Скачать:PDFTXT
Немецкая идеология

самим»), опубликованная в «Oeuvres de Saint-Simon, publiees en 1832 par Olinde Rodrigues». Paris, 1841 («Сочинения Сен-Симона, изданные в 1832 г. Олендом Родригом». Париж, 1841).

«А un Catholique, sur la vie el la caractere de St.-Simon» («Об одном католике, о жизни и характере Сен-Симона») в журнале «L’Organisateur» (1830, 19 мая, № 40).

«L’Organisateur» («Организатор») – еженедельный журнал сен-симонистов; издавался в Париже в 1829 – 1831 гг. – 465.

354

335 Генеральные штаты – высший орган Голландской республики (Республики Соединенных провинций), обладавший верховной властью и правом законодательства. Состояли из представителей семи провинций. Преобладающим влиянием в Генеральных штатах пользовалась торговая буржуазия. – 465.

355

336 «Lettres d’un Habitant de Geneve a ses Contemporains» («Письма женевского обитателя к современникам») – произведение Сен-Симона, написанное в 1802 г. и анонимно изданное в Париже в 1803 г. – 469.

356

337 Ньютоновский совет – выдвинутый Сен-Симоном в его произведении «Письма женевского обитателя к современникам» проект, предусматривавший создание ученым и художникам условий для свободного развития их талантов за счет образованного по подписке общественного денежного фонда. Лица, вносившие деньги, имели право назвать имена трех математиков, трех физиков, трех писателей, трех художников и трех музыкантов. Сумму, собранную по подписке, следовало разделить между теми тремя представителями каждой из названных профессий, которые получили бы наибольшее число голосов и оказались бы таким образом избранными в количестве 21 человека в так называемый Ньютоновский совет. – 469.

357

338 Saint-Simon Н. Catechisme politique des industriels. – Oeuvres completes. Paris, 1832, livr. II (Сен-Симон А. Политический катехизис промышленников. – Полное собрание сочинений. Париж, 1832, вып. II). Первое издание под названием «Катехизис промышленников» вышло в Париже в 1823 – 1824 гг. – 471.

358

339 Saint-Simon Н. L’lndustrie. Paris, 1817 – 1818 (Сен-Симон А. «Промышленность». Париж, 1817 – 1818). – 472.

359

340 Библия. Новый завет. Первое послание Петра, 2, 7. – 474.

360

341 «Письма и исследования» – подзаголовок книги К. Грюна «Социальное движение во Франции и Бельгии». – 474.

361

342 Saint-Simon Н. Nouveau Christianisme. Paris, 1825 (Сен-Симон А. Новое христианство. Париж, 1825). – 474.

362

343 «Le Producteur» («Производитель») – первый печатный орган сен-симонистской школы; журнал издавался в Париже в 1825 – 1826 гг. – 477.

363

344 «Le Globe» («Земной шар») – ежедневная газета, издававшаяся в Париже в 1824 – 1832 гг.; с 18 января 1831 г. стала органом сен-симонистской школы. – 477.

364

345 Имеются в виду следующие, опущенные Грюном три положения, которые входили в заголовок газеты «Le Globe»: «Целью всех социальных учреждений должно быть моральное, духовное и физическое совершенствование самого многочисленного и самого бедного класса.

Все привилегии по праву рождения отменяются без исключения.

Каждому по его способностям, каждой способности по ее делам». – 477.

365

346 Первый раскол сен-симонистской школы произошел в ноябре 1831 г. в связи с усилившимися между Анфантеном и Базаром разногласиями по вопросам религии, брака и семьи. – 479.

366

347 Имеется в виду статья К. Розенкранца «Людвиг Тик и романтическая школа», опубликованная в «Hallische Jahrbucher fur deutsche Wissenschaft und Kunst» (1838, №№ 155 – 158, 160 – 163). – 479.

367

348 Mенильмонтан – предместье Парижа, где Анфантен, ставший после смерти Базара признанным главой сен-симонистской школы, «верховным отцом» сен-симонистов, пытался в 1832 г. основать трудовую коммуну. – 479.

368

349 Речь идет о работе Б.П. Анфантена «Economie politique et politique» («Политическая экономия и политика»), которая была издана в виде отдельной книги в Париже в 1831 г., а первоначально печаталась в виде серии статей в газете «Le Globe». – 479.

369

350 «Новая книга» («Livre nouveau») – рукописное произведение, содержавшее изложение учения сен-симонистов; оно было составлено в июле 1832 г. на заседаниях группы руководителей сен-симонистской школы во главе с Анфантеном (Барро, Фурнель, Шевалье, Дюверье, Ламбер и др.). По замыслу авторов, эта книга должна была стать «новой библией» сен-симонистского учения. Данные о «Новой книге» и отрывки из нее содержатся в книге Л. Рейбо «Очерки о новейших реформаторах и социалистах». – 479.

370

351 Chevalier М. Cours d’economie politique fait au College de France. Bruxelles, 1845 (Шевалье M. Курс политической экономии, прочитанный в Коллеж де Франс. Брюссель, 1845). – 480.

371

352 Библия. Новый завет. Евангелие от Луки, 19, 13. – 480.

372

353 Fourier Ch. Theorie des quatre mouvements et des destinees generales. – Oeuvres completes. 2 ed. Paris, 1841, t. 1 (Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. – Полное собрание сочинений. 2-е изд. Париж, 1841, т. 1). Первое издание книги вышло анонимно в Лионе в 1808 г. – 481.

373

354 Fourier Ch. Traite de l’Association domestique-agricole. Paris – Londres, 1822 (Фурье Ш. Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации. Париж – Лондон, 1822). – 481.

374

355 Churoa A.L. Kritische Darstellung der Socialtheorie Fourier’s. Braunschweig, 1840 (Хуроа А.Л. Критическое изложение социальной теории Фурье. Брауншвейг, 1840). – 481.

375

356 Метод серий – характерный для Фурье метод классификации, применяемый им при анализе различных природных и общественных явлений. С помощью этого метода Фурье, в частности, пытался разработать новую социальную науку, положив в ее основу учение о социально-психологическом факторе – притяжение и отталкивание страстей – как главном, по его мнению, принципе общественного развития (страсти Фурье, в свою очередь, классифицировал по группам или сериям). В этом методе и его применении у Фурье ненаучные и фантастические элементы сочетались с рациональными наблюдениями и стихийным проявлением диалектики. – 481.

376

357 Имеется в виду статья К. Грюна «Политика и социализм» в журнале «Rheinische Jahrbucher zur gesellschaftlichen Reform» (1845, т. 1). – 485.

377

278 Под «организаторами труда» авторы «Немецкой идеологии» имели в виду социалистов-утопистов (в частности, Фурье и его последователей), сторонников плана преобразования общества мирно-реформистским путем, посредством создания ассоциаций, или так называемой «организации труда», которую они противопоставляли анархии производства при капитализме.

Частично эти идеи использовал французский мелкобуржуазный социалист Луи Блан, выпустивший в 1839 г. в Париже книгу «Organisation du travail» («Организация труда»), в которой задачу социалистического преобразования общества он возлагал на буржуазное государство. – 367, 490.

378

358 Патристикасовокупность учений первых христианских теологов (II – VIII вв.), так называемых «отцов церкви». – 491.

379

359 Шиллер. «Философы». – 492.

380

360 Имеются в виду голодные бунты, происшедшие во многих местах Франции, в том числе и в Париже, в 1775 г. Стихийные народные волнения, вызванные неурожаем и голодом, были использованы дворянско-аристократическими противниками реформ Тюрго, добивавшимися смещения его с поста генерального контролера финансов. Весной 1776 г. Тюрго был уволен в отставку и его реформы (введение свободы торговли зерном, отмена некоторых феодальных привилегий, упразднение цехов) были аннулированы. – 495.

381

361 Намек на основное произведение Т. Дезами «Кодекс общности» («Code de la Communaite»), написанное в 1842 г. – 495.

382

362 Авторы пользовались изданием: Morelly. Code de la Nature. Paris, 1841 (Moрелли. Кодекс природы. Париж, 1841). – 496.

383

363 «Vorwarts!» («Вперед!») – немецкая газета, выходившая в Париже с января по декабрь 1844 г. два раза в неделю; орган умеренных, а с мая 1844 г. – радикально-демократических кругов немецкой эмиграции. В издании приняли участие Маркс и Энгельс, усилившие революционное направление газеты. В связи с высылкой правительством Гизо Маркса и некоторых других сотрудников газеты из Франции издание «Vorwarts!» прекратилось.

Отрывки из «Кодекса природы» Морелли были опубликованы в «Vorwarts!» (1844, № 72 и 73). – 496.

384

364 Имеются в виду статьи К. Грюна «Фейербах и социалисты» и «Политика и социализм». – 497.

385

365 Proudhon P.-J. De la creation de l’ordre dans l’humanite, ou Principes d’organisation politique. Paris, 1843 (Прудон П.-Ж. О создании порядка в человечестве, или О принципах политической организации. Париж, 1843). – 498.

386

366 В отличие от остальных дошедших до нас глав второго тома «Немецкой идеологии», написанных рукой Энгельса, сохранившаяся рукопись этой главы написана рукой И. Вейдемейера; в конце ее стоит пометка: «М. Гесс». В декабре 1845 г. в журнале «Gesellschaftsspiegel» № 6 под заглавием «Происки коммунистических пророков» была опубликована статья Гесса, близкая по содержанию к этой главе. Эта глава была, вероятно, составлена Гессом, переписана Вейдемейером и отредактирована Марксом и Энгельсом.

Критикуемая в главе книга Г. Кульмана «Новый мир или царство духа на земле. Возвещение» (Женева, 1845) (Kuhlmann G. Die Neue Welt oder das Reich des Geistes auf Erden. Verkundigung, Genf, 1845) представляет собой анонимную публикацию в 1845 г. его лекций в основанных В. Вейтлингом швейцарских общинах Союза Справедливых – тайной организации немецких рабочих и ремесленников, имевшей свои отделения в Германии, Франции, Швейцарии и Англии. Среди членов Союза Справедливых, в значительной мере ремесленников-эмигрантов, широкое распространение в то время получили идеи «истинного социализма». Впоследствии Энгельс дал характеристику деятельности Кульмана и упомянутой книги в своей статье «К истории первоначального христианства», написанной в 1894 г. – 500.

387

367 Крылатое немецкое выражение; происходит от шутки, в которой, утешая мать погибшего под Лейпцигом сына, собеседница замечает: «тоже прекрасный край». – 504.

388

13 Маркс имеет в виду раздел «Географические основы всемирной истории» из введения к работе Г.В.Ф. Гегеля «Лекции по философии истории» (Сочинения. Берлин, 1837, т. IX) (Hegel G.W.F. Vorlesungen uber die Philosophie der Geschichte. – Werke. Berlin, 1837, Bd. IX). – 25.

389

10 Имеется в виду статья Б. Бауэра «Характеристика Людвига Фейербаха», напечатанная в журнале «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (т. 3. с. 86 – 146). – 23, 36, 83, 340, 425.

390

19 «Марсельеза», «Карманьола», «Ca ira» – революционные песни периода французской буржуазной революции конца XVIII в. Последняя песня имела рефрен: «Ah! ca ira, ca ira, ca ira. Les aristocrates a la lanterne!» («Дело пойдет на лад. Аристократов на фонарь!»). – 36.

391

17 В оригинале употреблено выражение «Haupt- und Staatsaktionen» («важнейшие и государственные деяния»). Это выражение имеет двоякий смысл. Во-первых, так назывались драматические представления, которые в XVII в. и в первой половине XVIII в. давали немецкие бродячие труппы. Это были аморфные, но преисполненные пафоса, ходульные произведения, в которых трагические события исторического характера перемежались с грубыми фарсами.

Во-вторых, это выражение означает важнейшие события государственной жизни и является термином так называемой «объективной» историографии – направления в немецкой исторической науке, одним из главных представителей которой был Л. Ранке.

«Объективная» историография проявляла интерес главным образом к политической и дипломатической истории, провозглашала примат внешней политики над внутренней, игнорировала социальные отношения и активную роль человека. – 33, 39.

392

55 Dottore Graziano (Доктор Грациано) – персонаж итальянской комедии масок; тип лжеученого, педанта. – 79.

393

Сиротский дом Франке – одно из благотворительных детских учреждений, основанных в конце XVII в. в г. Галле А.Г. Франке. – 225.

Скачать:PDFTXT

Немецкая идеология Энгельс читать, Немецкая идеология Энгельс читать бесплатно, Немецкая идеология Энгельс читать онлайн