Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Немецкая идеология

– 77.

51

12 Имеется в виду высказывание Б. Бауэра в его статье «Характеристика Людвига Фейербаха» («Wigand’s Vierteljahrsschrift», т. 3, с. 130). – 25, 77, 86.

52

52 «Das Westphalische Dampfboot» («Вестфальский пароход») – ежемесячный журнал «истинных социалистов»; издавался под редакцией О. Люнинга в Билефельде с января 1845 по декабрь 1846 г. и в Падерборне с января 1847 по март 1848 г. – 78.

53

53 Имеется в виду статья М. Штирнера «Рецензенты Штирнера». – 78, 312.

54

53 Имеется в виду статья М. Штирнера «Рецензенты Штирнера». – 78, 312.

55

54 Santa casa (святой дом) – здание инквизиции в Мадриде. – 79.

56

56 Вторым томом книги Б. Брауэра «Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelegenheit» (Zurich und Winterthur, 1842) («Правое дело свободы и мое собственное дело». Цюрих и Винтертур, 1842) здесь иронически называется статья Б. Брауэра о Фейербахе в журнале «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (см. примечание 10). – 80.

57

57 Имеется в виду статья Л. Фейербаха «О „Сущности христианства“ в связи с „Единственным и его собственностью“» (см. примечание 29). – 80.

58

58 Имеется в виду статья Б. Бауэра «Людвиг Фейербах» в журнале «Norddeutsche Blatter fur Kritik, Literatur und Unterhaltung» (1844, октябрь, № 4). – 80.

59

59 Речь идет о книгах Л. Фейербаха: «Geschichte der neuern Philosophie. Darstellung, Entwicklung und Kritik der Leibnitz’schen Philosophie». Ansbach, 1837 ( «История новой философии. Изложение, анализ и критика философии Лейбница». Ансбах, 1837); «Pierre Bayle». Ansbach, 1838 («Пьер Бейль». Ансбах, 1838); «Das Wesen des Christenthums». Leipzig, 1841 («Сущность христианства». Лейпциг, 1841) и о статье Л. Фейербаха «Zur Kritik der „positiven Philosophie“» («К критике „позитивной философии“»), напечатанной анонимно в «Hallische Jahrbucher» (1838). – 80.

60

60 «Позитивная философия» – религиозно-мистическое направление в философии, выступившее с критикой философии Гегеля (X.Г. Вейсе, И.Г. Фихте-младший, А. Гюнтер, Ф. Баадер, поздний Шеллинг). «Позитивные философы» пытались подчинить философию религии, выступали против рационального познания и считали божественное откровение единственным источником «позитивного» знания. Всякую философию, объявлявшую своим источником рациональное познание, они называли «негативной». – 80.

61

10 Имеется в виду статья Б. Бауэра «Характеристика Людвига Фейербаха», напечатанная в журнале «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (т. 3. с. 86 – 146). – 23, 36, 83, 340, 425.

62

61 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 153 – 154. – 81.

63

62 Вопрос об Орегоне – борьба за владение Орегоном закончилась в 1846 г. разделом этой области между США и Англией.

О хлебных законах в Англии см. примечание 33. – 81.

64

63 Bauer В. Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker. Leipzig, 1841, Bd. 1 – 2; Braunschweig, 1842, Bd. 3 (Бауэр Б. Критика евангельской истории синоптиков. Лейпциг, 1841, т. 1 – 2; Брауншвейг, 1842, т. 3).

Bauer В. Das entdeckte Christenthum. Zurich und Winterthur, 1843 (Бауэр Б. Раскрытое христианство. Цюрих и Винтертур, 1843).

Hegel G.W.F. Phanomenologie des Geistes. Bamberg und Wurzburg, 1807 (Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Бамберг и Вюрцбург, 1807); это произведение цитируется в «Немецкой идеологии» по изданию: Hegel G.W.F. Werke. 2-te Aufl., Berlin, 1841, Bd. II (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. 2-е изд. Берлин, 1841, т. II). – 82.

65

64 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 153 – 158, 209, 211. – 82.

66

65 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 153 – 157. – 82.

67

5 «Миропотрясающие мысли» – выражение из анонимной статьи «О праве оправданного требовать оформления, состоявшегося по отношению к нему судебного решения», опубликованной в журнале «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (1845, т. 4, с. 327) (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 86).

«Wigand’s Vierteljahrsschrift» («Трехмесячник Виганда») – философский журнал младогегельянцев; издавался О. Вигандом в Лейпциге в 1844 – 1845 гг. В журнале участвовали Б. Бауэр, М. Штирнер, Л. Фейербах и др. – 14, 83.

68

10 Имеется в виду статья Б. Бауэра «Характеристика Людвига Фейербаха», напечатанная в журнале «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (т. 3. с. 86 – 146). – 23, 36, 83, 340, 425.

69

66 Иронический намек на книгу Б. Бауэра «Правое дело свободы и мое собственное дело». – 84.

70

67 Перефразировано выражение – «Самуэль, выручай» из оперы К.М. Вебера «Волшебный стрелок» (либретто Ф. Кинда), акт 2, сцена 6. – 85.

71

68 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 86. – 85.

72

69 Цитаты из библейского Нового завета: Первое послание Иоанна, 2, 16 и Книга пророка Иезекилля, 11, 18. – 85.

73

70 Ср.: Библия. Новый завет, Послание Иуды, 11 – 13. – 86.

74

71 Ср.: Библия. Новый завет, Послание Иуды, 23. – 86.

75

72 Ср.: Библия. Новый завет, Откровение Иоанна Богослова, 22, 15. – 86.

76

12 Имеется в виду высказывание Б. Бауэра в его статье «Характеристика Людвига Фейербаха» («Wigand’s Vierteljahrsschrift», т. 3, с. 130). – 25, 77, 86.

77

73 Библия. Новый завет, Евангелие от Матфея, 26, 41. – 87.

78

74 Три слова – «кипучему, бушующему и шипящему» – взяты из баллады Шиллера «Кубок» и включены в цитату из статьи Б. Бауэра «Характеристика Людвига Фейербаха». – 87.

79

75 Перефразировка реплики из 2-й сцены 3-го акта немецкого перевода комедии Шекспира «Двенадцатая ночь»: слово «милость» (Gunst) заменено словом «искусство» (Kunst). – 88.

80

76 Выражение «драться подобно двум кошкам из Килкенни» возникло в конце XVIII в. Во время ирландского восстания 1798 г. город Килкенни был оккупирован наемниками английского правительства гессенскими солдатами, которые имели обыкновение забавляться дракой связанных хвостами кошек. Однажды при приближении офицера один из солдат обрубил палашом хвосты кошкам, и они разбежались; офицеру же было сказано, что кошки съели друг друга и от них остались лишь хвосты. – 88.

81

77 Библия. Ветхий завет, Книга пророка Иеремии, 2, 6; 18, 14; 19, 3; 22, 29; 25, 3; 32, 22, 30, 33 – 35. Перефразировано. – 90.

82

78 Цитируется «Корреспонденция из провинции», опубликованная в «Literatur-Zeitung» (1844, май, № 6).

«Literatur-Zeitung» – сокращенное название ежемесячника «Allgemeine Literatur-Zeitung» («Всеобщая литературная газета»); издавался младогегельянцем Б. Бауэром в Шарлоттенбурге с декабря 1843 по октябрь 1844 г. – 90.

83

79 Ср.: Библия. Новый завет. Послание к Колоссянам, 1, 26. – 91.

84

80 Ср.: Библия. Ветхий завет. Бытие, 4, 1. – 92.

85

81 Выражения заимствованы из опубликованных в «Allgemeine Literatur-Zeitung» рецензий К. Рейнхардта на книги: Bruggemann К.Н. Preu?ens Beruf in der deutschen Staats-Entwicklung… Berlin, 1843 (Брюггеман К.Г. Предназначение Пруссии в германском государственном развитии… Берлин, 1843) и Benda D. Katechismus fur wahlberechtigte Burger in Preu?en. Berlin, 1843 (Бенда Д. Катехизис для граждан, обладающих правом голоса в Пруссии. Берлин, 1843). – 92.

86

82 Имеется в виду статья Ю. Фаухера «Злободневные вопросы английской жизни», опубликованная в «Allgemeine Literatur-Zeitung» (1844, июньавгуст, № 7 – 9). – 92.

87

83 Имеется в виду статья Е. Юнгница «Г-н Науверк и философский факультет», опубликованная в «Allgemeine Literatur-Zeitung» (1844, май, № 6). – 92.

88

84 См.: «Святое семейство», глава 3. – 92.

89

85 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 163. – 93.

90

86 Цитата из статьи Б. Бауэра «Новейшие труды по еврейскому вопросу», опубликованной в «Allgemeine Literatur-Zeitung» (1844, март, № 4).

Далее цитируется его же статья «Что является сейчас предметом критики?» («Allgemeine Literatur-Zeitung», 1844, июль, № 8). – 93.

91

87 Цитата из статьи Б. Бауэра «Характеристика Людвига Фейербаха». – 93.

92

88 Tant de bruit pour une omelette! (Сколько шума из-за омлета!) – восклицание, приписываемое французскому поэту Барро (Ж. Балле) (1599 – 1673); последний ел омлет на сале в день поста, и в это время разразилась сильная гроза. – 93.

93

89 «Rheinische Zeitung fur Politik, Handel und Gewerbe» («Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности») – ежедневная газета, выходила в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 г. Газета была основана представителями рейнской буржуазии, оппозиционно настроенной по отношению к прусскому абсолютизму. К сотрудничеству в газете были привлечены и некоторые младогегельянцы. С апреля 1842 г. К. Маркс стал сотрудником «Rheinische Zeitung», а с октября того же года – одним из ее редакторов. В «Rheinische Zeitung» был опубликован также ряд статей Ф. Энгельса. По словам В.И. Ленина, при редакторстве Маркса газета стала принимать все более определенный революционно-демократический характер (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 47). Правительство ввело для «Rheinische Zeitung» особо строгую цензуру, а затем закрыло ее. – 94.

94

90 Слова из драмы Шиллера «Смерть Валленштейна», действие 4, явление 12. – 95.

95

91 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 110 – 117, 118. – 95.

96

92 Начальные слова немецкой студенческой поговорки. – 98.

97

93 В основу построения этой главы первого тома «Немецкой идеологии», направленной против Макса Штирнера, положен своеобразный полемический прием. В своей книге «Единственный и его собственность» Штирнер часто прерывает изложение «эпизодическими вставками», имеющими лишь косвенное отношение к предмету. Высмеивая эту манеру, Марке и Энгельс начали главу с упоминания о статье Штирнера «Рецензенты Штирнера», в которой он отвечал на критику своей книги со стороны Шелиги, Фейербаха и Гесса. Затем – как бы для уяснения смысла этой статьи, иронически именуемой «Апологетическим комментарием» – следует огромная, охватывающая почти всю обширную главу «эпизодическая вставка» с критическим разбором самой книги Штирнера, и лишь в конце главы, в разделе 2, Маркс и Энгельс возвращаются к рассмотрению упомянутой статьи. Структура эпизода соответствует структуре критикуемой книги и подобно последней имеет две части, иронически озаглавленные – «Ветхий завет: Человек» и «Новый завет: Я» (у Штирнера первая носит название «Человек», вторая – «Я»). В подзаголовках авторы «Немецкой идеологии» также использовали названия глав и параграфов книги Штирнера, во многих случаях придавая им иронический оттенок. – 99.

98

94 «Was jehen mir die jrinen Beeme an?» («Какое мне дело до зеленых деревьев?» – на берлинском диалекте). – Гейне. «Путевые картины. Луккские воды», глава 4 (перефразировано). – 99.

99

95 Книга М. Штирнера «Единственный и его собственность» вышла в свет в конце 1844 г. Энгельс ознакомился с книгой в корректуре, полученной им от издателя. – 99.

100

96 Имеются в виду критические выступления против книги Штирнера: статья Шелиги «Единственный и его собственность» в журнале «Norddeutsche Blatter» (1845, мартовский выпуск); статья Фейербаха «О „Сущности христианства“ в связи с „Единственным и его собственностью“» в журнале «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (т. 2); брошюра Гесса «Die letzten Philosophen» (Darmstadt, 1845) («Последние философы». Дармштадт, 1845). Штирнер выступил с ответом на эту критику и с защитой своей книги в третьем томе «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (1845) в статье «Рецензенты Штирнера». Эта последняя статья иронически именуется в «Немецкой идеологии» «апологетическим комментарием» к книге Штирнера. – 99.

101

97 Перефразированное выражение из стихотворения Гёте «Суета! Суета

Скачать:PDFTXT

Немецкая идеология Энгельс читать, Немецкая идеология Энгельс читать бесплатно, Немецкая идеология Энгельс читать онлайн