Полное собрание сочинений в семи томах. Том 5. Проза
СПб., 1909., Простое
сердце. Пер. Ан. Анненского. — В кн.: Франс А.
Перламутровый ларец. СПб., 1911 и др.
Вступление ‹к сборнику «Стихи скандалиста»› (с. 221). — Сергей Есенин. Стихи скандалиста. Берлин: И. Т. Благов, 1923, с. 5.
Автограф неизвестен.
Печатается по тексту книги.
Датируется по авторской пометке под текстом.
С. 221. …нечистых слов нет. — Ср.
ответ Есенина на
вопрос ‹о причине пристрастия к «крепким словам»›:
«Хочется
бросить вызов литературному и всяческому мещанству! Старые слова и образы затрепаны, нужно
пробить толщу мещанского литературного самодовольства старым прейскурантом „зарекомендованных“ слов:
отсюда выход в
цинизм, в вульгарность,
отсюда моя
радость тому,
когда
ветер весенний дразнится
и всыпает вам в толстые задницы
окровавленный
веник зари».
(Эльвич. Вульгаризация и
порнография в современной художественной литературе. — Журн. «Худож.
мысль». Харьков, 1922, № 10, 22–30 апреля, с. 7).
Последние 4 стихотворения «Москва кабацкая» появляются
впервые. — Это стихотворения: «Да! Теперь решено! Без возврата…», «
Снова пьют
здесь, дерутся и плачут…», «…
Сыпь,
гармоника!
Скука,
скука…», «Пой же, пой! На проклятой гитаре…» В сборнике они напечатаны сплошным текстом, без разбивки на отдельные произведения.
Цикл посвящен А. Кусикову (о нем см. т. 1
наст. изд., с. 552–553).
Благов Иван Терентьевич (1881–1942) —
издатель произведений русских литераторов в Берлине.
Среди авторов выпущенных им книг — С. А. Есенин, А. Н.
Толстой, А. П. Каменский, А. Б. Кусиков.
Предисловие (с. 222). — Журн. «Красная
новь», М.-Л., 1924,
январь-
февраль, № 1 (18), с. 273 (в статье А. Воронского «Литературные силуэты. Сергей Есенин» —
отрывок с сокращением);
полностью — Сергей Есенин, Собр. соч. В 5 т. Т. 5. М., 1962, с. 77–79.
Печатается и датируется по черновому автографу (РГАЛИ).
Отрывок из «Предисловия», вошедший в статью А. К. Воронского, вызвал
отклик поэта и
критика А. А. Туринцева. Он писал в статье «
Поэзия современной России»: «Нет, сколько бы ни извинялся Есенин… за „
самый щекотливый этап“
свой — религиозность, сколько бы ни просил читателя „относиться ко всем его Иисусам, Божьим Матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии“, для нас ясно:
весь религиозный строй души его к куцему позитивизму сведен
быть не
может. И после
того, как одержимое
требование преображения,
жажда обрести немедленно же обетованную Инонию чуда не произвели — отчаяния, богоотступничества нет. По-прежнему взыскует он нездешних „неведомых пределов“. Неизменна его религиозная устремленность,
порыв к Божеству, меняется лишь внутреннее
освещение, обновляется
содержание. Собственно
бунт Есенина
символический изначальный Прометеев
бунт» (журн. «Своими путями». Прага, 1925, № 6–7, май-
июнь, с. 26).
С. 222. В этом томе собрано
почти все… Большие вещи… отходят во 2-й том. — О каком конкретно собрании стихотворений и поэм в 2-х томах идет
речь, не установлено.
Вместе с тем попытки Есенина
издать двухтомник своих произведений восходят к 1920 г. — о готовящемся издании 1-го тома под названием «
Телец» сообщалось в рекламном объявлении, помещенном в сборнике «Плавильня слов» (вышел в феврале
того же года). В феврале 1921 года
издательство «Имажинисты» выпустило есенинскую книгу «Трерядница», где указывалось о подготовке к печати сборника «Ржаные кони» в двух книгах. Ни «
Телец», ни «Ржаные кони» в
свет не вышли,
хотя оба издания были сверстаны (их верстки сохранились).
Спустя год, 14 марта 1922 г., газ. «Известия ВЦИК…» (№ 59) поместила
объявление о том что издательством «Альциона» «печатаются и готовятся два тома Сергея Есенина „Ржаные кони“». И эти тома не появились. В октябре-ноябре 1922 года
издательство З. И. Гржебина выпустило
первый том «Собрания стихов и поэм» Есенина.
Второй том не выходил.
…сказалось
весьма сильное
влияние моего деда… Отроком меня таскала по всем российским монастырям
бабка. — О жизни Сергея Есенина в семье деда по матери Федора Андреевича Титова (1845–1927) и бабушки Натальи Евтихиевны Титовой (1847–1911) см. автобиографии поэта в т. 7
наст. изд., а
также воспоминания троюродного
брата поэта по линии матери Н. И. Титова «Школьные годы Есенина» (Сб. «Воспоминания о Сергее Есенине», М., 1965 г.) и книгу А. Панфилова «Константиновский
меридиан», ч. 1. М., 1992, с. 120–123.
С. 223. …протухшие настроения о Розах, Крестах… — вероятно, имеются в виду религиозно-философские настроения, затронувшие определенную
часть интеллигенции России в начале XX в., особенно после поражения революции 1905–1907 годов.
…Я
очень люблю и ценю Блока… — С первой встречи и до конца дней своих Есенин с большим уважением относился к А. А. Блоку. В автобиографиях, в беседах с современниками, в публичных выступлениях Есенин отзывался о Блоке как об одном из своих наставников, научившем его лиричности. «
Блок… для меня… — говорил Есенин в 1923 г., — был и остался… главным и старшим,
наиболее дорогим и высоким, что только
есть на свете» (Пяст В. А. Встречи с Есениным. — Воспоминания-95, 386) Подробнее о взаимоотношениях Есенина и Блока см. следующие работы: Мурашёв М. П. А.
Блок и С. Есенин (Страницы из воспоминаний). — Сб. «Есенин.
Жизнь.
Личность.
Творчество». М., 1926, с. 65–70; Правдина И. С. Есенин и
Блок. — Есенин и
русская поэзия. Л., 1967, с. 110–136;
Блок и Есенин. ‹Выдержки из воспоминаний, дневников и записей поэтов и их современников›.
Публикация и примечания Ю. Юшкина. — Газ. «Литературная Россия», 1980, 17 октября, № 42, с. 9, 16–17; Енишерлов В. Три года. Александр
Блок и Сергей Есенин. — «В мире Есенина». Сб. статей, М., 1986, с. 449–456.
Озирис (Осирис) — в египетской мифологии бог производительных сил природы,
царь загробного мира.
Оаннес — в шумеро-аккадской мифологии первочеловек в образе полурыбы-получеловека.
Зевс — в греческой мифологии верховное
божество,
отец богов и людей,
глава олимпийской семьи богов.
Афродита — в греческой мифологии
богиня любви и красоты.
Афина — в греческой мифологии
богиня мудрости и справедливой войны.
Анкета ‹журнала› «Книга о книгах». К Пушкинскому юбилею. ‹Ответы› (с. 225). Журн. «Книга о книгах», М., 1924, № 5–6,
июнь, с. 18, 20, 23.
Печатается по подлиннику (РГАЛИ, ф. С. Д. Мстиславского) — машинописному бланку анкеты с ответами Есенина, вписанными карандашом.
Датируется годом журнальной публикации.
В № 4 журнала «Книга о книгах» за 1924 год в разделе «Литературная
хроника» была напечатана следующая
информация:
«125-летие со дня рождения А. С. Пушкина. „Книга о книгах“ провела, в связи с 125-летнем дня рождения Пушкина, анкету, результаты которой будут опубликованы в следующем номере журнала» (с. 62).
В очередном, № 5–6 журнала, в частности, сообщалось: «На разосланные и розданные анкетные листы ответов поступило всего 27 — на 200 распределенных анкет». Напечатано ответов на
каждый из трех вопросов — 20,
среди них,
помимо Есенина, ответы А. Я. Аросева, Ф. А. Березовского, Н. К. Гудзия, П. С. Когана, С. А. Клычкова, Г. Лелевича, В. Л. Львова-Рогачевского, Н. К. Пиксанова, В. П. Полонского, А. И. Тарасова-Родионова, Д. А. Фурманова и других литераторов.
Клычков С.: «
Чувство влечения к Пушкину, любви к его поэзии — как
чувство голода, жажды:
почти физическое
чувство. В
разгар футуризма и поэтического атеизма, Пушкин для меня
всегда был образом утешения, успокоения и надежды, — надежды, что вся эта шумливость, заносчивость нелепости, самоутвержденная непростота и
бездумье — пройдет без следа и заметы в
сердце человечества. Если мы еще не
вплотную подошли к Пушкину, то это
будет завтра».
Фурманов Дм.: «Разумеется,
сила впечатления от пушкинских творений не та, что была прежде, теперь, зрелому политически, многое представляется в ином свете. К примеру — „Капитанская
дочка“ прежде всего воспринималась
почти исключительно как высоко-художественное произведение, без классового подхода, без соответствующего анализа. Теперь другое: видишь, что и
движение народное, и сам Пугачев, и
вообще все персонажи
повести — даны под известным углом зрения, даны представителем определенного класса».
Гудзий Н.: «
Русская литература в своих лучших достижениях
всегда так или
иначе жила с оглядкой на Пушкина. Современная — живет так же, и чем
дальше, тем больше, в той мере, в
какой прислушивается к пушкинскому предостережению:
Служенье муз не терпит суеты,
Фурманов Дм.: «Пушкин не умрет, не пропадет, не сойдет со сцены.
Часть произведений, видимо, отойдет в
тень, но крупнейшие останутся перлами литературы, только марксистская
критика углубленно их проанализирует и поставит на должное
место в общем историческом процессе».
Аросев А.: «Не мудрствуя лукаво,
дать надо Пушкина таким, как он
есть, не делая из него популярных вырезок».
Березовский Ф.: «Интеллигенции
можно дать Пушкина так, как печатали его до сих пор. Рабочему и крестьянину нужно
давать Пушкина с особыми разъяснениями о роли его творчества для его эпохи, о его месте в русской литературе и о том значении, которое он имеет
сейчас».
Клычков С.: «
Издать Пушкина для народа».
Фурманов Дм.: «Не сырьем, а непременно снабжая предисловиями, примечаниями и т. д., открывая современному читателю глаза не только на художественную
значимость пушкинских произведений, но и на
значение их социально-политическое и общекультурное».
125-летие со дня рождения А. С. Пушкина широко отмечалось по всей стране. В газетах и журналах печатались статьи о жизни и творчестве великого сына России, поэты посвящали ему стихи. Есенин написал
стихотворение «Пушкину» и читал его на юбилейном митинге в июне 1924 г. у памятника поэту на Тверском бульваре.
Сочинения Пушкина были настольными книгами Есенина и в Константинове, и в Москве. Несколько изданий произведений автора «Евгения Онегина» из домашней библиотеки Есениных хранится в фондах Государственного Музея-заповедника в Константинове.
Среди них —
однотомник избранных произведений Пушкина (изданный в 1899 г.) с подписью: «Эта книга принадлежала Александру Никитичу Есенину