Полное собрание сочинений в семи томах. Том 5. Проза
смысле орнамента» (И. Гр.; газ. «
Жизнь искусства», Пг., 1920, 13 мая, № 450), то как «статью об имажинизме» (А. К.
Воронский; Кр.
новь, 1924, № 1,
январь-
февраль, с. 276).
Вопрос о том, литературную платформу какой группы разрабатывал Есенин в «Ключах Марии», поднимался многими рецензентами и авторами статей. В зависимости от ответа на него поэта хвалили или критиковали. Есенин создал оригинальную эстетическую теорию, но многие его современники трактовали ее тенденциозно, рассматривая «Ключи Марии» с групповых позиций. Так, Я. Е. Шапирштейн-Лерс, прочитав «Ключи Марии», заявил, что там «речь идет об искусстве социализма» и невольно испытал «чувство неловкости ‹…› за искусство социализма при чтении книжки С. Есенина» (журн. «Вестник театра», М., 1920, № 50, 29 января-4 февраля, с. 15). А через два года тот же автор утверждал, что «Есенин написал брошюру „Ключи Марии“, которую можно считать изложением его эстетико-общественных взглядов. Это мессионистская игра в мужицкую революцию, Россию, и т. д.» (в его кн. «Общественный смысл русского литературного футуризма: (Неонародничество русской литературы XX в.)», М., 1922, с. 46). Следует отметить, что этот критик всех имажинистов, в том числе и Есенина, называл футуристами (там же, с. 34, 49).
С ним не был согласен имажинист В. Г. Шершеневич. В рецензии на «Ключи Марии» он писал: «Эта небольшая книга одного из идеологов имажинизма рисует нам философию имажинизма, чертит то миропонимание новой школы, которое упорно не хотят заметить враги нового искусства. ‹…› Отмежевавшись от беспочвенного машинизма русского и итальянского футуризма, Есенин создает новый образ современной идеологии» (журн. «Знамя», М., 1920, № 2(4), май, стб. 57, 58). Имажинистом считал Есенина и А. К. Воронский (Кр. новь, 1924, № 1, январь-февраль, с. 276–277; см. также его кн. «Литературные типы», М., ‹1925›, с. 45).
В. Л. Львов-Рогачевский в двух своих книгах, выпущенных при жизни Есенина («Имажинизм и его образоносцы: Есенин. Кусиков. Мариенгоф. Шершеневич», ‹М.,›, 1921; «Новейшая русская литература», М., 1922 ‹1923›, и 3-е изд., М.—Л., 1925) считал его символистом (в последней книге глава XII о поэте называлась «Новокрестьянский поэт-символист Сергей Есенин»), выделяя его из имажинизма и отделяя от футуристов, к которым он относил остальных имажинистов: «Форма Есенина, ведущая свое начало от символизма, ничего не имеет общего ‹…› с футуризмом Маринетти, Маяковского, Шершеневича, Мариенгофа, которым Сергей Есенин объявляет смертельную борьбу в своей книге „Ключи Марии“. ‹…›
Бессилию футуризма Есенин противопоставил силу символизма с его окнами в вечность, с его мыслимыми подобиями, с его сопоставлениями. Этот символизм Есенин пытается связать с древней народной символикой, с узорами, орнаментами, с мифотворчеством народа-Садко. ‹…›
Поэт, не ведая этого, после 25-тилетней работы символистов, вновь открывает Америку символизма. Разница между ним и представителями русской школы символистов лишь в том, что почвой его творчества является народное коллективное мифотворчество, а не абстрактные построения индивидуалистической мысли» (в его кн. «Новейшая русская литература», М.—Л., 1925, с. 304, 305).
Отклики 1920 г. на «Ключи Марии» были краткими и односторонне (чаще всего негативно) оценивающими сложную работу Есенина (Я. Е. Шапирштейн-Лерс, Н. Н. Захаров-Мэнский и др.). Так, В. Я. Гликман в стихах и прозе Есенина увидел только «белый свет подлинной национальной религиозности» (журн. «Вестник литературы», Пг., 1920, № 9(21), с. 9; подпись: В. Ирецкий). Другой петроградский рецензент, пересказав или процитировав несколько отрывков из «Ключей Марии» об орнаменте, также сделал поверхностный вывод: «Сергей Есенин видит в такой тайнописи существо творчества и с сектантской нетерпимостью обрушивается на „невероятнейшее отупение русской литературы… “» (газ. «Жизнь искусства», Пг., 1920, 13 мая, № 450; подпись: И. Гр.).
В. Г. Шершеневич наряду со спорными положениями, цитировавшимися выше, высказал ряд верных мыслей о «Ключах Марии»: «Разбирая глубоко и научно наш словесный орнамент, к которому Есенин переходит от орнамента бытового, автор связует языческое миропонимание с современным, попутно объясняя любопытно и оригинально многие словопроисхождения, а также орнаментно-графическое значение и начертание букв. ‹…›
Книга написана с большой эрудицией и с еще большим лирическим темпераментом. Многое в ней спорно, но в ней нет ни „устаревшей истины“, ни „новаторской галиматьи“» (журн. «Знамя», М., 1920, № 2(4), май, стб. 57, 58).
В. Л. Львов-Рогачевский, начиная с 1921 г., с одной стороны, сводил основной прием Есенина в «Ключах Марии» («метод сопоставления») к психологическому параллелизму, «о котором так блестяще писал Александр Веселовский в своей статье „Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля“. ‹…›
То, что писал Сергей Есенин в своих „Ключах Марии“ об
узловой завязи природы с сущностью человека, сводится к психологическому параллелизму народного творчества.
Символизм Сергея Есенина, сына рязанского крестьянина, тесно связан с этим психологическим параллелизмом патриархального мировоззрения» (в его кн. «Новейшая
русская литература», М., 1925, с. 307; выделено автором). С
другой стороны, он же писал о космизме и широте художественного мышления Есенина, о том, что «
футуризм урбаниста Шершеневича
ничего общего не имеет с космизмом сына полей Сергея Есенина. ‹…›
Один именует
себя индивидуалистом,
другой исходит в поэзии из принципов разных школ» (там же, с. 279).
Н. Н. Асееву и А. К. Воронскому особенно не понравилось
возражение Есенина против «марксистской опеки» в литературе.
Первый из них подчеркивал: «Все
дело в том, что С. Есенин хочет
отпихнуться, во что бы то ни стало, от классового самоопределения. ‹…›
И вот
утверждение Есенина о „вере человека не от классового сознания, а от осознания объемлющего его храма вечности“ превращается в чистейший
символизм с его потяготой к язычеству, к традициям, канонам и мистике искусства —
давно стертыми заставками…» (ПиР, 1922, № 8,
ноябрь-
декабрь, с. 44).
Второй критиковал народно-крестьянские корни теории Есенина, изложенной в «Ключах Марии»: «Но
наличие заумных настроений, полнейшая чуждость рабочему, естественно, должны были
привести поэта к своеобразному имажинистскому символизму, к мужицким религиозным отвлеченным акафистам, к непомерному „животному“ гиперболизму, к причудливому сочетанию язычества времен Перуна и Дажбога с современным космизмом, к жажде
преобразить вселенную в
чудесный,
счастливый мужицкий рай. ‹…› Получается
сочетание космических настроений XX века с первобытным язычеством. ‹…› От церковности Есенин пришел не к материализму, а к этой помеси язычества с новейшим пантеизмом» (Кр.
новь, 1924, № 1,
январь-
февраль, с. 275–276, 277).
Кроме крестьянской («пастушеской», по терминологии
критика) основы творчества в понимании Есенина, Н. Н. Асеев называет и другие истоки есенинской эстетики: «„Ключи Марии“ остаются теми же „ключами тайн“ символизма потебне-беловского уклона. ‹…›
Смесь „пастушеской“ наивности с натягиваемой на
лицо миной мистической торжественности проглядывает на каждой странице книги. Вычитанное в старинных „лествицах“, запомнившееся из трудов Потебни, Буслаева, Стасова, — все это, отлакированное в поэтической
мастерской бело-блоковского символизма, заварилось кашей в горячей голове талантливого пастушонка» (ПиР, 1922, № 8,
ноябрь-
декабрь, с. 42, 43).
Сразу после смерти Есенина, когда еще свежи были воспоминания о поэте, на вечерах его памяти и в печати не раз говорилось о «Ключах Марии». Эта
работа рассматривалась в уже цитировавшейся статье С. М. Городецкого (см. выше, с. 436–437) и в двух выступлениях Б. М. Эйхенбаума. Они пытались
определить источники, которые легли в основу есенинских взглядов на литературу и
искусство.
«Как мы уже видели, — писал С. М. Городецкий, —
система опирающихся на древнюю поэзию идеалистических образов была воспитана в Есенине традициями деревенского искусства и закреплена питерским периодом его творчества. Ко времени революции эта
система не была потревожена. Наоборот, Есенин пытался
обосновать ее теоретически именно в связи с революцией» (журн. «
Новый мир», М., 1926, № 2,
февраль, с. 142).
По-своему трактовал источники,
смысл и значение «Ключей Марии» Б. М. Эйхенбаум: «Есенин мечется
среди хаоса литературных споров, новых группировок и манифестов, в обстановке
мировой войны и начинающейся революции. ‹…› Из хаоса теоретических споров, шумящих вокруг него, рождается
фантастический трактат или
манифест „имажинизма“ — Ключи Марии. Это —
попытка вырваться из замкнутого круга влияний и
стать на ноги; это —
результат того буйного подъема,
который пережит был Есениным
вместе со многими другими в 1918 году ‹…›.
Ключи Марии, с ее этимологическими тенденциями (
пастух = пас-дух) и символикой букв, резко отражает на
себе влияние теоретических трактатов этого времени и
более всего —
влияние Андрея Белого (даже в языке). Но
сквозь этот наивный,
наносный и
наскоро усвоенный
материал просвечивает подлинное одушевление —
пафос возрождения славянской мифологии, поэтизация деревенской культуры,
восторг перед обрядовой мудростью „избяной литургии“: Голубиная Книга,
русский „бытовой
орнамент“ (узоры на полотенцах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца и пр.),
символика „древа“, образы в загадках — вот что противопоставляет Есенин изношенной поэзии нашего времени, вот в чем видит он „великую значную эпопею“ ‹…›.
Ключи Марии — это „литературные мечтания“ ‹аналогичные „Литературным мечтаниям“ молодого В. Г. Белинского› Есенина, которые могли окрылять его только в фантастической обстановке 1918–1920 гг.
Дальше должны были
начаться поступки, а на самом деле — началось
разочарование, началась
тоска» (журн. «Revue des Etudes slaves», Paris, 1995, t. LXVII/1, p. 118–119;
публикация С. И. Субботина).
Еще при жизни Есенина Н. Н. Асеев
также писал о том, что «в „Ключах Марии“ талантливый
поэт стоит на распутьи, и в зависимости от правильной критики
может двинуться или в
глушь формального
метода, внешней мистики индивидуалистического крохоборства,
либо выйти на
подлинный путь современья» (ПиР, 1922, № 8,
ноябрь-
декабрь, с. 41).
С этим высказыванием перекликаются слова С. М. Городецкого, опубликованные уже после смерти Есенина: «Моя
ошибка и
ошибка всей критики, которая, впрочем,
тогда почти не существовала, что „Ключи Марии“ не были взяты достаточно всерьез. Если б
какой-нибудь
дельный — даже не
марксист, а просто
материалист, разбил бы имажинистскую, идеалистическую систему этой книги,
творчество Есенина могло бы
взять другое
русло» (Восп., 1, 185).
Современники Есенина не оценили по достоинству его центральную теоретическую работу.
В «Ключах Марии» выражены важнейшие представления поэта о путях и целях искусства, о сближении искусства с жизнью и бытом народа, с окружающей его природой, народным творчеством.
В центре книги —
проблема образности искусства:
сущность образа и его разновидности,
происхождение образов, а
также протест Есенина против «словесной мертвенности» современной ему поэзии.
Поэт разрабатывает теорию «органического образа». Современники по-разному относились к ней, часто связывали ее с символизмом, отождествляли с имажинизмом или футуризмом. Так, Б. М. Эйхенбаум говорил в своем выступлении 1926 г.: «Он ‹Есенин› строит невнятную, но увлекательную теорию органического образа, не замечая, что все эти мысли являются последним отголоском символизма и что в трактате своем ‹„Ключи Марии“› он говорит как его
ученик. Но
мечтательный этот пафос, поддерживаемый фантастической обстановкой первых лет революции, окрыляет его и дает ему надежду на
создание какой-то новой, невиданной поэзии, имеющей
почти космическое
значение» (журн.