Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Немецкая идеология

Довольно петь лукавца Одиссея,

Его скитанья в далях океана,

Довольно славить подвиги Энея,

Победы Александра и Траяна,

И все, что музой древнею воспето.

Иной, достойнейший, предмет поэта

Теперь влечет.

И вы, о нимфы Шпре…

Мне подарите голос вдохновенный

И яростный, чтоб не свирель простая

Служила мне, но звучный рог военный,

Дух пламеня, на подвиг призывая. Ред.

419

– Поболее, чем силе человечьей

Дано… Ред.

420

– …со славой

Обогатил мир новою державой. Ред.

421

– …нежной, юной и цветущей ветви

Христом излюбленного древа. Ред.

422

Ср. Камоэнс, «Лузиады», I, 1 – 7.

423

помимо их воли. Ред.

424

См. с. 252 – 254. Ред.

425

господи помилуй. Ред.

426

– основой для сравнения, критерием. Ред.

427

Далее следует следующее зачеркнутое место: «То, что индивиды связаны друг с другом своими потребностями, что предшествующее развитие производительных сил обусловило господство одних над другими; из-за этого Санчо, который устремил взор лишь на „Святое“, не собирается беспокоиться». Ред.

428

См. с. 11 – 76. Ред.

429

– самоотверженностью. Ред.

430

основа для сравнения, критерий. Ред.

431

Намек на жену Штирнера М.В. Денхардт. Ред.

432

настолько, насколько этого хотел бы человек. Ред.

433

– торжествующую церковь. Ред.

434

– воинствующей церкви. Ред.

435

– от великого до смешного – один шаг (выражение, неоднократно повторявшееся Наполеоном). Ред.

436

помимо его воли. Ред.

437

– в просторечии. Ред.

438

– старую веселую и молодую печальную Англию. Ред.

439

– стульчаку. Ред.

440

Игра слов: «Eselsbrucke» («ослиный мост») в переносном смысле означает пособие для тупых или ленивых школьников (нечто вроде «шпаргалки»). Ред.

441

– Это не то, это не то! Ред.

442

Отважный боец,

Благородный командир,

Лихой рыцарь,

Знаменитый паладин,

Всегда верный христианин,

Удачливый адмирал Африки,

Верховный владыка Александрии,

Кади Берберии,

Сид Египта,

Марабут и

Великий государь

Иерусалима. Ред.

443

См. с. 171 – 172. Ред.

444

– Вот. Ред.

445

попросту. Ред.

446

– философским романом. Ред.

447

– под углом зрения вечного. Ред.

448

– работникам. Ред.

449

– бездельникам. Ред.

450

– все мы братья, все – друзья. Ред.

451

В оригинале: «Vermogen», что означает и «способности», и «достояние». Ред.

452

– под углом зрения вечного. Ред.

453

См. с. 207 – 208. Ред.

454

– нам запрещен доступ к земле, воде, воздуху и огню (Формула изгнания в Древнем Риме). Ред.

455

– ибо им запрещен доступ к воздуху и воде. Ред.

456

– войну всех против всех. Ред.

457

– подновленное. Ред.

458

– наоборот. Ред.

459

равенство, солидарность, единство интересов. Ред.

460

– свободном развитии всех задатков. Ред.

461

– отталкивающего труда. Ред.

462

привлекательный труд. Ред.

463

Игра слов: «Grun» – фамилия, «Grundlichkeit» – «основательность». Ред.

464

См. с. 441 – 442. Ред.

465

– «Эрнст, степной житель». Ред.

466

– чистое ничто. Ред.

467

– в мирное время. Ред.

468

– национальным имуществом; слово «sur» само по себе имеет и значение предлога «на». Ред.

469

– все. Ред.

470

– собственники. Ред.

471

– класса самого многочисленного и самого бедного. Ред.

472

– ученых. Ред.

473

– художников. Ред.

474

– остальное человечество, объединяемое идеей: Равенство. Ред.

475

– работников. Ред.

476

– специально. Ред.

477

– феодальный, промежуточный и промышленный классы. Ред.

478

– Все через промышленность, все для нее. Ред.

479

– фабриканты, купцы. Ред.

480

В оригинале игра слов: Stein – фамилия, «Stein» – «камень», «Eckstein» – «краеугольный камень», «Stein des Anstosses» – «камень преткновения». Ред.

481

– 1830 г. Ред.

482

способность. Ред.

483

– каждому по его способности, каждой способности по ее делам. Ред.

484

– отталкивающим трудом и привлекательным трудом. Ред.

485

Игра слов: Grun – фамилия и «grun» – «зеленый». Ред.

486

См. с. 464. Ред.

487

– гражданином государства. Ред.

488

здесь: членом гражданского общества. Ред.

489

Игра слов: «Genu?» означает «использование», а также «наслаждение». Ред.

490

более или менее. Ред.

491

помимо своей воли. Ред.

492

– И вот мой коммунист готов! Ред.

493

– старейшин. Ред.

494

– старшины. Ред.

495

– Разделяй и властвуй. Ред.

496

– в моду. Ред.

497

Предостережение философам! Ред.

498

– как пустяк. Ред.

499

– сериальная диалектика. Ред.

500

– попыткой завоевать благосклонность. Ред.

501

– для вящей славы бога. Ред.

502

В одной неизданной лекции наш пророк, впрочем, высказал это совершенно открыто.

Комментарии

1

1 «Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков» – совместное произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, над которым они работали в Брюсселе в 1845 – 1846 гг. Намерение написать философский труд, противопоставив в нем материалистическое понимание истории идеалистическим взглядам немецкой послегегелевской философии, возникло у Маркса и Энгельса весной 1845 г. Замысел этой работы нашел отражение в Марксовых «Тезисах о Фейербахе». Осенью 1845 г. Маркс и Энгельс расширяют свой замысел, намереваясь подвергнуть критике также и «истинных социалистов». В связи с этим они намереваются издать специальный тематический сборник. Работа над рукописью началась в ноябре 1845 г. Текст первого тома «Немецкой идеологии» был в основном закончен в апреле 1846 г. Работа над вторым томом завершилась к началу июня. Однако опубликовать рукопись не удалось. В 1846 – 1847 гг. Маркс и Энгельс делали неоднократные попытки найти в Германии издателя для своей работы. При их жизни была опубликована лишь 4-я глава 2-го тома «Немецкой идеологии» в журнале «Das Westphalische Dampfboot» (см. примечание 52) (августсентябрь 1847 г.). Несколько страниц 2-й главы 1-го тома «Немецкой идеологии» (см. настоящее издание, с. 94 – 95) текстуально совпадают с анонимной заметкой, опубликованной в «Gesellschaftsspiegel» (1846, январь, выпуск 7) и датированной «Брюссель, 20 ноября».

В 6-м выпуске журнала «Gesellschaftsspiegel» была опубликована анонимная заметка, вторая половина которой местами текстуально совпадает с 5-й главой 2-го тома «Немецкой идеологии».

Расположение материала и редакционные заголовки в незаконченной главе «Фейербах» даются по изданию: Marx К., Engels F. Collected Works. Progress Publishers. Moscow, 1976.

Главы 2 – 3 второго тома «Немецкой идеологии» в рукописи отсутствуют. – 5.

2

2 В 1-й главе 1-го тома изложено основное положительное содержание всего труда. Поэтому 1-я глава «Немецкой идеологии» является важнейшей главой всего произведения и имеет самостоятельное значение. Здесь впервые в систематической форме дано изложение материалистического понимания истории. – 11.

3

3 Имеется в виду основное произведение Д.Ф. Штрауса «Жизнь Иисуса» (Strau? D.F. Das Leben Jesu. Tubingen, 1835 – 1836, Bd. 1 – 2), содержащее острую философскую критику религии и положившее начало расколу гегелевской школы на старогегельянцев и младогегельянцев. – 11.

4

4 Диадохи – полководцы Александра Македонского, вступившие после его смерти в ожесточенную борьбу друг с другом за власть. В результате этой борьбы (кон. IV – нач. III в. до н.э.) монархия Александра, представлявшая собой непрочное военно-административное объединение, распалась на ряд отдельных государств. – 11.

5

5 «Миропотрясающие мысли» – выражение из анонимной статьи «О праве оправданного требовать оформления, состоявшегося по отношению к нему судебного решения», опубликованной в журнале «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (1845, т. 4, с. 327) (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 86).

«Wigand’s Vierteljahrsschrift» («Трехмесячник Виганда») – философский журнал младогегельянцев; издавался О. Вигандом в Лейпциге в 1844 – 1845 гг. В журнале участвовали Б. Бауэр, М. Штирнер, Л. Фейербах и др. – 14, 83.

6

6 Термин «Verkehr» в «Немецкой идеологии» имеет очень широкое содержание. Этот термин обозначает материальное и духовное общение отдельных индивидов, социальных групп и целых стран. Маркс и Энгельс в своей работе показывают, что материальное общение, и прежде всего общение людей в процессе производства, является основой всякого иного общения. В терминах «Verkehrsform», «Verkehrsweise», «Verkehrsverhaltnisse», «Produktions- und Verkehrsverhaltnisse» («форма общения», «способ общения», «отношения общения», «отношения производства и общения»), которые употребляются в «Немецкой идеологии», нашло выражение формировавшееся в это время у Маркса и Энгельса понятие производственных отношений. – 15.

7

7 Термин «Stamm», который переводится в «Немецкой идеологии» как «племя», имел в 40-х гг. XIX в. в исторической науке более широкое значение, чем в настоящее время. Он обозначал совокупность людей, имеющих общее происхождение от одного и того же предка, и охватывал современные понятия «род» и «племя». Точное определение и различение этих понятий было впервые дано в книге Л.Г. Моргана «Древнее общество» (1877). В этом главном произведении выдающегося американского этнографа и историка впервые было выяснено значение рода как основной ячейки первобытно-общинного строя, и тем самым была заложена научная основа для всей истории первобытного общества. Обобщив результаты исследований Моргана, Энгельс всесторонне раскрыл содержание понятий «род» и «племя» в своем произведении «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). – 16.

8

8 Аграрный закон римских народных трибунов Лициния и Секстия, принятый в 367 г. до н.э. в результате борьбы плебеев против патрициев, запрещал римским гражданам владеть более чем 500 югерами (ок. 125 га) земли из государственного земельного фонда (ager publicus).

Гражданскими войнами называют начавшиеся в конце II в. до н.э. и продолжавшиеся вплоть до 30-го г. до н.э. столкновения между различными группировками господствующего класса в Древнем Риме. Гражданские войны, происходившие в обстановке обострения классовой борьбы и восстаний рабов, способствовали падению республики и установлению в 30-м г. до н.э. Римской империи. – 17.

9

9 Здесь и ниже Маркс и Энгельс цитируют и разбирают главным образом работу Л. Фейербаха «Основные положения философии будущего» (Цюрих и Винтертур, 1843) (Feuerbach L. Grundsatze der Philosophie der Zukunft. Zurich und Winterthur, 1843). – 22.

10

10 Имеется в виду статья Б. Бауэра «Характеристика Людвига Фейербаха», напечатанная в журнале «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (т. 3. с. 86 – 146). – 23, 36, 83, 340, 425.

11

11 Гёте. «Фауст», «Пролог на небесах». Перефразировано. – 23.

12

12 Имеется в виду высказывание Б. Бауэра в его статье «Характеристика Людвига Фейербаха» («Wigand’s Vierteljahrsschrift», т. 3, с. 130). – 25, 77, 86.

13

14 «Deutsch-Franzosische Jahrbucher» («Немецко-французский ежегодник») – издавался в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел в свет только первый, двойной, выпуск в феврале 1844 г. В нем были опубликованы произведения К. Маркса: «К еврейскому вопросу» и «К критике гегелевской философии права. Введение», а также произведения Ф. Энгельса: «Наброски к критике политической экономии» и «Положение Англии. Томас Карлейль. „Прошлое и настоящее“» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 382 – 413, 414 – 429, 544 – 571, 572 – 597). Эти работы знаменуют переход Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму. Главной причиной прекращения выхода журнала были принципиальные разногласия Маркса с буржуазным радикалом Руге. – 30.

14

15 Здесь обыгрывается библейское выражение (Послание к римлянам, 9, 17): «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». – 31, 158, 370.

15

16 Этот вывод о возможности победы пролетарской революции лишь одновременно в передовых капиталистических странах, получивший наиболее законченную формулировку в работе Энгельса «Принципы коммунизма» (1847), был верен для периода домонополистического капитализма. В новых исторических условиях, в период империализма, В.И. Ленин, исходя из открытого им закона неравномерности экономического и политического развития капитализма, пришел к новому выводу – о возможности победы социалистической революции первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой, стране и о невозможности одновременной победы революции во всех странах или в большинстве стран. Формулировка этого нового вывода была впервые дана в статье В.И. Ленина «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915). – 33.

16

17 В оригинале употреблено выражение «Haupt-

Скачать:PDFTXT

Немецкая идеология Энгельс читать, Немецкая идеология Энгельс читать бесплатно, Немецкая идеология Энгельс читать онлайн