Скачать:TXTPDF
Избранное, Том I-II Религия, культура, литература
величайшему из Отцов церкви, человек после грехопадения утратил свободу к добру, право на спасение и не в состоянии вернуть его своими силами; единственная возможность — Благодать, особая божественная сила, ниспосылаемая человеку свыше для преодоления внутренне присущей ему греховности и спасения в загробном мире; все предопределено божественным Провидением.

353

Декарт, Рене (1596–1650) — французский философ, математик, физик и физиолог; в основе его философии — дуализм души и тела; в учении о познании — родоначальник рационализма.

354

Хуан де ла Крус (1542–1591) — богослов, мистический писатель и поэт, канонизирован (1726), признан учителем церкви (1926). В основе его учения — стремление к очищению души от мрака чувственного мира, препятствующего единению с Богом. Лучшие сочинения — «Восхождение на гору Кармель», «Пламя живой любви», «Духовная песнь».

355

Франциск Сальский (1567–1622) — оратор, религиозный писатель, разрабатывавший в стиле барокко темы мистической любви и предопределения. Наиболее известно его «Введение в набожную жизнь» (1609). Канонизирован в 1665 г.

356

…издание «Мыслей»… Анри Массисом — в Париже в 1927 г.;…двухтомное издание Жака Шевалье — в Париже в 1925 г.; его биография «Паскаль» (1922) вышла в английском переводе в Лондоне в 1930 г.

357

Сен-Сиран (Жан Дювержье де Оранн, 1581–1643) — известный богослов, один из основателей янсенизма.

358

«Три реформатора» — работа Ж. Маритена (см. коммент. 4* к «Идее христианского общества») 1947 г.

359

Хьюм Т.Э. «Размышления» — см. коммент. 21* к эссе «Критикуя критика».

360

Эккерман, Иоганн Петер (1792–1854) — секретарь и друг Гёте, автор книги (1837–1848) — «Разговоры с Гёте в последние годы его жизни» т. е. в 1823–1832 гг.

361

Вергилий, отец Запада (нем.).

362

Геккер, Теодор — см. коммент. 4* к эссе «Единство европейской культуры».

363

…Доктор Лерс — ученик Рудольфа Штейнера… — Штейнер, Рудольф (1861–1925) — немецкий философ, мистик, основатель антропософии, основывавший свое учение, в частности, и на идеях Гёте. Книга «Человек или материя» Эрнста Jlepca вышла в 1951 г.

364

Средний представитель человеческого племени (фр.).

365

Инталии (итал. intaglio — резьба) — резные камни с углублённым изображением, разновидности геммы; в древности служили знаками собственности, амулетами, украшениями.

366

…мне прислали открытку с портретом Уильяма Блейка. — Портрет (1807), написанный английским художником Томасом Филлипсом (Национальная портретная галерея в Лондоне).

367

«учение о цвете» и «перворастение» (нем.).

368

…мне не дают покоя Farbenlehre [учение о цвете] и Ur-Pflanze [учение о пер- ворастениях] — Имеется в виду ошибочная оптическая теория Гёте, не признавшего ньютоновского положения о разложении белого цвета на семь чистых цветов. В трактате «Метаморфоз растений»(1790) Гёте выступил против идеи Линнея о неизменяемости видов; в естествознании он был сторонником эволюционистских идей.

369

…вынужден с огорчением процитировать собственное суждение, напечатанное в 1933 году… — Из книги «Назначение поэзии и назначение критики» (1933), глава «Шелли и Китс». Ларошфуко, Лабрюйер, Вовенарг — см. коммент. 14* к «»Мыслям» Паскаля».

370

…в предисловии… Майкла Гамбургера к сборнику его переводов стихотворений Гёльдерлина… — Книга издана в 1952 г.

371

…Премудрость прославит себя… — Элиот дает ссылку на Екклезиаста, хотя на самом деле цитирует неканоническую книгу Ветхого Завета: «Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова», XXIV, 1–2.

372

Филофей Синайский (предположительно VIII — нач. X в., точные даты неизвестны) — монах монастыря, называемого Терновным, на Синае, представитель раннего византийского мистицизма.

373

…Профессор Хеллер…критикует некоторые мои старые высказывания о мысли и вере в поэзии… — высказывания в эссе «Шекспир и стоицизм Сенеки» (1927) и «Данте» (1929). Э. Хеллер пишет об этом в книге «Разум, лишенный наследства» (1952) в главе «Рильке и Ницше. Рассуждения о мысли, вере и поэзии».

374

Приятия (нем.).

375

Холтузен, Ганс Эгон (род. 1913) — немецкий поэт, романист, литературовед, автор книги «Рильке» (1949).

376

«Бхагавадгита», «О природе вещей» Лукреция — см. коммент. 37* к «Данте» и 8* к эссе «Классическая филология и литератор».

377

…в английском каноническом переводе… — имеется в виду Библия короля Якова — см. коммент. 1* к эссе «Ланселот Эндрюс».

378

«Дуинские элегии» — цикл стихотворений (1912–1922) P.M. Рильке.

379

Живое слово (греч.).

380

«Упанишады» — индийские религиозно-философские трактаты, созданные в VII–III вв. до н. э.

381

Никайи — название разделов буддийского канона.

382

Маклайз, Дэниэл (1806–1870) — ирландский художник, друг Диккенса, автор серии портретов литературных знаменитостей (1830–1838), известной как «Портретная галерея Маклайза» (1871).

383

Пейтер, Уолтер (1839–1894) — см. коммент. 1* к эссе «Арнольд и Пейтер».

384

Квеннел, Питер (р. 1905) — поэт, историк, литературовед, известный исследователь творчества Байрона, опубликовал книгу «Бодлер и символисты» в 1929 г.

385

Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент (ок. 160 — после 220) — христианский теолог и писатель, утверждал веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом и исповедовал «мистический материализм» (душа, Бог — тела особого рода).

386

Крепе, Эжен (1827–1892) — французский исследователь и издатель (в 1887 г.) наследия Бодлера; его биография Бодлера вышла в 1928 г. (посмертно).

Франсуа Порше (1877–1944) — французский литературовед, автор книги «Мучительная жизнь Шарля Бодлера» (La vie douloureuse de Charles Baudelaire». P., 1926; английский перевод — 1928).

387

«…но исполинские ему мешают крылья» (перевод П. Якубовича).

388

…но исполинские ему мешают крылья… — Ш. Бодлер «Альбатрос».

389

Тоску (фр.).

390

Печали, душевного мрака (греч.).

391

Готье, Теофиль — французский поэт (1811–1872), автор совершенных по форме лирических миниатюр знаменитого сборника «Эмали и камеи» (1852); мэтр школы «парнасцев», исповедовавших доктрину «искусства для искусства».

392

…как заметил г-н Валери в предисловии к недавнему изданию «Цветов зла»… — изданию 1926 г. (Париж).

393

…Вдали от лота и лопат… — Ш. Бодлер «Неудача» (1855).

394

Грей — см, коммент. 43* к «Заметкам…».

395

«Печально-плавный вальс, истомное порханье!» (Перевод М. Касаткина).

396

…Печально-плавный вальс… — Ш. Бодлер «Гармония вечера» (1857).

397

Лафорг — см. коммент. 26* к эссе «Критикуя критика».

398

…на грязных окраинах корни пуская… — Ш. Бодлер «Вино мусорщика».

399

Корбьер — см. коммент. 36* к эссе «Критикуя критика».

400

«Благословение» (фр. «Benediction») — стихотворение (В. Левик перевел его название, как «Напутствие»), открывающее цикл «Сплин и идеал» и одновременно первое в «Цветах зла».

401

«Сатанизм» Черной мессы был тогда весьма распространенным явлением… — Чёрная месса — таинство причащения Сатане, богохульная пародия на католическое богослужение. Термин получил распространение в связи с сатанизмом в конце XIX в. (в Англии впервые использован в 1896 г.).

402

…сравните его с Гюисмансом, автором романов «Наоборот», «В пути», «Там, внизу»… — французский писатель Гюисманс, Шарль Мари Жорж (1848–1907) в 1880-е годы отрицал общепринятую мораль, был вхож в кружки «сатанис- тов», бывал на «черных мессах». Герой его романа «Наоборот» (1884), аристократ-декадент предпочитает прозе жизни мир изощрённой и извращённой чувственности, «искусственный рай». В романе «Там, внизу» (1891) герой в поисках необычных ощущений посещает оргии секты сатанистов. В начале 1890-х писатель стал католиком. В романе «В пути» (1895) религия — единственный путь спасения от уродств и страстей жизни.

403

«Вольтер… — пророк консьержек» (фр.)

404

«…Вольтер-пророк консьержек…» — цитата из «Дневников» Бодлера, раздел «Мое обнаженное сердце» (1859–1866).

405

Наполеона малого (фр.)

406

…Наполеона малого… — Наполеон III (Луи Наполеон Бонапарт, 18081873), французский император в 1852–1870, племянник Наполеона I. «Наполеоном малым» назвал его В. Гюго в одноименном памфлете (1852).

407

Когда же мы поплывем к счастью? (фр.).

408

Как прекрасны ушедшие без нас поезда! {фр.).

409

Ларбо, Валери (1881–1957) — французский писатель, в 1908 опубликовал под вымышленным именем А.О. Барнабуса «Поэмы для богатого любителя» (в 1923 переизданные как «Стихи А.О. Барнабуса»), а в 1913 — «А.О. Барнабус. Полное собрание сочинений, иными словами: повесть, стихи и дневник».

410

«Уникальное и высшее наслаждение любви состоит в уверенности, что творишь зло» (фр.).

411

«Уникальное и высшее наслаждение любви…» — «Дневники» Бодлера, раздел «Fusees».

412

«Подлинная цивилизация… — это не газ, не пар, не столоверчение…» — «Дневники», раздел «Мое обнаженное сердце».

413

…В свете абсолютных ценностей человек по природе своей обречен быть ограниченным и несовершенным…» Хьюм Т.Э. «Умозрения. Эссе о гуманизме и философии искусства» — см. коммент. 21* к эссе «Критикуя критика».

414

Во Франции оно [влияние поэзии и теорий По] огромно… — начало мировой известности По положено во Франции, где в 1845 г. были опубликованы новеллы «Золотой жук» и «Украденное письмо». Бодлер и Малларме перевели на французский «Ворона» По. Во Франции складывается культ По. Поэты — символисты и эстеты XIX и XX вв. усваивают эстетику, поэтику, теорию новеллы По.

415

…Можно ли назвать поэта, чей стиль явно сложился под воздействием По? Единственный, чье имя сразу приходит на ум, Эдвард Лир. — Видимо, Элиот имеет в виду развитие английским поэтом Э. Лиром (1812–1888) свойственных Э.А. По склонности к эффекту «неожиданности», необычности, парадоксу и гротескно-юмористической манеры снижения «высокого».

416

Малларме… приехал в Париж, потому что хотел познакомиться с Бодлером… — Стефан Малларме (1842–1898) обосновался в Париже с 1871 г. До того с 1863 преподавал английский (о чем Элиот упоминает ниже) в провинции (Тур- нон, Безансон, Авиньон). В 1880—1890-е он — центральная фигура французского символизма. Элиот заметил его существенную особенность: неспособность отдаться на волю «стихии жизни»; он — аналитик по призванию, его творчество выросло из «драмы самосознания».

417

…он [Валери] считал себя его [Малларме]учеником… — Поль Валери (1871–1945) в октябре 1891 г. отправил на суд Малларме два стихотворения и получил благожелательный ответ; через несколько недель лично познакомился и сблизился с ним. В творчестве Малларме, как и Э. По, ему импонировала жажда «алгебраической» ясности.

418

…По считают… в прозе — преемником… «готических» романистов… — Имеются в виду романисты XVIII–XIX вв. — X. Уолпол, У. Бекфорд, А. Радклиф, М.Г. Льюис, Ч. Мэтьюрин, Дж. Ш. Ле Фаню, М. Шелли. Готический роман — «ужасов и тайн» — построен на фантастических сюжетах, сочетающих, как правило, действие в необычной обстановке, в зловещем окружении с реалистичными деталями повседневности, что усиливает остроту повествования, оттеняет его кошмарность.

419

Шерлок Холмс обманул Ватсона, сказав ему, что купил скрипку Страдивари… на Тоттнэм-Корт Роуд. Он нашел ее в развалинах дома Ашеров. Между музыкальными упражнениями Холмса и Родерика Ашера — много общего… — Тоттнэм- Корт Роуд — улица в центральной части Лондона, известная своими магазинами. «Падение дома Ашеров» (1839) — новелла Э.А. По, где, в частности, описаны «буйные импровизации» героя на гитаре.

420

Хаггард, Райдер — английский романист (1856–1925), автор 34 приключенческих романов, среди них — «Копи царя Соломона» (1885), «Дочь Монте- сумы» (1893), «Перстень царицы Савской» (1910).

421

«Она» (1887) — авантюрный роман Р. Хаггарда, «Война миров» и «Машина времени» — научно-фантастические романы (соответственно 1898 и 1895 гг.) Г. Уэллса.

422

…Стон голубей в старинных вязах… — Из поэмы А. Теннисона «Принцесса» (1847), VII.

423

«Философия творчества» — статья (1846) Э.А. По, содержащая пространный анализ поэмы «Ворон», начиная с её замысла.

424

…уступка диктату рифмы, что, несомненно, Малерб, не потерпел бы… — Малерб, Франсуа (ок. 1555–1628) — французский поэт, теоретик классицизма, реформатор языка и стиха, сформулировавший в области метрики правила, ставшие обязательными для поэзии классицизма, в их числе ряд ограничений в области рифмы.

425

…у Франсуа Вийона, пишущего о своем падении… — например, в балладе «Спор между сердцем и телом Вийона», написанной летом 1461 г. в менской тюрьме; в «Балладе состязания в Блуа» и др.

426

Грей — коммент. 43* к «Заметкам…». Эмерсон, Ралф Уолдо (1803–1882) — американский поэт-романтик, философ-трансценденталист.

427

…судя по его [Бодлера] предисловию к переводам рассказов и эссе По… — Переводы Бодлером сочинений По составили три тома. Второй том, изданный в 1857 г., предваряет статья «Новые заметки об Эдгаре По» (ей предшествовала статья «Эдгар По, его жизнь и произведения», 1856).

428

…le poete maudit… тип, нашедший воплощение — по-разному — в Верлене и Рембо… — «Проклятые поэты» (1884) —

Скачать:TXTPDF

величайшему из Отцов церкви, человек после грехопадения утратил свободу к добру, право на спасение и не в состоянии вернуть его своими силами; единственная возможность — Благодать, особая божественная сила, ниспосылаемая