Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранное, Том I-II Религия, культура, литература
начиная с Авраама Каули (1618–1667), «Словаря английского языка» (1755), «Молитв и размышлений» (1785).

785

…влияние его друга Эдмунда Бёрка в политологии… — см. коммент. 53* к «Заметкам…».

786

Степни, Джордж (1663–1701), Уолт, Уильям (1663–1708) — английские поэты; первый сотрудничал с Драйденом; второй известен стихотворением «Отчаявшийся влюбленный» и тем, что поддержал начинающего А. Поупа; Драйден ценил его критические суждения.

787

Питт, Кристофер (1699–1748) — поэт, переводчик (1740) «Энеиды» Вергилия.

788

Ялден, Томас (1670–1736) — английский поэт.

789

Помфрет, Джон (1667–1702) — бедфордширский викарий, автор популярной в свое время поэмы «Выбор» (1700) — о преимуществах спокойной, достойной сельской жизни.

790

Блэкмор, сэр Ричард (1650–1729) — врач королевы Анны (правила с 1702 по 1714 г.), автор пространных эпических, героических стихотворений и философской поэмы «Творение» о Боге и божественном провидении, одобренной С. Джонсоном.

791

…Великолепное предисловие к Шекспиру… — имеется в виду предисловие «Разнообразные заметки к трагедии «Макбет»» к изданию Шекспира (1745).

792

Рэли, Уолтер (1861–1922) — первый (с 1904 г.) профессор английской литературы в Оксфордском университете. Автор книг «Мильтон» (1900), «Шекспир» (1907) и «Шести эссе о Джонсоне» (1910).

793

…Поэты-метафизики были учеными людьми… — С. Джонсон. «Жизнеописание А. Каули».

794

…меня не радует зрелище Отца Камуса и Святого Петра, идущих в одной процессии… — в мильтоновском «Ликиде» (см. коммент. 14* к «Мильтону I»). Камус, Жан-Пьер (1582–1652) — французский епископ.

795

Скелтон, Джон (ок. 1460–1529) — английский поэт, учитель принца Генри (впоследствии Генриха VIII); автор сатир и шуточных стихов; в историю поэзии вошел «скелтоновский стих» (с использованием фольклорных рифм и ритмов).

796

Джонсон, как добрый христианин и последовательный тори, питал глубокое отвращение к Гоббсу — известному атеисту и тоталитаристу. Тори — (синоним консерватора) — английская политическая партия, возникшая в конце 70-х — нач. 80-х гг. XVII в. и ставшая основой для возникновения Консервативной партии в XIX в. Гоббс — см. коммент. 2* к «Макиавелли».

797

Поуп, Александр (1688–1744) — английский поэт, автор «Эссе о критике» (1711) — манифеста английского просветительского классицизма; поэм «Виндзорский лес» (1713), «Похищение локона» (1712), «Послания Элоизы к Абеляру» (1717); сатир «Дунсиада» (1728) и «Новая Дунсиада» (1742), философских поэм «Опыты о морали» (1731–1735), «Опыт о человеке» (1732–1734).

798

Наконец земля Британии, неувядаемой дамы… — Р. Блэкмор, из «Произведений английских поэтов» С. Джонсона (Works of the English Poets with Prefaces, Biographical and Critical by Johnson S., 68 vols. Vol. 24. London: J. Nichols, 1779).

799

Эйкенсайд, Марк (1721–1770) — английский поэтг автор поэмы «Утехи воображения» (1744), «Гимн наядам» (1746) и др.

800

Отвей, Томас (1652–1785) — английский драматург.

801

Юнг, Эдвард (1683–1765) — английский поэт, самая известная его поэма — «Жалоба, или ночные мысли о жизни, смерти и бессмертии» (1742–1765).

802

Томсон, Джеймс (1700–1748) — английский поэт, в поэме «Времена года» (ч. 1–4, 1726–1730), где описания природы — самоцель, представлена сентименталистская концепция благой природы.

803

Моррис, Уильям (1834–1896) — английский поэт, писатель, художник, в молодости близкий прерафаэлитам; социалист-утопист. Сборник «Защита Гиневры и другие стихотворения» (1858), поэмы «Жизнь и смерть Ясона» (1867), «Земной рай» (1868–1870), романтические в средневековом духе стилизации мифологических и сказочных сюжетов (несмотря на замечание Элиота) сделали его одним из самых известных поэтов своего времени.

804

…от Кносского дворца к пещере Зевса… склоны Иды… Кносс — древний город в центральной части сев. Крита с дворцовыми постройками средне- и позднеминойского периода (по имени Миноса, легендарного царя Кносса), разрушенный землетрясением и пожаром в XV и XIV вв. до н. э. На северном склоне Иды, центрального горного массива на Крите, находится грот Зевса (Юпитера) — мифическое место его рождения.

805

Купер — см. коммент. 13* к эссе «Что такое «малые поэты»?».

806

В их памяти останутся «Гиперион», «Прелюдия»…. некоторые драматические монологи Браунинга. — См. коммент. 5, 12, 24* к эссе «Что такое «малые поэты»?».

807

Уоллер, Эдмунд (1606–1687) — английский поэт, среди его сочинений — «Духовные стихотворения» (1685).

808

Уоттс, Айзек (1674–1748) — английский поэт, автор «Гимнов и духовных песен» (1707), «Духовных песен для детей» (1715) и др.

809

Герберт, Крэшо, Воэн — см. коммент. 19* к эссе «Что такое «малые поэты»?», 14* — к «Ланселоту Эндрюсу» и эссе «Поэты-метафизики».

810

Лoy, Уильям (1686–1761) — автор трактатов о морали; упоминаемый «Серьезный призыв к благочестивой и святой жизни» (1728) — наиболее известный из них.

811

«Парень из Шропшира» Хаусмана — см. коммент. 28* к «Эзре Паунду».

812

Стрэнд — одна из главных улиц Лондона.

813

…мала вероятность того, что на одном деревенском кладбище покоятся тела потенциальных Хэмпдена, Мильтона или Кромвеля. — Здесь, как и в «Заметках к определению понятия «культура»» (см. коммент. 43*), Элиот обыгрывает строки из «Элегии, написанной на сельском кладбище» Т. Грея. Хэмпден, Джон (1594–1643) — английский политический деятель, возглавивший борьбу против налога с городов и графств в виде поставки кораблей Карлу I, что в итоге стало одной из причин, приведших к Гражданской войне.

814

Карл — Карл XII (1682–1718), король Швеции с 1697 г.

815

Голдсмит — см. коммент. 23* к эссе «Что такое «малые поэты»?»

816

Прайор, Мэтью (1660–1721) — поэт и дипломат. Пародировал стихи Драйдена.

817

Мэтью Арнольд говорил, что поэзия — это критика жизни… — Эссе «Вордсворт».

818

Боссюэ, Жак Бенинь (1627–1704) — французский писатель, католик, консерватор.

819

…Вордсворт в своем Предисловии — См. коммент. 22* к «Мильтону II».

820

…Кольридж… преуменьшая «фантазию» и резко отделяя ее от «воображения» — см. коммент. 19* к эссе «От По к Валери».

821

…В наше время поэт…избирает себя в качестве главного объекта творчества… — С. Т. Кольридж. «Biographia Literaria».

822

«Король Эдуард III» — историческая пьеса (1596) о короле Англии в 132777; авторство не установлено, приписывается, по крайней мере частично, Шекспиру.

823

Коллинз, Уильям (1721–1759) — английский поэт-предромантик, широко признанный в эпоху романтизма. Элиот имеет в виду его, близкие Блейку, известные «Оды на некоторые описательные и аллегорические темы» (1747), среди них «Ода вечеру», «Ода страстям», «Ода страху», «Ода простоте».

824

«На склонах Иды затененных» — стихотворение Блейка «К музам» (из «Поэтических набросков», 1783); Элиот называет его по первой строке и цитирует последние строки.

825

«Песни Неведения и Познания, показывающие два противоположных состояния человеческой души» — два поэтических цикла Блейка. «Песни Неведения» награвированы им в 1789 г., «Песни Познания» вместе с «Песнями Неведения» — в 1794 г., в дальнейшем Блейк всегда объединял их.

826

«Манускрипт Россетти» — тетрадь (58 листов), заполнявшаяся Блейком стихами и рисунками примерно до 1811 г.; была приобретена Д.Г. Россетти (см. коммент. 42* к «Данте») в 1847 г. у брата художника Сэмюэла Пал мера, с которым Блейк дружил в последние годы жизни. Эта находка дала импульс изучению творчества Блейка, ставшего популярным с середины XIX в. благодаря прерафаэлитам, видевшим в нем своего предшественника.

827

…Согласно его [Блейка] представлениям, нет никаких причин считать Све- денборга более безумным, чем Локк. — Сведенборг, Эмануэль (1688–1772) — шведский теософ, в 1740-х — объявил себя «духовидцем», призванным самим Христом дать истинное толкование Библии; слышал «голоса», имел «видения». Локк, Джон (1632–1704) — английский философ, материалист-сенсуалист, разработал эмпирическую теорию познания.

828

…А от проклятий и угроз… — У. Блейк. «Лондон» (13–16), «Песни Познания».

829

…Нет, себялюбица любовь… — У. Блейк. «Ком земли и камень» (9—13). Там же.

830

…Тот, кто желает сделать добро другому, должен делать… — У. Блейк. «Иерусалим» (1804–1807), 55.

831

Батлер, Сэмюел (1835–1902) — английский писатель, автор сатирического романа «Едгин» (1872) (от английского «nowhere» — нигде, читаемого в обратном порядке) и ее продолжения «Возвращение в Едгин» (1901). Критиковал миф о воскресении Христа («Прекрасное убежище», 1873); поддерживал идеи французского естествоиспытателя Ж.Б. Ламарка об эволюции органического мира (чем заслужил одобрение «нелюбимого» Элиотом Б. Шоу в предисловии к «Назад к Мафусаилу», 1921); автор работ — «Жизнь и привычка» (1877), «Эволюция, старая и новая», «Бог известный и Бог неизвестный», 1879 и др.; переводчик «Илиады» и «Одиссеи», выдвинул гипотезу: автором «Одиссеи» была женщина родом из Трапани в Сицилии («Авторша Одиссеи», 1897).

832

«Так говорил Заратустра» (т. 1–3, 1883–1884) — сочинение немецкого философа Ф. Ницше.

833

М. Берже (Berger М.) — автор книги «William Blake: mysticism et poesie» (P., 1907).

834

… В оксфордском издании Блейка… — «The poetical works of William Blake…» With variorum readings and bibliographical notes and prefaces by John Sampson. Oxford: Clarendon press, 1905.

835

«Ист Линн» (1861) — роман английской писательницы миссис Генри Вуд (Эллен Вуд, 1814–1887). «Белый раб, или Воспоминания беглеца» (1852) — роман американского писателя, философа, историка Ричарда Хилдрета (1807–1865). «Без напутствий матери» (No mother to guide her) — популярная в 1920-е годы пьеса о Голливуде американской сценаристки, романистки, драматурга Аниты Лоос.

836

«Грозовой перевал»— роман (1847) Эмили Бронте (1818–1848). «Мельница на Флоссе» — роман (1860) Джордж Элиот (псевдоним Мэри Энн Эванс, 1819–1880).

837

«Золотая чаша» — роман (1904) Г. Джеймса. «Улисс» — роман (1922) Дж. Джойса. «Карьера Бьючама» — роман (1876) Джорджа Мередита. «Холодный дом» — роман (1852–1853) Ч. Диккенса.

838

Рид, Чарльз — английский писатель (1814–1884), в свое время широко известный как «литературный преемник» Диккенса.

839

Капитан Мэрриэт, Фредерик (1792–1848) — морской капитан, автор романов о морской жизни и книг для детей.

840

«Жизнь Диккенса» — книга (3 тома, 1872–1874) друга Диккенса Джона Форстера (1812–1876), автора биографий литераторов (Голдсмита, Свифта, Лэн- дора) и политиков.

841

… Честертона, лучшего из ныне живущих авторов, писавших о Диккенсе… — Г.К. Честертон (1874–1936) — автор книги о Диккенсе (1906).

842

…Лучший роман Коллинза… — «Женщина в белом» — опубликован в 1860 г.; упоминаемые далее романы У. Коллинза (1824–1889) «Без имени» — в 1863, «Лунный камень» — в 1868, «Армадейл» — в 1866, «Новая Магдалина» — в 1873, пьеса «Замерзшая бездна» — в 1874; повесть (в соавторстве с Диккенсом) «В тупике» — в 1867.

843

Бекки Шарп — центральный персонаж романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия. Роман без героя» (1848), Эмма Бовари — романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» (1857).

844

…Что за жизнь была у молодого Бейли! — Бейли — персонаж романа Диккенса «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1844), гл. 8, 9, 11 и след.

845

«Чей потомок ты?» (итал.) — перевод М. Лозинского.

846

Фарината — см. коммент. 13* к «Данте». «Чей потомок ты?» — Данте «Божественная комедия», «Ад», X, 42.

847

Перевод Б. Пастернака.

848

…При мне ей как-то захватило дух… — Энобарб, приверженец Антония, — о Клеопатре. У. Шекспир. «Антоний и Клеопатра», II акт, сц. 2.

849

…Холмс…с его иглой, с его боксом, с его скрипкой, — персонаж юмористический в джонсоновском смысле… — Элиот имеет в виду индивидуальные странности Шерлока Холмса в духе теории «гуморов» Б. Джонсона. См. коммент. 18* к «Мильтону II».

850

…Коллинзу ни за что бы не выдумать Дурдлза и Депутата… — т. е. персонажей романа Диккенса «Тайна Эдвина Друда» (1870), гл. 4, 5, 12, 22 и др.

851

Ладно скроенных (фр.).

852

«Царь Эдип» (ок. 425) — трагедия Софокла.

853

Развязка (фр.).

854

Генри Джеймс…в качестве критика — Г. Джеймс известен как писатель, обладавший крайне развитым творческим самосознанием, он создал свою теорию романа в предисловиях к собранию своих сочинений (публиковалось с 1907 г.); был автором многочисленных эссе о французских, английских и американских писателях.

855

Пейтер, Уолтер (1839–1894) — английский писатель, историк искусств, эстет, близкий прерафаэлитам (см. коммент. 42* к «Данте»), однако ориентированный, в отличие от них, на искусство не Средних веков, а Возрождения. Его «Очерки по истории Ренессанса» (1873), куда вошли эссе о не почитавшемся тогда Боттичелли, о Леонардо да Винчи и др., О. Уайлд назвал «священным писанием красоты».

Скачать:TXTPDF

начиная с Авраама Каули (1618–1667), "Словаря английского языка" (1755), "Молитв и размышлений" (1785). 785 …влияние его друга Эдмунда Бёрка в политологии… — см. коммент. 53* к "Заметкам…". 786 Степни, Джордж (1663–1701),