Рихард Вагнер в период работы над оперой «Тристан и Изольда»(1859) жил в 1856–1858 гг. в Цюрихе на вилле, предоставленной ему четой Везендонков. Пережитая им страстная любовь, по его признанию, походила на историю героев его «драмы, вынужденных любить друг друга тайно и безнадежно, причиняя столько незаслуженных страданий мудрому и великодушному королю Марку, мужу Изольды… Благодаря этому грустному опыту музыка моя обретала такой накал…» («Я, Рихард Вагнер…» Автобиография, записанная Джорджем Бэланом. Бухарест, б/г. С. 131–132).
280
…Шелли, единственный из английских поэтов XIX в., сумевший сделать хотя бы несколько шагов по его [Данте] пути… — См. эссе «Что значит для меня Данте».
281
…в философии Браунинга… — раннему Браунингу (см. коммент. 24* к эссе «Что такое «малые поэты»?») присуща идущая от философии эпохи Возрождения уверенность в стихийной победе добра, либерально-оптимистическое отношение к жизни; «Бог на небе, все прекрасно на земле» — знаменитая строка из песенки героины его драмы «Пиппа проходит» (1841):
282
Пиккарда — сестра флорентийцев Форезе (приятеля Данте) и Корсо (зачинщика всех его бед) Донати, монашенка, принадлежавшая к ордену, основанному Кларой Ассизской, насильно извлеченная Корсо из монастыря и выданная замуж.
283
Лэндор — см. коммент. 3* к эссе «Классическая филология и литератор».
284
Марино, Джамбаттиста (1569–1625) — итальянский поэт, представитель литературного барокко, создатель стиля «маринизм», основанного на неожиданных метафорах, причудливых образах (кончетти), эксцентричных сочетаниях.
285
…теорию м-ра Ричардса о «псевдоутверждениях»… — см. коммент. 11* к эссе «Критикуя критика».
286
…Краса — где правда, правда — где краса… — «Ода греческой вазе» английского поэта-романтика Джона Китса (1795–1821).
287
…Готовность — это все… — буквальный перевод слов сына графа Глостера — Эдгара (Ripeness is all) в «Короле Лире» (V акт, сц. 2); в поэтическом переводе Б. Пастернака: «Человек не властен в часе своего ухода / И сроке своего прихода в этот мир, / Но надо лишь всегда быть наготове.
288
«Пир» — философское сочинение Данте (на итальянском языке) о морали, содержит сведения о средневековых теориях любви, свойствах души и интеллекта. Из трех канцон «Пира» две посвящены Беатриче. «О народной речи» — трактат Данте о происхождении языков согласно библейской легенде, вместе с тем в нем рассмотрены родство романских языков, их классификация, итальянские диалекты, поэзия XIII в. Оба сочинения написаны в 1304–1308 гг. и не закончены.
289
Можно также найти параллели между видениями из «Новой Жизни» и греческим «Пастырем» Гермы. — Жанр видений в истоках связан с канонической и апокрифической религиозной литературой, по целенаправленности близок к проповеди. До XII в. видения (кроме скандинавских) писались на латыни, с XII в. — и на народных языках. «Пастырь» Гермы — неканоническое, покаянное, раннехристианское сочинение, созданное между 140–150 гг. в подражание иудейскому Апокалипсису, в нём использованы и эллинистические источники. В качестве Пастыря в большей части текста являлся ангел.
290
Обнажает свое сердце (фр.).
291
«Новая жизнь» не является… частью прерафаэлитского панно… — Данте и Беатриче — излюбленный сюжет художников-прерафаэлитов (например, «Встреча Данте и Беатриче», 1859–1863, Симеона Соломона, галерея Тейт в Лондоне). Но ирония Элиота направлена прежде всего на большую, написанную маслом, по мотивам «Новой жизни», картину Д.Г. Россетти — «Видение Данте смерти Беатриче» (Walker Art Gallery, Ливерпуль).
292
…носила ли дама имя Портинари… — Существовала Биче Портинари, дочь Фолько Портинари, флорентийского гвельфа, занимавшего важные посты в городе; жена Симоне деи Бард и (о чем сообщил Боккаччо в флорентийских комментариях к «Божественной комедии» в 1373 г.). Она умерла двадцати пяти лет отроду 9 июня 1290 г. Её годы жизни совпадают с годами, указанными в «Новой жизни» (1292), где Данте называет (XXIV) Беатриче уменьшительным именем («…и монну Ванну с монной Биче я / Узрел идущими…» Перевод А. Эфроса).
293
…Реми де Гурмону, чьи предрассудки уже завели его…в дебри педантизма. — Французский писатель и критик Р. де Гурмон (1858–1915), склонный к позитивизму, отдавал предпочтение «памяти» как основе и «контролю» воображения, убежденный в том, что «человек не может создать ни атом материи, ни атом идеи», и занимался анализом «истоков», «составных» произведения.
294
Альбигойство — ветвь средневековой ереси на юге Франции, в Провансе, основанная на признании существования в мире двух начал: доброго (Бога — духовного творца) и злого (дьявола — творца материального). Дуализм стал основой критики альбигойцами догматов и материальных богатств католической церкви. XI–XIII вв. — период расцвета светской поэзии провансальских трубадуров. В начале XII в. папа Иннокентий III объявил Прованс страной еретиков. После крестовых походов северофранцузских рыцарей в Южную Францию (и альбигойских войн 1209–1229 гг.) Прованс превратился в провинцию Франции, а провансальский постепенно перестал быть живым литературным языком. Альбигойство близко манихейству и гностицизму.
295
Кавальканти, Гвидо (ок. 1255–1300), Чино де Пистойя (между 1265–1270 — 1336), как и Гвидо Гвиницелли (коммент. 33*) — поэты «дольче стиль нуово», создавшие новую поэтическую форму, музыкальную и легкую, и новый литературный язык, очищенный от латинизмов и провансализмов.
296
…Все помыслы мне о любви твердят… — «Новая жизнь», XIII гл., первая строка сонета.
297
Лафорг, Жюль — см. о нём коммент. 26* к эссе «Критикуя критика».
298
Мир фантомов! Людской муравейник Парижа!.. — Ш. Бодлер «Семь стариков» (цикл «Картины Парижа» в книге «Цветы зла»).
299
«…не думал, что смерть унесла столь многих» — строка из поэмы Элиота «Бесплодная земля» (1 часть — «Погребение мёртвого», 67), перекликается с «Адом» (III, 55–57) Данте (описанием вереницы душ, недостойных ни Рая, ни ада: «…столь длинная спешила / Чреда людей, что верилось с трудом, / Ужели смерть столь многих поглотила»).
300
…и…в другом месте я специально переиначил строку из Данте: «В воздухе выдохи, краткие, редкие…» — «Бесплодная земля» («Погребение мёртвого», 69). У Данте в «Аду» (III, 22–23): «Там вздохи, плач и исступлённый крик / Во тьме беззвездной…»
301
…я включил в «Литтл Гиддинг» пассаж,