Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Происхождение семьи, частной собственности и государства

него находим глубокое понимание того, что во всех несовершенных, раздираемых противоречиями обществах отдельные семьи (les families incoherentes) являются хозяйственными единицами.]

А теперь в заключениесуждение Моргана о цивилизации:

«С наступлением цивилизации рост богатства стал столь огромным, его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а управление им в интересах собственников таким умелым, что это богатство сделалось неодолимой силой, противостоящей народу Человеческий ум стоит в замешательстве и смятении перед своим собственным творением. Но все же настанет время, когда человеческий разум окрепнет для господства над богатством, когда он установит как отношение государства к собственности, которую оно охраняет, так и границы прав собственников. Интересы общества безусловно выше интересов отдельных лиц, и между ними следует создать справедливые и гармонические отношения. Одна лишь погоня за богатством не есть конечное назначение человечества, если только прогресс останется законом для будущего, каким он был для прошлого Время, прошедшее с наступления цивилизации, — это ничтожная доля времени, прожитого человечеством, ничтожная доля времени, которое ему еще предстоит прожить. Завершение исторического поприща, единственной конечной целью которого является богатство, угрожает нам гибелью общества, ибо такое поприще содержит элементы своего собственного уничтожения. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование освятят следующую, высшую ступень общества, к которой непрерывно стремятся опыт, разум и наука. Оно будет возрождением — но в высшей форме — свободы, равенства и братства древних родов» (Морган, «Древнее общество», стр. 552).[127 — См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 269. — Ред.]

Написано в конце марта — 26 мая 1884 г.

Напечатано отдельной книгой в Цюрихе в 1884 г.

Подпись: Фридрих Энгельс. Примечания

1

«Ancient Society, or Researches in the Lines of Human Progress from Savagery through Barbarism to Civilization». By Lewis H. Morgan. London, Macmillan and Co., 1877. Льюис Г. Морган. «Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». Лондон, Макмиллан и К., 1877. Книга напечатана в Америке, и в Лондоне достать ее чрезвычайно трудно. Автор умер несколько лет тому назад.

2

См.: Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 227–372). — Ред.

3

— И. Диц. — Ред.

4

В тексте, опубликованном в журнале «Die Neue Zeit», конец этой фразы после слов «тем более, что» дан в следующей редакции: «новое издание должно выйти большим тиражом, обычным теперь в немецкой социалистической литературе, но все еще крайне редким для немецких книгоиздательств». — Ред.

5

Эсхил. Орестея. Эвмениды. — Ред.

6

На обратном пути из Нью-Йорка, в сентябре 1888 г., я встретился с бывшим депутатом конгресса от Рочестерского избирательного округа, знавшим Льюиса Моргана. К сожалению, он мог рассказать мне о нем немного. Морган жил в Рочестере как частное лицо, занимаясь лишь своей научной работой. Брат его, полковник, служил в Вашингтоне, в военном министерстве; при содействии брата ему и удалось заинтересовать правительство своими исследованиями и издать несколько своих работ на государственные средства; мой собеседник в то время, когда он был депутатом конгресса, тоже, по его словам, неоднократно хлопотал об этом.

7

См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 229. — Ред.

8

В издании 1884 г. вместо слов «германцы Тацита, норманны времен викингов» напечатано: «германцы Цезаря (или, как бы мы охотнее сказали, Тацита)». — Ред.

9

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 242. — Ред.

10

Называя это первобытное состояние гетеризмом, Бахофен показал этим, как мало он понимал, что именно он открыл или, вернее, угадал. Гетеризмом греки обозначали, когда ввели в употребление это слово, связи мужчин, холостых или живущих в единобрачии, с незамужними женщинами; это предполагает всегда существование определенной формы брака, вне которой имеют место указанные связи, и подразумевает, по крайней мере уже как возможность, проституцию. В ином смысле это слово никогда не употреблялось, и в этом смысле употребляю его и я вместе с Морганом. В высшей степени важные открытия Бахофена повсюду до невероятия мистифицированы его фантастическим представлением, будто источником исторически возникавших отношений между мужчиной и женщиной были всегда соответствующие религиозные представления людей, а не условия их действительной жизни.

11

Текст данного и последующих абзацев до раздела «Кровнородственная семья» добавлен Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

12

В одном письме, написанном весной 1882 г., Маркс в самых резких выражениях отзывается о полном искажении первобытной эпохи в вагнеровском тексте «Нибелунгов». «Слыхано ли было когда-нибудь, чтобы брат обнимал сестру как супругу?» По поводу этих вагнеровских «богов сладострастия», которые совсем по-современному придают своим любовным похождениям большую пикантность некоторой дозой кровосмесительства, Маркс замечает: «В первобытную эпоху сестра была женой, и это было нравственно». (Примечание Энгельса к изданию 1884 года.)

13

Бонье.

14

Добавление Энгельса к изданию 1891 года.

15

Слово «вероятно» добавлено Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

16

компаньоном. — Ред.

17

Слова «или какая-нибудь подобная ей форма» добавлены Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

18

Следы беспорядочных половых отношений, так называемое «греховное зачатие» [«Sumpfzeugung»], которое открыл, как он полагает, Бахофен, приводят — и теперь в этом нельзя уже больше сомневаться — к групповому браку. «Если Бахофен находит эти браки «пуналуа» «незаконными», то человек той эпохи признал бы большинство нынешних браков между двоюродными и более отдаленными по степени родства братьями и сестрами с отцовской или материнской стороны столь же кровосмесительными, как браки между кровными братьями и сестрами» (Маркс) [см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 368]

19

В издании 1884 г. вместо слов «группового брака» напечатано: «пуналуальной семьи». — Ред.

20

Слова «или ей подобной» добавлены Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

21

В издании 1884 г. вместо слов «а существует более грубая форма группового брака» напечатано: «однако их организация носит столь единичный характер, что нам незачем принимать это во внимание». — Ред.

22

Дальнейший текст до раздела «Парная семья» (см. настоящий том, с. 247) добавлен Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

23

В издании 1884 г. в этой и предыдущей фразе вместо слов «групповом браке» напечатано: «пуналуальной семье». — Ред.

24

См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 247. — Ред.

25

См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 246. — Ред.

26

В издании 1884 г. вместо слов «групповой брак» напечатано: «пуналуальная семья». — Ред.

27

Эта фраза добавлена Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

28

Дальнейший текст вплоть до слов: «Парная семья возникла на рубеже между дикостью и варварством» добавлен Энгельсом в издании 1891 года. В издании 1884 г. абзац кончался следующим частично использованным Энгельсом в издании 1891 г., а частично опущенным им текстом: «Хорошо известны пережитки подобной практики в древнем мире, как например, обычай финикийских девушек отдаваться посторонним в храме во время празднеств в честь Астарты; даже средневековое право первой ночи, которое, вопреки усилиям немецких неоромантиков смягчить этот факт, существовало в весьма укоренившейся форме, является остатком пуналуальной семьи, сохранившимся, вероятно, благодаря кельтскому роду (клану)». — Ред.

29

право первой ночи. — Ред.

30

В издании 1884 г. вместо слов «обособленную собственность» напечатано, «частную собственность». — Ред.

31

В издании 1884 г вместо слов «во владение семей» напечатано «в частное владение». — Ред.

32

Слова «отдельных семей» добавлены Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

33

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 311. — Ред.

34

Там же, с. 112. — Ред.

35

Данный текст до конца абзаца добавлен Энгельсом в издании 1891 года — Ред.

36

См.: Маркс К » Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 249–250. — Ред.

37

Дальнейший текст до слов: «Прежде чем перейти к моногамии» (см. настоящий том, с. 261) добавлен Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

38

вервь. — Ред.

39

В издании 1884 г. вместо «группового брака» напечатано: «пуналуальной семьи». — Ред.

40

Последняя фраза добавлена Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

41

Кодекс Наполеона. — Ред.

42

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 251. — Ред.

43

В издании 1884 г. конец этой фразы был дан в следующем виде: «в героическую, эпоху мы застаем женщину в положении полузатворнической изоляции, имеющем целью обеспечить достоверность отцовства для детей». Последующий текст до слов «гречанки довольно часто находили возможность обманывать своих мужей» (см. настоящий том, с. 265) почти целиком добавлен Энгельсом в издании 1891 г. с использованием нескольких фраз, которые имелись в издании 1884 года. — Ред.

44

Гомер. Одиссея, песнь первая. — Ред.

45

Эсхил. Орестея. Агамемнон. — Ред.

46

Еврипид. Орест. — Ред.

47

В издании 1884 г. вместо слов «экономические условия» напечатано: «общественные условия»; конец фразы со слов «именно победа частной собственности» добавлен Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

48

Последняя фраза добавлена Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

49

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Ред.

50

Дальнейший текст до слов: «Гетеризм — это такой же общественный институт» добавлен Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

51

Эта и предыдущая фразы добавлены Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

52

Последняя фраза добавлена Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

53

В издании 1884 года «немецкий и шведский». — Ред.

54

Дальнейший текст до слов «Половая любовь может стать правилом» добавлен Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

55

Весь дальнейший текст настоящей главы, кроме заключительного абзаца, начинающегося словами «Вернемся однако, к Моргану» (см настоящий том с 282) добавлен Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

56

См.: Песнь о Нибелунгах, песнь десятая. — Ред.

57

— от статута к договору. — Ред.

58

Игра слов «droit de I homcae» означает «право человека», а также «право мужчины». — Ред.

59

— правом женщины. — Ред.

60

Слова «на время» добавлены Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

61

Cм. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 280. — Ред.

62

колдовскими собраниями. — Ред.

63

В издании 1884 г. вместо слов «группового брака» напечатано «пуналуальной семьи». — Ред.

64

Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т. 45, с. 328. — Ред.

65

Слово «строгого» добавлено Энгельсом в издании 1891 года. — Ред.

66

См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 330. — Ред.

67

Там же, с. 331. — Ред.

68

Там же, с. 332. — Ред.

69

В рукописи Маркса вместо Грота назван древнегреческий ученый II в. н. э. Поллукс, на которого часто ссылается Грот. — Ред.

70

См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 45, с. 332. — Ред.

71

Гомер. Илиада, песнь вторая. — Ред.

72

Эсхил. Семеро против Фив. — Ред.

73

Umstand.

74

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 336. — Ред.

75

Гомер. Илиада, песнь вторая. — Ред.

76

В рукописи Маркса далее следует опущенная Энгельсом фраза «термин «койравос», который Одиссей применяет по отношению к Агамемнону, наряду с термином «басилей», также означает только «командующего войском на войне». — Ред.

77

См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 337. — Ред.

78

Так же, как греческого басилея, в виде современного монарха изображали и ацтекского военачальника Морган впервые подвергает исторической критике первоначально основанные на превратном понимании и преувеличенные, а затем и прямо лживые сообщения испанцев и доказывает, что мексиканцы стояли на средней ступени варварства, но несколько опередили в своем развитии новомексиканских индейцев пуэбло, и что их строй, насколько

Скачать:TXTPDF

Происхождение семьи, частной собственности и государства Энгельс читать, Происхождение семьи, частной собственности и государства Энгельс читать бесплатно, Происхождение семьи, частной собственности и государства Энгельс читать онлайн