656
Тауншенд, Орелиан (15837—1643?) — поэт-кавалер при дворе Карла I, автор придворных «масок»; его лирические стихотворения впервые собраны воедино и изданы шекспироведом Э.К. Чемберсом в книге «Стихотворения и маски» (1912).
657
Антология Каролинских поэтов — трёхтомная антология «Поэты каролинской эпохи», т. е. периода Карла I (1625–1649), вышла в Оксфорде в 1905 г. Составитель — Дж. Сейнтсбери (см. коммент. 6* к «Критикуя критика»).
658
«Оксфордская антология английской поэзии» — см. коммент. 9* к эссе «Критикуя критика».
659
…Это определение [ «метафизическая поэзия»] долго служило уничижительным ярлыком или же обозначением причудливого и игривого вкуса. — Определение «метафизика» как синоним избыточной философичности впервые употребил Дж. Драйден, характеризуя поэзию Донна. Позднее С. Джонсон в «Жизнеописаниях поэтов. Каули» (1777) обвинил поэтов XVII в., прежде всего Донна и Каули, в злоупотреблении сложными, неестественными метафорами — концептами. Долгое время считали, что английская поэтическая традиция от елизаветинцев сразу перешла к поэзии эпохи Реставрации, а творчество Донна и его «школы» — отклонение от основного русла английской поэзии. В эпоху Просвещения поэты-метафизики известны, но непопулярны. Высоко оценили Донна романтики — А. Лэм и Т. Де Квинси; тонко и точно высказывался о нем и его младших современниках Кольридж. «Открытие» Элиотом «метафизиков», проходившее на общей волне реабилитации барокко в европейском общественном мнении и сближения XVII в. с ХХ-м, подготовили поздние викторианские критики. После издания А.Б. Гросартом в 1872 г. книги стихов Донна они отмечали в его любовной лирике сочетание «эмоции с мыслью», голос подлинного чувства, передаваемого зачастую языком астрономии, алхимии, права.
660
Джонсон, Бен (1572/3—1637) — см. коммент. 52* к «Сенеке в елизаветинском переложении». Прайор, Мэтью (1664–1721) — английский поэт.
661
Россетти, Кристина (1830–1894) — поэтесса, приверженница «Высокой Церкви», находившаяся под сильным влиянием «Оксфордского движения» (см. коммент. 32* к «Заметкам…»), сестра Д.Г. Россетти. Фрэнсис Томпсон (1859–1907) — поэт, экспрессивно, образно выражавший религиозное чувство, автор поэмы «Царство Бога» и др.
662
…Браслет из светлой пряди на кости… — Дж. Донн. «Останки», 6.
663
…в их творчестве «насильно сопрягаются самые разнородные понятия» — С. Джонсон. «Жизнеописание Каули».
664
…Наша душа — трехмачтовое судно, стремящееся в свою Икарию — Ш. Бодлер. «Путешествие». Икария — утопическая страна всеобщего благоденствия, описана Этьеном Кабе (1788–1856) в «Путешествии в Икарию» (1842).
665
… Унылый был ему судьбой назначен брег… — С. Джонсон писал о Карле XII (см. коммент. 31* к «Сэмюелю Джонсону…»).
666
…из «Оды» лорда Герберта… — «Ода в ответ на вопрос, может ли любовь длиться вечно».
667
…в оде Грея — среди сочинений Томаса Грея (1716–1771) — торжественные «пиндарические» оды.
668
…вплоть до Революции — Английская революция XVII в. (1642–1660). В эссе о Марвелле Элиот, следуя традиции английской историографии (Кларендона — коммент. 3* к «Религии и литературе») назвал ее «великим бунтом».
669
…претворение мысли в чувство — терминология, заимствованная Элиотом у французского критика-символиста Реми де Гурмона (1858–1915).
670
…в одном лишь этом состоит… — Дж. Чапмен. «Месть Бюсси д’Амбуа». V акт, сц. 1, 137 и след. См. коммент. 18* к «Сенеке……
671
…Но лишь когда в душе идет борьба… — Р. Браунинг. «Апология епископу Блоугрему», 693–697 (из сборника «Мужчины и женщины», 1855).
672
…Жена и дочка с двух сторон… — А. Теннисон. «Два голоса», 412–423.
673
…Гвидо Кавальканти, Гвиницелли или Чино — см. коммент. 33, 61 к «Данте».
674
…распад цельности мировосприятия («dissociation of sensibility») — ключевое для Элиота эстетико-философское понятие, введенное им здесь; заимствовано у Реми де Гурмона.
675
Коллинз, Уильям (1721–1759) — см. коммент. 2* к «Уильяму Блейку»; Голд- смит, Оливер (1728–1774) — см. коммент. 23* к эссе «Что такое «малые поэты»?».
676
«Сельское кладбище» — поэма (1751) Т. Грея — яркий образец лирики сентиментализма.
677
…во втором «Гиперионе» — поэма Дж. Китса, написанная в 1818–1819 гг. Поэт создал два варианта (первый — простое повествование о Гиперионе, титане, сыне Урана и Геи; второй — аллегорическое), оба не закончены.
678
Эпштейн, Жан — французский романист, теоретик кино. Его книга «Современная поэзия» (с подзаголовком «Сознание на новой фазе») вышла в Париже в 1921 г.
679
…О, колдовство войны, мерцание гераней… — Из «Derniers vers» («Последние стихи», 1890) Ж. Лафорга (см. коммент. 26* к эссе «Критикуя критика»).
680
…Она так далеко… — Ж. Лафорг. «Sur une Defunte» («Об умершей»), «Derniers vers».
681
Корбьер, Тристан — см. коммент. 36* к эссе «Критикуя критика».
682
…Для отрока, в ночи глядящего эстампы…» — Ш. Бодлер. «Путешествие».
683
Трехсотлетний юбилей бывшего члена Парламента от Гулля… — Э. Марвелл (1621–1678) родился в семье священника, симпатизировавшего пуританам. Учился в Кембридже, где попал под влияние католиков. Четыре года жил в Европе, в частности в Риме. Затем вернулся в Англию и в лоно англиканской церкви. Его лучшая лирика в основном написана в 1650–1652, когда он жил в Эплтоне (Йоркшир), поместье лорда Т. Фэрфакса, учил языкам его дочь. Сторонник роялистов. Позднее стал восхищаться О. Кромвелем, в 1653 — учитель его воспитанника. В 1657–1659 — помощник Мильтона, Латинского секретаря Государственного Совета (вроде современного заведующего канцелярией министерства иностранных дел и консультант по вопросам международной политики). После Реставрации монархии, в период правления Карла II (1660–1685) избран членом парламента от Гулля и оставался им до конца дней своих. Был автором сатир и памфлетов, разоблачавших министров и короля. Вступился за опального Мильтона. Его лирика при жизни почти не печаталась. Первый сборник стихов собран друзьями и вышел в свет в 1681 г. Упоминаемая в эссе «Горацианская ода на возвращение Кромвеля из Ирландии» (1650) считается одним из величайших образцов англоязычной «политической поэзии».
684
«Золотая сокровищница песен и лирики», «Оксфордская антология английской поэзии» — см. коммент. 2* к эссе «Что такое «малые поэты»?» и 9* — к эссе «Критикуя критика».
685
…Донн и его саван… — Став в 1615 г. англиканским священником, Донн имел обыкновение спать в гробу, завернувшись в саван, «репетируя» свою смерть.
686
…остроумие — крайне важное для Элиота понятие «wit» — метафизический Разум, или ирония, чего, по его мнению, лишена современная ему поэзия. Он дал тройное определение «wit»: «священная легкость», возникающая на основе сочетания трагического и комического; равновесие эмоционального и интеллектуального начал; исключительная способность создания целостного чувства из самых разнородных элементов (A note on two odes of Cowley // Seventeenth century studies presented to sir Herbert Grierson. Oxford, 1938. P. 242). Единство противоположностей, внесение комического, пародийного в сюжеты, в иные времена воспринимаемые серьезно — один из источников метафизической «иронии», она позволяет видеть явление с разных сторон, испытывать сразу несколько разнородных чувств; разрушительна для догматического мышления, порождает ощущение своего «я» многогранным в пределах вечного божественного порядка.
687
Каролинские поэты — см. коммент. 2* к «Метафизическим поэтам».
688
«Комус» — см. коммент. 3 к «Мильтону II».
689
Лэндор — см. коммент. 3* к эссе «Классическая филология и литератор» и 9* к эссе «Что такое «малые поэты»?».
690
Пуритане — религиозное движение (со второй половины XVI в.) за очищение Англиканской церкви от элементов католицизма в богослужении, обрядах, доктрине. Отличались строгостью нравов, стоицизмом, упорством в достижении целей, верой в призвание, религиозной нетерпимостью. Их идеология — основа революционной оппозиции роялизму во время Английской революции.
691
Люди…в оппозиции к Карлу I, и люди, поддерживавшие республику при Кромвеле… — В ходе 1-й (1642–1646) и 2-й (1648) гражданских войн между сторонниками парламента и роялистами парламентская армия О. Кромвеля нанесла решающее поражение армии Карла I Стюарта при Нейзби (1645) и Престоне (1648); король был казнен (1649), провозглашена республика. В 1653 установилась военная диктатура — протекторат Кромвеля.
692
…страстные земельные реформаторы — диггеры (англ. diggers), или «истинные левеллеры» (уравнители) — крайнее левое крыло участников Английской революции XVII в.
693
…вряд ли могли предвидеть чаепитие и распространение сект Диссидентов — диссиденты, или нонконформисты — совокупное обозначение приверженцев протестантских течений, оппозиционных государственной церкви — англиканству в Англии в период Реформации: пресвитериан, конгрегационалистов, квакеров и др. Сначала они пытались реформировать англиканскую церковь в духе кальвинистского пуританства, позднее отделились от неё. После реставрации монархии в 1766 г. они по сути оказались вне закона, многие эмигрировали в Америку. Их деятельность там привела к «Бостонскому чаепитию» — важному эпизоду борьбы английских колоний за независимость: в 1773 г. в знак протеста против беспошлинного ввоза англичанами чая в Северную Америку, что подрывало ее экономику, члены массовой тайной организации «Сыны свободы» в декабре 1773 г. проникли на английские корабли в Бостонском порту и выбросили в море партию чая, а в 1775 г. началась война США за независимость.
694
…Его [Марвелла] строку на постаменте статуи Карла /… — Элиот ошибся: надпись на памятнике в лондонской фондовой бирже принадлежит не Марвеллу.
695
…Великое Восстание — Английская революция XVII в.
696
…Люди… обязаны и могли бы верить королю… — Э. Марвелл. «Репетиция перестановки».
697
…Бледная ломится Смерть… — Гораций. «Оды», Кн. I, iv, 13–14.
698
…Помни: только лишь день погаснет краткий… — Катулл. «Carmina», V, 6.
699
…И девственность, столь дорогая вам… — Э. Марвелл. «К стыдливой возлюбленной», 31 и след.
700
«L allegro» («Веселый»), «II penseroso» («Задумчивый») — лирический диптих (1632) Мильтона.
701
…Был скрыт скелет… — «Костры и могилы», сб. «Эмали и камеи» Т. Го- тье. См. коммент. 6* к «Шарлю Бодлеру».
702
…Неужель с тобой вдвоем… — Песня из комедии Б. Джонсона «Вольпоне» (1605), III акт, сц. 7.
703
Грей, Коллинз — см. коммент. 12, 21 к «Метафизическим поэтам», 2* к «Уильяму Блейку».
704
Бувар и Пекюше — персонажи незавершенного романа Г. Флобера «Бувар и Пекюше» (1881), современные европейские «средние люди», обыватели, воплощение французского мещанства, которое Флобер презирал.
705
«Эта сила… проявляется в уравновешенности или примирении…» — С. Кольридж. «Литературная биография», гл. 13. См. коммент. 19* к эссе «От По к Валери».
706
…Затем вступают смуглые косцы… — Э. Марвелл. «Дому Эплтон», 388–390.
707
…И свежеокрашенные луга… — Там же, 626–628.
708
…И апельсины так ярки… — Э. Марвелл. «Бермуды» (предп. 1653), 17–18.
709
…Но радость пятится назад… — Э. Марвелл. «Сад», 47–48.
710
…Живи он дольше, видит Бог… — Э. Марвелл. «Нимфа, оплакивающая смерть своего олененка» (The Nymph complaining for the Death of her Fawn»), 89 и след. Сходство английских слов «fawn» — олененок и «faun» — фавн ввело И. Бродского в заблуждение, он перевел название как «Нимфа, оплакивающая смерть своего фавна».
711
«Жизнь и смерть Ясона» (1867) — поэма У. Морриса на мифологический сюжет о Ясоне, Медее и аргонавтах. См. коммент. 20* к эссе «С. Джонсон…».
712
Гелиады (греч.) — дочери бога Солнца Гелиоса, опечаленные смертью брата Фаэтона, превратились в тополя, а их слезы — в янтарь.
713
Клоринда: Здесь рядом текучий колокол фонтана… — Э. Марвелл. «Клоринда и Дамон».
714
…Спути сбивает нас нужда… — Ф. Вийон. «Завещание», XXI.
715
…И ощутив рукой сей твердый лоб — Драйден, «Авессалом и Ахитофель», 2 часть, 476–477.
716
…Святоши полусонные сменили… — Там же, 529–530.
717
…Считал Самсон, что лик свой гневный… — Дж. Мильтон. «Самсон-борец», 1749 и след. Газа — древний город в южной Палестине, в 322 г. до н. э. осажден и захвачен Александром Македонским.
718
…Того, кто из тиши садов… — Э. Марвелл. «Горацианская ода на возвращение Кромвеля из Ирландии». Пикт — (здесь) шотландец: 22 июля Кромвель, с июня 1650 г. командующий английской армией, вводит войска в Шотландию. См. коммент. 16*