Полное собрание сочинений в семи томах. Том 5. Проза
общем смысле слова, ставящего
себе чисто литературные задачи, ищущего правильных методов их разрешения… В лучших произведениях Александровский, несомненно,
поэт; „пролетарские“ темы у него разработаны сильнее других:
образ сознательного рабочего, будущая
роль пролетариата,
значение Октября, интересная
поэма „Москва“ и т. под…. В стихах Казина, обладающего подлинным чутьем ритмов, намечаются самостоятельные художественные подходы» (Брюсов В. Вчера,
сегодня и завтра русской поэзии. — Журн. «
Печать и
революция», М., 1922. Кн. 7,
сентябрь-
октябрь, с. 64–65).
и этих ‹Герасимова, Александровского, Кириллова и некоторых других›… кажется, «заехали» — как выражается Борис Волин… — Волин (псевд.;
наст. фам. Фрадкин) Борис Михайлович (1886–1957) —
партийный работник,
один из редакторов журнала «На посту»,
ответственный редактор газеты «Рабочая Москва» и журнала «
Красный перец». «Заехали» — резкая, беспощадная
критика. Одна из грамматических форм этого слова появилась в рекламном объявлении на 4-й странице обложки 2–3 номера (
сентябрь-
октябрь) журнала «На посту» за 1923 г.: «В № 4 „На посту“,
между прочим материалом, предполагается
поместить след. статьи: Г. Лелевич — Партийная
политика в искусстве, Бор. Волин — Марксистская
критика и „заезжательство“»…
Статья Бор. Волина была напечатана в 4-м, ноябрьском, номере журнала за 1923 г. под заголовком: «Большевики — заезжатели» (стб. 11–28). В этой статье отмечалось: «…
Термин „заезжатели“ не нов в нашей публицистической литературе ‹…› он уже имеет по крайней мере двадцатилетнюю
давность ‹…› меньшевики нас — большевиков — честили заезжателями за
резкость нашей полемики, за ортодоксальность нашего мировоззрения…» (стб. 13).
Что касается названных Есениным пролетарских поэтов, то их «заехали» уже в 1-м, июньском, номере «На посту»: «Кириллов поплакивает, Герасимов и Санников оплакивают революцию. Кириллову кажется:
революция на ущербе. А Санников и Герасимов вопят: „
Каюк. Предали. И мертвецов революции и алые знамена за нэповскую чечевичную похлебку продали.
Конец“. А мы не помиримся, утверждают поэты — „революционнейшие из революционных“. Мы будем
призывать к новой революции, к новому „Октябрю“. А все-то
дело только в том, что не
революция, а
творчество этих поэтов, получивших
звание „пролетарских“ — на ущербе в действительности» (Ингулов С. На ущербе. — Журн. «На посту», 1923, № 1,
июнь, стб. 67–68).
В том же номере журнала Леопольд Авербах писал: «Во всем, по существу, антиреволюционном брюзжании Кириллова, Обрадовича, Санникова
есть густой налет обывательщины» (
статья «По эту сторону литературных траншей», стб. 83). За
отрыв от революционной действительности, за «устремления в заоблачные миры» М. Герасимов, В. Кириллов и другие пролетарские поэты резкой критике подверглись в статьях С. Ингулова «О живом человеке» и Н. Изгоева «Не тем засеяли» (журн. «На посту», М., 1923, № 4,
ноябрь, стб. 77-104 и 171–175).
Бездарнейшая
группа мелких интриганов… выдвинула
журнал… «На посту»… — «На посту» —
журнал критики,
теоретический орган объединения «
Октябрь». Выходил в Москве в 1923–1925 гг. (
шесть номеров) под редакцией Б. Волина, Г. Лелевича, С. Родова. Выступая за новое, пролетарское
искусство, против формалистических и декадентских тенденций,
журнал в то же
время провозглашал и осуществлял на практике нигилистический
подход к классическому наследию, непролетарским писателям, т. н. «попутчикам», к числу которых относил
также М. Горького и В. Маяковского… После опубликования резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925), осудившей сектантский
подход к литературному творчеству,
журнал перестал
выходить (
Литературный энциклопедический
словарь, М., 1987, с. 232).
Наиболее активно в номерах журнала за 1923 г. выступали (
кроме редакторов): Родов Семен Абрамович (1893–1968), Ингулов Сергей Борисович (1893–1938), Сосновский Лев Семенович (1886–1937), Тарасов-Родионов Александр Игнатьевич (1885–1938), Либединский Юрий Николаевич (1898–1959), Левман Семен Семенович (1896–1943), Малахов Сергей Арсеньевич (1902–1973).
В «Письме группы писателей, оглашенном на литературном Совещании при Отделе печати ЦК РКП» (9 мая 1924 г.; подписано С. Есениным, М. Герасимовым, В. Кирилловым, И. Бабелем, Ал. Толстым, М. Пришвиным, Вс. Ивановым, Б. Пильняком и другими литераторами), говорилось: «Тон таких журналов, как «На посту», и их
критика, выдаваемые
притом ими за
мнение РКП в целом, подходят к нашей литературной работе заведомо предвзято и неверно. Мы считаем нужным
заявить, что такое
отношение к литературе не достойно ни литературы, ни революции и деморализует писательские и читательские массы». («К вопросу о политике РКП(б) в художественной литературе», М., 1924, с. 106–107).
‹О писателях-«попутчиках»› (с. 242). — Есенин С. Собр. соч. В 5 т. Т. 5. М., 1962, с. 74–76 (редакционное
заглавие: ‹О советских писателях›).
Здесь дан
заголовок, точнее выражающий
содержание отрывка.
Печатается по автографу (РГАЛИ).
Датируется по содержанию: из всех упомянутых произведений самое позднее по времени появления в печати — «Материалы к роману» Б. А. Пильняка (журн. «Красная
новь», М.-Л., 1924, кн. 1 —
январь-
февраль, кн. 2 —
март).
Одним из поводов к работе над статьей послужило, возможно, появление в печати письма группы редакторов и авторов журнала «На посту» (Л. Авербах, А. Безыменский, Ил. Вардин, Бор. Волин, С. Ингулов, Г. Лелевич, Ю. Либединский, С. Родов). Оно
было опубликовано в газете «
Правда» 19 февраля 1924 г. под названием: «
Нейтралитет или
руководство? К дискуссии о политике РКП в художественной литературе». В этом письме
литература того времени разделялась «на три основные группировки: 1) буржуазную, глядящую на мир глазами господствовавших до революции классов; 2) мелкобуржуазную литературу промежуточных социальных слоев; 3) пролетарскую литературу, организующую психику читателя в сторону коммунизма».
К литературе «промежуточных социальных слоев» в письме отнесены «так называемые „попутчики“», которые «имеют
очень много оттенков. Одни из них, не определившись политически, большей
частью дают произведения, приемлемые для революции (Л. Сейфуллина, Еф. Зозуля,
отчасти Вс.
Иванов); другие подменяют
изображение революции пустячками и анекдотами, постоянно политически колеблясь и отражая идеологию и настроения городского обывателя (М. Зощенко и др.); третьи намеренно или ненамеренно искажают революционную
действительность, преломляя ее
сквозь призму славянофильства, мистицизма,
больной эротики (Б. Пильняк, Н. Никитин и др.); четвертые явно клевещут на революцию, выступая в качестве выразителей идеологии нэпманской буржуазии, и т. д.
К этим же промежуточным группировкам относятся и крестьянские писатели, недостаточно организованные. К сожалению, больше всего пока
среди них выявились как раз
элементы „мужицкого“ консерватизма и даже реакции (С. Есенин, Н. Клюев, П. Орешин и др.) ‹…›.
Нужно
взять и
брать от „попутчиков“ все, что
есть среди них честного, здорового и приемлемого для революции, решительно отметая вредное и гнилое».
Не исключено, что своей статьей, полемизирующей с
рядом положений письма и других выступлений «напостовцев», Есенин хотел
обозначить свою позицию в проходившей
тогда дискуссии о политике РКП в художественной литературе. Возможно
также, что
этот текст является фрагментом материала, предназначавшегося, как и «
Россияне», для сборника литературно-критических статей Есенина (см. коммент. к «Россиянам»).
С. 242. …
группа… так называемых пролетарских писателей… они… оказались бессильны, фальшивы и подражательны… — Имеется в виду, скорее всего,
группа прозаиков, верных догмам Пролеткульта, пренебрегавших культурным наследием, авторов бесцветных, подражательных произведений (некоторых из них Есенин упоминал в статье ‹«О сборниках произведений пролетарских писателей»›. В то же
время среди пролетарских поэтов были талантливые
люди, с которыми Есенин находился в дружеских отношениях, следил за их творчеством, выделял их стихи из произведений последователей Пролеткульта (напр., отдельные стихи М. Герасимова, В. Казина, В. Кириллова).
С. 242–243. …в беллетристике мы имеем… имена: Всеволода Иванова, Бориса Пильняка, Вячеслава Шишкова, Михаила Зощенко, Бабеля и Николая Никитина, — которые, действительно внесли
клад в русскую художественную литературу. — В этой и предшествующей фразах
словом «действительно» Есенин как бы подтверждал
справедливость оценок произведений «попутчиков» А. Воронским и Л. Троцким. «Что греха
таить, многие попутчики насчет коммунизма
очень неблагополучны, на то они и попутчики. Но это
наиболее сильное в художественном смысле
крыло современной литературы. Достаточно их
перечислить:… прозаики: Б. Пильняк, В.
Иванов… Н. Никитин… Бабель… Зощенко» (
Воронский А. О пролетарском искусстве и художественной политике нашей партии — Журн. «Красная
новь», М.-Л., 1923, № 7, с. 261); «Мы
очень хорошо знаем политическую ограниченность, неустойчивость, ненадежность попутчиков. Но если мы выкинем Пильняка с его „Голым годом“, серапионов с Всеволодом Ивановым, Тихоновым и Полонской, Маяковского, Есенина, — так что же, собственно, останется,
кроме еще неоплаченных векселей на будущую пролетарскую литературу?» (
Троцкий Л. Партийная
политика в искусстве — Газ. «
Правда», 1923, 16 сентября, № 209).
В то же
время строки Есенина полемичны по отношению к заявлению Г. Лелевича в его статье «Нам нужна партийная
линия»: «Когда
основной кадр сотрудников наших журналов рекрутируется из среды Ивановых, Никитиных, не говоря уже о Пильняке, когда эта партизанская
братия определяет литературную физиономию журналов и издательств, — извините! Вывихивать мозги читателей
нечего!» (журн. «На посту», М., 1923, № 1, июль, стб. 106).
С. 243. …
каждый из них отражает революцию так, как он видит ее беспристрастными глазами художника. — Ср.: «Наши попутчики не смотрят глазами коммуниста, ибо этих
глаз у них нет, стало
быть, объективная
правда эпохи для них закрыта» (Вардин Ил. Воронщину необходимо
ликвидировать. О политике и литературе. — Журн. «На посту», М., 1924, № 1, май, стб. 16).
«Помилуйте, — слышится из уст доморощенных критиков, — да
какой же это
писатель, если он в революции
ничего не увидел,
кроме половых органов?» — В журн. «На посту» печатались статьи, в которых,
например, писалось: «Ник. Никитину
тоже дано на революцию
смотреть по-пильняковски, с точки зрения половых органов» (1923, № 1,
июнь, стб. 22); «Когда Пильняк ‹…› считает, что
революция является результатом полового психоза ‹…›, — он выступает
перед нами в качестве законченного контрреволюционера» (там же, стб. 95).
Статья П. С. Когана, опубликованная в газ. «Известия ВЦИК…» (1923, 6 октября, № 225), называлась: «Письма о литературе. О таланте, литературе на заказ, о „
половой революции“ Бориса Пильняка».
Пильняк изумительно талантливый
писатель… — Книги Бориса Андреевича Пильняка (
наст. фам. Вогау; 1894–1938), вышедшие по 1925 г.: «С последним пароходом» (М., 1918); «Былье» (М., 1920; Ревель, 1922); «Смертельное манит» (М., 1922); «Никола-на-Посадьях» (М.-Л., 1923); «Простые рассказы» (Пг., 1923); «Английские рассказы» (М.-Л., 1924);
роман «
Голый год» (три изд. — в Пг., М., (Берлине — 1922; М. — 1924); «Материалы к роману» (журн. «Красная
новь», 1924, № 1 и № 2) вошли в
роман «Машины и волки», выпущенный в 1925 г. в Ленинграде.
Неполная
библиография статей о произведениях Б. Пильняка (по 1925 г.) насчитывает
более 50 единиц. О его рассказах, повестях, романах писали: Ю. Соболев, Н. Ашукин, В. Правдухин, М. Рыбникова, А.
Воронский, Г. Горбачев, Л.
Троцкий, М. Шагинян, Н. Осинский и другие литераторы.
О взаимоотношениях писателей см. статью Б. Б. Андроникашвили-Пильняка «Города или веси: Пильняк и Есенин» — Сб. «Борис Пильняк:
Опыт сегодняшнего прочтения». М.,
Наследие, 1995, с. 91–116.
С. 244. Про Всеволода Иванова писали