что-то исправить, или опасность, где-то грозящая чести Франции, или интересы католической веры, или интересы свободы и цивилизации человечества, — чтобы возвратиться к прежней финансовой системе, от которой вообще нельзя отказаться на длительное время в стране, где господствует военная диктатура и где не существует общепризнанного и нерушимого конституционного права?»
В таком же духе высказывается и «Economist». Свои рассуждения он заканчивает словами:
«Несмотря на декрет, политический риск всегда будет оставаться руководящим принципом для человека, который нисколько не сомневается в том, что малейший промах может привести к окончательной гибели его династии».
До сих пор Луи Бонапарт подвергал Европу только опасностям, потому что ему самому во Франции постоянно грозила опасность. Можно ли думать, что опасность, создаваемая им для Европы, будет уменьшаться по мере того, как во Франции будет расти опасность, угрожающая ему самому? Это произойдет лишь в том случае, если внутренняя опасность успеет созреть настолько, что приведет к взрыву.
К. МАРКС
ОТСТРАНЕНИЕ ФРИМОНТА
Отстранение Фримонта от должности главнокомандующего армией в Миссури представляет собой узловой пункт в истории развития Гражданской войны в Америке. Фримонту приходится искупать два больших греха. Он был первым кандидатом республиканской партии на должность президента (1856 г.), и он же — первый генерал Севера, который пригрозил рабовладельцам освобождением рабов (30 августа 1861 г.)[218]. Таким образом, он остается конкурентом для будущих кандидатов в президенты и помехой для нынешних сторонников компромисса.
За последние два десятилетия в Соединенных Штатах выработалась своеобразная практика — не выбирать в президенты людей, которые занимали видное положение в своей партии. Правда, имена таких людей используются для предвыборных демонстраций, но как только наступает решающий момент, от них отказываются и заменяют неизвестными посредственностями, пользующимися влиянием лишь в местном масштабе. Таким путем стали президентами Полк, Пирс, Бьюкенен и другие. Таким же образом был избран и А. Линкольн. Генерал Эндрью Джэксон является последним президентом Соединенных Штатов, который обязан избранием своему личному значению, в то время как все его преемники, наоборот, обязаны этим своей личной незначительности.
На выборах 1860 г. наиболее выдающимися именами республиканской партии были Фримонт и Сьюард. Известный своими действиями во время мексиканской войны[219], смелым исследованием Калифорнии и кандидатурой на выборах 1856 г., Фримонт был слишком заметной фигурой, чтобы его хотя бы приняли во внимание, когда дело шло уже не о демонстрации, а об успехе республиканской партии. Поэтому он не выступил в качестве кандидата. Иное дело Сьюард, республиканский сенатор конгресса в Вашингтоне, губернатор штата Нью-Йорк и, безусловно, лучший оратор республиканской партии со времени ее возникновения. Потребовался ряд обидных поражений, чтобы заставить г-на Сьюарда отказаться от собственной кандидатуры и покровительствовать в качестве оратора тогда еще сравнительно мало известному А. Линкольну. Но когда он увидел, что его попытки выставить свою собственную кандидатуру потерпели крушение, он, в качестве республиканского Ришелье, предложил свои услуги человеку, которого считал республиканским Людовиком XIII. Он содействовал избранию Линкольна президентом, поставив при этом условие, что Линкольн назначит его государственным секретарем — должность, которую в известной степени можно сравнить с постом английского премьер-министра. Действительно, как только Линкольн был избран президентом, Сьюарду был обеспечен пост государственного секретаря. И тотчас же произошла странная перемена в позиции Демосфена республиканской партии, в свое время прославившегося предсказанием «irrepressible conflict» (неотвратимого конфликта) между системой свободного труда и системой рабства[220]. Избранный 6 ноября 1860 г. Линкольн должен был, однако, вступить в должность президента лишь 4 марта 1861 года. За этот промежуток времени, во время зимней сессии конгресса, Сьюард стал центром всех попыток компромисса; северные адвокаты Юга, как, например, «New-York Herald», для которых до сих пор Сьюард являлся bete noire [пугалом. Ред.], внезапно принялись восхвалять его как государственного деятеля, олицетворяющего примирение, и, действительно, не его вина, что не был заключен мир любой ценой. Сьюард явно рассматривал пребывание в должности государственного секретаря лишь как предварительную ступень и был занят не столько нынешним «неотвратимым конфликтом», сколько будущим президентством. Он дал новое доказательство того, что виртуозы ораторского искусства являются государственными деятелями, опасными своей ограниченностью. Стоит только почитать его государственные депеши! Какая отвратительная смесь высокопарного фразерства и мелочности духа, показной силы и действительной слабости!
Итак, для Сьюарда Фримонт являлся опасным соперником, которого следовало погубить, — дело, казавшееся тем более легким, что Линкольн, верный своей адвокатской манере и чуждый всякой оригинальности, боязливо цепляется за букву конституции и страшится всякого шага, который мог бы встревожить «лояльных» рабовладельцев пограничных штатов. Характер Фримонта — совсем иного склада. Он явно человек, склонный к пафосу, несколько высокопарный и надменный, не чуждый мелодраматизма. Сначала правительство пыталось путем ряда мелочных придирок заставить его добровольно подать в отставку. Когда это не удалось, оно отстранило его от командования в тот момент, когда организованная им самим армия только что перешла в наступление на юго-западе Миссури и предстояло решающее сражение.
Фримонт — кумир штатов Северо-Запада, создавших ему славу «pathfinder» (следопыта)[221]. Они рассматривают его смещение как личное оскорбление. Если правительство Союза потерпит еще несколько неудач, вроде Булл-Рана или Болс-Блаффа[222], то можно будет сказать, что в лице Джона Фримонта оно само создало вождя оппозиции, которая тогда выступит против нынешнего правительства и положит конец теперешней дипломатической системе ведения войны. Что же касается опубликованного военным министерством в Вашингтоне обвинительного акта против смещенного генерала, то к нему мы еще вернемся позднее.
Ф. ЭНГЕЛЬС
ОФИЦЕРЫ-ВОЛОНТЕРЫ
«Лейтенант А. В. уволен со службы за недостойное поведение; младший лейтенант С. D. вычеркнут из списков; капитан Е. F. уволен со службы в армии Соединенных Штатов» — вот несколько примеров последних военных новостей, которые мы в большом количестве получаем из Америки.
Соединенные Штаты в течение последних восьми месяцев располагали в составе действующей армии очень большой армией волонтеров; они не жалели ни сил, ни средств, чтобы сделать эту армию боеспособной, и, кроме того, эта армия имела еще то преимущество, что почти все это время она располагалась в поле зрения сторожевых постов неприятеля, который никогда не осмеливался атаковать ее в целом или преследовать ее после поражения. Эти благоприятные обстоятельства должны были в весьма значительной степени восполнить те недостатки, которые имели место при организации волонтеров в Соединенных Штатах: очень слабую поддержку, которую они получили от весьма небольшой регулярной армии, образующей их ядро, и отсутствие опытных адъютантов и инструкторов. Ибо мы не должны забывать, что в Америке было много людей, готовых помочь организации волонтеров и пригодных для этого дела, — частью немецкие офицеры и солдаты, которые прошли регулярное обучение и побывали в боях во время кампаний 1848–1849 гг., частью английские солдаты, эмигрировавшие за последние десять лет.
И вот, если при таких обстоятельствах становится необходимой регулярная чистка офицерского состава, то это признак некоторой слабости, присущей не самой волонтерской системе, а системе комплектования офицерского состава волонтеров, избираемых без достаточного отбора самими волонтерами из своей среды. И только после восьмимесячной кампании правительство Соединенных Штатов перед лицом неприятеля решается предложить офицерам-волонтерам в какой-то степени определить свою подготовленность к тем обязанностям, которые они взялись выполнять, когда получали офицерские звания; и смотрите, как много добровольных или вынужденных прошений об отставке, какая масса более или менее позорных увольнений явилась следствием этого. Несомненно, что если бы армии Соединенных Штатов у Потомака противостояли войска, укрепленные и спаянные должным количеством профессиональных солдат, то она давно бы уже рассеялась, несмотря на свою численность и несомненную личную храбрость солдат, входящих в ее состав.
Эти факты могут служить хорошим уроком для английских волонтеров. Как могут припомнить некоторые из наших читателей, мы с самого возникновения «Volunteer Journal» утверждали, что офицеры являются слабым местом волонтерской системы, и настаивали на проведении экзаменов для офицеров по истечении определенного срока, предложив им проверить, находятся ли они, по крайней мере, на правильном пути, чтобы стать годными для исполнения взятых на себя обязанностей. Большая часть джентльменов, взявшихся командовать солдатами и обучать их тому, в чем они были в то время столь же несведущи, как и сами солдаты, отнеслась с пренебрежением к этой мысли. Это был период, когда ко всякой помощи правительства, а также и к вмешательству с его стороны относились с равным презрением. Но с того времени обращение к кошелькам тех же самых джентльменов стало для последних довольно обременительным и заставило их обратиться за денежной поддержкой к правительству; и, как водится в отношениях с правительствами, это означало в то же время и призыв к его вмешательству. Кроме того, двухлетний опыт довольно ясно выявил дефекты существующей системы комплектования частей волонтеров офицерами. Ныне мы получили от одного лондонского офицера, как видно, вполне авторитетное сообщение о том, что офицеры-волонтеры вскоре будут призваны для проверки экзаменационной комиссией их пригодности к командованию.
Мы искренне желаем, чтобы это было так. Дело в том, что среди английских офицеров-волонтеров тоже в известной мере нужно произвести чистку. Взгляните на линейный батальон на учении и сравните его с батальоном волонтеров. То, на что волонтеры затрачивают полтора часа, солдаты линейных войск выполняют меньше чем в полчаса. Мы видели очень много построений в каре, производившихся некоторыми лучшими батальонами английских волонтеров, и мы должны сказать, что никуда не годной была бы та кавалерия, которая не разгромила бы их всякий раз, раньше чем их фланги будут готовы к стрельбе. Это не было виной волонтеров. Они, казалось, знали свои обязанности так хорошо, как этого можно было ожидать, и временами даже выполняли их столь же механически, как вы видите это в линейном батальоне. Но волонтерам приходилось выжидать ротных офицеров, которые, казалось, колебались относительно того, какую нужно подать команду и когда следует ее подать. Таким образом, нерешительность, а подчас и путаница вносились в построение, которое больше, чем все остальные, требует быстроты как в подаче команды, так и в ее исполнении — быстроты, приобретаемой лишь долгой практикой. И если такое положение имеет место после двухлетней практики, то разве это не является доказательством того, что многие офицеры-волонтеры занимают такие ответственные посты, к которым они не подготовлены?
Вместе с тем, командиры батальонов недавно получили в высшей степени похвальный отзыв из уст весьма компетентного и авторитетного лица. Было указано, что они, по-видимому, подготовлены к своей работе, тогда как у ротных офицеров дело обстоит