Полное собрание сочинений в семи томах. Том 5. Проза
— подозрительно. — Ср. строки Есенина в письме к Н. Н. Ливкину от 12 августа 1916 г.: «
Тогда, когда вдруг около меня поднялся шум, когда мережковские, гиппиус и Философов открыли мне свое
чистилище и начали
трубить обо мне…, я презирал их — и с деньгами, и с всем, что в них
есть, и считал поганым
прикоснуться до них» (т. 6
наст. изд.; см. там же
письмо Есенина к А. Ширяевцу от 25 июня 1917 г.).
Об отношении Есенина к Мережковскому и Гиппиус в первые годы знакомства с ними рассказывали друзья поэта. Так, В. С. Чернявский писал: «Сам
Мережковский казался ему сумрачным, „выходил редко, больше все молчал“ и как-то стеснял его. О Гиппиус,
тоже рассматривавшей его в усмешливый
лорнет и ставившей ему испытующие вопросы, он отзывался с все растущим неудовольствием. „Она меня, как
вещь, ощупывает!“ — говорил он» (Восп., 1, 207). А. Б. Мариенгоф вспоминал о таком восклицании Есенина: «Ух, уж и ненавижу я всех этих Сологубов с Гиппиусихами!..» (Восп., 1, 313).
«К Философову он относился хорошо, — замечал В. С. Чернявский о Есенине. — Тот пленил его крайним вниманием к его поэзии, авторитетным, барственно мягким тоном джентльмена» (Восп., 1, 207). При содействии Д. В. Философова в петроградском журнале «
Голос жизни» (1915, 22 апреля, № 17, с. 13) были опубликованы
четыре стихотворения Есенина — см. коммент. к
стих. «Под венком лесной ромашки» в т. 1
наст. изд., с. 440–443.
В первой книге Есенина «Радуница» (Пг., 1916) ему посвящено
стихотворение «
Выть» («Черная, потом пропахшая
выть…», 1914). Известны
письмо Есенина к Д. В. Философову (до 20 августа 1915 года) и дарственная
надпись на «Радунице» (Пг., 1916) — см. тт. 6 и 7
наст. изд.
Сохранились две дарственные надписи и Д. В. Философова Есенину. Одна — на его книге «Неугасимая
лампада. Статьи по церковным и религиозным вопросам» (М., 1912): «Сергею Александровичу Есенину с верой, что
русская лампада не угаснет. Д. Философов. 12 апр. 1915 г.»; вторая — на книге «Старое и новое. Сборник статей по вопросам искусства и литературы» (М., 1912): «Сергею Александровичу Есенину на
память о „несоленых“ людях Питера от автора. 12 апр. 1915 г.» (ГЛМ.
Библиотека).
Несмотря на негативное
высказывание о Д. В. Философове в письме к Н. Н. Ливкину (см. выше), Есенин в последующие годы отделял его от Мережковских, что, в частности, видно и по памфлету.
…но все же Клюев и на него составил стихи… — эти стихи не обнаружены (сообщено С. И. Субботиным, исследователем жизни и творчества Николая Алексеевича Клюева).
В газете «Ecler» ‹точнее — «L’Eclair»›
Мережковский называл меня хамом… — Вероятно, имеется в виду опубликованная в этой парижской газете 16 июня 1923 г.
статья Д. С. Мережковского «Когда Россия возродится…» В этой статье содержится
заявление автора, оскорбительное для А. Дункан и С. Есенина (см.
письмо А. Дункан редактору газеты «L’Eclair» — Письма, 330–331).
Что это на Вас за
гетры? — Об этом эпизоде, происшедшем
зимой 1915–1916 г., вспоминал В. Б. Шкловский (1893–1984). В статье «Современники и синхронисты», опубликованной в журн. «
Русский современник» (Л.-М., 1924, с. 233), он писал: «Есенина я увидел в
первый раз в салоне Зинаиды Гиппиус,
здесь он был уже в опале.
— Что это у вас за странные
гетры? — спросила Зинаида Николаевна, осматривая ноги Есенина
через лорнет.
А
ответ Есенина обозначал: отстань и
совсем ты мне не нужна.
Вот, как это
тогда делалось!
Но
спор весь шел об Октябрьской революции».
«Есенина я видел
первый раз у Зинаиды Гиппиус. Зинаида — подчеркнутая
дама, с лорнетом, взятым в руку
нарочно.
Она посмотрела на ноги Есенину и сказала:
— Что это за
гетры на вас надеты?
Зинаида Гиппиус знала, что это
валенки, но
вопрос ее обозначал
осуждение человеку, появившемуся демонстративно в доме Мурузи….
Валенки Есенина были демонстрацией… и обозначали
неуважение к Гиппиус» (Шкловский В. О Маяковском. М., 1940, с. 169, 171).
О том же эпизоде, со слов Есенина, рассказывали в своих мемуарных очерках А. К.
Воронский (Памяти Есенина: Из воспоминаний. — Журн. «Красная
новь», М.-Л., 1926, № 2,
февраль, с. 210); Г. В. Адамович (Есенин: К 10-летию со дня смерти. — Газ. «Последние новости», Париж, 1935, 26 декабря, № 5390).
Поэтесса И. В. Одоевцева (1895–1990)
также вспоминала: «Как-то на каком-то чопорном приеме Гиппиус, наставив
лорнет на его
валенки, громко одобрила их: „Какие на вас интересные
гетры!“ Все присутствующие покатились со смеха.
Такие обиды не прощаются. И не забываются.
—
Очень мне обидно
было и горько, — говорит он. — Ведь я был доверчив, наивен…» (
Встреча с Сергеем Есениным. — Газ. «Новое русское
слово», Нью-Йорк, 1971, 6 июня, № 22272).
С. 230. Потом
Мережковский писал: „Альфонс… “ А я ему отвечал устно… — В статье, опубликованной 16 июня 1923 г. в газете «L’Eclair»,
Мережковский обозвал Есенина «мужиком», добавив: «
Сегодня его
большевизм находит
выражение в бесконечном пьянстве и скандалах…» (см.
также письмо А. Дункан редактору газеты в изд.: Письма, 330–331); в этом же письме приводится одно из устных высказываний Есенина о Мережковском).
Альфонс —
мужчина, состоящий на содержании у женщины, ставшее нарицательным имя персонажа драмы «
Господин Альфонс» (1873) французского писателя Александра Дюма-сына (1824–1895). Первое
представление пьесы Дюма в Москве происходило 3 октября 1874 г.
Русский перевод пьесы был озаглавлен «
Красавец» (еще одно
название в переводе — «Мосье Альфонс»).
Лориган —
марка изысканных духов, выпускаемых парижской фирмой Коти. В стихотворении «Мой
путь», написанном в первые месяцы 1925 г., Есенин с сарказмом вспоминает о «салонном вылощенном сброде» и его «привычке к Лориган и к розам» (см. т. 2
наст. изд.).
Ведь вы в «Золотое
руно» снимались так же в брюках с портрета Сомова. — Судя по всему, опубликованный в журнале «Золотое
руно» (Пб., 1906, № 4)
портрет З. Н. Гиппиус Есенин описывал по памяти.
Автор портрета не К. С. Сомов, а Л. С. Бакст. «Гиппиус, — вспоминала М. С. Шагинян, —
почти всегда принимала гостей сидя: верней, полулежа в своем большом кресле…» (Шагинян М. Указ. соч., с. 340). И на портрете З. Н. Гиппиус изображена сидя, в
трико и чулках.
Лживая и скверная Вы. — Ср. строки из воспоминаний редактора парижского журнала «Современные записки» М. В. Вишняка: «За ум и острое, жалящее
перо Гиппиус сравнивали со змием и даже с вульгарной „змеей подколодной“.
Гумилев называл ее „
больной жемчужиной“. Ремизов — „вся в костях и пружинах,
устройство сложное, но к живому человеку
никак“. Петербургские иерархи — „белой дьяволицей“. Даже друзья, сохранившие
верность, — „ведьмой“…» (Вишняк М. В. Современные записки. Воспоминания редактора. СПб., 1993, с. 154).
Вы пишете: «
Основа партии — общее
утверждение ценностей». — Цитируемые Есениным слова — из статьи Гиппиус «Общеизвестное». Они произнесены Оптимистом в таком контексте: «Теперь принято
бранить партийность. Я, напротив, приветствую ее и приветствовал бы наши партии, если бы… они были, действительно, партиями. Но и они страдали тем же недостатком: отсутствием реализма. При
большой узости — настоящей дисциплины они не имели. Увы, наша а-реалистичная
интеллигенция фатально придавала своим партиям — церковный
характер,
менее всего
пригодный для жизни партии.
Основа партии — общее
утверждение ценностей,
хотя и высоких, но относительных, а не абсолютных. Когда же относительное бессознательно подменяется абсолютным, это извращает
принцип партийности, и партии делаются не партиями, а сектами.
Отсюда их сдавленность,
догматизм,
отсюда бесконечное дробление и взаимная
нетерпимость» (выделено автором).
Даже Шкловский помнит, что Вы говорили… — вероятно, эти слова Есенина связаны с последней фразой («…
спор… шел об Октябрьской революции») цитируемого выше отрывка из статьи В. Шкловского «Современники и синхронисты» (1924).
Фраза относится явно к другому,
более позднему времени,
другой встрече и разговору Есенина с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским. На это косвенно указывает В. Шкловский в своем мемуарном очерке «И
сегодня сегодняшний», написанном
незадолго до кончины: «Вспомнил я это
потому, что
недавно прочел
письмо Есенина о ссоре с Мережковским: он ссылается на меня, как на свидетеля» (В мире Есенина. Сб. статей. М., 1986, с. 633).
…и что
опять пишете: «крайнюю хату», левую или правую, это безразлично, раз он
художник. Такое
время. — Эти слова в статье «Общеизвестное» произносит
Оптимист, отвечая на
вопрос Пессимиста, к какому самоопределению на пути
интеллигенция — политическому: «Если угодно, и политическому
тоже. Ведь
понятие „политичности“
очень широко в наше
время. Даже
обыватель а-политичен только умом; сердцем же политичен
каждый. А увидите интеллигента,
который жмется к стенке, вертится, „политикой, мол, не занимаюсь, моя
хата с краю“, — знайте: это он
либо уж наметил
себе какую-нибудь „крайнюю“ хату, левую или правую,
либо, если не наметил, все равно в которой-нибудь автоматически окажется, и это без различия,
будь он расхудожник… Такое
время».
…(
хотя Вы писали обо мне статьи хвалебные). — Известна одна «хвалебная»
статья З. Н. Гиппиус о Есенине «
Земля и
камень» — в журнале «
Голос жизни» (Пг., 1915, 22 апреля, № 17, с. 12; подписана псевдонимом:
Роман Аренский). З. Н. Гиппиус, в частности, писала: «В стихах Есенина пленяет какая-то „сказанность“ слов, слитость звука и значения, которая дает
ощущение простоты… Никаких лишних слов нет, а просто
есть те, которые
есть, точные,
друг друга определяющие…. Есенин —
настоящий современный поэт» (выделено автором).
Зинаиде Гиппиус был подарен
один из первых экземпляров первой книги поэта «Радуница» (вышла из печати в конце января 1916 года) с надписью: «Доброй, но проборчивой Зинаиде Николаевне Гиппиус с низким поклоном. Сергей Есенин. 31 января 1916. Петроград». (Газ. «
Вечерний Харьков», 1995, 23 ноября, № 137 (7439) — в заметке Людмилы Тарасовой «„Радуница“ остается в Харькове»).
См.
также коммент. к стихотворению «Под венком лесной ромашки…» (1911) в т. 1
наст. изд., с. 440–443.
…путешественники… с Бедекером. — Карл Бедекер (1801–1859) —
известный составитель путеводителей по странам Европы. Его сыновья основали в Лейпциге (Германия)
издательство, специализировавшееся на выпуске путеводителей (ср.
название книги Ипполита Соколова — «Бедекер по экспрессионизму». ‹М›, 1920).
‹О резолюции ЦК РКП(б) о художественной литературе› (с. 231). — «Новая вечерняя
газета». Л., 1925, 6 июля, № 93. (В рубрике: «Писатели о