Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений Энгельса и Маркса. Том 18

открытого устава, высылается ему из всех стран на общие нужды. Оно издает газету и брошюры и направляет своих разъездных агентов для создания групп Альянса в тех странах, где их еще нет. Во всех мероприятиях, которые ему предстоит проводить в интересах Альянса, оно должно подчиняться решениям большинства тайной центральной секции, в состав которой, впрочем, входят все его члены. В качестве организации одновременно и открытой и тайной, и поскольку оно состоит исключительно из членов постоянного центрального комитета, центральное бюро всегда будет являться прямым представительством этого комитета. Временное центральное бюро теперь будет представлено женевской инициативной группе, как временно избранное всеми членами-основателями Альянса, большинство которых, в прошлом участники Бернского конгресса, разъехались по своим странам, передав свои полномочия гражданину Б. [М. Бакунину. Ред.] — Это бюро будет функционировать до первого открытого общего собрания, которое, согласно статье 7 открытого устава, должно собраться в качестве ветви Международного Товарищества Рабочих на ближайшем рабочем конгрессе. Само собой разумеется, что члены нового центрального бюро будут назначены этим собранием. Но так как настоятельно необходимо, чтобы центральное бюро всегда состояло только из членов постоянного центрального комитета, то последний должен при посредстве своих национальных комитетов обеспечить такую организацию всех местных групп и такое руководство ими, чтобы они послали делегатами на это собрание только членов постоянного центрального комитета или, за неимением таковых — людей, абсолютно преданных руководству своих национальных комитетов, дабы постоянный центральный комитет всегда держал в руках всю организацию Альянса.

4. Наблюдательный комитет осуществляет контроль над всей деятельностью центрального бюро. — Он состоит из всех членов постоянного центрального комитета, проживающих в той местности, в которой находится местопребывание центрального бюро или поблизости, а также из всех членов, находящихся там или поблизости, временно или проездом, за исключением членов, образующих бюро. По требованию двух членов наблюдательного комитета, все его члены должны собраться в трехдневный срок, вместе с членами центрального бюро, чтобы образовать собрание центральной секции верховного исполнительного совета, права которого определены статьей 2.

5. Национальные комитеты образуются из всех членов постоянного центрального комитета, принадлежащих к одной нации. При наличии трех членов постоянного центрального комитета одной национальности, бюро или, в случае необходимости, центральная секция предложат им образовать национальный комитет своей страны. Каждый национальный комитет может назначить нового члена центрального комитета своей страны, но не иначе, как по единогласному решению всех своих членов. При назначении нового члена национальный комитет должен немедленно довести об этом до сведения центрального бюро, которое зарегистрирует этого нового члена и тем самым облечет его всеми правами члена постоянного центрального комитета. — Центральная секция в Женеве также правомочна назначать новых членов по единогласному решению всех своих членов.

Каждый национальный комитет имеет специальной задачей — основать и организовать национальную группу Альянса, как открытую, так и тайную, в своей стране. Он является высшим руководством и главой этой группы через посредство своего национального бюро, которое ему надлежит создать, образовав его исключительно из членов постоянного центрального комитета. Национальные комитеты по отношению к соответственным бюро будут иметь те же отношения, права и полномочия, что и центральная секция по отношению к центральному бюро. — Национальные комитеты, образуемые соединением соответствующих бюро и наблюдательных комитетов, не признают иного руководства, кроме центрального бюро, и будут служить единственными посредниками между этим последним и всеми местными группами своей страны, как в области пропаганды и администрации, так и в области взимания и уплаты взносов. Национальные комитеты,, при посредстве соответствующих бюро, должны обеспечить организацию Альянса в своих странах таким образом, чтобы члены постоянного центрального комитета всегда господствовали в нем и представляли его на конгрессах.

По мере организации местных групп национальными бюро, последние должны представлять их устав и программу на утверждение центрального бюро, без чего местные группы не могут принадлежать к Международному альянсу социалистической демократии.

ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА

1. Международный альянс основан для того, чтобы служить организации и ускорению всемирной революции на основе принципов, провозглашенных в нашей программе.

2. В соответствии с этими принципами, целью революции может быть только: а) Разрушение всякого господства и всех властей — религиозных, монархических, аристократических и буржуазных — в Европе. Следовательно, разрушение всех существующих ныне государств со всеми их политическими, юридическими, бюрократическими и финансовыми учреждениями. b) Воссоздание нового общества на единственной основе свободно ассоциированного труда, имеющего исходным пунктом коллективную собственность, равенство и справедливость.

3. Революция, как мы ее понимаем, или, вернее, какой она неизбежно выдвигается ныне силой вещей, носит по существу международный или всеобщий характер. Перед лицом угрожающей коалиции всех привилегированных интересов и всех реакционных сил Европы, располагающих всеми ужасающими средствами, которые дает им умелая организация, перед лицом глубокого раскола, повсюду царящего теперь между буржуазией и рабочими, — никакая национальная революция не сможет добиться успеха, если она тотчас же не распространится на все другие нации; но она никогда не сможет перешагнуть границы одной страны и принять характер всеобщности, если в себе самой она не будет содержать всех элементов этой всеобщности, то есть если она не будет революцией откровенно социалистической, разрушающей государство и создающей свободу путем равенства и справедливости; ибо отныне ничто не сможет объединить, наэлектризовать, поднять великую, единственно подлинную силу века — рабочих, кроме лозунга полного освобождения труда на развалинах всех учреждений, стоящих на стороне наследственного землевладения и капитала.

4. Так как предстоящая революция может быть только всеобщей, Альянс, или — скажем прямо — заговор, который должен ее подготовить, организовать и ускорить, также должен быть таковым.

5. Альянс преследует двоякую цель: а) Он стремится распространить в народных массах всех стран правильные взгляды на политику, социальную экономию и на все философские вопросы. Он будет вести активную пропаганду с помощью газет, брошюр и книг, а также путем создания открытых обществ; b) Он постарается привлечь к себе всех людей: умных, энергичных, выдержанных, людей доброй воли, искренне преданных нашим идеям, чтобы образовать по всей Европе и, по возможности, также и в Америке, невидимую сеть преданных революционеров, ставших более сильными именно благодаря этому союзу.

ПРОГРАММА И ЦЕЛИ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ БРАТЬЕВ

1. Принципы этой организации те же, что и принципы программы Международного альянса социалистической демократии. Они будут еще яснее изложены в части, касающейся женского вопроса, семьи с точки зрения религии, права и государства, в программе русской социалистической демократии.

Центральное бюро оставляет за собой право представить в скором времени их более развернутое теоретическое и практическое изложение.

2.  Объединение интернациональных братьев стремится к всеобщей революции, — одновременно социальной, философской, экономической и политической, — чтобы от современного порядка вещей, основанного на собственности, эксплуатации, подчинении и принципе авторитета, — религиозного, метафизического и буржуазно-доктринерского или даже якобинско-революционного, — не осталось камня на камне сначала во всей Европе, а затем и в остальном мире; бросая клич: мир трудящимся, свобода всем угнетенным, смерть угнетателям, эксплуататорам и всякого рода попечителям, мы стремимся разрушить все государства и все церкви, со всеми их учреждениями и законами, религиозными, политическими. юридическими, финансовыми, полицейскими, университетскими, экономическими и социальными, с тем чтобы миллионы несчастных человеческих существ, обманутых, порабощенных, измученных, эксплуатируемых, вздохнули, наконец, вполне свободно, освободившись от всех своих официальных и официозных, коллективных и индивидуальных наставников и благодетелей.

3. Убежденные в том, что индивидуальное и социальное зло коренится не столько в отдельных личностях, сколько в организации вещей и в общественных положениях, мы будем гуманны, как из чувства справедливости, так и по расчету, и мы безжалостно разрушим эти положения и сами вещи, чтобы, без всякого ущерба для революции, пощадить людей. Мы отрицаем за обществом свободу воли и мнимое право наказывать. Сама по себе справедливость, взятая в наиболее человечном, наиболее широком смысле слова, является только идеей, так сказать, негативной и переходной; она выдвигает социальные проблемы, но не обдумывает их, указывая только единственно возможный путь освобождения человека, а именно: гуманизация общества посредством свободы и равенства; положительное решении может быть дано лишь во все более и более рациональной организация общества. Это столь желанное решение, наш общий идеал… это свобода, нравственность, разум и благосостояние каждого посредством всеобщей солидарности — человеческое братство.

Каждый человеческий индивид является невольным продуктом естественной и социальной среды, в которой он родился, развивался и влиянию которой он продолжает подвергаться. Три важные причины всей людской безнравственности заключаются в неравенстве, как политическом, так экономическом и социальном; невежестве, являющемся его естественным результатом, и их необходимом следствии — рабстве.

Так как организация общества всегда и всюду является единственной причиной преступлений, совершаемых людьми, наказывать преступников является лицемерием или явным абсурдом со стороны общества, ибо всякое наказание предполагает виновность, а преступники никогда не бывают виноваты. Теория виновности и наказания — порождение богословия, то есть сочетания абсурда и религиозного лицемерия.

Единственное право, которое можно признать за обществом в его современном переходном состоянии, это естественное право убивать создаваемых им самим преступников в интересах самозащиты, а не право судить и осуждать их. Это право даже не является правом в точном смысле этого слова; это скорее естественный факт, прискорбный, но неизбежный, признак и результат бессилия и тупости современного общества; чем меньше общество будет прибегать к нему, тем оно будет ближе к своему подлинному освобождению. Все революционеры, все угнетенные, все страждущие — жертвы современной организации общества, чьи сердца естественно преисполнены ненависти и мщения, должны помнить, что короли, угнетатели, эксплуататоры всякого рода так же виновны, как и преступники, вышедшие из народной массы. Они — злодеи, но не виновные, ибо и они, как и обычные преступники, являются невольным продуктом современной организации общества. Не будет ничего удивительного, если в первый момент восставший народ многих из них убьет; это будет несчастьем, быть может, неизбежным, но столь же незначительным, как разрушения, причиняемые бурей.

Но этот естественный факт не будет ни нравственным, ни даже полезным. В этом отношении история полна поучительных примеров: ужасная гильотина 1793 г., которую нельзя было обвинить ни в бездействии, ни в медлительности, не добилась уничтожения класса дворян во Франции. Аристократия, если и не была полностью уничтожена, во всяком случае была глубоко потрясена, не гильотиной, а конфискацией и распродажей дворянских земель. И вообще можно сказать, что политические избиения ни разу

Скачать:TXTPDF

Собрание сочинений Энгельса и Маркса. Том 18 Энгельс читать, Собрание сочинений Энгельса и Маркса. Том 18 Энгельс читать бесплатно, Собрание сочинений Энгельса и Маркса. Том 18 Энгельс читать онлайн