Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
О проблемах языка и мышления

греческой и римской истории и одновременно с этим дал нам неожиданные разъяснения по поводу основных черт общественного устройства первобытного времени – до появления государства.

>(Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, 84. 1932 г. // 21, 86.)

19

В качестве классического образца этого первобытного рода Морган берет род ирокезов, в частности племени сенека… В каждом роде существуют следующие обычаи… Никто из членов рода не может брать жену внутри рода. Таково основное правило рода, та связь, которая его скрепляет; это отрицательное выражение того весьма положительного кровного родства, в силу которого объединяемые им индивидуумы становятся родом.

Род может усыновлять посторонних и этим принимать их в состав своего племени. Военнопленные, которых не убивали, становились таким образом, в силу усыновления родом, членами племени сенека и приобретали тем самым все родовые и племенные права. Усыновление происходило по предложению отдельных членов рода, мужчин, которые принимали чужака, как брата или сестру, и женщин, принимавших его в качестве своего ребенка; для утверждения такого усыновления необходимо было торжественное принятие в род. Часто отдельные, в силу исключительных условий ослабевшие роды заново усиливались путем массового усыновления из другого рода, с согласия последнего.

>(Там же, 85, 86 и 87 // 21, 87 – 89.)

20

У очень многих индейских племен, насчитывающих более пяти или шести родов, мы встречаем соединение в особую группу каждых трех, четырех и более родов; Морган называет такое соединение фратрией (братством), точно переводя индейское название соответственно его греческому подобию. Так, у племени сенека существуют две фратрии; первая включает в себе роды 1 – 4, вторая – роды 5 – 8. Более близкое ознакомление обнаруживает, что эти фратрии большей частью представляют собою первоначальные роды, на которые сперва распадалось племя, ибо при запрещении браков внутри рода каждое племя по необходимости должно было охватывать по крайней мере два рода, чтобы самостоятельно существовать. По мере размножения племени, каждый род, в свою очередь, распадался на два или более родов, которые теперь становились самостоятельными, тогда как первоначальный род, включающий в себя все филиальные роды, продолжает существовать как фратрия. У племени сенека и у большинства других индейцев роды одной фратрии признаются братскими родами, тогда как роды разных фратрий считаются друг для друга двоюродными – обозначения, имеющие в американской системе родства, как мы видели, весьма реальное и выразительное значение. Первоначально ни один сенека не мог жениться также внутри своей фратрии, но этот обычай уже давно исчез и ограничивается только родом. Согласно существующей у племени сенека традиции, первоначальными родами, от которых произошли другие, были роды «медведь» и «олень». После того, как укоренилось это новое установление, оно видоизменялось в зависимости от потребности; если вымирали роды одной фратрии, то нередко, для пополнения убыли, в нее переносились целые роды из других фратрий. Поэтому мы видим у различных племен, что роды, носящие одинаковые названия, различно группируются в фратрии.

>(Там же, 89 // 21, 90 – 91.)

21

Как несколько родов образуют фратрию, так несколько фратрий в классической форме родовой организации образуют племя; в некоторых случаях у значительно ослабленных племен не хватает звена, фратрии. Что же отличает отдельное индейское племя в Америке?

1. Своя особая область и особое имя. Каждое племя обладало, кроме места своего действительного поселения, еще значительным пространством для охоты и рыбной ловли. За пределами последнего лежала обширная нейтральная полоса, простиравшаяся вплоть до области ближайшего племени; у племен с родственными языками она была yже, у племен, чуждых друг другу по языку, шире. Эта полоса аналогична пограничному лесу германцев, пустыне, которую создали вокруг своей области свевы Цезаря, аналогична isarnholt по-датски jarnved, limes Danicus) между датчанами и германцами, саксонскому лесу и branibor (по-славянски «защитный лес»), от которого Бранденбург получил свое название, между германцами и славянами. Очерченная, таким образом, не совсем определенными границами область составляла общинную землю племени, признавалась таковою соседними племенами, им самим защищалась от посягательств. Неопределенность границ большей частью оказывалась практически неудобной лишь тогда, когда население значительно увеличивалось. Название племени, по-видимому, в большинстве случаев скорее возникало случайно, чем сознательно выбиралось; с течением времени часто случалось, что соседние племена обозначали племя не им самим употребляемым названием, а другим, подобно тому как немцы свое первое историческое общее название «германцы» получили от кельтов.

2. Особое, свойственное лишь этому племени наречие. В действительности племя и наречие по существу совпадают; новообразование племен и наречий путем распадения прежних происходило в Америке еще недавно и вряд ли совсем прекратилось в настоящее время. При слиянии двух ослабевших племен в одно бывает в исключительных случаях, что в одном племени говорят на двух близких, родственных наречиях. Средняя численность американских племен ниже 2.000 душ; однако племя черокезов насчитывает 26.000 душ, наибольшее в Соединенных Штатах число индейцев, говорящих на одном и том же наречии.

>(Там же, 90 – 91 // 21, 92 – 93.)

22

Дальше соединения в племя значительное большинство американских индейцев не пошло. Немногочисленные племена их, отделенные друг от друга обширными пограничными полосами, ослабленные вечными войнами, занимали небольшим числом людей громадное пространство. Союзные соглашения между родственными племенами заключались местами под воздействием требований момента и с устранением опасности распадались. Но в отдельных местностях первоначально родственные племена, разобщенные друг от друга, вновь сплачивались в длительные союзы и таким образом делали первый шаг к образованию нации. В Соединенных Штатах наиболее развитую форму такого союза мы встречаем у ирокезов. Выйдя из мест своего поселения, к западу от Миссисипи, где они, вероятно, составляли ветвь большой семьи дакота, они после долгих странствований осели в нынешнем штате Нью-Йорк, разделившись на пять племен: сенека, кайюга, онондага, онейда и могавк. Они занимались рыбной ловлей, охотой и примитивным огородничеством; жили селами, большею частью окруженными частоколами. Число их никогда не превышало 20.000 человек; каждое из пяти племен состояло из нескольких родов; они говорили на родственных наречиях одного и того же языка и населяли сплошную область, которая была поделена между пятью племенами.

>(Там же, 93 – 94 // 21, 95.)

23

Союз ирокезов представляет собою самую прогрессивную общественную организацию, до какой только развились индейцы, поскольку они не перешагнули за низшую ступень варварства (следовательно, исключая мексиканцев, новомексиканцев и перуанцев). Основные черты союза таковы:

1. Вечный союз пяти родственных по крови племен на основе полного равенства и самостоятельности во всех внутренних делах каждого племени. Это кровное родство являлось действительной основой союза. Три из пяти племен назывались отцовскими и были братьями друг другу; два остальные назывались сыновними племенами и тоже являлись братскими племенами одно для другого. Три рода – старшие – имели еще своих живых представителей во всех пяти племенах, три другие рода – в трех племенах; члены каждого из этих родов во всех пяти племенах признавались все братьями друг другу. Общий, различающийся лишь по наречиям язык был выражением и доказательством этой общности происхождения…

>(Там же, 94 // 21, 95 – 96.)

24

Мы видим у северо-американских индейцев, как первоначально единое племя постепенно распространяется по всему материку; как племена, распадаясь, превращаются в народы, в целые группы племен; как изменяются языки, пока не только становятся непонятными один для другого, но и утрачивают почти всякий след первоначального единства; как наряду с этим внутри племен отдельное роды распадаются на несколько родов, старые роды сохраняются в виде фратрии, а названия этих старых родов остаются все же одинаковыми у отдаленных друг от друга и давно разделившихся племен – «волк» и «медведь» остаются родовыми именами еще у большинства всех индейских племен. И ко всем им в общем и целом относится вышеописанное общественное устройство, с той только оговоркой, что многие из них не дошли до союза родственных племен.

>(Там же, 95 – 96 // 21, 97.)

25

Греки, подобно пелазгам и другим соплеменным народам, уже в доисторическое время были организованы в те же органические группы, что и американцы: род, фратрия, племя, союз племен. Фратрия могла отсутствовать, как у дорян, союз племен мог возникнуть не везде, но во всех случаях основной ячейкой являлся род. К моменту своего появления в истории греки стояли на пороге цивилизации; между ними и американскими племенами, о которых была речь выше, лежат почти два больших периода развития, на которые греки героической эпохи опередили ирокезов. Род греков поэтому уже отнюдь не архаический род ирокезов.

>(Там же, 99 // 21, 100.)

26

Несколько родов [греческих. Ред.] объединены во фратрию.

>(Там же, 100 // 21, 101.)

27

Греческий род характеризуют еще следующие черты: …запрещение браков внутри рода, кроме браков с наследницами. Это исключение и формулировка его как заповеди подтверждают значение старого правила… Право усыновления родом; оно осуществлялось посредством усыновления семьею, но с соблюдением публичных формальностей и только в виде исключения.

>(Там же, 100 // 21, 101.)

28

Фратрия [у греков. Ред.], как и у американцев, представляла собою разделившийся на несколько родов и их объединений первоначальный род, причем она часто выводила их еще от общего родоначальника.

>(Там же, 102 – 103 // 21, 103 – 104.)

29

Из нескольких родственных фратрий [у греков. Ред.] составляется племя. В Аттике существовало четыре племени, из которых каждое состояло из трех фратрий; каждая фратрия насчитывала тридцать родов. Такое распределение групп предполагает сознательное и планомерное вмешательство в естественно-создавшийся порядок вещей. Как, когда и почему это произошло, – об этом умалчивает греческая история, из которой сами греки сохранили воспоминание лишь до героической эпохи.

Различия в наречиях у греков, стесненных на сравнительно небольшой территории, развились гораздо меньше, чем в обширных американских лесах; однако и здесь мы видим, что в одно большое целое соединились лишь племена с одинаковым основным наречием, и даже в маленькой Аттике встречаем особый диалект, который впоследствии приобрел господство в качестве общего для всей Греции прозаического языка.

В поэмах Гомера мы видим, что греческие племена в большинстве случаев уже объединились в небольшие народности, внутри которых, однако, еще вполне сохраняют свою самостоятельность роды, фратрии и племена.

>(Там же, 103 // 21, 104.)

30

Итак мы видим в греческом общественном устройстве героической эпохи еще в полной силе древнюю родовую организацию, но вместе с тем и начало ее разрушения.

>(Там же, 107 // 21, 108.)

31

Благодаря купле и продаже земельных участков, благодаря дальнейшему развитию разделения труда между земледелием и ремеслом, торговлей и мореходством, члены родов, фратрий и племен [у греков. Ред.] должны были весьма скоро перемещаться; в округе фратрии и племени селились жители, которые, будучи соотечественниками, все же не принадлежали к этим группам, следовательно, были чужаками в месте своего постоянного жительства.

>(Там же, 109 // 21, 109 – 110.)

32

Из сказания об основании Рима явствует, что первыми поселенцами

Скачать:TXTPDF

О проблемах языка и мышления Энгельс читать, О проблемах языка и мышления Энгельс читать бесплатно, О проблемах языка и мышления Энгельс читать онлайн